СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ - быль «Кавказский пленник»: историческая основа и сюжет. Жилин и Костылин в плену у горцев.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Представлен развернутый план первого урока в системе изучения темы "Л.Н. Толстой. Рассказ - быль "Кавказский пленник".

Просмотр содержимого документа
«Рассказ - быль «Кавказский пленник»: историческая основа и сюжет. Жилин и Костылин в плену у горцев.»

Урок 56. Литература 5 класс.

Рассказ «Кавказский пленник»: историческая основа и сюжет.

Жилин и Костылин в плену у горцев.


Лев Николаевич Толстой

(1828 – 1910)

Рассказ-быль «Кавказский пленник».

«Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной,

но сильной любовью. Действительно хорош этот край дикий,

в котором так странно и поэтически

соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода».

(Л. Н. Толстой.)

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прекрасную лазурь

И чудный гром мгновенных громких бурь…

Эти строки принадлежат перу М. Ю. Лермонтова, назвавшего Кавказ своей поэтической родиной. На многих писателей и поэтов Кавказ красотами и величием своей природы, а также особенностями нравов и быта жителей, производил неизгладимое впечатление, вдохновлял их. За свое очарование они платили Кавказу своими произведениями. В них они опоэтизировали и Казбек, и Шат-гору, и Терек, и Куру, и тесный Дарьял, и всегдашнее кавказское гостеприимство, и отчаянную храбрость, и пылкую любовь, и казака, и горца, и старика, и юную девушку.

Очарованные Кавказом, они теперь сами очаровывают им и нас. А. С. Пушкин был на Кавказе два раза и посвятил ему несколько стихотворений и поэм. Л. Н. Толстой участвовал в Кавказской войне и написал несколько рассказов о тех местах и о том тяжелом военном времени.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой вырос и прожил почти всю свою жизнь в имении Ясная Поляна неподалёку от Тулы. Здесь он писал свои лучшие произведения. Не только всемирно известным писателем был Толстой, но и замечательным учителем. В Ясной Поляне открыл он школу для крестьянских детей. По вечерам в школе долго брезжил в окнах свет. Здесь тесным кругом сидели ученики и увлечённо слушали своего учителя – Льва Николаевича, который рассказывал, как живут люди в разных краях, какие существуют обычаи у разных народов.Для своих учеников он написал «Азбуку» и четыре «Книги для чтения».

  Кавказ сыграл немаловажную роль в становлении Льва Николаевича Толстого как писателя. Здесь прошел короткий отрезок жизни Толстого: два с половиной года. Но именно на Кавказе были созданы первые литературные произведения и задумано многое из того, что писалось позднее.

1851 год. Льву Николаевичу шел 23-й год. Поддавшись на уговоры брата Николая,

Лев отправляется вместе с ним на Кавказ, на военную службу.Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем во время русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.

В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в военных операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.

Запишите в тетрадь годы Кавказской войны- 1817-1864 гг.

А ведь еще при Иване Грозном русские пытались проникнуть на Кавказ, особенно при Екатерине II. Лучшие земли Кавказской равнины заселялись дворянством. Местное население отчаянно сопротивлялось проникновению русских. Борьба с горцами принимала все более жестокий и затяжной характер.

В дальнейшем Лев Николаевич понял, в чем особенность людей, с которыми ему пришлось встретиться. «Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью. Действительно хорош этот край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода», - писал он. Да, горцы были свободолюбивым народом.

Толстой полагал, что русские ведут справедливую войну, но он был против жестокостей, применяемых русскими к горцам. Почти каждый день происходили стычки казаков с горцами. Как только замечалась переправа противника через Терек, так по всей кордонной линии зажигались маяки. Объявлялась тревога, и из всех ближайших станиц солдаты и казаки на лошадях без всякого строя спешили к месту нападения. Русское командование предпринимало походы и вылазки против горцев, штурмовало на пути горские крепости.

В те времена на Кавказе ещё был распространен славный обычай куначества – побратимства. Чужие друг другу люди становились друзьями, почти родными братьями, независимо от веры и национальности. Побратавшиеся обязаны до конца своих дней быть заступниками и помощниками друг друга.

Л. Н. Толстой вспоминал:

«Чтобы стать кунаком, то есть другом, по обычаю, во-первых, обменяться подарками и затем принять пищу в доме кунака. И тогда, по древнему народному обычаю (который сохраняется только по традиции), становятся друзьями на живот и на смерть, и о чем бы я ни попросил его , он должен мне отдать, и равно я ни в чем не могу отказать ему. Садо позвал меня к себе и предложил быть кунаком. Я пошел. Угостив меня по их обычаю, он предложил мне взять, что мне понравится: оружие, коня, чего бы я ни захотел. Я хотел выбрать что-нибудь менее дорогое и взял уздечку с серебряным набором; но он сказал, что сочтет это за обиду, и принудил меня взять шашку, которой цена по крайней мере 100 р. серебром».

Писатель тоже не остался в долгу и заказал для чеченского друга музыкальную шкатулку и семизарядный револьвер.

Однажды во время поездки в крепость Грозную Толстой и его друг Садо чуть не попали в плен к чеченцам.

По воспоминаниям Степана Андреевича Берса, шурина (брата жены) писателя:

« Мирный чеченец Садо, с которым ехал Л. Н-ч, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил ее своему другу Л. Н-чу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Л. Н-ч, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло их. Они успели приблизиться к Грозной, где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование».

