СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растения и животные водемов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познание мира                       3 класс

           И.А. Шишалова,

                                                                  учитель начальных классов

СШ №4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Растения и животные водоемов».

Задачи: О. Познакомить с видами водоемов, растениями и животными водоемов.

Р. Развивать речь, память, наблюдательность.

В. Воспитывать познавательный интерес.

 Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Карта Казахстана, картинки с изображением рыб, насекомых, птиц, животных, кроссворд, опорные схемы: дерево знаний, знаки, правила.

Ход урока.

  1. Психологический настрой.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Пожелайте успехов глазами –

И вперед, за новыми знаниями.

 

  1. Проверка домашнего задания.

Но прежде, чем к изучению нового материала приступить, нужно пройденную тему повторить.

- На прошлом уроке вы изучали тему «Леса и тугаи». Вы познакомились с птицами, животными лесов. Узнали о пользе леса, и о том, как надо охранять лес.

- Давайте представим, что мы попали в лес.

- У вас на столах лежат листочки. Ваша задача: записать на листочке, что уже знаетео лесе и закрепить его на дереве знаний.

Что можно увидеть в лесу? 1 ряд.

                                        ДЕРЕВО ЗНАНИЙ

          Посмотрим, что можно услышать в лесу? 2 ряд.(пение птиц,   

          шелест листьев, журчание ручейка, хруст ветвей, крики           

          животных и т.д.) давайте послушаем.

Что можно почувствовать в лесу? 3 ряд.

(дуновение ветерка, тепло солнышка, вкус земляники, запах хвои и т.д.) Давайте почувствуем.

- Мы с вами знаем, что леса надо охранять. Леса – богатство нашей земли. Деревья очищают воздух. Какие правила надо соблюдать в лесу? (Не повреждай кору деревьев, не разоряй птичьих гнезд, не лови бабочек, шмелей, стрекоз, не обрывай в лесу паутину, не ломай ветви деревьев и кустарников, не разоряй муравейники и т.д.)

- Молодцы!

3. Изучение нового материала.

а) Кроссворд.

 

 

 

- Найдите скрытое слово на кроссворде. (Водоемы)

- Как вы понимаете, что такое водоемы?

 

       б) Составление кластера.

 

- Правильно! Это естественные водоемы, их создала природа.

А еще бывают искусственные водоемы.

- Что значит искусственные водоемы? (Их создал человек).

- Можете ли вы назвать искусственные водоемы? (канал, пруд, водохранилища).

в) Работа по карте.

- У нас в Казахстане есть мелкие и крупные водоемы. Знаете ли вы их названия? (Каспийское море, Аральское море, озеро Балхаш, реки: Или, Волга, Иртыш, Сырдарья)

г) Беседа.

- Водоем – это маленький мир со своей жизнью и правилами. Когда мы смотрим на воду, нам кажется, что под водой ничего нет, кроме камней. Но на самом деле это не так, потому что там, в глубине, идет своя жизнь.

- А знаете ли вы, ребята, обитателей рек и озёр? (Да)

Хорошо! Давайте проверим.

Игра «Что за рыба?»

(Я показываю картинки с рыбами, а дети отгадывают).- Ну, не думайте, что под водой живут только рыбы. Это не так.

Оказывается, под водой живут, и насекомые.

 

- Посмотрите на жука.

-Кто знает, как он называется?

-Правильно. Это жук плавунец.

Он является одним из хищников. Питается водными насекомыми улитками, головастиками.

-Головастики тоже жители водоемов. Питаются они водорослями, затем, превратившись в лягушку, питаются мелкими насекомыми.

    

По поверхности воды бегает удивительное насекомое-клоп-водомер. Конечности водомерок покрыты тонкими волосками и смазаны жиром, поэтому они не тонут в воде.

           

Водомерки питаются мелкими насекомыми.

Осенью они выходят на сушу. На суше они неловкие, с трудом передвигаются. Зимуют под корой деревьев и мхами.

Возле водоема можно всегда увидеть красивых стрекозок.

 

 

А вот личинки стрекозы обитают на дне. Личинка имеет цвет, сходный с песком, поэтому не заметна на дне водоема. Она не догоняет свою жертву, а долго подстерегает ее, прикрепившись к песку.

У водоемов обитают птицы.

-Перечислите птиц, которых вы знаете, (утки, гуси, лебеди, цапли).

                    

По берегам рек селятся бобры и ондатры. А на дне пресных водоемов можно встретить раков. Если вода в водоеме слишком грязная, то раки в ней жить не могут и погибают.

