Проблематика рассказа Алексея Николаевича Толстого «Русский характер» (три конспекта: подготовка к итоговому сочинению, урок литературы и выполнение задания 27 ЕГЭ по русскому языку)
Суязова И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»
Урок 1 – урок внеклассного чтения (урок литературы)
РУССКАЯ ДУША
ВЕРА
ГОСТЕПРИИМСТВО
БОЕВОЕ БРАТСТВО
ПАТРИОТИЗМ
Приём «Отвечает текст»
РУССКИЙ // РУССКОЕ
«характер»
(слова рассказчика)
«звание»
(слова отца героя)
Работа в группах
Группа 1 «Образ Егора Дрёмова»
Группа 2 «Образ родителей»
Группа 3 «Образ Кати Малышевой»
Группа 4 «Образ боевых товарищей»
— Каждая группа читает свой фрагмент текста, работает данным образом.
— Общая задача : докажите, что все герои рассказа имеют русский характер. Доказывая, подтверждайте текстом (можно подчёркивать),
— на альбомных листах запишите черты русского характера.
— По окончании прикрепите лист на доску.
+
Группа 5 ???
Группа 1 – образ Егора Дрёмова
— Какие черты характера присущи Егору Дрёмову, главному герою рассказа?
— Обратите внимание на внешний вид героя, его улыбку, его отношение к сослуживцам, к врагам, к родителям.
— Как характеризует Егора его отношение к своему несчастью?
— Почему просится на фронт, в полк, хотя комиссия признала его годным только к нестроевой службе? Какое чувство владеет им?
— Какие черты характера Егора Дрёмова проявляются в момент его приезда домой?
— Подтвердите свои мысли текстом.
Группа 2 – образ родителей
— Только ли Егор Дрёмов имеет настоящий русский характер?
— В чём проявляется этот настоящий характер в его родителях?
— Как характеризует отца такая деталь, как «справедливая родительская рука»?
— Почему же в центре рассказа именно эпизод о родном доме? (вероятно, потому, что в нем с наибольшей силой раскрывается человеческая красота)
— Свои мысли подтверждайте текстом (можно подчёркивать)
Группа 3 – образ Кати Малышевой
— Почему Егор не признается, что это он, не только родителям, но и невесте?
— Как прошла встреча Егора с Катей?
— Что почувствовал герой, когда увидел Катерину? (душевную боль)
— Егор боялся, что его внешнее уродство заставит отвернуться от него невесту.
— Почему он решил твердо уйти сегодня же?
— Какие черты характера Егора Дрёмова проявляются в момент его встречи с Катей?
— Только ли Егор Дрёмов имеет настоящий русский характер?
— Какими же чертами характера обладает Катя Малышева?
— Свои мысли подтверждайте текстом (можно подчёркивать).
Группа 4 – образ боевых товарищей
— Какие черты характера мы можем отметить у товарищей Дрёмова?
— Свои мысли подтверждайте текстом (можно подчёркивать).
Поли́птих
Егор
Товарищи (боевое братство)
скромный,
родители
немногословный,
Катя Малышева
мать
способные на героизм,
мужественный,
любящая,
умеющие:
наблюдательная,
верная,
- поддержать, выручить, помочь в трудную минуту,
- объединённые в единое целое - в боевое братство
любящая,
уважительный,
любящий Родину,
заботливая
сильная духом
отец
способный на героизм,
справедливый,
обладающий силой духа,
понимающий политическую обстановку,
внимательный и любящий сын
любящий Родину
Группа 5 – Подлинная красота
— Как писатель рисует портрет Егора Дремова до и после ранения? Выпишите из текста эти описания Егора Дрёмова.
— Как отнёсся Егор Дрёмов к своему изменившемуся лицу?
— Почему автор не описывает изуродованное лицо героя?
— Какое впечатление производит обезображенное лицо Егора на окружающих?
— Какие качества Егора раскрываются в его отношении к своему несчастью?
— Отец сказал: «Таким лицом … гордиться нужно». Как вы понимаете смысл этих слов?
— Сломила ли беда Егора? Как это его характеризует?
— Выпишите описание Кати. Как её характеризует желание быть с Дрёмовым?