Всю свою долгую жизнь Лев Николаевич вспоминал о своей службе на Кавказе и написал много произведений о Кавказской войне. Сегодня мы начнём знакомство с наиболее известным из них – рассказом-былью «Кавказский пленник».

Несколько уточнений перед чтением рассказа (все определение записать в тетрадь и знать их).

1.Вспомните определение рассказа

Рассказ – это небольшое художественное произведение в прозе, в котором изображается одно или несколько важных событий из жизни главного героя. Рассказы невелики по объему, в них небольшое количество действующих лиц, они повествуют или об одном событии, или о нескольких важных событиях, раскрывающих характер главного героя Например, рассказы «Прыжок» Л. Толстого, «Мишкина каша» Н. Носова. Их герои вызывают у нас самые разные отношения: сын капитана корабля – беспокойство, страх за его жизнь, Мишка – смех.

2. Почему Л.Н. Толстой определяет жанр своего произведения как «рассказ-быль? (Ответ: да, это рассказ, в котором писатель в художественной форме повествует историю, которая действительно приключилась в жизни.)

3. Рассказ-быль «Кавказский пленник» написан в 1872 году. Сколько лет прошло после окончания Кавказской войны до момента создания рассказа? (8 лет.) Достаточно много. Но эти воспоминания не покидали писателя до конца жизни.

 

Откройте учебник на стр. 232. Чтение рассказа-были «Кавказский пленник» I и II главы.

Предваряя знакомство с рассказом, помните, что в нем много слов и выражений, которые в современной речи считаются устаревшими и могут быть незнакомы.

Далее приводится толкование слов I и II глав рассказа-были «Кавказский пленник:

Каза́к (мн. ч. – каза́ки) – представитель военного сословия, с XVIII в. обязанный по вызову нести военную службу в лёгком конном войске на своём коне, со своей одеждой и вооружением за льготное пользование землёй.

Татарами во времена Толстого называли не столько тех, кто принадлежал к такой национальности, сколько всех мусульман вообще. В рассказе под татарами подразумевались горцы – жители гор (в данном случае – кавказцы).

Барин – дворянин-землевладелец.

Нападусь – встречусь, наткнусь.

Обоз – повозка, перевозящая кладь, какой-то груз.

Верста – расстояние в 1,06 км.

Грузный – тяжеловесный, полный, неповоротливый.

На десятину места – здесь: совсем близко.

Окорачивать – делать короче.

Шашка – сабля горцев или казаков.

Приклад – часть ружья, упираемая в плечо стрелка.

Подпруга – широкий ремень, которым укрепляют седло.

Аршин – 0,711 метра.

Сбруя – конская упряжь; всё, что служит для запряжки и седлания лошадей.

Аул – татарская (здесь: кавказская) деревня.

Ногайцы – народ, живущий в горах Кавказа.

Колодка - расколотый надвое кусок дерева с вырубленным отверстием посредине, в которое прежде вставляли ноги арестованного, скрепляя обе половинки по концам.

Кафтан – мужская долгополая верхняя одежда.

Распояской – не подпоясавшись.

Сакля – дом горца.

Бешмет – национальная одежда некоторых народов Кавказа.

Храп – нижняя часть морды у лошади.

Портки – штанишки.

Галунчик (галун) – нашивка из золотой или серебряной тесьмы.

Сафьянный – сделанный из тонкой и мягкой козьей или овечьей кожи, специально выделанной и окрашенной в яркий цвет.

Притолока – верхний брус в дверном проёме.

Ток – место для молотьбы и просушки зерна.

Монисто – ожерелье.

Полтинник – русская серебряная монета достоинством в 50 коп, половина рубля.

Бляха – металлическая пластинка, на которой выбита или вырезана какая-нибудь надпись для обозначения чего-нибудь.

Пресный – безвкусный.

Горница – комната [первонач. в верхнем этаже] (устар.).

Пуховики – то же, что пирины.

Войлок – плотный толстый материал, изготовленный из шерсти путём валяния.

Лоханка – посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.

Джигит – искусный, ловкий и отважный наездник; здесь – смелый, отважный человек.

Черкеска – у черкесов и других кавказских горцев, а также у кубанских и терских казаков – длинный узкий кафтан без ворота, затянутый в талии.

Князь – т. е.: как правителя государства.

 

Вопросы по прочитанному (ответить на уроке письменно в тетради (2-3 предложения); если не успейте, то дома).

  • Как Жилин и Костылин оказались на опасной дороге?

  • Как Жилин и Костылин повели себя в минуту опасности? Оцените их поведение.

  • Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме (горнице)? Какие обычаи татар он наблюдал? (Устно обрисовать?)

  • Зачем татары (горцы) заставляли Жилина и Костылина писать домой письма? Как они повели себя в этой ситуации? Как это их характеризует?

  • Почему чеченцы, говоря о Жилине, часто повторяют: «Корош урус!», «Урус – джигит!»? Чем они восхищены?

Домашнее задание. 

    1. Дочитать рассказ до конца.

    2. Устно ответить на вопросы

  • Как Л. Толстой воспринимал войну на Кавказе?

  • Сколько длилась Кавказская война? Каковы ее причины?

  • Дай определение термина « рассказ-быль»?

  • Дай определение эпизода?

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!