СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Расширение и углубление политехнического кругозора учащихся на уроках труда (технология) и занятиях внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС третьего поколения

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о значимости политехнического образования в школе в условиях реализации ФГОС третьего поколения

Просмотр содержимого документа
«Расширение и углубление политехнического кругозора учащихся на уроках труда (технология) и занятиях внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС третьего поколения»

Расширение и углубление политехнического кругозора учащихся на уроках труда (технология) и занятиях внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В современном мире, который стремительно движется к технологическому прогрессу, вопрос образования становится особенно актуальным. Одним из ключевых аспектов образовательного процесса является формирование политехнического кругозора у учащихся, который включает в себя знания и навыки в различных областях науки и техники. Этот подход к обучению стал важным не только для личностного развития, но и для профессиональной успешности в условиях быстро меняющихся требований на рынке труда.

Труд (технология) - один из элементов общей системы политехнического образования учащихся.

Эта система призвана познакомить школьников с основами современного производства, с различными технологиями, в том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. На уроках труда (технология) происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности. Поэтому на своих уроках стараюсь подвести учащихся к пониманию того, что при внешнем разнообразии различные производственные процессы содержат много общего, родственного. Понимание этой общности позволяет учащимся значительно расширить область применения своих знаний и умений, свой политехнический кругозор.

Что же такое «политехнический кругозор»? Политехнический кругозор – это способность интегрировать знания из различных дисциплин, таких как труд (технология), физика, химия, математика, и другие. Он предполагает не просто знание теоретических основ, но и умение применять их на практике. Учащиеся с развитыми политехническими навыками способны анализировать проблемы, находить решения и предлагать инновации, которые могут быть применены в различных сферах деятельности.

В последующем политехническое образование позволит им непрерывно повышать свою рабочую квалификацию и при необходимости овладевать новыми рабочими профессиями.

Ни один отдельно взятый предмет не может обеспечить политехнического образования учащихся. В настоящее время предмет Труд (технология) как ни один другой предмет отражает смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов.

На уроках труда (технологии) внимание учащихся обостряется на том, что общность между различными отраслями народного хозяйства, теми объектами и процессами, которые их характеризуют, обнаруживается прежде всего в единстве естественно научных закономерностей, использованных в различных конструкторских и технологических решениях. Я считаю, что для изучения современного производства в политехническом плане школьники должны хорошо знать такие предметы как труд (технологию), физику, химию, биологию, информатику. Эти предметы составляют главный элемент системы политехнического образования в школе.      

Однако на уроках физики, химии, информатики технические объекты и процессы рассматриваются односторонне, как иллюстрация использования тех или иных закономерностей природы на практике. При таком подходе учащиеся, конечно, не могут получить полное представление об объектах или процессе, его преимуществах и недостатках.  Именно поэтому Труд (технология) и выделяется как самостоятельный элемент политехнического образования. Стратегическим документом, определяющим направление модернизации содержания и методов обучения этого предмета, является ФГОС ООО (с изменениями в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»). Основной целью освоения содержания программы по учебному предмету «Труд (технология)» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления.

Большие возможности для расширения и углубления политехнического кругозора учащихся создаются во внеклассной работе, а также в процессе производительного труда, когда ученики встречаются с различными техническими объектами, обслуживают их. Поэтому внеклассная работа и производительный труд, связанный с современным производством, также рассматриваются как элементы системы политехнического образования.

Как известно, каждый учебный предмет характеризуется определённой логикой систематизации учебного материала. Для физики -  это различные формы движения материи, для химии – таблица Менделеева, для труда (технологии) – производственные процессы. Ни один из этих подходов не способствует в полной мере формированию политехнических знаний и умений. Наиболее благоприятной для этих целей оказывается группировка учебного материала вокруг технических объектов и процессов, которые, в свою очередь, систематизируются через естественнонаучные закономерности, положенные в основу их действия.

Система политехнического обучения в школе функционирует лишь при достаточной связи между её элементами, носит интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом, создает возможность применения научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности, включения обучающихся в реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности, воспитания культуры личности во всех ее проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и других ее проявлениях), самостоятельности, инициативности, предприимчивости, развитии компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды труда и сферы профессиональной деятельности.

Итак, политехническое образование формирует и развивает такие важные навыки, как

1. Критическое мышления: обучение в политехническом формате способствует формированию аналитического мышления. Учащиеся учатся не только запоминать информацию, но и подвергать ее анализу, делать выводы и принимать обоснованные решения.

2. Инновационное мышление: в эпоху цифровизации и технологических изменений важно развивать в учащихся навыки креативного и инновационного мышления. Политехнический кругозор помогает стимулировать интерес к научным исследованиям и экспериментальной деятельности, что является основой для создания новых технологий и продуктов.

3. Гибкость и адаптивность: обучение в различных областях науки и техники делает учащихся более гибкими и способными быстро адаптироваться к изменениям в профессиях и технологиях. Это особенно важно в условиях, когда многие традиционные профессии утрачивают свою актуальность.

4. Межпредметный подход: Современные вызовы требуют комплексного подхода к решению проблем. Политехническое образование способствует интеграции знаний из разных областей, что позволяет находить универсальные решения для сложных задач.

5. Подготовка к будущей профессии: в условиях растущей конкуренции на рынке труда работодатели ищут специалистов, обладающих разносторонними знаниями и широким кругозором. Политехническое образование помогает подготовить таких профессионалов, которые способны работать в команде и справляться с многозадачностью.

Приходим к выводу, что расширение и углубление политехнического кругозора учащихся на уроках труда (технология) и занятиях внеурочной деятельности является необходимым компонентом образования в условиях реализации ФГОС третьего поколения. Он не только формирует у учащихся необходимый набор знаний и умений, но и помогает развивать навыки критического мышления, креативности и адаптивности. Образовательные учреждения должны стремиться к внедрению политехнического подхода в обучение, чтобы подготовить своих учащихся к успешной профессиональной жизни в стремительно меняющемся мире.