 

 

д) Работа по учебнику.

-Водоемы богаты не только животными, но и растениями. А, что это за растения вы узнаете сами, прочитав статью в учебнике.

(Чтение про себя детьми).

  •  

-Что вы узнали о растениях водоемов? (камыш, тростник, осока…)

-Спасибо, садись.

-Это тростник. (Мы называем его камыш, но на самом деле это не камыш, а тростник. У него есть метелки.)

А это тоже знакомое растение – водяная лилия и белая кувшинка. В наших краях тоже растут белые лилии (Жезды). Они растут только там, где чистая вода. На ночь они закрываются и уходят под воду, а рано утром всплывают на поверхность воды и раскрываются. Но так бывает только при устойчивой хорошей погоде, когда солнечно и сухо.

Если приближается ненастье, кувшинка ведет себя иначе – цветки, либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. Следовательно, по поведению цветков данного растения можно предсказывать погоду.

Красивые белые цветки многие стремятся сорвать. Но делать этого не следует: растение может погибнуть так, как оно очень чувствительное к поранениям.

IV. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Давайте проверим, на сколько вы были внимательны.

Игра «Да - Нет».

(Если правильный ответ, вы плаваете, если нет – ныряете).

-Я утверждаю, что…

1.Реки и озера, природные водоемы. (Да)

2.Прибрежные растения – это камыш, тростник, рогоз, кувшинка. (Нет)

3.Водные растения отличаются от растений на суше тем, что не имеют таких мощных корней. (Да)

4.Стрекоза и жук – плавунец – хищники. (Да)

5.Водомерки скользят только по поверхности воды и не тонут. (Да)

6.Речной рак является индикатором загрязненной воды в водоеме. (Да)

7.Если уничтожить прибрежные растения, то обмелеют водоемы. (Да)

8.Личинки стрекозы живут на листьях прибрежных растений. (Нет)

9.Щука питается водными растениями. (Нет)

10.Водоемы нуждаются в охране. (Да)

-Вот и подошел наш урок к концу.

-Что мы изучали сегодня на уроки?

-Какие открытия сделали для себя?

-Молодцы! Давайте подарим самым внимательным активным обитателям водоемов.

Домашнее задание: стр. 99 – 103 (пересказ).

 

Г. Жезказган

Просмотр содержимого документа
«Растения и животные водемов»

Познание мира 3 класс

И.А. Шишалова,

учитель начальных классов

СШ №4.



















Тема: «Растения и животные водоемов».

Задачи: О. Познакомить с видами водоемов, растениями и животными водоемов.

Р. Развивать речь, память, наблюдательность.

В. Воспитывать познавательный интерес.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Карта Казахстана, картинки с изображением рыб, насекомых, птиц, животных, кроссворд, опорные схемы: дерево знаний, знаки, правила.

Ход урока.

  1. Психологический настрой.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Пожелайте успехов глазами –

И вперед, за новыми знаниями.



  1. Проверка домашнего задания.

Но прежде, чем к изучению нового материала приступить, нужно пройденную тему повторить.

- На прошлом уроке вы изучали тему «Леса и тугаи». Вы познакомились с птицами, животными лесов. Узнали о пользе леса, и о том, как надо охранять лес.

- Давайте представим, что мы попали в лес.

- У вас на столах лежат листочки. Ваша задача: записать на листочке, что уже знаете о лесе и закрепить его на дереве знаний.

Что можно увидеть в лесу? 1 ряд.

ДЕРЕВО ЗНАНИЙ

Посмотрим, что можно услышать в лесу? 2 ряд.(пение птиц,

шелест листьев, журчание ручейка, хруст ветвей, крики

животных и т.д.) давайте послушаем.

Что можно почувствовать в лесу? 3 ряд.

(дуновение ветерка, тепло солнышка, вкус земляники, запах хвои и т.д.) Давайте почувствуем.

- Мы с вами знаем, что леса надо охранять. Леса – богатство нашей земли. Деревья очищают воздух. Какие правила надо соблюдать в лесу? (Не повреждай кору деревьев, не разоряй птичьих гнезд, не лови бабочек, шмелей, стрекоз, не обрывай в лесу паутину, не ломай ветви деревьев и кустарников, не разоряй муравейники и т.д.)

- Молодцы!

3. Изучение нового материала.

а) Кроссворд.





- Найдите скрытое слово на кроссворде. (Водоемы)

- Как вы понимаете, что такое водоемы?



б) Составление кластера.

- Правильно! Это естественные водоемы, их создала природа.