— Что добавляют внешняя и внутренняя красота Кати и красота и последующее уродство Егора в характеристику русского характера?
— Каково ваше отношение к данной проблеме?
— Что А. Толстой подразумевает под человеческой красотой?
«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота». (А.Н.Толстой)
УРОК 2 ПОДГОТОВКА к итоговому сочинению
по рассказу Алексея Толстого «Русский характер»
Дидактический приём «НАЙДИ ОШИБКУ»
композиционная структура
логическая структура
1. Вступление
кол-во слов
Подготовка к восприятию основных мыслей сочинения ( развёрнутый ответ на поставленный вопрос темы)
2. Основная часть
~ 60 слов
Доказательство (пример из художественной, публицистической литературы как русской, так и зарубежной).
Тезис 2 (суждение = аргумент)
3. Заключение
Доказательство (пример из художественной, публицистической литературы как русской, так и зарубежной).
Обобщение по всей теме. Вывод.
Примечание:
~ 50 слов
(при необходимости можно написать и третий аргумент-тезис + пример)
~ 120 слов
композиционная структура
1. Вступление
логическая структура
Подготовка к восприятию основных мыслей сочинения ( развёрнутый ответ на поставленный вопрос темы)
2. Основная часть
кол-во слов
Тезис 1 (суждение = аргумент)
~ 60 слов
Тезис 2 (суждение = аргумент)
Доказательство (пример из художественной, публицистической литературы как русской, так и зарубежной).
~ 120 слов
3. Заключение
Доказательство (пример из художественной, публицистической литературы как русской, так и зарубежной).
Обобщение по всей теме. Вывод.
Мини-вывод (обобщение сказанного)
~ 120 слов
Мини-вывод (обобщение сказанного)
Примечание:
~ 50 слов
(при необходимости можно написать и третий аргумент-тезис + пример)
Приём «Пять ступенек»
ступеньки
пояснение
Ступенька первая
основной вопрос
Тема и анализ произведения должны быть связаны!
Ступенька вторая
Есть ли связь между темой и анализом произведения // эпизода? Есть ли анализ произведения или это пересказ?
В основе анализа лежит характер героя, оценка его поступков.
Какие факты, события, поступки героя заслуживают особого внимания?
О чём свидетельствуют? Почему? Как мы может охарактеризовать героя?
Ступенька третья
Выбор эпизода должен происходить с позиции главного героя.
Ступенька четвёртая
Определение авторской цели: зачем мастер слова создал ту или иную ситуацию, как этот эпизод раскрывает его отношение к герою?
Ступенька пятая
Почему именно этот эпизод так важен?
Оформление вашего отношения к герою, его поступкам (симпатия // сострадание // понимание // возмущение // отторжение // осуждение и т.п.
Как в этом эпизоде раскрывается герой?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события? Каково отношение автора к изображаемому?
Как я отношусь к этому герою, к его поступкам?
Почему я испытываю именно эти эмоции (чувства)?
Речевые клише: некоторые подсказки ученикам для оправдания элементов пересказа …
1) В произведении есть интересный эпизод…
2) Чтобы понять, почему герой поступает именно так (расшифровать), вспомним сюжет произведения …
3) Писатель акцентирует внимание читателя на эпизоде, в котором ярко раскрывается поведении героя…
4) В процессе анализа художественного произведения читатель понимает, что…
5) Обращусь к эпизоду, в котором раскрывается характер героя…
6) Поступок (поступки) героя свидетельствует (свидетельствуют) о том, что…
Приём «Работаем сообща…»
Задание 1 всем:
1. У всех групп - свои темы ИС. Ваша задача коллективно выбрать одну из них.
2. Каждый человек в группе пишет вступление, затем вы обсуждаете то, что получилось, отсекаете лишнее, выбираете лучшее и сообща пишете новое «идеальное» вступление.
