СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Рассредоточенная подготовка младших школьников к написанию сочинения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Рассредоточенная подготовка младших школьников к написанию сочинения»»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»    Факультет  педагогики и психологии Кафедра  дошкольного и начального общего образования   ПРОЕКТ Дисциплина: «Методика преподавания русского языка в начальной школе» Тема: «Рассредоточенная подготовка младших школьников к написанию сочинения»         Выполнила студентка: 5 курса, группы Ноз-19 Конантьева К.И  Проверила:  доцент к.п.н., Козлова С.В. Ульяновск , 2023 год

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»

  

Факультет педагогики и психологии

Кафедра дошкольного и начального общего образования

 

ПРОЕКТ

Дисциплина: «Методика преподавания русского языка в начальной школе»

Тема: «Рассредоточенная подготовка младших школьников к написанию сочинения»

 

 

 

 

Выполнила студентка:

5 курса, группы Ноз-19

Конантьева К.И 

Проверила:

доцент к.п.н.,

Козлова С.В.

Ульяновск , 2023 год

УРОК № 1   Упражнение 1. Грамматический уровень   Цель.  Формировать умения составлять связный рассказ из предложений.   Составьте текст по вопросам    Осень. Какое время года наступило? Как изменился воздух? Где потемнела вода? Какая листва облетает с деревьев? Что делают птицы?

УРОК № 1

 

Упражнение 1. Грамматический уровень

 

Цель.  Формировать умения составлять связный рассказ из предложений.

 

Составьте текст по вопросам

Осень.

  • Какое время года наступило?
  • Как изменился воздух?
  • Где потемнела вода?
  • Какая листва облетает с деревьев?
  • Что делают птицы?
Упражнение 2. Текстовый уровень   Цель:  сформировать умение составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.

Упражнение 2. Текстовый уровень

 

Цель: сформировать умение составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.

 УРОК № 2   Упражнение 1. Грамматический уровень   Вставьте пропущенные по смыслу слова. Озаглавьте текст Цель:  Формировать умение восстанавливать деформированный текст , развивать умение составлять предложение путём подбора слов, подходящих по смыслу.         Особенно красив и печален (какой?)… лес в ранние осенние дни. На (каком?)… фоне (какой?)… листвы выделяются (какие?)… пятна (каких?)… клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз (какие?)…, … листья. От дерева к дереву протянуты (какие?)… нити (какой?)… паутины. Тихо в (каком?) лесу. По И. Соколову-Микитов   Слова для справок : тонкие, яркие, золотой, серебристые, пожелтевшие, русский, осеннем.

УРОК № 2

 

Упражнение 1. Грамматический уровень

 

Вставьте пропущенные по смыслу слова. Озаглавьте текст

Цель: Формировать умение восстанавливать деформированный текст , развивать умение составлять предложение путём подбора слов, подходящих по смыслу.

 

      Особенно красив и печален (какой?)… лес в ранние осенние дни. На (каком?)… фоне (какой?)… листвы выделяются (какие?)… пятна (каких?)… клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз (какие?)…, … листья. От дерева к дереву протянуты (какие?)… нити (какой?)… паутины. Тихо в (каком?) лесу.

По И. Соколову-Микитов

 

Слова для справок : тонкие, яркие, золотой, серебристые, пожелтевшие, русский, осеннем.

Упражнение 2Лексический уровень   Дидактическая игра: «Близкие слова»  Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.   Осенью дни пасмурные,… (серые, унылые…)  Осенью часто погода бывает холодной,… (ветреной, дождливой…)  Осенью настроение грустное,… (печальное, тоскливое…)  Осенью дожди частые,… (холодные, проливные…)  Небо покрывают серые тучи,… (тёмные, дождевые…)  В начале осени бывают ясные дни,… (безоблачные, светлые…)  Поздней осенью на улице холодно,…( пасмурно, ветрено…)

Упражнение 2Лексический уровень

 

