СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растения - индикаторы лесорастительных условий

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Растения - индикаторы лесорастительных условий»

Министерство лесного хозяйства Кировской области

Кировское областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Суводский лесхоз-техникум»















Методические рекомендации

По проведению ботанической экскурсии

«Растения - индикаторы лесорастительных условий»








Составитель: Христолюбова Г.Н.








Советск

2022



Кировское областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Суводский лесхоз-техникум»



Составитель:

Христолюбова Г.Н.-преподаватель КОГПОБУ «Суводский лесхоз- техникум».

















Методические рекомендации по проведению ботанической экскурсии

«Растения - индикаторы лесорастительных условий» содержат материал для

изучения растительных элементов лесного фитоценоза и видового состава растений живого напочвенного покрова с его характеристикой. Методические рекомендации по проведению ботанической экскурсии могут быть использованы преподавателями СПО для проведения экскурсии по учебной дисциплине «Ботаника», а также полезны учителям общеобразовательных школ и школьных лесничеств. Данные методические рекомендации имеют практическую направленность.







Введение.

Экскурсии являются одним из способов «научить видеть, научить читать не только печатные книги, но также книгу жизни». Учитывая, что главной целью образования на сегодняшний день является всестороннее и гармоничное развитие личности, экскурсию вправе можно назвать одной из форм, способствующих достижению этой цели. Экскурсии по ботанике позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процессе обучения, ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе. При этом,многие знания практикуются в узнавании изученных объектов, в объяснении увиденного явления. Непосредственное соприкосновение с природой, познание ее явлений не только дают обучающимся конкретные, правильные биологические понятия, но имеют и большое воспитательное значение.

Пояснительная записка

В проведении экскурсии выделяют следующие этапы: подготовительный ( инструктаж по технике безопасности « Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий», подготовка необходимого оборудования: папки для сбора растительных материалов, ботанический совок, четыре колышка и шпагат -5метров, метр, подготовка бланков для исследования ), непосредственно сама экскурсия (задания выполняются бригадами), обработка материала и подведение итогов.

Основной метод обучения на экскурсии – наблюдение, чаще всего сочетается с рассказом или беседой, в процессе которых преподаватель направляет внимание обучающихся на изучение конкретных объектов и явлений. Во время экскурсии обучающиеся собирают материал для дальнейшего изучения и гербаризации. Каждая экскурсия посвящена определенной теме. Данные методические рекомендации по проведению ботанической экскурсии «Растения - индикаторы лесорастительных условий» содержат материал для изучения растительных элементов лесного фитоценоза и видового состава растений живого напочвенного покрова с его характеристикой. Теоретические знания обобщаются, систематизируются, углубляются, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.






Ход экскурсии

Тема: Растения - индикаторы лесорастительных условий.

Цель: Выявить растительные элементы лесного фитоценоза; изучить видовой состав растений живого напочвенного покрова, дать его характеристику.

1.Растительные элементы лесного фитоценоза.

Лес (ГОСТ 18486-87) — это элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности деревьев, занимающих доминирующее положение, кустарника, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и на окружающую среду. • Лес (по Г.Ф. Морозову) — совокупность древесных растений, измененных в своей внешней форме и внутреннем строении под влиянием воздействия их друг на друга, на занятую почву и атмосферу.


п/п

Растительные элементы

представители

1

Древостой - совокупность всех деревьев, образующих лес.

Главная древесная порода-


Второстепенные древесные породы:



2

Подрост – древесные растения старше 1 года, может заменить старый древостой.


3

Подлесок – совокупность кустарников и древесных пород, которые в данных условиях произрастания не могут достичь высоты древесного яруса.


4.

Всходы – древесные растения в возрасте до 1 года.


5.

Живой напочвенный покров (ж.н.п.)–совокупность кустарников, трав, мхов и лишайников, произрастающих под пологом леса и на вырубках.







-мхи, лишайники:



-споровые:



-грибы:



-кустарнички:




-травы:

6.

Внеярусная растительность – это лишайники, мхи, водоросли, лианы, грибы, развивающиеся на деревьях.


Растения - индикаторы – растения, местопроизрастание которых приурочено к каким-либо определенным экологическим условиям ,к определенным почвам, рельефу, климату и т.д.


2.Описание травяного покрова.

При высокой видовой насыщенности закладывают учетные площадки размером 1м ×1м (площадки в натуре закрепляют по углам колышками, на которые натягивают белый шнур). На пробной площади закладывают не менее 10 учетных площадок, которые располагаются по двум взаимно пересекающимся диагоналям на одинаковом расстоянии друг от друга. ( При низкой видовой насыщаемости размер площадок 2м ×2м).

Общая характеристика травяного покрова.

Внешний вид (аспект) обусловлен видовым составом, фенологическими фазами растений, экологическими условиями.

-постоянный или изменяющийся за вегетационный период.

- преобладающие краски.

- встречаемость видов – характер распределения какого либо вида растений на пробной площади или частоту роста особей вида на участке (равномерно, неравномерно, группами).

Ярусность. Травянистый покров имеет ярусное расположение растений.

Определяют ярусы и их видовой состав.

Степень проективного покрытия почвы - это общая проекция надземных частей растений данного яруса на почву. Определяется визуально, выражая степень покрытия в десятых долях единицы.

