Суязова И.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»
Проблематика рассказа Алексея Николаевича Толстого «Русский характер»
(три конспекта: подготовка к итоговому сочинению,
урок литературы и выполнение задания 27 ЕГЭ по русскому языку)
СЛАЙД. Тема войны, тема особенности русского характера остается актуальной как в литературе, так и в жизни. И раскрытию этой темы как нельзя лучше способствует рассказ Алексея Николаевича Толстого «Русский характер», к которому можно обратиться на уроке литературы, на занятии внеурочной деятельности и при подготовке к выполнению задания 27 ЕГЭ по русскому языку.
Предлагаю Вашему вниманию три варианта работы по данному произведению.
СЛАЙД.
Урок 1 – урок литературы начинается с обсуждения словосочетания «русская душа». Ученики отвечают на вопрос, с чем у них ассоциируется данное словосочетание, оформляя свои мысли в течение 3-5 минут на альбомных листах, а затем прикрепляя их на доску. Ассоциации могут быть выражены как угодно – в рисунках, просто в цвете, словесно… Прикрепив рисунки на доску, выпускники объясняют полученный результат. Вы видите слова, которые написали выпускники, характеризуя словосочетание русская душа: ВЕРА, ЕДИНСТВО, МУЖЕСТВО, ПАТРИОТИЗМ, ТРАДИЦИИ, СВОБОДА ДУШИ, СВЕТ, ЧИСТОТА СЛАЙД с рисунками.
СЛАЙД Глядя на следующий слайд, старшеклассники добавляют к своим ответам новые: русской душе свойственны гостеприимство и боевое братство.
СЛАЙД. Обращаясь к рассказу «Русский характер», выясняем, какое значение имеет слово «русский», по мнению автора. Находим в тексте выражение «русский характер», которое произносит рассказчик, и словосочетание — «русское звание». Такую характеристику дает отец Егора Дрёмова.
Дальше организовывается работа в группах. Их пять. Перед тем как получить задание, одиннадцатиклассники отвечают на вопрос: кого из героев произведения можно назвать человеком с русским характером? И по их ответам формируются группы.
Группам даются альбомные листы, в центре которых указаны образы, а с обратной стороны – вопросы-подсказки.
СЛАЙД.
Группа 1 — «Образ Егора Дрёмова».
Группа 2 — «Образ родителей».
Группа 3 — «Образ Кати Малышевой».
Группа 4 — «Образ боевых товарищей».
Каждая группа читает свой фрагмент или фрагменты, находит в рассказе ответы. Ученикам нужно доказать, что эти герои имеют русский характер. Свои мысли одиннадцатиклассники подтверждают текстом (можно подчёркивать). На альбомных листах записываются черты русского характера.
СЛАЙД Группа 1 – образ Егора Дрёмова — Какие черты характера присущи Егору Дрёмову, главному герою рассказа? — Обратите внимание на внешний вид героя, его улыбку, его отношение к сослуживцам, к врагам, к родителям. — Как характеризует Егора его отношение к своему несчастью? — Почему просится на фронт, в полк, хотя комиссия признала его годным только к нестроевой службе? Какое чувство владеет им? — Какие черты характера Егора Дрёмова проявляются в момент его приезда домой? — Подтвердите свои мысли текстом. Группа 2 – образ родителей — Только ли Егор Дрёмов имеет настоящий русский характер? — В чём проявляется этот настоящий характер в его родителях? — Как характеризует отца такая деталь, как «справедливая родительская рука»? — Почему же в центре рассказа именно эпизод о родном доме? (вероятно, потому, что в нем с наибольшей силой раскрывается человеческая красота) — Свои мысли подтверждайте текстом (можно подчёркивать). |
СЛАЙД Группа 3 – образ Кати Малышевой — Почему Егор не признается, что это он, не только родителям, но и невесте? — Как прошла встреча Егора с Катей? — Что почувствовал герой, когда увидел Катерину? (душевную боль) — Егор боялся, что его внешнее уродство заставит отвернуться от него невесту. — Почему он решил твердо уйти сегодня же? — Какие черты характера Егора Дрёмова проявляются в момент его встречи с Катей? — Только ли Егор Дрёмов имеет настоящий русский характер? — Какими же чертами характера обладает Катя Малышева? — Свои мысли подтверждайте текстом (можно подчёркивать). Группа 4 – образ боевых товарищей — Какие черты характера мы можем отметить у товарищей Дрёмова? — Свои мысли подтверждайте текстом (можно подчёркивать). |
СЛАЙД ПОЛИ́ПТИХ Егор скромный, немногословный, мужественный, уважительный, любящий Родину, способный на героизм, обладающий силой духа, внимательный и любящий сын | родители мать наблюдательная, любящая, заботливая отец справедливый, понимающий политическую обстановку, любящий Родину | Товарищи (боевое братство) способные на героизм, умеющие: -
поддержать, выручить, помочь в трудную минуту, -
объединённые в единое целое - в боевое братство | Катя Малышева любящая, верная, сильная духом | |
В завершении групповой работы на доске собирается мобильная картина (поли́птих).
