Просмотр содержимого документа
«: «Расширение словарного запаса у детей средней группы (4-5 лет) с помощью игр и упражнений»»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 комбинированного вида г.Россошь
План работы
по самообразованию
Тема: «Расширение словарного запаса у детей
средней группы
(4-5 лет) с помощью игр и упражнений»
Воспитатель:
Ашурбекова Л.Н.
Россошь
2023-2024г
Тема: «Расширение словарного запаса у детей средней группы (4-5 лет) с помощью игр и упражнений»
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
Изучить и обобщить методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.
Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
Разработать и подобрать дидактические игры и упражнения, способствующих речевому развитию.
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.
Условия реализации:
В группе средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Применение:
Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детского образовательного учреждения и в кругу семьи.
Ожидаемый результат
Воспитанники должны:
· Самостоятельно объяснять правила игры
· Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
· Отгадывать загадки
· Подбирать к существительному прилагательное
· Подбирать слова-антонимы
Срок работы по теме самообразования: 1 год
Форма самообразования: индивидуальная, групповая
Сентябрь
С детьми | Самообразование | С родителями |
Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции | ·Изучение нормативных документов · Выбор и определение темы самообразования · Планирование работы по теме самообразования | Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС» |
Октябрь
С детьми | Самообразование | С родителями |
Уровень сформированности звуковой культуры речи: · «Повтори правильно» ·«Скажи чистоговорку» ·«Выдели первый звук в слове» Уровень сформированности грамматической стороны речи: ·«Закончи предложение» ·«Прятки» ·«Сервируем стол» | · Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднего дошкольного возраста. Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.) | Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей) |
Ноябрь
С детьми | Самообразование | С родителями |
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: ·«Послушай и скажи» ·«Угадай, кто меня позвал» Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря): ·«Что бывает осенью?» ·«Один-много» · «Назови ласково» Игры для грамматического строя речи: ·«Подумай и назови» · «Чего много» · Мой-моя-моё-мои» Игры для развития связной речи: · «Дай определение словам» ·«Дай действия словам» ·«Наоборот» | · Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию. Использование дидактических игр во время НОД. | |
Декабрь
С детьми | Самообразование | С родителями |
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: ·«Чей голос» · «Придумай своё слово» ·«Найди ошибку» Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря): ·Магазин «Фрукты» · «Кто во что одет?» Игры для грамматического строя речи: ·«Наоборот» · «Кто больше» · «Какой предмет» Игры для развития связной речи: · «Четвертый лишний» · «Кто у кого?» | ·Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию ·Создание картотеки дидактических игр ·Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности | Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи) |
Январь
С детьми | Самообразование | С родителями |
·Упражнение на речевое дыхание«Ветерок» Игры для грамматического строя речи: · «Узнай игрушку» ·«Давай познакомимся» Игры для развития связной речи: ·«Угадай звук» ·«Используй каждое мгновение» ·«Вкус и запах» · «Измени предложение» «Кто это, что это?» | | |
Февраль
С детьми | Самообразование | С родителями |
· Упражнение на речевое дыхание:«Эхо»,«Моторчики» Игры для грамматического строя речи: · «Закончи фразу» ·«Какое это бывает» · «Кто что делает» Игры для развития связной речи: · «Когда это бывает?» ·«Разноцветный сундучок» ·Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» | · Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию ·Создание картотеки дидактических игр ·Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности | Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет» |
Март
С детьми | Самообразование | С родителями |
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: · «Чей голос» · «Кто как кричит» Игры для грамматического строя речи: ·«Назови одним словом» ·«Скажи наоборот» · «Закончи фразу» Игры для развития связной речи: ·«Чего не стало, кого не стало?» ·«Подбери разные слова» · «Смысл слова» · «Закончи предложение» | Оформить карточки схемы и картинки для разучивания стихотворений. | Консультация для родителей «Как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка?» |
Апрель
С детьми | Самообразование | С родителями |
· «На чем дети катаются?» ·«Доскажи словечко» · «Что за предмет?» · Разучивание стихотворения по опорным картинкам | Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа. | Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?» |
Май
С детьми | Самообразование | С родителями |
Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» | Оформление работы в полном варианте | Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?» |