Урок окружающего мира «Растения в домашней аптечке»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Учитель: Киреева Яна Анатольевна
УМК: «Перспектива»
Тип урока: Открытие нового знания
Тема урока: «Растения в домашней аптечке».
Целевые установки урока:
1.Формирование предметных умений:
-называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
-приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях;
-знать правила сбора, хранения и использования лекарственных растений;
-узнавать по рисунку учебника названия наиболее распространенных лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения;
-знать названия лекарственных растений домашней аптечки, записывать их в рабочую тетрадь.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- осознавать необходимость бережного отношений к природе, а именно к лекарственным растениям.
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- анализировать и синтезировать материал, группировать и выделять существенное;
- проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений,
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в раздаточном материале;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- использовать разные источники информации для выполнения учебных заданий;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности;
- проводить анализ учебного материала;
- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, давать самооценку своей деятельности.
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-работать в группе;
- доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование и ресурсы: ПК, медиапроектор, учебник А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» УМК «Перспектива», рабочие тетради на печатной основе, А.А.Плешаков, аптечка-чемоданчик, лекарственные растения в засушенном виде (цветки липы, плоды шиповника, соцветия календулы и тысячелистника, листья подорожника, корень валерианы), термос, одноразовые чашечки для фиточая.
Ход урока
I Эмоциональный настрой
Я пришла к вам на урок.
Вам, ребятки, будет прок.
Постарайтесь всё понять,
Всё запомнить, рассказать.
Постарайтесь - не ленитесь
А для начала - улыбнитесь!!!
II. Этап актуализация
1.Целеполагание
- Ребята, вы когда – нибудь играли в больницу? Вот и сегодня мы поиграем .Вы принесли сегодня на урок своих кукол, игрушечных зайчиков и собак. Давайте каждый сейчас нам покажет и скажет кого он принес с собой. Представьте себе, что они заболели и мы будем их лечить. Расскажите, пожалуйста, что с вами случилось. Что болит?
-Чем вы предлагаете лечить наших зверят ? Вспомните, чем лечил больных зверей добрый доктор Айболит?
-кто расскажет, как у него дома лечат больное горло, кашель, простуду?
-Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача)
-Где берет мама лекарства? ( в аптеке)
-Что такое аптека? Где об аптеке можно узнать? ( у взрослых, из словаря, из интернета и т.д.)Слайд
-Аптека - это учреждение, в котором продаются (или изоготавливаются лекарства, лечебные средства). Это набор лекарств для оказания первой помощи, шкафчик или коробочка с таким набором. Бывает дорожная аптечка, лесная аптека
-Кто догадался. о чем же будем говорить на уроке? Что мы узнаем и чему научимся? Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? Какие цели поставим?
Познакомимся с тем, как появились лекарственные растения, какие бывают лекарственные растения и узнаем как собирают лекарственные растения и подберем лечение для наших больных.
Начинаем нашу работу. Начнем с первого этапа. О чем мы будем говорить на этом этапе?
Вступление учителя
-Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с удовольствием поедали некоторые растения, чтобы вылечиться. И человек постепенно начал собирать эти растения и сушить. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от болезней. Еще в больших городах, таких как Москва и Санкт Петербург много лет назад разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лекарственные растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.
-Какой же наш следующий шаг? (узнаем, какие бывают лекарственные растения)
-Откуда мы это сможем узнать? (у взрослых, из учебника, из книг, из интернета и т.д.)
-Предлагаю открыть учебник на стр.28-29
-Прочтите названия растений. Кому знакомы? Что вы о них знаете? Это все лекарственные растения, которые есть на Земле? (ответы учащихся)
Выступления учащихся о лекарственных растениях.
О тысячелистнике.
Плотные бело-кремовые соцветия, упругий твердый стебель, сложные темно-зеленые листья, стойкий терпкий запах – все это отличительные признаки тысячелистника. Эта трава была всегда под рукой и в нужный момент приходила на помощь. Свежие листья растирали в ступке и толкли, смешивая со свиным салом, а полученной мазью обрабатывали раны. Листья и цветы сушили, измельчали в порошок, а потом заваривали и пили при различных воспалениях.
Солдаты Дмитрия Донского и Суворова активно применяли порошок тысячелистника для залечивания ран, полученных в бою. Этим объясняется еще одно его народное название – военная трава.
О подорожнике.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Научное название подорожника – «плантаго» - произошло от латинского слова «подошва», так как прижатые к земле листья напоминают след ноги. Давно замечено, что подорожник следует за человеком, разрастаясь вдоль дорог и тропинок.
Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли "Матерью всех трав" за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К.
О валериане.