Ученики комментируют результаты своей работы, можно из этих слов выбрать несколько, которые характерны для всех людей с русским характером.
СЛАЙД. Вы спросите: где же группа 5 и зачем она нужна? Согласитесь, что в основе рассказа лежит ещё одна проблема — проблема истинной красоты. Поэтому группа 5 работает над темой «Подлинная красота», получив вот такое задание.
Группа 5 – Подлинная красота — Как писатель рисует портрет Егора Дремова до и после ранения? Выпишите из текста эти описания Егора Дрёмова. — Как отнёсся Егор Дрёмов к своему изменившемуся лицу? — Почему автор не описывает изуродованное лицо героя? — Какое впечатление производит обезображенное лицо Егора на окружающих? — Какие качества Егора раскрываются в его отношении к своему несчастью? — Отец сказал: «Таким лицом … гордиться нужно». Как вы понимаете смысл этих слов? — Сломила ли беда Егора? Как это его характеризует? — Выпишите описание Кати. Как её характеризует желание быть с Дрёмовым? |
СЛАЙД. После проверки результатов работы группы 5 задаются вопросы:
— Что добавляют внешняя и внутренняя красота Кати и красота и последующее уродство Егора в характеристику русского характера?
— Каково ваше отношение к данной проблеме?
— Что А. Толстой подразумевает под человеческой красотой?
СЛАЙД.
Делается вывод: что же представляет из себя русский характер, зачитывается финал рассказа.
Урок 2 – подготовка к итоговому сочинению.
Перейдем ко второму уроку, который, на мой взгляд, можно провести сразу же после первого урока. Согласитесь, это логично. И начать его надо с повторения структуры сочинения, потому что именно здесь встречается типичная ошибка: отсутствие аргумента – суждения.
СЛАЙД.
Ученики обращают внимание на таблицу, которая дана на слайде, и находят ошибку в построении сочинения. Вы видите, что во втором абзаце отсутствуют тезис –суждение и мини-вывод. В третьем абзаце не хватает мини-вывода. Следует напомнить ученикам, что отсутствие аргумента-суждения, то есть тезиса, влечёт за собой незачет по второму критерию.
Дидактический приём «Найди ошибку»
композиционная структура | логическая структура | кол-во слов |
1. Вступление | Подготовка к восприятию основных мыслей сочинения (развёрнутый ответ на поставленный вопрос темы) | ~ 60 слов |
2. Основная часть Примечание: (при необходимости можно написать и третий аргумент-тезис + пример) | Доказательство (пример из художественной, публицистической литературы как русской, так и зарубежной). | ~ 120 слов |
Тезис 2 (суждение = аргумент) Доказательство (пример из художественной, публицистической литературы как русской, так и зарубежной). |
3. Заключение | Обобщение по всей теме. Вывод. | ~ 50 слов |
итого: | ~ 350 слов |
СЛАЙД. Затем проверяем ответы учеников.
