СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен конспект урока по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор"»

Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»


1. Объяснение нового материала

а) Формулирование темы урока, целеполагание:

    Учитель: Дома вы прочитали рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Сегодня мы поговорим с вами о высоком предназначении- служении людям.

     Наша жизнь далека от совершенства: часто несправедливость по отношению к людям приводит к непоправимым последствиям. Болезни, горе утраты, потеря имущества могут сломить моральный дух. Именно в такие моменты требуется помощь. Каждому хочется, чтобы пришла такая помощь, и воспринимается она как чудо. Пример такого случая описан и в рассказе Куприна «Чудесный доктор».    

б) Объяснение нового материала:

      Что вы знаете об авторе рассказа? Какие детские впечатления оказали влияние на творчество писателя?

2. Конспектирование или составление плана биографической статьи учебника.

3. Словарная работа:

Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Предания - легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом.
Плачевно-здесь безрезультатно.
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Управляющий - человек, который ведет дела какого-либо хозяйства.
Швейцар - сторож при подъездах.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник (устаревшее) - канун церковных праздников Рождества и Крещения.
Залог - отдача имущества в обеспечение обязательств.

Подберите синонимы к слову милосердие. (сочувствие, сострадание)

     Как вы понимаете слова сочувствие, сострадание.? (сначала ученики дают собственное объяснение, а потом находят их объяснение в толковом словаре)

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

  • Ребята, как вы думаете, сюжет рассказа реальный или вымышленный? Почему?

  • Произведение «Чудесный доктор» относится к жанру рождественских рассказов. Вспомните, что характерно для этого жанра?

4. Рождественский рассказ повествует о событиях, произошедших на святках. В основе сюжета - чудесное превращение, перевоплощение. Запись определения в тетрадь. Чудо, которое случается с героями такого рассказа, демонстрирует милосердие, добродетель. Главными героями всегда являются дети. Рождественский рассказ является назиданием, содержит мораль.

  • Какие признаки данного жанра присутствуют в рассказе «Чудесный доктор?

  • Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? (Доктор, который помог семье Мерцаловых, изменил всю их жизнь)

  • Почему Куприн использовал именно это определение?

5. На сколько частей можно разделить рассказ? (составление плана)

1.Гастрономический магазин.

2.В доме Мерцаловых.

3.Доктор.

4.Перемены в жизни Мерцаловых.

6. Эвристическая беседа

  • Как автор описывает нищенское положение семьи Мерцаловых? (ученики находят в тексте описание подземелья)

  • Для чего в рассказ введено описание гастрономического магазина? Как называется этот художественный прием? (антитеза)

     “Выйдя на улицу, он (Мерцалов) пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”.

  • Почему глава семейства решил покончить с собой?

  • Случайно ли появился в саду чудесный старик?

  • С помощью каких средств автор передает ожидание чего-то особенного? (эпитеты, олицетворения

  •  Как происходит встреча Мерцалова со стариком?

  • Чтение по ролям отрывка с ее описанием.

  • Почему «чудесный доктор» не захотел назвать свое имя? (он скромен, поступок его бескорыстен)

.

  • Как с тех пор изменилась жизнь Мерцаловых? (“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”)

  • Кем на самом деле был «чудесный доктор»? (профессор Пирогов)

7. Сообщающее слово учителя о Н.И.Пирогове.

Николай Иванович Пирогов родился в Москве 13 ноября 1810 года в семье военного казначея. Был 13-м ребёнком в семье. Сначала Николай учился дома, потом недолго в частном пансионе, который был вынужден оставить из-за ухудшения материального положения семьи. Важнейшую роль в судьбе Николая сыграл профессор медицины Е. О. Мухин, друг семьи Пироговых. Заметив способности мальчика, он предложил ему поступить на свой факультет и стал заниматься с ним индивидуально. На медицинский факультет Московского университета Н. И. Пирогов поступил в 14 лет, прибавив себе два года.

По окончании университета в 1828 году Н. И. Пирогов был направлен в Профессорский институт, открытый при Дерптском университете для подготовки будущих профессоров российских университетов, где получил степень доктора медицины. В возрасте 26 лет Н. И. Пирогов получил звание профессора и возглавил хирургическую клинику в Дерптском университете.

В 1837–1839 годах Н. И. Пирогов издал монографию о перерезке ахиллова сухожилия и «Хирургическую анатомию артериальных стволов и фасций», за которую Академия наук удостоила его Демидовской премии.

В 1841 году Николай Иванович возглавил кафедру хирургии в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге и стал заведовать всем хирургическим отделением госпиталя. В академии Н. И. Пирогов проработал почти 15 лет (1841–1856) и создал первый в России анатомический институт. Многие хирургические методы были им коренным образом переработаны. Н. И. Пирогов разработал ряд совершенно новых приёмов, благодаря чему ему удавалось чаще, чем другим хирургам, избегать ампутации конечностей. Один из таких приёмов и сегодня называется операцией Пирогова. Кроме того, ученый стал проводить анатомические исследования на замороженных трупах, создав таким образом новую медицинскую дисциплину – топографическую анатомию, ставшую незаменимым руководством для врачей-хирургов.






8.Итог урока.

  • Что такое милосердие?

  • Почему так важно быть сочувствующим, сострадающим человеком?