Валериана - это травянистое растение. Интересно, что в переводе с латинского название этого растения означает «быть здоровым». Родина валерианы считается Средиземноморье. В России промышленный сбор корней валерианы начался при Петре I для нужд госпиталей. Чаще всего используют корень валерианы, он содержит дубильные вещества, органические кислоты (уксусная, муравьиная, яблочная, ), сахара, а также эфирное масло. Основной запас лекарственных веществ сосредоточен в подземной части Валерианы лекарственной. Двухлетние корневища с корешками выкапывают после созревания плодов.
О календуле.
«Календула, календула
цветочек золотой,Ты –солнце наше летнее холодною зимой.»
Этот цветок легко узнать среди тысячи других. Он выделяется среди других яркой окраской и нежными лепестками.
Словно россыпи маленьких солнц, горят на зеленой лужайке кустики махровых ноготков так называют в народе календулу. Где только ее не встретишь! Во многих странах мира календула разводится в качестве декоративного и лекарственного цветка.
Календула по праву заслужила такое признание, ведь она годится на стол в качестве красивого букета, приправы , а также используется как лекарство и как средство поддержания красоты и молодости.
О липе.
ЗАГАДКА
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают:
Шкурку тонкую снимают.
В отличие от многих деревьев липа цветет довольно поздно – в конце июня – начале июля. Цветочки у нее желтовато-белые, собраны в небольшие гроздья. Выглядят они скромно, зато выделяют большое количество нектара. Липа – лучший медонос. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар.
За день цветок липы выделяет 2–3 миллиграмма нектара. В липовом меде много полезных веществ. Обладают целебными свойствами и цветки липы. Липовый чай пьют при простудах. .
Липа – хорошая соседка для других деревьев. Под липой никогда не бывает старых опавших листьев, они быстро перегнивают и возвращают в почву питательные вещества, в том числе необходимый растениям кальций.
О шиповнике.
Раскопки древнейших поселений в Швейцарии свидетельствуют, что плоды шиповника использовались человеком в пищу ещё в конце ледниковой эпохи. Уже в XVII веке в России шиповник широко использовали для лечения раненных в войне с турками солдат. Маслом из семян лечили ранения головы. Отваром плодов обмывали края раны, чтобы избежать гангрены.. В дальнейшем шиповник в медицине не использовался, и вспомнили о нём только в Великую Отечественную войну. Плоды многих видов шиповника содержат большое количество витамина С. В плодах шиповника аскорбиновой кислоты примерно в 10 раз больше, чем в ягодах чёрной смородины, и в 50 раз больше, чем в лимоне.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
- Какие растения мы можем положить в свою аптечку? (только лекарственные)
- А знаем ли мы, какие растения лекарственные?
- С какой целью мы изучаем эту тему? (знать, какие растения лекарственные, какие части растений собирают, в чём их полезные свойства)
Открыть выставку засушенных лекарственных растений. Несколько коробочек с травами из аптеки. Гербарий. Перечислить.
Физминутка под музыку
Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок.
(Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
(Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Итак, ребята, с какими же лекарственными растениями мы познакомились?
Как вы думаете, ребята, везде ли можно собирать лекарственные травы?
Лекарственные растения нужно собирать в чистых местах. У дороги нельзя собирать, от трассы не менее 100 метров, нельзя возле свалок, в городе.
Люди, которые занимаются сбором лекарственных растений, должны делать это с чистым сердцем, доброй душой, от всей души должны желать человеку, который будет лечиться их травами доброго здоровья.
В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.
-Почему их так назвали люди?
-Где их можно приобрести?
-А в аптеку как они попадают?
-А кто их собирает?
-Какие люди их собирают? (знающие)
- Я думаю, что вы тоже знающие люди. И предлагаю вам составить правила сбора лекарственных растений. Возьмите в руки синие листочки
Решение учебной задачи .
РАБОТА В группах.
Составим правила сбора лекарственных растений.
Соедините начало предложения и конец.
1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН | | КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ |
2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ | ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ |
3.ПРИ СБОРЕ | ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ. |
4.ПРИ СБОРЕ НАДО ВЗЯТЬ РАСТЕНИЙ СТОЛЬКО, | ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ. |
5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ, | СКОЛЬКО НУЖНО |
6.НЕ НУЖНО СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ | СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ. |
Для проверки поиграем в игру «Эхо» - я начинаю предложение, а вы дружно заканчиваете… Молодцы! Вот какую замечательную памятку мы с вами составили! Она будет полезна не только вам, но и вашим родителям. Поделитесь с ними вашими знаниями. Памятки на столе у учителя.
Впереди лето, у вас у всех есть возможность не только увидеть, но и собрать свою небольшую домашнюю аптечку. Я свою уже начала собирать и хочу угостить вас фито чаем с плодами шиповника.
Итог урока.
-Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?
Продолжите. Я УЗНАЛ(А), …………………………..
Рефлексия.
Сядьте как ученики. Кому было на уроке комфортно, кто получил новые знаний, с удовольствием слушал ответы своих одноклассников и сам был активен. Поаплодируйте друг другу.
Д/з - подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили. Р.Т. с. 16 – 17, практическая работа.