композиционная структура | логическая структура | кол-во слов |
1. Вступление | Подготовка к восприятию основных мыслей сочинения (развёрнутый ответ на поставленный вопрос темы) | ~ 60 слов |
2. Основная часть Примечание: (при необходимости можно написать и третий аргумент-тезис + пример) | Тезис 1 (суждение = аргумент) Доказательство (пример из художественной, публицистической литературы как русской, так и зарубежной). Мини-вывод (обобщение сказанного) | ~ 120 слов |
Тезис 2 (суждение = аргумент) Доказательство (пример из художественной, публицистической литературы как русской, так и зарубежной). Мини-вывод (обобщение сказанного) | ~ 120 слов |
3. Заключение | Обобщение по всей теме. Вывод. | ~ 50 слов |
итого: | ~ 350 слов |
СЛАЙД. Чтобы ученики успешно написали итоговое сочинение, знакомим их с памяткой, которая названа «Ступеньки к зачёту». Какие советы даем выпускникам?
Во-первых, выпускники должны помнить, что тема сочинения и анализ произведения должны быть связаны, во-вторых, в основе анализа должен лежать не пересказ, а характер героя, оценка его поступков.
СЛАЙД
В-третьих, обращаем внимание учеников, что выбор эпизода должен происходить с позиции главного героя. В-четвёртых, при работе над сочинением одиннадцатиклассникам надо выявить авторскую идею, ответив на вопрос: зачем мастер слова создал ту или иную ситуацию, как этот эпизод раскрывает его отношение к герою? И, в-пятых, им следует оформить свое отношение к герою, его поступкам.
СЛАЙД. И ещё раз с одиннадцатиклассниками обсуждается, как уйти от пересказа. Согласитесь, эти простые хитрости позволят уйти ученикам от пересказа не только на итоговом сочинении, но и при написании сочинения на ЕГЭ
СЛАЙД. Дальше организовывается групповая работа. Сначала ученикам предлагается общее задание:
1. У всех групп – свои темы итогового сочинения. Задача выпускников коллективно выбрать одну из них.
2. Каждый человек в группе пишет вступление, затем обсуждается то, что получилось, отсекается лишнее, выбирается лучшее и сообща пишется новое «идеальное» вступление.
СЛАЙД. Темы, предложенные ученикам, перед вами.
Группа 1 101. Какого человека можно назвать героем своего времени? (декабрь 2015) 201. Что значит в жизни человека родительский дом? (декабрь 2015) 206. Произведение о войне, которое Вас взволновало. (декабрь 2014) Группа 2 530. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны? (февраль 2015) 222. Какие испытания несёт человеку война? (декабрь 2015) 451. Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства (книгой, музыкой, фильмом, спектаклем)? (май 2022) Группа 3 528. Ради чего стоит жить? (февраль 2015) 128. Существует ли что-то, неподвластное времени? (февраль 2016) 203. Почему тема войны не уходит из литературы? (декабрь 2014) Группа 4 205. «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война. (декабрь 2014) 221. Как на войне раскрывается характер человека? (декабрь 2015) 013. Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература? (декабрь 2014) Группа 5 422. Какими поступками можно гордиться? (февраль 2019) 111. Что такое мудрая родительская любовь? (декабрь 2018) 553. Какая тема в литературе кажется Вам вечной? (май 2016) |
СЛАЙД. После того как ученики написали вступление, они получают второе задание (оно тоже перед вами). Далее все группы приступают к выполнению следующих заданий, обсуждая произведения, которые можно взять в качестве второго примера, формулируя тезис, и коллективно или самостоятельно пишут доказательство и мини-вывод. Затем проводится взаимопроверка (проверяется содержание).