Группа 1
101. Какого человека можно назвать героем своего времени? (декабрь 2015)
201. Что значит в жизни человека родительский дом? (декабрь 2015)
206. Произведение о войне, которое Вас взволновало. (декабрь 2014)
Группа 2
530. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны? (февраль 2015)
222. Какие испытания несёт человеку война? (декабрь 2015)
451. Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства (книгой, музыкой, фильмом, спектаклем)? (май 2022)
Группа 3
528. Ради чего стоит жить? (февраль 2015)
128. Существует ли что-то, неподвластное времени? (февраль 2016)
203. Почему тема войны не уходит из литературы? (декабрь 2014)
Группа 4
205. «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война. (декабрь 2014)
221. Как на войне раскрывается характер человека? (декабрь 2015)
013. Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература? (декабрь 2014)
Группа 5
422. Какими поступками можно гордиться? (февраль 2019)
111. Что такое мудрая родительская любовь? (декабрь 2018)
553. Какая тема в литературе кажется Вам вечной? (май 2016)
Задание 2 всем:
1. Коллективно напишите тезис 1, озвучьте в классе.
2. Самостоятельно (можно в парах) напишите доказательство к общему тезису с опорой на рассказ А.Н.Толстого «Русский характер». Проверьте в группе свои работы. Выберите лучшее доказательство или «соберите» из получившихся предложений общее.
3. Напишите мини-вывод.
Задание 3 всем:
1. Обсудите в группе, какие произведения можно взять в качестве второго доказательства.
2. Сформулируйте тезис и коллективно или индивидуально запишите свой пример.
3. Напишите мини-вывод.
Задание 4 всем:
Обменяйтесь тетрадями и произведите беглую взаимопроверку (проверьте содержание).
5. Домашнее задание
1) При недостаточном количестве слов подберите третий аргумент и пример-доказательство, в котором раскрывается тема русского характера, запишите мини-вывод.
2) Закончите сочинение.
УРОК 3 – выполнение задания 27 ЕГЭ по русскому языку (с опорой на фрагмент рассказа «Русский характер»
Цель урока:
– повторить приёмы смысловой связи,
– выяснить их различие,
– вспомнить сигналы для экспертов, чтобы смысловая связь «не падала с потолка»,
– работая с одним текстом, написать комментарий проблемы с опорой на различные приёмы смысловой связи.
(25)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (26)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (27)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. (28)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (29)Он тотчас ей вернул зеркальце.
— (30)Бывает хуже,— сказал он,— а с этим жить можно.
(31)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал, своё лицо, будто привыкал к нему.
(32)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (33)Тогда он пошел к генералу.
— (34)Прошу вашего разрешения вернуться в полк.
— (35)Но вы же инвалид,— сказал генерал.
— (36)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!
(37) То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дрёмов отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.
(38)Да, вот они, русские характеры! (39)Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота.
* Алексей Николаевич Толстой (1882—1945 гг.) — русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.
Дидактический приём «Пять почему»
ПРОБЛЕМАТИКА ФРАГМЕНТА РАССКАЗА
Проблемы
1. Что такое русский характер?
2. В чём проявляется истинная красота человека?
3. В чем проявляется героизм человека на войне?
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
1. Русский характер в необыкновенной силе духе, в непостижимом «стержне», который не даёт сломаться перед лицом нечеловеческих испытаний.
2. Егор Дрёмов, изувеченный войной, остался верен себе, своей Родине – в этом его истинная человеческая красота.
3. Героизм человека на войне проявляется в его поступках и готовности пожертвовать жизнью ради Отечества.
Основные вопросы
Приём детализации
— На что вы будете обращать внимание, если возьмёте прием детализации? Что может стать объектом для детализации ?
Приём выделения
— Какие факты, явления, эпизоды выделяет автор в первую очередь ? Что в тексте главное?
— Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь ?
Приём подтверждения
— Какую мысль автор доносит до читателя?
— Какие факты, события, образы автор приводит в подтверждение высказанной мысли?
Приём аналогии
— Основной вопрос при работе с этим приёмом – на кого или на что это похоже?
Приём детализации
Объекты для детализации
Внешняя деталь
Психологическая деталь
Деталь, характеризующая состояние внешнего мира :
Событийная деталь
- деталь интерьера,
- деталь пейзажная,
- деталь предметная (указание на какую-то вещь);
- деталь бытовая (обстановка, жилище, вещи, мебель, одежда, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица);
- деталь портретная – изображение внешности героя.