Дидактическая игра: «Близкие слова» Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Осенью дни пасмурные,… (серые, унылые…) Осенью часто погода бывает холодной,… (ветреной, дождливой…) Осенью настроение грустное,… (печальное, тоскливое…) Осенью дожди частые,… (холодные, проливные…) Небо покрывают серые тучи,… (тёмные, дождевые…) В начале осени бывают ясные дни,… (безоблачные, светлые…) Поздней осенью на улице холодно,…( пасмурно, ветрено…)

УРОК№3   Упражнение 1. Текстовый уровень   Задание: расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ. Определи тему и главную мысль Цель: у чить анализировать каждую часть текста и выделять в ней главное; -учить находить начало, середину и конец текста ; Золотой дождь      Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотыми.      Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.      Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело кружит ветер лесное золото. (По Н. Сладкову)

УРОК№3

 

Упражнение 1. Текстовый уровень

 

Задание: расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ. Определи тему и главную мысль

Цель: у чить анализировать каждую часть текста и выделять в ней главное;

-учить находить начало, середину и конец текста ;

Золотой дождь

     Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотыми.

     Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.

     Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело кружит ветер лесное золото. (По Н. Сладкову)

Упражнение 2. Лексический уровень   Цель: создание условий для формирования у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении; определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса; создать условия для умения выделять словосочетания в предложении. Составь и запиши по три словосочетания к данным схемам на тему осень. Придумай и напиши два предложения с любыми из этих словосочетаний. 1) сущ. + сущ. 2) гл. + сущ. 3) прил. + сущ.    

Упражнение 2. Лексический уровень

 

Цель: создание условий для формирования у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении; определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса; создать условия для умения выделять словосочетания в предложении.

Составь и запиши по три словосочетания к данным схемам на тему осень. Придумай и напиши два предложения с любыми из этих словосочетаний.

1) сущ. + сущ.

2) гл. + сущ.

3) прил. + сущ.

 

 

Лексический уровень                                         Упражнения и задания : 1)      Подбор антонимов ( мокрый – сухой; говорить - …) 2)     Подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…) 3)   Подбор прилагательных  (собака ( какая?)  большая, лохматая, веселая)   4)  «Что бывает?»      ( зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий - …;  ) 5) «Узнавание»      ( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная  – береза ) 6)     «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями)   (учитель … ( учит); кузнец - …) 7)     «Сравни»  a.      по вкусу – лимон и мед b.     по цвету – грушу и сливу c.      по высоте – куст и дерево

Лексический уровень

                                        Упражнения и задания :

1)      Подбор антонимов ( мокрый – сухой; говорить - …)

2)     Подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…)

3)   Подбор прилагательных  (собака ( какая?)  большая, лохматая, веселая)

  4)  «Что бывает?»      ( зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий - …;  )

5) «Узнавание»      ( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная  – береза )

6)     «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями)   (учитель … ( учит); кузнец - …)

7)     «Сравни» 

a.      по вкусу – лимон и мед

b.     по цвету – грушу и сливу

c.      по высоте – куст и дерево

Грамматический уровень          1) «Найди ошибку»:           -  Зимой в саду расцвели яблони.           - В полу лежит красивый ковер   2) Составление предложений по разным моделям :           -  Кто? Что делает? Что?    (Кошка лакает молоко)   3) Изменение порядка слов.           -  На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.    4) Распространение предложения     5) Составление предложения по аналогии.           - Песок сыплют, а воду....   

Грамматический уровень

         1) «Найди ошибку»:

          -  Зимой в саду расцвели яблони.

          - В полу лежит красивый ковер

  2) Составление предложений по разным моделям :

          -  Кто? Что делает? Что?    (Кошка лакает молоко)

  3) Изменение порядка слов.

          -  На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.

   4) Распространение предложения

    5) Составление предложения по аналогии.

          - Песок сыплют, а воду.... 