Задание 3 всем: 1. Обсудите в группе, какие произведения можно взять в качестве второго доказательства. 2. Сформулируйте тезис и коллективно или индивидуально запишите своё доказательство. 3. Напишите мини-вывод. Задание 4 всем: Обменяйтесь тетрадями и произведите беглую взаимопроверку (проверьте содержание). |
СЛАЙД. При недостаточном количестве слов дома ученики подбирают третий аргумент и пример-доказательство, в котором раскрывается тема русского характера, записывают мини-вывод и заканчивают сочинение.
Следующий урок, который я предлагаю Вашему вниманию, - урок русского языка, на котором мы готовимся к ЕГЭ.
Цель данного урока:
– повторить приёмы смысловой связи,
– выяснить их различие,
– вспомнить сигналы для экспертов, чтобы смысловая связь «не падала с потолка»,
– работая с одним текстом, написать комментарий проблемы с опорой на различные приёмы смысловой связи.
СЛАЙД. Начинается урок с чтения фрагмента рассказа А.Н.Толстого и с приёма «Пять почему».
— Почему А.Н.Толстой не хочет или не может рассказывать о героических подвигах русских солдат? — Почему автор не описывает боевые подвиги Дрёмова, который «носит золотую звездочку и половина груди в орденах»? — Почему отец Егора Дрёмова даёт сыну совет: «Сынок, многое увидишь на свете, и за границей побываешь, но русским званием — гордись…»? — Почему Дрёмов, увидев свое обожжённое, изуродованное лицо говорит: «Бывает хуже, а с этим жить можно» - и просит у генерала разрешения вернуться в полк? — Почему писатель завершает свой рассказ словами о том, что русские характеры проявляются во время «суровой беды … и поднимается в нем великая сила — человеческая красота»? |
Ответы на эти вопросы позволят сформулировать проблематику текста. Формулируется и позиция автора.
Проблемы | Позиция автора |
1. Что такое русский характер? | 1. Русский характер в необыкновенной силе духе, в непостижимом «стержне», который не даёт сломаться перед лицом нечеловеческих испытаний. |
2. В чём истинная красота человека? | 2. Егор Дрёмов, изувеченный войной, остался верен себе, своей Родине – в этом его истинная человеческая красота. |
3. В чем проявляется героизм человека на войне? | 3. Героизм человека на войне проявляется в его поступках и готовности пожертвовать жизнью ради Отечества. |
СЛАЙД. Далее после определения проблематики повторяем те приёмы смысловой связи, которые можно применить при работе над данным фрагментом, – это приёмы детализации, выделения, подтверждения, аналогии. Вспоминаем основной вопрос при работе с данным приёмом смысловой связи.
— На что вы будете обращать внимание, если возьмёте прием детализации? Что может стать объектом для детализации?
— Кто-то из вас обратится к приёму выделения. На что вы будете обращать внимание?
— Какие факты, явления, эпизоды выделяет автор в первую очередь? Что в тексте главное?
— Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь?
— Кто-то обратится к приёму подтверждения. Какую мысль автор доносит до читателя?
— Какие факты, события, образы автор приводит в подтверждение высказанной мысли?
— Кто-то обратится к приёму аналогии. Основной вопрос при работе с этим приёмом – на кого или на что это похоже?
Далее вспоминаем, какие детали можно выделить при анализе текста и называем несколько из них.
СЛАЙД.
Объекты для детализации |
Внешняя деталь | Психологическая деталь | Событийная деталь |
Деталь, характеризующая состояние внешнего мира: -
деталь интерьера, -
деталь пейзажная, -
деталь предметная (указание на какую-то вещь); -
деталь бытовая (обстановка, жилище, вещи, мебель, одежда, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица); -
деталь портретная – изображение внешности героя. | Деталь психологическая, отражающая -
состояние внутреннего мира героя, -
движения мысли, помыслы, желания, -
страхи, фобии, мании. | Событийная деталь — это упоминание о каком-то событии, произошедшем с героем или с миром, и, так или иначе, повлиявшем на их судьбы. |
Исходя из этих четырёх приемов, которые только что повторили, формируются группы, каждая из них вслепую выбирает свой приём.
