СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Растим патриотов». Патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Просмотр содержимого документа
««Растим патриотов». Патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.»







Программа

нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

«Растим юного гражданина»















Оглавление


1

Пояснительная записка

4

2

Цель и задачи программы

7

3

Нормативно-правовое обеспечение Программы

7

4

Методическое обеспечение Программы

8


Принципы реализации Программы

8


Структура Программы

8


Предметно-развивающая среда

9


Предполагаемый результат

9


Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования

11

5

Формы реализации Программы

12

6

Механизм сопровождения Программы

12

7

Итоговый мониторинг реализации Программы

13

8

Содержание программы

14


Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно патриотическому воспитанию с детьми младшей группы

16


Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно патриотическому воспитанию с детьми средней группы

19


Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно патриотическому воспитанию с детьми старшей группы

26


Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы

34

9

Методическая работа с педагогами по реализации Программы

42

10

Взаимодействие с родителями

46

11

Используемая литература

47



Пояснительная записка

Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.

В.Г. Белинский

Детство – ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Патриотическое воспитание детей является одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Поэтому, наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

Программа «Растим патриотов» предназначена для организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Программа разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая является общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики дошкольного образования и соответствует ФГОС ДО.

Программа «Растим патриотов» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства).

Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала,

Работа с детьми построена в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). В рамках программы предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, личном мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволяет логически объединить все этапы и вызвать заинтересованность детей.

Цель и задачи программы

Цель программы «Растим патриотов» - формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи программы:

  • Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.

  • Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

  • Воспитывать любовь уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

  • Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

  • Формировать художественный вкуса и любовь к прекрасному, развить творческие способности.

  • Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества.

  • Воспитывать здоровый образ жизни.

  • Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.




Методическое обеспечение Программы

Принципы реализации Программы

В основу реализации Программы положены следующие принципы:

  • принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнёрство, соучастие и взаимодействие;

  • сочетает принципы научной обоснованности и применимости, т.е. сообщение знаний должно сочетаться с формированием эмоциональной базы и практики поведения;

  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Родной город», «Моя Родина», «Родная страна»;

  • принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития детей;

  • принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности;

  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;

  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;

  • принцип интегративности как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеем и т. п.



Структура программы

Программа разработана на 4 года по возрастным группам:

3-4 года - младшая группа;

4-5 лет - средняя группа;

5-6 лет – старшая группа;

6-7 лет – подготовительная группа.



Поставленные Программой задачи решаются комплексно, по разделам:

  • «Моя семья» - основная цель: воспитание любви и уважения к своей семье (познакомить с понятием «семья», учить знать и называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать заботливое, уважительное отношение к пожилым родственникам; формировать интерес к своей родословной);

  • «Мой детский сад» - основная цель: помочь ребёнку почувствовать себя равноправным членом первого в его жизни коллектива (вызвать желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к их труду; познакомить с историей детского сада);

  • «Моя улица» - основная цель: формировать представления детей о своём районе, улице, воспитывать бережное и уважительное отношение к свой малой Родине;

  • «Родной город» - основная цель: дать представления о родном городе и его истории (формировать представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города, о его исторических корнях; воспитывать уважение к людям, прославившим город, героям труда, Великой Отечественной войны, защитникам Отечества);

  • «Мой регион» - основная цель: дать представления о Ярославской области: её государственных символах, культурных ценностях и традициях, достопримечательностях, социально-экономической значимости, природных особенностях и богатствах;

  • «Родная страна» - основная цель: дать представления о государственных символах России (герб, флаг, гимн) воспитывать уважительное к ним отношение; познакомить со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России, знаменитыми Россиянами; формировать представления о много национальности нашей страны.

Предметно-развивающая среда

Для результативной работы по программе необходимо:

  • иллюстрации и фотографии с видами родного города, области, страны;

  • карты Ярославской области, России;

  • символы республики и государства (герб, флаг, гимн);

  • аудиозаписи гимнов;

  • снимки достопримечательностей города, области, страны;

  • фотографии известных людей города, области, страны;

  • иллюстрации и изделия народных промыслов;

  • художественные произведения;

  • картины с изображением родных пейзажей.

Предполагаемый результат

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

3–4 года.

  • Знать имя, отчество родителей.

  • Знать где работают их родители.

  • Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

  • Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

  • Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

  • Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет.

  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

  • Уметь рассказывать о своем родном городе.

  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).

  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название города, Ярославской области.

  • Иметь представление о символике города, области.

  • Знать название близлежащих улиц.

  • Иметь представление о жизни и быте народа Ярославской области.