Степень задерненности почвы - это степень развития растений, растущих плотными дернинами.

Общая задерненность:

-значительная

-незначительная

-отсутствует

2.Изучение видового состава и степени участия каждого вида в сообществе.

Обилие-это степень участия каждого вида в сообществе. Определяется визуально, используя шкалу обилия видов шведского ботаника Друде.

Характер произрастания. Определяется визуально (Один стебель, несколько надземных побегов, пучок, плотная дернина, рыхлая заросль - латка).

Жизненность. Для выявления роли растения в сообществе большое значение имеет наблюдение за тем, как в нем чувствует себя вид и как он развивается (нормально или угнетается другой растительностью), т.е. какова степень жизненности.

Вид в данном сообществе проходит весь цикл своего развития, образуя плоды и семена- 3.

Вид в данном сообществе встречается лишь в виде вегетативных органов-2.

Вид в данном сообществе встречается с явно угнетенным состоянием-1.

Фенологическое состояние растений. Отмечают фазу развития растения. (Вегетирует, начинает зацветать, в полном цвету, заканчивает цветение, отцвели, семена созрели и высыпаются, вегетация после высыпания семян). При описании фенологического состояния используют условные обозначения по Алехину В.В..

Описание мохового и лишайникового покрова.

- определяют, какую часть почвы пробной площадки покрывает моховой и лишайниковый покров (в десятых долях единицы)

- отмечают мощность (в см.)

- видовой состав.













Бланк

ботанического описания травяного покрова на пробной площадке.

Пробная площадь №

Площадь пробной площадки -1м2

Географическое положение:

Рельеф участка:_______________________________________________

Тип почвы и условия увлажнения:

Лесная подстилка: мощность подстилки ____см, состоит из ___________



Данные учета травяного покрова на метровых площадях

Название

растения

Жизнен-ность

Фено-фаза

Характер

произрастания

обилие

Встречае-мость







































































Шкала обилия видов шведского ботаника Друде.

По Друде

В русском переводе

Характеристика обилия

Socialis (Soc)

Сп – сплошь

Растение встречается в столь большом количестве, что сплошь покрывает учетную площадку своими наземными частями

Copiosus (Cop3)

Об3 – очень обильно

Растение встречается очень обильно, но нет сплошного смыкания наземных частей, они покрывают ½ - ¾ площадки

(Cop2)

Об2 – обильно

Растение встречаются обильно, покрывая ¼ - ½

(Cop1)

Об1 – довольно обильно

Растение довольно много, покрывают наземными частями 1/20 - ¼ площадки

Spparsus (Sp)

Р – редко рассеяно

Растение встречается рассеяно, в небольшом количестве, покрывает до 1/20 площадки

Solidaris (Sol)

Ед – единично

Единичные растения

Unicum (Un)

Од – в одном экземпляре

Растения встречаются в одном экземпляре

Характер произрастания

«о» - образует лишь один стебель

«пч» - растение имеет несколько надземных побегов от общей подземной части (стебли растут пучком)

«д» - стебель образует плотную дернину

«л» - стебли растут рыхлой зарослью – латкой

«б.л» - различают большие латки, размером более 0,5 м

«м.л» – малые латки


Фенологическое состояние растений условные обозначения по Алехину В.В.

- Растения только вегетируют, еще не начиная цвести, без бутонов или с небольшими бутонами.

Ɔ Растения начинают зацветать, имеют близкие к распусканию бутоны (условный знак первой фазы Луны)

О растения в полном цвету, максимальное цветение растений данного вида (знак полнолуния)

С Растения заканчивают цветение, часть растений отвели (знак соответствует последней фазе Луны)

+ Растения уже отцвели, но семена не созрели и не высыпаются

X Семена созрели и высыпаются

= Вегетация после высыпания семян


Примечание: отмечают важнейшие особенности вида, например влияние его на процесс возобновления древесных пород, на эрозионные процессы, отмечают виды, подлежащие охране, и т.д.


Заключение

Среди экскурсий по естественнонаучному направлению ботанические экскурсии наиболее распространены. В сочетании с практическими занятиями экскурсии позволяют значительно глубже и полнее изучить многообразие явлений и объектов природы, разобраться в этом многообразии, установить связь организмов друг с другом и с условиями среды. Во время экскурсии обучающиеся учатся наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы — навыки элементарного исследования природы, а также работать в команде. Ботанические экскурсии имеют огромное обучающее и воспитательное значение, поскольку дают возможность близко и конкретно ознакомиться с растительным миром и наблюдать растения непосредственно в природе. Таким способом можно показать важность и необходимость охраны растительного мира планеты.





























Список литературы:

  1. Брынцев.В.А., КоровинВ.В. Ботаника: Учебник.- 2-е изд.,испр. и доп.-СПб.: Издательство «Лань»,2015-400 с.: ил.-(Учебники для вузов. Специальная литература).

  2. Власова Н.П. Практикум по лесным травам. Учеб. пособие для техникумов.-2-е изд., доп.-М.: Агропромиздат, 1986.-108 с.

  3. Гордеева Т.Н. Пракический курс систематики растений: Учеб. пособие для студентов биол.спец.пед. институтов.-М.:Просвещение,1986.-224 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!