Деталь психологическая,
отражающая
Событийная деталь — это упоминание о каком-то событии, произошедшем с героем или с миром и так или иначе повлиявшем на его судьбу.
- состояние внутреннего мира героя,
- движения мысли, помыслы, желания,
- страхи, фобии, мании.
Дидактический приём «Маркировка текста»
Группы выбирают приём смысловой связи (один из учеников каждой группы, не глядя, берут у учителя лист с указанием приёма смысловой связи), который ляжет в основу комментария проблемы.
Задание всем :
Маркером выделите те места в тексте, которые позволят вам прокомментировать выбранную проблему.
Подбирая аргументы – иллюстрации, не забывайте о приёме, который лежит в основе вашего комментария проблемы.
Группа 1 – проблема сущности русского характера (Что такое русский характер?)
Приём смысловой связи – приём детализации .
Примечание : отвечайте на вопросы, которые помогут вам подобрать материал для комментария проблемы .
— Выделите маркером те детали, которые дают ответ на проблемный вопрос.
— Используйте два цвета – для выделения внешней детали и для выделения психологической детали.
— Как эти детали помогают автору показать типичность главного героя?
— Какие детали доказывают, что Егор Дрёмов – один из тех, кем сильна Родина?
— Какие внешние детали свидетельствуют о том, что русский характер проявляется в героизме, мужестве и скромности?
— Играет ли роль внешняя портретная деталь в раскрытии проблемы?
— Какие психологические детали важны в раскрытии проблемы?
Речевые клише в помощь (сигналы для экспертов):
- Особого внимания заслуживает такая художественная деталь , как…
- Автор (ФИО) сфокусировал взгляд читателя на такой внешней детали , как …. С помощью этой детали (пример из текста) писатель показывает, как…
- Применяя приём детализации , ФИО акцентирует внимание читателя на внешней детали …
- Наше внимание привлекает удивительно точная деталь , которую автор использует, раскрывая образ героя, такие слова, как …(работа по тексту);
- Рассматривая поднятую проблему дальше, писатель делится с нами мыслями героя, его состоянием: (текст). И эта психологическая деталь помогает нам, читателям, увидеть… (работа по тексту);
- Используя психологическую ( или внешнюю) деталь , автор…(работа по тексту) и т.п.
Группа 2 – проблема сущности русского характера (Что такое русский характер?)
Приём смысловой связи – приём выделения .
Примечание: отвечайте на вопросы, которые помогут вам подобрать материал для комментария проблемы.
— Что во всём тексте главное? (Какой вопрос в тексте является главным?)
— Какие факты, явления, эпизоды выделяет А.Н.Толстой в первую очередь? Почему?
— Что автор (рассказчик) отмечает во вторую очередь?
— Помогают ли выделенные вами фрагменты ответить на вопрос: сломила ли беда Егора?
Речевые клише в помощь (сигналы для экспертов):
- Рассуждая над поднятой проблемой, писатель в первую очередь акцентирует внимание читателя на том, что считает наиболее важным, - на…
- Автор фиксирует внимание читателя на главной мысли: …
- Мысль, выделенная автором в первую очередь , звучит так: …
- Ещё одна мысль, которую автор считает важной, звучит так: …
Группа 3 – проблема сущности русского характера (Что такое русский характер?)
Приём смысловой связи – приём подтверждения .
Примечание: отвечайте на вопросы, которые помогут вам подобрать материал для комментария проблемы.
— В чем видит А.Н. Толстой настоящий русский характер?
— Как мысль, высказанная автором//героем, подтверждается в тексте?
— Какие факты, события, образы, показывающие истинность, правдивость мыслей автора, приводятся в подтверждение высказанной мысли?
Речевые клише в помощь (сигналы для экспертов):
- В начале своего текста ФИО//писатель//автор утверждает, что…
- Затем в подтверждение своих мыслей автор обращается к истории, которую рассказывает…
- Именно этот эпизод/ абзац / часть текста/ обстоятельство является прямым (косвенным) подтверждением истинности слов автора о том, что….
- В подтверждение своих мыслей, высказанных в первой части текста, автор рассказывает о….