 

Уровень текста      1) «Если бы…»         «Если бы я был волшебником…»  ( Каким, зачем, что делал бы?) «Если бы я был размером с муравья…» (Как все вокруг бы изменилось? Почему?)   2)  Повествование от имени неживого предмета.                    «История из жизни старого башмака»                    «Кочан капусты»                    «Новая сковорода» 3). «Цветные рассказы»          Полоска бумаги, состоящая из 8-10 квадратиков различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых и придумывается история.          Детям предъявляется цветная полоска, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?»          Например: детям предъявлена полоска, состоящая из квадратов: зеленого, голубого, желтого, белого.          Рассказ может быть таким:  * Зеленый лес улыбался солнцу. На голубом небе светило ярко-желтое солнце. На ветке белой  березы сидела птичка. 4).      «Ролевые диалоги»   - придумать разговор сказочных персонажей по телефону;            

Уровень текста

   

1) «Если бы…»

        «Если бы я был волшебником…»  ( Каким, зачем, что делал бы?)

«Если бы я был размером с муравья…» (Как все вокруг бы изменилось? Почему?)

  2)  Повествование от имени неживого предмета.

                   «История из жизни старого башмака»

                   «Кочан капусты»

                   «Новая сковорода»

3). «Цветные рассказы»

         Полоска бумаги, состоящая из 8-10 квадратиков различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых и придумывается история.

         Детям предъявляется цветная полоска, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?»

         Например: детям предъявлена полоска, состоящая из квадратов: зеленого, голубого, желтого, белого.

         Рассказ может быть таким:  * Зеленый лес улыбался солнцу. На голубом небе светило ярко-желтое солнце. На ветке белой  березы сидела птичка.

4).      «Ролевые диалоги»

  - придумать разговор сказочных персонажей по телефону;

 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка Тема: Сочинение по картине В.Д. Поленова «Золотая осень». 3 класс, УМК «Школа России»

Конспект урока русского языка

Тема: Сочинение по картине В.Д. Поленова

«Золотая осень».

3 класс, УМК «Школа России»

 III.Знакомство с репродукцией. У:-Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд. У: - Какое название вы бы дали этой картине? У: - Выберите наиболее подходящее из предложенных, прокомментируйте свой выбор.   «Осень»   «Осенняя река»   «Золотая осень»   «Осенняя природа» Сведения о художнике.  Картина «Золотая осень написана одним из выдающихся русских художников Василием Дмитриевичем Поленовым (1844-1927г). В.Д. Поленов родился в Петербурге в культурной дворянской семье. Заниматься живописью он начал в 12 лет, т.к этого хотел его отец. Затем поступил в университет, получил юридическое образование. А по вечерам занимался еще и в Академии художеств и с успехом ее закончил. Он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учеником был сам Левитан. Поленов работал в театре, создавал декорации к спектаклям. Многие его картины имели большой успех и стали известны. («Бабушкин сад», «Московский дворик») В.Д.Поленов был одним из первых живописцев, который получил звание народного художника (1924г)

III.Знакомство с репродукцией.

У:-Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд.

У: - Какое название вы бы дали этой картине?

У: - Выберите наиболее подходящее из предложенных, прокомментируйте свой

выбор.

 «Осень»

 «Осенняя река»

 «Золотая осень»

 «Осенняя природа»

Сведения о художнике.

Картина «Золотая осень написана одним из выдающихся русских художников Василием Дмитриевичем Поленовым (1844-1927г). В.Д. Поленов родился в Петербурге в культурной дворянской семье. Заниматься живописью он начал в 12 лет, т.к этого хотел его отец. Затем поступил в университет, получил юридическое образование. А по вечерам занимался еще и в Академии художеств и с успехом ее закончил. Он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его

учеником был сам Левитан. Поленов работал в театре, создавал декорации к

спектаклям. Многие его картины имели большой успех и стали известны.

(«Бабушкин сад», «Московский дворик») В.Д.Поленов был одним из первых живописцев, который получил звание народного художника (1924г)

Беседа по картине. -Рассмотрите репродукцию картины В.Д.Поленова «Золотая осень» в «Картинной галерее». -Что изображено в центре картины? -Что изображено на переднем плане? -Что видим слева, справа? На заднем плане? -Что изобразил художник на картине? Какая погода? – Какими вы увидели деревья и их осенний наряд? -Землю? -Какими вы увидели реку, ее берега? – Что вам запомнилось в картине ? Какие краски преобладают ? -В чем заключается мастерство художника?

