СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растения Хабаровского края

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Растения Хабаровского края" знакомит учащихся с растениями своего края.

Просмотр содержимого документа
«Растения Хабаровского края»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Маяк»

Нанайского муниципального района

Хабаровского края

















Разработка урока

«В мир растений Хабаровского края»

(для учащихся 6 класса)











Учитель:

Савчук М.С.











2019 г.

В мир растений Хабаровского края


Вид урока:

Урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: беседа.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.


Цели:

Обучающие:

Формирование у учащихся представлений и знаний о природе Хабаровского края, проверить знания учащихся о крае:

Познакомить учащихся с основными группами растений по строению, значению, условиям и месту обитания;

Познакомить с Красной книгой Хабаровского края как одной из мер защиты растений.

Развивающие:

Развивать память, внимание, мышление, творческую активность, познавательный интерес, умение работать индивидуально, в парах и группе;

Развивать навыки поиска дополнительной информации в различных источниках;

Создавать условия для развития процессов логического и образного мышления детей, навыки выделять главную мысль, делать обобщение и выводы, анализировать, классифицировать.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Задача урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений.

Оборудование:

Красная книга Хабаровского края; набор открыток "Редкие и исчезающие растения Хабаровского края", гербарий растений, презентация «Растения Хабаровского края», сообщения учащихся, карточки – задания.

Ход урока.
1. Организационный момент

2.Актуализация знаний учащихся по теме. 

Слайд 1-17

Над Амуром небо голубое.

Шепот рощ да гомон птичьих стай...

Как не залюбуешься тобою,

Край родной, дальневосточный край!

Все здесь сердцу чуткому отрадно.

Все невольно привлекает взор:

Лес осенний — празднично нарядный,

Разнотравья летнего ковер.

По весне разливистые зори,

А зимой — бескрайние снега.

Круглый год широкая, как море,

Над Амуром плещется тайга.

Здесь кругом раздолье и приволье,

С русскою былинной красотой:

Если поле,- то уж чисто поле, 

Если бор—дремучий и густой,

Коль дорога — меряна верстою,

Коли горы—высятся стеной,

Если солнце — только золотое,

Ну, а если дождь, то проливной.

Ветерок колышет паутину,

Бродит в травах нежный аромат.

Как на левитановской картине,

Стройные березоньки стоят.

Край любимый, нет тебя чудесней,

Хоть всю землю обойди кругом.

Мы тебя душевной славим песней,

Укрепляем радостным трудом.


3. Объявление темы и целей урока.

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что мы будем с вами изучать?

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Что сегодня вы хотите узнать на уроке?


Ответы (природу, растения)

Слайд 18

Открывают тетради и записывают тему:

«В мир растений Хабаровского края».

Сообщение учителя. 

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Мы начали нашу встречу с замечательного стихотворения о природе. Задумывались ли вы, почему поэты и художники в своем творчестве обращаются к природе? В ней они находят созвучие своим мыслям, в ней черпают вдохновение.

Чаще всего воспевается родная природа. И это не случайно. Потому что природа и родина неотделимы друг от друга. Недаром же у этих слов одна основа, один корень РОД. Если человек умеет, понимает красоту природы, он постарается не делать ей больно.

Мы отправляемся в одно из увлекательных путешествий – в неведомый мир разнообразной и уникальной растительности. Мир растений нашего края исключительно своеобразен и богат. Характерная особенность его – это контрастность и пестрота растительного покрова. Здесь сходятся и часто смешиваются друг с другом представители нескольких совершенно различных по происхождению и составу растительных миров севера и юга.

Во время нашего путешествия вы будете вести дневник.

Слайд 19


Дневник путешествия

Исследователи хабаровского края


Флористические области края:

Амурская (маньчжурская)


Охотско – камчатская флора


Восточно – сибирская флора


Заповедники Национальные парки



Слайд 20

Флора Хабаровского края необычайно богата и разнообразна. Растительность края отличается не только видовым разнообразием, но и совершенно уникальным составом, обусловленным глубоким смешением южных и северных типов растительности. Флору края также отличает древность и обилие реликтовых форм различных геологических периодов.