- Подтверждением сказанному в первой части текста являются поступки героя/ рассуждения автора о….
Группа 4 – проблема сущности русского характера (Что такое русский характер?)
Приём смысловой связи – приём аналогии .
Примечание: отвечайте на вопросы, которые помогут вам подобрать материал для комментария проблемы.
— Кто из героев рассказа А.Н.Толстого, кроме Егора Дрёмова, обладает русским характером?
— Как эта аналогия проявляется ? В чьих поступках проявился русский характер? Какие факты приводит автор в доказательство своей мысли?
— Докажите текстом, что не только Дрёмов обладает русским характером.
Речевые клише в помощь (сигналы экспертам):
- Как и в первом примере-иллюстрации, так и во втором описывается герой, похожий на …
- Следует обратить внимание на еще один аналогичный образ , описанный в рассказе, - на образ …
- Именно такой прием, как аналогия , позволяет читателю понять, что…
Групповая работа «Комментарий проблемы».
ОПОРА
структура комментария
написанная работа
1 пример-иллюстрация
_________________________________________________
пояснение
________________________________________________
2 пример-иллюстрация
_______________________________________________
пояснение
смысловая связь
________________________________________________
_________________________________________________
Что получилось: приём ДЕТАЛИЗАЦИИ
Что такое русский характер? На этот вопрос даёт ответ А.Н Толстой, поднимая в своем произведении проблему сущности русского характера.
Рассуждая о данной проблеме, автор фокусирует взгляд читателя на нескольких деталях , позволяющих ему показать, какие черты характерны русскому человеку. С той цель создатель текста обращает внимание на такую внешнюю деталь , как лицо главного героя после «Курского побоища»: Оно «было так обуглено, что местами виднелись кости». Данная портретная подробность показывает, насколько страшными могут быть военные события. Когда Егор увидел своё отражение, «больше он не просил зеркальце у медсестры» его. Автора восторгает в Дрёмове сила духа и то, что он не отчаялся после несчастья, а принял себя таким, какой есть. Эти внешняя и событийная детали помогают читателю понять: сущность русского характера заключается во внутренней силе человека.
Далее Алексей Николаевич Толстой указывает на психологическую деталь , а именно на то, как герой повёл себя, понимая, что отношение окружающих к нему изменится. «Я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью», - твердо сказал Егор генералу. Лейтенанту было безразлично мнение других, он остался тем, кем был раньше, - воином, не впал в отчаяние и был готов вернуться в строй, чтобы защищать Родину. По мнению писателя, поведение Дрёмова доказывает мысль о том, что русский характер отражается в стойкости и мужестве.
Детали , которые мастер пера использует в рассказе, применяя приём детализации , свидетельствуют о том, что отличительной чертой русского характера являются мужество, сила духа, внутренняя красота.
Что получилось: приём АНАЛОГИИ
Русский характер… Что это такое? В чём он проявляется? Ответы на эти вопросы даёт Алексей Николаевич Толстой, поднимая проблему сущности русского характера.
Размышляя над данной проблемой, автор пишет о проявлении русского характера Егора Дрёмова в сложной ситуации. Егор – настоящий герой, подвиги которого не счесть. Мастер слова не случайно обращает внимание
читателей на том, что Егор «носит золотую звездочку и половина груди в орденах». Это свидетельствует о его мужестве и героизме. Когда с героем случилось несчастье, он в силу твёрдости характера не отчаялся, а «пошёл к генералу «просить разрешения вернуться в полк». В этом поступке проявляется еще одна черта русского человека – самоотверженность. Таким образом, Егор Дрёмов своим героизмом, самоотверженностью, желанием быть полезным Отечеству раскрывает истинный русский характер.
Следует обратить внимание на ещё один аналогичный образ , описанный в рассказе, - на образ Чувилёва. Он так же, как и Егор Дрёмов, – герой. Автор не случайно описывает его поступок: когда танк Дрёмова был подбит, Чувилёв успел вытащить лейтенанта, который был без сознания, а «комбинезон на нем горел». Алексей Николаевич Толстой пишет, что Чувилёв в этот момент не думает о себе, он старается спасти товарища: он «кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь», а потом «пополз с ним… на перевязочный пункт». Можно сделать вывод: Чувилёв, подобно Егору, является героем. В его самоотверженном поступке сказывается русский характер.