Работа организована по первой проблеме – проблеме сущности русского характера (Что такое русский характер?)
СЛАЙД. Каждая группа, применяя приём «Маркировка текста», выделяет во фрагменте те места, которые позволят ей прокомментировать выбранную проблему с учетом предложенного им приёма смысловой связи. Также группе даются речевые клише. Весь предложенный ребятам материал перед вами на слайдах. Я их пролистаю.
Группа 1 – проблема сущности русского характера (Что такое русский характер?) Приём смысловой связи – приём детализации. Примечание: отвечайте на вопросы, которые помогут вам подобрать материал для комментария проблемы. — Выделите маркером те детали, которые дают ответ на проблемный вопрос. — Используйте два цвета – для выделения внешней детали и для выделения психологической детали. — Как эти детали помогают автору показать типичность главного героя? — Какие детали доказывают, что Егор Дрёмов – один из тех, кем сильна Родина? — Какие внешние детали свидетельствуют о том, что русский характер проявляется в героизме, мужестве и скромности? — Играет ли роль внешняя портретная деталь в раскрытии проблемы? — Какие психологические детали важны в раскрытии проблемы? Речевые клише в помощь: -
Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… -
Автор (ФИО) сфокусировал взгляд читателя на такой внешней детали, как …. С помощью этой детали (пример из текста) писатель показывает, как… -
Применяя приём детализации, ФИО акцентирует внимание читателя на внешней детали… -
Наше внимание привлекает удивительно точная деталь, которую автор использует, раскрывая образ героя, такие слова, как …(работа по тексту); -
Рассматривая поднятую проблему дальше, писатель делится с нами мыслями героя: (текст). И эта психологическая деталь помогает нам, читателям, увидеть… (работа по тексту); -
Используя психологическую (внешнюю) деталь, автор…(работа по тексту) и т.п. | |
Группа 2 – проблема сущности русского характера (Что такое русский характер?) Приём смысловой связи – приём выделения. Примечание: отвечайте на вопросы, которые помогут вам подобрать материал для комментария проблемы. — Что во всём тексте главное? (Какой вопрос в тексте является главным?) — Какие факты, явления, эпизоды выделяет А.Н.Толстой в первую очередь? Почему? — Что автор (рассказчик) отмечает во вторую очередь? — Помогают ли выделенные вами фрагменты ответить на вопрос: сломила ли беда Егора? Речевые клише в помощь: -
Рассуждая над поднятой проблемой, писатель в первую очередь акцентирует внимание читателя на том, что считает наиболее важным, - на… -
Автор фиксирует внимание читателя главной мысли: … -
Мысль, выделенная автором в первую очередь, - это … -
Ещё одна мысль, которую автор считает важной, звучит так: … | |
Группа 3 – проблема сущности русского характера (Что такое русский характер?) Приём смысловой связи – приём подтверждения. Примечание: отвечайте на вопросы, которые помогут вам подобрать материал для комментария проблемы. — В чем видит А.Н. Толстой настоящий русский характер? — Как мысль, высказанная автором//героем, подтверждается в тексте? — Какие факты, события, образы, показывающие истинность, правдивость мыслей автора, приводятся в подтверждение высказанной мысли? Речевые клише в помощь: -
В начале своего текста ФИО//писатель//автор утверждает, что… -
Затем в подтверждение своих мыслей автор обращается к истории, которую рассказывает… -
Именно этот эпизод/ абзац / часть текста/ обстоятельство является прямым (косвенным) подтверждением истинности слов автора о том, что…. -
В подтверждение своих мыслей, высказанных в первой части текста, автор рассказывает о…. -
Подтверждением сказанному в первой части текста являются поступки героя/ рассуждения автора о…. | |
Группа 4 – проблема сущности русского характера (Что такое русский характер?) Приём смысловой связи – приём аналогии. Примечание: отвечайте на вопросы, которые помогут вам подобрать материал для комментария проблемы. — Кто из героев рассказа А.Н.Толстого, кроме Егора Дрёмова, обладает русским характером? — Как эта аналогия проявляется? В чьих поступках проявился русский характер? Какие факты приводит автор в доказательство своей мысли? — Докажите текстом, что не только Дрёмов обладает русским характером. Речевые клише в помощь: -
Как и в первом примере-иллюстрации, так и во втором прослеживается… -
Следует обратить внимание на еще один аналогичный образ, описанный в рассказе, - на образ … -
Именно такой прием, как аналогия, позволяет читателю понять, что… | |
СЛАЙД. И дальше одиннадцатиклассники коллективно работают над комментарием проблемы, заполняя опорную таблицу.
