
Расширение возможностей участия одаренных детей в конкурсах и олимпиадах
Учитель технологии Рус Ю. С.
выступление на ШМО учителей технологии, ноябрь 2012 г.
Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
Что такое одаренность?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Обоснование проблемы. Анализ ее исходного состояния
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.
Ежегодно проводятся школьные, муниципальные, краевые олимпиады по различным предметам, кроме этого учащиеся Гимназии участвуют в различных дистанционных проектах, олимпиадах, конкурсах, проводимых как на уровне края, так и на уровне России.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Принципы работы с одаренными детьми:
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.
Одаренные дети:
1. имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
2. имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
3. испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Формы работы с одаренными учащимися:
1. групповые занятия с одаренными учащимися;
2. факультативы;
3. предметные кружки;
4. кружки по интересам;
5. конкурсы;
6. курсы по выбору;
7. участие в олимпиадах;
8. работа по индивидуальным планам;
9. занятия в профильных классах
10. интеллектуальные марафоны
Этапы работы с одаренными детьми:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успех в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.
2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания и т.д.
3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель 3 этапа: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи 3 этапа:
1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;
2) организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
Основные формы работы с одаренными детьми

Показатели эффективной работы с одаренными детьми:
1. наличие базы данных;
2. участие обучающихся в школьных и городских олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;
3. наличие НОУ (научного общества учащихся);
4. участие обучающихся в школьных и городских спартакиадах и других спортивных мероприятиях;
5.участие обучающихся в школьных и городских творческих конкурсах, обеспечение 100% внеурочной занятости обучающихся;
6. создание портфолио выпускника школы.
Источники информации
1. u12.edu35.ru/.. Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
2. khb-kadetschool.ru/programma.docx