А еще бывают искусственные водоемы.

- Что значит искусственные водоемы? (Их создал человек).

- Можете ли вы назвать искусственные водоемы? (канал, пруд, водохранилища).

в) Работа по карте.

- У нас в Казахстане есть мелкие и крупные водоемы. Знаете ли вы их названия? (Каспийское море, Аральское море, озеро Балхаш, реки: Или, Волга, Иртыш, Сырдарья)

г) Беседа.

- Водоем – это маленький мир со своей жизнью и правилами. Когда мы смотрим на воду, нам кажется, что под водой ничего нет, кроме камней. Но на самом деле это не так, потому что там, в глубине, идет своя жизнь.

- А знаете ли вы, ребята, обитателей рек и озёр? (Да)

Хорошо! Давайте проверим.

Игра «Что за рыба?»

(Я показываю картинки с рыбами, а дети отгадывают). - Ну, не думайте, что под водой живут только рыбы. Это не так.

Оказывается, под водой живут, и насекомые.

- Посмотрите на жука.

-Кто знает, как он называется?

-Правильно. Это жук плавунец.

Он является одним из хищников. Питается водными насекомыми улитками, головастиками.

-Головастики тоже жители водоемов. Питаются они водорослями, затем, превратившись в лягушку, питаются мелкими насекомыми.

По поверхности воды бегает удивительное насекомое-клоп-водомер. Конечности водомерок покрыты тонкими волосками и смазаны жиром, поэтому они не тонут в воде.

Водомерки питаются мелкими насекомыми.

Осенью они выходят на сушу. На суше они неловкие, с трудом передвигаются. Зимуют под корой деревьев и мхами.

Возле водоема можно всегда увидеть красивых стрекозок.



А вот личинки стрекозы обитают на дне. Личинка имеет цвет, сходный с песком, поэтому не заметна на дне водоема. Она не догоняет свою жертву, а долго подстерегает ее, прикрепившись к песку.

У водоемов обитают птицы.

-Перечислите птиц, которых вы знаете, (утки, гуси, лебеди, цапли).

По берегам рек селятся бобры и ондатры. А на дне пресных водоемов можно встретить раков. Если вода в водоеме слишком грязная, то раки в ней жить не могут и погибают.



д) Работа по учебнику.

-Водоемы богаты не только животными, но и растениями. А, что это за растения вы узнаете сами, прочитав статью в учебнике.

(Чтение про себя детьми).

-Стоп!

-Что вы узнали о растениях водоемов? (камыш, тростник, осока…)

-Спасибо, садись.

-Это тростник. (Мы называем его камыш, но на самом деле это не камыш, а тростник. У него есть метелки.)

А это тоже знакомое растение – водяная лилия и белая кувшинка. В наших краях тоже растут белые лилии (Жезды). Они растут только там, где чистая вода. На ночь они закрываются и уходят под воду, а рано утром всплывают на поверхность воды и раскрываются. Но так бывает только при устойчивой хорошей погоде, когда солнечно и сухо.

Если приближается ненастье, кувшинка ведет себя иначе – цветки, либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. Следовательно, по поведению цветков данного растения можно предсказывать погоду.

Красивые белые цветки многие стремятся сорвать. Но делать этого не следует: растение может погибнуть так, как оно очень чувствительное к поранениям.

IV. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Давайте проверим, на сколько вы были внимательны.

Игра «Да - Нет».

(Если правильный ответ, вы плаваете, если нет – ныряете).

-Я утверждаю, что…

1.Реки и озера, природные водоемы. (Да)

2.Прибрежные растения – это камыш, тростник, рогоз, кувшинка. (Нет)

3.Водные растения отличаются от растений на суше тем, что не имеют таких мощных корней. (Да)

4.Стрекоза и жук – плавунец – хищники. (Да)

5.Водомерки скользят только по поверхности воды и не тонут. (Да)

6.Речной рак является индикатором загрязненной воды в водоеме. (Да)

7.Если уничтожить прибрежные растения, то обмелеют водоемы. (Да)

8.Личинки стрекозы живут на листьях прибрежных растений. (Нет)

9.Щука питается водными растениями. (Нет)

10.Водоемы нуждаются в охране. (Да)

-Вот и подошел наш урок к концу.

-Что мы изучали сегодня на уроки?

-Какие открытия сделали для себя?

-Молодцы! Давайте подарим самым внимательным активным обитателям водоемов.

Домашнее задание: стр. 99 – 103 (пересказ).



Г. Жезказган