Слайд 21

Еще первые исследователи Хабаровского края (Ричард Карлович Маак, Леопольд Иванович Шренк, Александр Фёдорович Миддендорф, Владимир Клавдиевич Арсеньев) были поражены уникальным соседством, на берегах Амура и хребте Хехцир, северных и южных типов растительности. Здесь березы и лиственницы растут рядом с маньчжурским орехом и бархатным деревом, виноградная лоза или лимонник обвивают ель или кедр.

Слайд 22-23

Огромные просторы края являются местом схождения трех флористических областей. Наиболее широко из них представлена амурская (маньчжурская), включающая в себя многие виды растений, сходные виды которых обитают в субтропиках. В её состав входят растения,ближайшие родственники которых обитают по побережью Японского моря и по долине Амура. Эта растительность образует смешанные широколиственные леса. Они состоят из кедра корейского, ильма, ясеня маньчжурского, тополя Максимовича, аралии, элеутерококка.


Найдите перечисленные растения в атласе «Люби и знай свой край»


Сообщение учащихся:

Слайд 24

«Чёртово дерево»

Именно так называют в народе Аралию маньчжурскую… "За что?" – спросите вы? За шипы, которыми утыкан весь длинный и тонкий ствол дерева, достигающего 5 метров в высоту.Существует такая легенда. «Заболели у чёрта как-тозубы. Долго маялся бедолага, места себе не находил и тут прознал, что в лесу живёт прекрасная целительница. Задумал чёрт утащить девушку к себе: и зубы вылечить, и жену обрести.Отправился он в лес, идёт себе и мечтает. Но тут на пути его встали деревья-воины, деревья-защитники леса и всех его обитателей. Не хотят они пускать чёрта к прекрасной целительнице. Обозлился чёрт и решил перегрызть препятствия. Но не тут-то было. Вонзаются его зубы в стволы деревьев, да там и остаются. Растерял чёрт все свои зубы, да несолоно хлебавши и убрался восвояси».

Но я думаю, что чёрт всё-таки тут не при чём, хотя шипы на стволе аралии, действительно, немного похожи на зубы… И нет на стволе ни листочка. Лишь на самой макушке собран веерообразный пучок из роскошно выглядящих листьев. Там же появляется крупное соцветье до полуметра длиной, состоящее из невзрачных зеленовато-серых цветков, которые распускаются только в июле. А плоды у аралии чёрно-синего цвета, ягодовидные.

Слайд 25

Менее разнообразна охотско – камчатская флора, господствующая на побережье Охотского моря и заходящая в низовья Амура. Для северной и горной охотско-камчатской области характерны растения умеренного пояса, это пихта белокорая, ель аянская и береза каменная здесь несколько другие, чем в Европейской части России.

Слайд26-27

Третья флористическая область — восточно - сибирская — очень похожа на растительный мир Забайкалья и Якутии. Наиболее типичные для них лиственница, кедровый стланик, образующий непроходимые заросли по горным склонам. В долинах Южного Приамурья произрастает степная растительность. В крае распространены луга двух типов: пойменные и равнинные.

Физкультминутка.

Слайд 28


Природа добра, щедра, но… беззащитна. Ее богатства – в наших руках. И, пользуясь ими, мало платить родной природе одной любовью к ней: надо беречь и приумножать ее богатства. Это, верно, потому, что человек неотделим от родной природы, ведь он и сам-то – ее частица.


Слайд 29

О родстве между человеком и природой замечательно сказал поэт С.Я. Маршак: «Человек – хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением.С ним в родстве деревья и трава.Не стыдитесь этого родства».

Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных и растений, причем более половины – за последние 50 лет. В 20 веке стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В Хабаровском крае на считывается около 2 тысяч видов растений– половина от всех видов, обитающих на Дальнем Востоке.

Красная Книга Хабаровского края насчитывает 167 видов растений и грибов, среди которых имеются и редчайшие виды, занесенные в Международную Красную книгу.

Для охраны уникальных животных и растений в Хабаровском крае созданы 6 заповедников (Ботчинский, Болоньский, Буреинский, Большехехцирский, Джугджурский, Комсомольский), а также 20 природных заказников и один национальный парк.


Давайте подумаем, ребята, будет ли природе хуже, если, собирая орехи, ягоды, мы сломаем несколько веточек? Или просто сорвем ягоды или 2-3 красивых цветка? (Ответы)

Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. Давайте подумаем вместе, почему это происходит?

Сообщение учителя.

Слайд 30

«Многие растения и животные стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Она называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. (Показать книгу, рассказать о ее страницах). Ее учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1996 г. Во многих областях стали составлять собственные Красные книги. И на территории нашего края есть растения, которые нуждаются в охране и многие из них занесены в Красную книгу. С некоторыми растениями мы познакомимся сегодня».

Какое участие вы принимаете в охране растений?

Закрепление. Подготовить экологическую газету "Охрана растений Хабаровского края". Информационная компетентность. Аспект - "планирование информационного поиска". Изучите источники. Сделайте вывод о необходимости охраны природы, сохранении ее богатств. Определите охраняемые растения Хабаровского края.


Домашнее задание стр.68-71 «Мой край».

Рефлексия:


1.Какое растение употребляется для полоскания горла, ополаскивания волос, а также употребляется внутрь в виде отваров при некоторых заболеваниях желудочно-кишечного тракта? (РОМАШКА) Слайд 31



2.Какие вечнозеленые растения встречаются в нашей области? (Ель, сосна, пихта, можжевельник, клюква, брусника) Слайд 32

3.Плоды, какого кустарника называются «кладовой витаминов»? (Шиповник) Слайд 33

4.Какое дерево можно назвать деревом полуфабрикатов, так как человек использует его древесину, кору, цветы? (Липа) Слайд 34

5.Какую ягоду можно собирать два раза в год? (Клюкву осенью и весной из-под снега.) Слайд 35

6.По каким цветам можно узнать о приближении дождя? (например одуванчик, вьюнок - к ненастью закрываются) Слайд 36

7. Это хвойное дерево встречается на севере нашего края, шишки на нем растут не вниз, а вверх, как свечи. Что это за дерево? (Пихта) Слайд 37

8. Какая особенность кувшинки послужила причиной для легенды о колдовских чарах цветках? (Кувшинка на ночь закрывается и погружается в воду, утром всплывает и раскрывается) Слайд 38

9. У какого растения плод похож на якорь? (водяной орех) Слайд 39

Наше путешествие завершается. Давайте вернёмся к нашему дневнику и ещё раз вспомним, что нового вы узнали на этом уроке.

Слайд 40


Дневник путешествия

Исследователи Хабаровского края

Ричард Карлович Маак, Леопольд Иванович Шренк, Александр Фёдорович Миддендорф, Владимир Клавдиевич Арсеньев.

Флористические области края:

Амурская (маньчжурская)

Смешанные широколиственные леса. Они состоят из кедра корейского, ильма, ясеня маньчжурского, тополя Максимовича, аралии, элеутерококка.


Охотско – камчатская флора

Пихта белокорая, ель аянская, и береза каменная

Восточно – сибирская флора

Лиственница, кедровый стланик, степная растительность.

Заповедники Национальные парки

Ботчинский, Болоньский, Буреинский, Большехехцирский, Джугджурский, Комсомольский.

Анюйский национальный парк

Спасибо всем за урок. Вы можете оценить свою работу на уроке.

Слайд 41


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!