Беседа по картине.

-Рассмотрите репродукцию картины В.Д.Поленова «Золотая осень» в «Картинной галерее».

-Что изображено в центре картины?

-Что изображено на переднем плане?

-Что видим слева, справа? На заднем плане?

-Что изобразил художник на картине? Какая погода?

– Какими вы увидели деревья и их осенний наряд?

-Землю?

-Какими вы увидели реку, ее берега?

– Что вам запомнилось в картине ? Какие краски преобладают ?

-В чем заключается мастерство художника?

V . Подготовка к написанию сочинения. 1) (Работа в группах) Подготовиться к написанию сочинения всегда сложно, поэтому я предлагаю вам сегодня поработать в группах. Вы уже определились, кто будет представителем вашей группы. Что, обычно, описываем мы в сочинениях о сезонных изменениях? ( Солнце, небо, растения, осадки…) ( Прилепляю на доску таблички: солнце, небо, деревья, река ,трава). -Подойдите ко мне представители групп и выберете свой объект описания. -А теперь подберите слова, подходящие к данным объектам, и запишите их в таблички. В помощь вам орфографические словари, словари эпитетов и просто ваш речевой опыт. Отчет групп о проделанной работе. (Представители зачитывают подобранные слова, по необходимости я обогащаю словарь дополнительными словами и словосочетаниями.)

V . Подготовка к написанию сочинения.

1) (Работа в группах) Подготовиться к написанию сочинения всегда сложно, поэтому я предлагаю вам сегодня поработать в группах. Вы уже определились, кто будет представителем вашей группы.

Что, обычно, описываем мы в сочинениях о сезонных изменениях?

( Солнце, небо, растения, осадки…)

( Прилепляю на доску таблички: солнце, небо, деревья, река ,трава).

-Подойдите ко мне представители групп и выберете свой объект описания.

-А теперь подберите слова, подходящие к данным объектам, и запишите их в таблички. В помощь вам орфографические словари, словари эпитетов и просто ваш речевой опыт. Отчет групп о проделанной работе.

(Представители зачитывают подобранные слова, по необходимости я обогащаю словарь дополнительными словами и словосочетаниями.)

День: Пог..жий, хороший, т..плый, осенний Н..бо ясное,  голубое, светлое, лазурное Облака   Ле..кие, воздушные, белые, пуш..стые Деревья жёлтые, з..л..тые, разноцветные, осенние, кр..сивые, нар..дные Берёзы стройные, гибкие, белоствольные. Трава Ж..лтая, зелёная Река   голубая, зеркальная, синяя, извилистая, бл..стящая. Солнце игривое, осеннее, луч..стое.

День:

Пог..жий, хороший, т..плый, осенний

Н..бо

ясное,  голубое, светлое, лазурное

Облака  

Ле..кие, воздушные, белые, пуш..стые

Деревья

жёлтые, з..л..тые, разноцветные, осенние, кр..сивые, нар..дные

Берёзы

стройные, гибкие, белоствольные.

Трава

Ж..лтая, зелёная

Река  

голубая, зеркальная, синяя, извилистая, бл..стящая.

Солнце

игривое, осеннее, луч..стое.

VI.Составление плана работы над сочинением. - Можем ли мы сразу начать писать сочинение? ( нет). Почему? (Нужно определить, с чего начать) - Что поможет определить порядок работы над сочинением? ( Памятка). Обратимся к памятке работы над сочинением. (памятки на партах у ребят) - Прочитайте 1 пункт. (-Определите тему: о чем будет сочинение? ( Об осени, изображенной на картине ). - Прочитайте 2 пункт. (Определи главную мысль текста: с какой целью ты будешь рассказывать об этом.) - Определите главную мысль текста: для чего мы будем писать сочинение? ( Раскрыть замысел художника, передать свое отношение к картине, поделиться своими чувствами, которые она вызывает). - Прочитайте 3 пункт. (Составь план сочинения). - Сколько всего частей будет в тексте сочинения? Назовите их ( Три части: вводная, основная и заключительная) - карточки на доске.