  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

  • Знать профессии своих родителей.

  • Знать правила поведения в природе.

  • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

  • Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

  • Краткие сведения об истории города, области.

  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

  • Знать герб, флаг своего города, области, страны.

  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

  • Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

  • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

  • Иметь элементарные представления об охране природы.

  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.



Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими

  • Наличие у детей знаний о родной семье, детском саде, родном городе, области, России.

  • Возникновение у детей стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, республики, страны; чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

  • Повышение профессионального мастерства педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

  • Расширение сотрудничества с семьёй по нравственно-патриотическому воспитанию.

Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много национальности, важнейших исторических событиях.

  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей.

  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства.



Формы реализации Программы



  • Мероприятия образовательной деятельности (далее – ОД), в процессе которых дети получают знания по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с улицей, районом, родным городом проводится с использованием целевых прогулок, экскурсий.

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми:

  • дидактические игры;

  • настольные игры;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • театрализованные игры;

  • беседы о семье, детском саде, родном городе и т.д.; - рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, презентаций, организация выставок предметов детского творчества.

  • Изобразительная деятельность.

  • Прослушивание литературных и музыкальных произведений. Праздники, утренники, развлечения.

Механизмы сопровождения Программы



1. Планирование и подготовка:

  • изучение методической литературы, составление плана работы;

  • утверждение плана работы.

2. Методическое сопровождение:

  • организация и проведение семинаров и консультаций по внедрению программы;

  • пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении;

  • проведение мастер-классов, круглых столов, открытых мероприятий ОД;

  • самообразование педагогов.

3. Использование результатов работы:

  • подготовка и проведение методических мероприятий (педагогических чтений, Педагогических советов, открытых просмотров);

  • оформление результатов работы; выставки, написание проектов; размещение информации в СМИ.

4. Мероприятия поддержки:

  • составление плана совместных проектов между специалистами ДОО;

  • разработка и проведение комплексных мероприятий ОД, совместных праздников;

  • взаимодействие с семьёй;



Итоговый мониторинг реализации Программы



  • Оценка промежуточного, итогового уровня развития детей (через беседы, наблюдения и т.д.).

  • Оформление результатов работы.

  • Разработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках Программы.

Содержание программы

п/п

Задачи

Мероприятия

Ответственный

1

Создание развивающей среды в ДОО для нравственно патриотического воспитания.

  • Организация тематических, краеведческих мини-центров в группах.

  • Оформление коридоров и помещений ДОО стендами, выставками

заведующий, старший

воспитатель, воспитатели

  • Подбор альбомов, фотографий.

  • Подбор художественной литературы.

  • Подбор дидактических игр.

  • Сбор коллекции видеофильмов, презентаций. Подбор образцов народного декоративно-прикладного искусства.

воспитатели

2

Создание речевой среды.

Использование в повседневной жизни произведений устного народного творчества, лучших образцов литературных произведений, поэтических произведений

педагогический коллектив

3

Формирование у педагогов мотивации к ведению работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

  • Анкетирование педагогов по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников.

  • Педагогические советы (согласно плана методической работы)

заведующий, старший воспитатель

4

Повышение педагогической компетентности воспитателей по нравственно патриотическому воспитанию детей.

Семинар-практикум

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»:

1 занятие – «Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников»;

  1. занятие – «Знания, необходимые педагогам для реализации программы

нравственно-патриотического воспитания»;

  1. занятие – «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

старший

воспитатель

5

Обмен педагогическим опытом

Обмен опытом по темам:

  • «Ознакомление дошкольников с семьёй и семейными традициями»;

  • «Наш любимый детский сад»;

  • «Вот эта улица, вот этот дом»;

«Ознакомление с родным городом, областью»; - «Знакомство с народными традициями и праздниками»; - «Наша Родина – Россия»; - проекты по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

воспитатели

6

Формирование у детей представлений об истории, культуре, традициях народа, о его социальной жизни в настоящее время через систему мероприятий познавательного цикла, в продуктивной, игровой, исследовательской деятельности

Циклы ознакомительных мероприятий НОД:

  • о семьях и семейных традициях детей:

  • о детском саде;

  • об истории, культуре, географии родного города, области, России;

  • об общественно значимых профессиях;

  • о воинской славе России, о Великой Отечественной войне, её героях-земляках;

  • о государственных и народных праздниках.

  • Творческие работы (совместная продуктивная деятельность).

  • Игры-путешествия по району, городу, области, стране.

Оформление стендов, выставок детских работ.

старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед

7

Привлечение

родителей к

вопросам

Анкетирование родителей «Воспитание патриота в семье».

старший воспитатель, воспитатели

8

Повышение компетентности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

Родительские встречи, беседы

  1. «Народная педагогика в воспитании ребёнка в условиях семьи»;

  2. «История семьи – история страны»;

  3. «Любить и знать свою малую Родину».

старший

воспитатель, воспитатели

9

Вовлечение

родителей в

детскую деятельность, как равных по общению партнёров.

Участие в совместных мероприятиях, экскурсиях.

старший

воспитатель, воспитатели

Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми младшей группы


Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

Сентябрь

«Моя

семья»

Работа над понятием «семья». Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям. Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

  • Чтение стихов о маме, папе и.т.д. .

  • Беседы с детьми о членах семьи, «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи).

  • Выставка семейных фотографий.

  • Рассматривание семейных фотографий, Оформление альбома.

  • Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».

  • Заучивание потешки «Расти коса до пояса», «Водичка-водичка».

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Октябрь

«Мой детский сад»

Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад.


  • Чтение художественной литературы.

  • Пение песенок и чтение стихов о детском саде.

  • Беседа «Моя группа, мои друзья».

  • Игры с любимыми игрушками.

  • Заучивание потешки «Котик-коток», «Сорока-ворона».

  • Помощь в уборке младшему воспитателю, дворнику.

  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Ноябрь

«Мой Мышкин»

Знакомить с понятие «город», Знакомить с достопримечательностями города.

Воспитывать любовь, уважение к городу, в котором живешь.

  • Беседа «Город, в котором я живу», «Мой домашний адрес».

  • Рассматривание фотографий «Достопримечательности города».

  • Конструирование: «Домики для сказочных героев», строим улицу (на ней дома, используя кубики, пластины).

  • Проект (конструирование) «Мы построим новый дом».

  • Чтение художественной литературы.

  • ОД «Учим Кузю переходить дорогу».

  • Практические занятия «Как перейти пешеходный переход».

  • Экскурсия по улицам прилегающим к детскому саду.

  • Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

  • Игра - драматизация по сказке «Теремок».

Декабрь

«Новый год у ворот»

Продолжать знакомить детей с главными праздниками нашей страны. Изменения в природе с приходом зимы

  • Беседа воспитателя о встрече Нового года.

  • Рисование «Ай да, елочка краса!»

  • Аппликация «Нарядим елочку».

  • Загадки о зиме.

  • Чтение художественной литературы.

  • Заучивание стихов «Дед Мороз», «Ёлочка», чтение потешек и закличек о зиме.

  • Составление письма Деду Морозу.

  • Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

  • Акция «Подкормим птиц».

Январь

«Город, в котором я живу».

Знакомство с малой Родиной (город Мышкин). Дать первоначальные представления о своем городе. Учить называть город Мышкин.

  • Беседы о городе Мышкин.

  • Беседа «Назови свой город» (учить называть город, в котором живут дети).

  • Чтение художественной литературы.

  • Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций с достопримечательностями города.

  • Подвижные игры.

  • Конструирование «Домик для мышки».

  • Разучивание русской народной игры «Зайка беленький» (рассказать, что русский народ, придумал много подвижных игр для детей).

Февраль

«Наши защитники»

Формировать уважение к Российской армии, вызвать желание быть похожими на наших защитников.

  • Беседа о празднике «Дне защитника Отечества» (дать понятие, что Отечество – это наша Родина, а воины (папы) защищают свою страну).

  • Изготовление подарков для пап и дедушек.

  • Спортивное развлечение «Я как папа».

  • Сюжетно-ролевые, дидактические игры.

  • Рассматривание иллюстраций и картин с изображением военных.

  • Чтение художественной литературы.

  • Пение песен, заучивание стихов об армии.

Март

«Очень я люблю маму милую мою»

Продолжать знакомить детей с праздниками нашей страны; воспитывать любовь и уважение к женщине (маме, бабушке)

  • Беседа с детьми о мамах (прививать любовь к близкому и родному человеку).

  • Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

  • Изготовление подарков для мам и бабушек.

  • Праздник.

  • Чтение художественной литературы, заучивание песенок, потешек и стишков.

  • Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

  • Дидактические игры.

  • Аппликация и рисование «Красивые цветочки».

Апрель

«Традиции нашего народа»



Знакомить детей русским фольклором

  • Театр игрушек «Маша и медведь» (русская народная сказка).

  • Настольный театр «Волк и семеро козлят».

  • Хороводная игра «Заинька, выйди в сад».