Предлагаю Вашему вниманию результат данной работы учеников:
Прием ДЕТАЛИЗАЦИИ
Что такое русский характер? На этот вопрос даёт ответ А.Н Толстой, поднимая в своем произведении проблему сущности русского характера.
Рассуждая о данной проблеме, автор фокусирует взгляд читателя на нескольких деталях, позволяющих ему показать, какие черты характерны русскому человеку. С той цель создатель текста обращает внимание на такую внешнюю деталь, как лицо главного героя после «Курского побоища»: Оно «было так обуглено, что местами виднелись кости». Данная портретная подробность показывает, насколько страшными могут быть военные события. Когда Егор увидел своё отражение, «больше он не просил зеркальце у медсестры» его. Автора восторгает в Дрёмове сила духа и то, что он не отчаялся после несчастья, а принял себя таким, какой есть. Эти внешняя и событийная детали помогают читателю понять: сущность русского характера заключается во внутренней силе человека.
Далее Алексей Николаевич Толстой указывает на психологическую деталь, а именно на то, как герой повёл себя, понимая, что отношение окружающих к нему изменится. «Я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью», - твердо сказал Егор генералу. Лейтенанту было безразлично мнение других, он остался тем, кем был раньше, - воином, не впал в отчаяние и был готов вернуться в строй, чтобы защищать Родину. По мнению писателя, поведение Дрёмова доказывает мысль о том, что русский характер отражается в стойкости и мужестве.
Детали, которые мастер пера использует в рассказе, применяя приём детализации, свидетельствуют о том, что отличительной чертой русского характера являются мужество, сила духа, внутренняя красота.
Прием АНАЛОГИИ
Русский характер… Что это такое? В чём он проявляется? Ответы на эти вопросы даёт Алексей Николаевич Толстой, поднимая проблему сущности русского характера.
Размышляя над данной проблемой, автор пишет о проявлении русского характера Егора Дрёмова в сложной ситуации. Егор – настоящий герой, подвиги которого не счесть. Мастер слова не случайно обращает внимание
читателей на том, что Егор «носит золотую звездочку и половина груди в орденах». Это свидетельствует о его мужестве и героизме. Когда с героем случилось несчастье, он в силу твёрдости характера не отчаялся, а «пошёл к генералу «просить разрешения вернуться в полк». В этом поступке проявляется еще одна черта русского человека – самоотверженность. Таким образом, Егор Дрёмов своим героизмом, самоотверженностью, желанием быть полезным Отечеству раскрывает истинный русский характер.
Следует обратить внимание на ещё один аналогичный образ, описанный в рассказе, - на образ Чувилёва. Он так же, как и Егор Дрёмов, – герой. Автор не случайно описывает его поступок: когда танк Дрёмова был подбит, Чувилёв успел вытащить лейтенанта, который был без сознания, а «комбинезон на нем горел». Алексей Николаевич Толстой пишет, что Чувилёв в этот момент не думает о себе, он старается спасти товарища: он «кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь», а потом «пополз с ним… на перевязочный пункт». Можно сделать вывод: Чувилёв, подобно Егору, является героем. В его самоотверженном поступке сказывается русский характер.
Использованные два примера-иллюстрации, основанные на приёме аналогии, помогают Алексею Николаевичу Толстому раскрыть проблему сущности русского характера: он проявляется в доблестных подвигах главных героев. Человека, который может пожертвовать жизнью ради спасения другого, можно назвать настоящим героем. И в этот и отражается сущность русского характера.