VI.Составление плана работы над сочинением.

- Можем ли мы сразу начать писать сочинение? ( нет). Почему? (Нужно определить, с чего начать)

- Что поможет определить порядок работы над сочинением? ( Памятка). Обратимся к памятке работы над сочинением. (памятки на партах у ребят)

- Прочитайте 1 пункт. (-Определите тему: о чем будет сочинение? ( Об осени, изображенной на картине ).

- Прочитайте 2 пункт. (Определи главную мысль текста: с какой целью ты будешь рассказывать об этом.)

- Определите главную мысль текста: для чего мы будем писать сочинение? ( Раскрыть замысел художника, передать свое отношение к картине, поделиться своими чувствами, которые она вызывает).

- Прочитайте 3 пункт. (Составь план сочинения).

- Сколько всего частей будет в тексте сочинения? Назовите их ( Три части: вводная, основная и заключительная) - карточки на доске.

- Откройте конверты, достаньте карточки. Что перед вами, как вы думаете? ( план сочинения)

- Разложите названия пунктов плана в нужном порядке. Работайте в парах. Помните: как воспринимаем изображенное на картине, так и описываем, сначала все, что видим в целом, потом - детально.

- Прочитайте, что у вас получилось. Поднимите руку, кто составил такой же план. У кого план выглядит иначе? Почему ты так считаешь? Можно ли оставить такой порядок плана?

- Давайте проверим. Посмотрите на доску, прочитайте про себя названия частей плана. (Слайд на доске). Почему важен именно такой порядок пунктов плана?

План:

1. Художник В.Д. Поленов и его картина.

2. Осенний день.

3. Деревья в золотом наряде.

4. Лесная речка.

5. Моё впечатление о картине.

- Почему частей в тексте три, а пунктов плана - 5? ( основная часть может состоять из подчастей).

- Какие пункты плана мы отнесем к вводной части сочинения? ( Художник В.Д.Поленов его картина).

- О чем нужно сказать в этой части сочинения? ( О художнике , о том, что он изобразил очень красивую пору осени - золотую).

- Какие пункты плана отнесем к основной части? Прочитайте . ( Осенний день. Деревья в золотом наряде. Лесная речка.)

- О чем напишем в заключительной части? (О своих впечатлениях, чувствах, которые вызвала картина).

VII.Самостоятельная работа ( запись сочинения на черновиках). VIII.Итог урока: Зачитывание 1-2 сочинений.( Вопросы после прослушивания: – Вам понравилось сочинение? -Выдержана ли тема? -На ваш взгляд ,описание чего наиболее удачно получилось у …) Оцените работу. IX.Рефлексия. (открываются фразы, которые можно продолжить.) « Мне сегодня было легко…» «Мне очень понравилось…» «Я испытал(а) затруднение только в …» «В другой раз я постараюсь…»  X.Домашнее задание.  Напишите сочинение по картине В.Д Поленова  «Золотая осень», придерживаясь законов построения текста.  

VII.Самостоятельная работа ( запись сочинения на черновиках).

VIII.Итог урока:

Зачитывание 1-2 сочинений.( Вопросы после прослушивания:

– Вам понравилось сочинение?

-Выдержана ли тема?

-На ваш взгляд ,описание чего наиболее удачно получилось у …) Оцените работу.

IX.Рефлексия.

(открываются фразы, которые можно продолжить.)

« Мне сегодня было легко…»

«Мне очень понравилось…»

«Я испытал(а) затруднение только в …»

«В другой раз я постараюсь…»

X.Домашнее задание. Напишите сочинение по картине В.Д Поленова  «Золотая осень», придерживаясь законов построения текста.