Использованные два примера-иллюстрации, основанные на приёме аналогии , помогают Алексею Николаевичу Толстому раскрыть проблему сущности русского характера: он проявляется в доблестных подвигах главных героев. Человека, который может пожертвовать жизнью ради спасения другого, можно назвать настоящим героем. И в этот и отражается сущность русского характера.
Что получилось: приём ВЫДЕЛЕНИЯ
Что заложено в русском характере? Какова его сущность? Ответы на эти вопросы дает Алексей Николаевич Толстой, поднимая проблему сущности русского характера.
Рассуждая о данной проблеме, писатель в первую очередь акцентирует внимание читателя на том, что считает наиболее важным , – на патриотизме, заложенном в русском характере человека. Любовь к Родине воспитывается родителями с глубокого детства. Егор Дрёмов говорил: «Отец мой – человек степенный, первое – он себя уважает. Ты, говорит, сынок, много увидишь на свете, и за границей побываешь, но русским званием – гордись…» Именно в детстве в Егоре зарождается настоящий русский характер, который включает в себя любовь к Родине. Простые слова «русским званием – гордись»… Но сколько в них мудрости! Этот авторский аргумент позволяет нам, читателям, понять: патриотизм – то главное, что лежит в основе русского характера.
Продолжая анализировать актуальную проблему дальше, читатель понимает отношение рассказчика, а вместе с ним и самого автора, к тем событиям, которые происходят в жизни героя: после тяжелой битвы Егор Дрёмов сильно пострадал, «его лицо так обуглено, что местами виднелись кости». Однако это не помешало попросить «разрешения вернуться в полк». Толстой не случайно делает читателя свидетелем разговора Дрёмова с генералом, выделяя эту сцену: герой отрицает тот факт, что он инвалид, говоря: «Это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!». Он готов и дальше воевать за Родину. Писатель делается акцент на том, что это и является сущностью русского характера. Автор убеждает нас, что главным для русского человека являются патриотизм и сила духа.
Прием выделения , лежащий в основе примеров – иллюстраций, позволяет читателю ответить на вопрос: что, по мнению писателя, является главным в обсуждаемой проблеме? Русский характер проявляется в героических поступках, преданности и любви к Родине. Автор убежден: патриотизм, заложенный с детства, делает человека сильным духом и позволяет совершать смелые поступки.
Что получилось: приём ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
Что такое русский характер? Именно на этот вопрос дает ответ А.Н.Толстой, поднимая проблему сущности русского характера.
Раскрывая данную проблему, автор утверждае т, что русский характер наиболее ярко проявляется на войне: «вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке – ядро». Эпизод, в котором Чувилев рассказывает о том, как воюет Дрёмов и его экипаж, свидетельствует о мужестве и стойкости русских солдат. Именно такие качества востребованы на войне. Они входят в основу сущности русского характера.
Далее в подтверждение своей мысли мастер слова приводит доказательство, говоря о том, что русский человек самоотверженно защищает Родину. Егор Дрёмов проявил себя не на словах, а на деле. То обстоятельство , что после получения боевого ранения, когда его сочли негодным к службе, Дрёмов пошел к генералу, чтобы попросить вернуться на фронт («он урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!»), является прямым подтверждением истинности слов автора : главные черты русского характера проявляются в поступках человека. Действительно, это совокупность лучших качество человека. Прежде всего, стойкость, мужество и самоотверженность.
Резюмируя вышесказанное, опираясь на два приведенных примера–иллюстрации, основанных на приёме подтверждения , мы приходим к выводу: русский характер – это внутренняя сила, которая помогает человеку выстоять в трудных ситуациях. Она основана на любви к Родине и самоотдаче.
Домашнее задание.
Задание 27 ЕГЭ по русскому языку.
Написать сочинение по одной из проблем:
« В чём проявляется истинная красота человека? »
или
« В чем проявляется героизм человека на войне? »
(с опорой на фрагмент рассказа А.Н.Толстого «Русский характер»).
Доброго Вам и Вашим ученикам учебного года!