Прием ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
Что такое русский характер? Именно на этот вопрос дает ответ А.Н.Толстой, поднимая проблему сущности русского характера.
Раскрывая данную проблему, автор утверждает, что русский характер наиболее ярко проявляется на войне: «вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке – ядро». Эпизод, в котором Чувилев рассказывает о том, как воюет Дрёмов и его экипаж, свидетельствует о мужестве и стойкости русских солдат. Именно такие качества востребованы на войне. Они входят в основу сущности русского характера.
Далее в подтверждение своей мысли мастер слова приводит доказательство, говоря о том, что русский человек самоотверженно защищает Родину. Егор Дрёмов проявил себя не на словах, а на деле. То обстоятельство, что после получения боевого ранения, когда его сочли негодным к службе, Дрёмов пошел к генералу, чтобы попросить вернуться на фронт («он урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!»), является прямым подтверждением истинности слов автора: главные черты русского характера проявляются в поступках человека. Действительно, это совокупность лучших качество человека. Прежде всего, стойкость, мужество и самоотверженность.
Резюмируя вышесказанное, опираясь на два приведенных примера–иллюстрации, основанных на приёме подтверждения, мы приходим к выводу, что русский характер – это внутренняя сила, которая помогает человеку выстоять в трудных ситуациях. Она основана на любви к Родине и самоотдаче.
Прием ВЫДЕЛЕНИЯ
Что заложено в русском характере? Какова его сущность? Ответы на эти вопросы дает Алексей Николаевич Толстой, поднимая проблему сущности русского характера.
Рассуждая о данной проблеме, писатель в первую очередь акцентирует внимание читателя на том, что считает наиболее важным, – на патриотизме, заложенном в русском характере человека. Любовь к Родине воспитывается родителями с глубокого детства. Егор Дрёмов говорил: «Отец мой – человек степенный, первое – он себя уважает. Ты, говорит, сынок, много увидишь на свете, и за границей побываешь, но русским званием – гордись…» Именно в детстве в Егоре зарождается настоящий русский характер, который включает в себя любовь к Родине. Простые слова «русским звание – гордись»… Но сколько в них мудрости! Этот авторский аргумент позволяет нам, читателям, понять: патриотизм – это то главное, что лежит в основе русского характера.
Продолжая анализировать актуальную проблему дальше, читатель понимает отношение рассказчика, а вместе с ним и самого автора, к тем событиям, которые происходят в жизни героя: после тяжелой битвы Егор Дрёмов сильно пострадал, «его лицо так обуглено, что местами виднелись кости». Однако это не помешало попросить «разрешения вернуться в полк».
Толстой не случайно делает читателя свидетелем разговора Дрёмова с генералом, выделяя эту сцену: герой отрицает тот факт, что он инвалид, говоря: «Это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!». Он готов и дальше воевать за Родину. Писатель делается акцент на том, что это и является сущностью русского характера. Автор убеждает нас, что главным для русского человека являются патриотизм и сила духа.
Прием выделения, лежащий в основе примеров – иллюстраций, позволяет читателю ответить на вопрос: что, по мнению писателя, является главным в обсуждаемой проблеме? Русский характер проявляется в героических поступках, преданности и любви к Родине. Автор убежден: патриотизм, заложенный с детства, делает человека сильным духом и позволяет совершать смелые поступки.
СЛАЙД.
Дома выпускники пишут сочинение по одной из проблем:
«В чём проявляется истинная красота человека?»
или
«В чем проявляется героизм человека на войне?»
(с опорой на фрагмент рассказа А.Н.Толстого «Русский характер»)
Я показала Вам, уважаемые коллеги, как можно организовать работу по подготовке к итоговому сочинению, к выполнению задания 27 ЕГЭ и как можно провести урок литературы, взяв одно произведение. Надеюсь, мое выступление было Вам полезным.