  • Инсценированный показ русской народной потешки «Жили у бабуси…»

  • Изготовление руками детей оладушек и баранок из соленого теста, заборчика для домика петушка и улитки из пластилина; рисование пальчиками («Идет дождь», «Снежинки как пушинки», роспись тарелочки, носочка) и ладошками («Петушок»).

  • Знакомство с народными музыкальными инструментами.

  • Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.

  • Развлечение «В гостях у Бабушки Баюшки».

  • Развлечение «Весёлые котята» (физкультурное).

  • Знакомство с народными играми.

Май

«Интересно е в нашем доме»

Учить детей внимательнее относиться к событиям в доме

  • Беседы на темы: «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга», «Животные в доме».

  • Рисование по темам.

  • Чтение художественной литературы.

  • Сюжетно-ролевые, дидактические игры.

  • Театрализованная деятельность.



Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми средней группы

Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

Сентябрь


«Моя

семья»

Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам

  • Проект «Семь Я». Выставка фотографий «Моя семья»,.

  • Чтение художественной литературы о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.

  • Дидактические игры: «Дружная семейка», «Имена».

  • Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «День рождения», «Встреча гостей».

  • Урок вежливости «Дружная семья».

  • Совместные с родителями досуги, праздники.

  • Беседы, составление рассказов о своей семье.

  • Рисование по теме «Моя семья»

«Дома в нашем городе»

Познакомить детей с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные.

Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках. Учить соблюдать элементарные правила гигиены.

  • Рисование на тему: «Дом, в котором ты живешь».

  • Дидактические игры ««Построим дом», «Три медведя», «Дом, в котором я живу», «Кто в домике живет?».

  • Беседа на тему: «Мой дом», «Мой адрес», «Дом, в котором ты живешь».

  • Наблюдение и экскурсии по территории детского сада: рассматривание домов, их этажности, номера, из чего построены,

  • Рисование дома, фантазирование на тему сказочного дома.

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений.

  • Наблюдение за жилыми домами

Октябрь

«Мой детский сад»

Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад.

Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

  • Проект «Наша группа – дружная семья».

  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

  • Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек.

  • Экскурсии по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников ( на кухню, прачечную, медицинский кабинет).

  • Беседы о труде сотрудников детского сада.

  • Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».

  • Сюжетно-ролевые игры «Повар», «Прачечная», «Медицинская сестра».

  • Чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду.

  • Фото – книга «Как мы в садике живем».

  • Пальчиковая игра «Дружба».

Ноябрь

«Мой Мышкин»

Познакомить детей

с историей возникновения района, города, его названия, вызвать интерес к своему городу; прививать чувство гордости за него.

Дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц города.

  • Экскурсии по территории детского сада.

  • Игра-путешествие «Мой город».

  • Беседа «Малая Родина» об истории названия города.

  • Рассказ воспитателя об истории города.

  • Выставка фотографий нашего района, города.

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением самых замечательных мест города. Рассказы детей о своем городе.

  • Прослушивание песен и стихов о родном городе.

  • Целевые прогулки по близлежащим улицам.

«Добрая, милая мама» ко дню матери

Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать матери, заботиться о ней.

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у мамы работа по дому: указать на необходимость помощи мамам.

Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д).

Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.

  • Праздник, посвящённый Дню матери.

  • Беседы о маме.

  • Рисование на тему «Моя любимая мама».

  • Чтение произведений о маме.

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мамины помощники», дидактические игры.

  • ОД - «Чем порадовать маму?», «Бабушкин праздник».

Декабрь

«Новый год у ворот»

Продолжать знакомить детей с главными праздниками нашей страны.

  • Загадки, песни, стихи о зиме. Беседа о встрече Нового года, рассказ воспитателя о том, как отмечают Новый год в нашей стране.

  • Экскурсия к главной ёлке на площади.

  • Составление письма Деду Морозу.

  • Рассматривание иллюстраций, чтение стихов о зиме, заучивание новогодних стихотворений.

  • Рисование на тему «Новогоднее представление», рисование снежинок, зимнего дерева.

  • Фотовыставка «Зимние забавы».

  • Экспериментальная деятельность со снегом

  • Изготовление атрибутов для украшения группы.

  • Подвижные игры.

  • Развлечение «Новый год у ворот».

Январь

«Наша Родина – Россия»

Познакомить детей с нашей большой родиной – Россией. Дать первоначальные представления о ней.

  • Чтение стихотворений и художественных произведений о Родине.

  • Пословицы и поговорки о Родине.

  • Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.

  • Выставка рисунков «Моя Родина».

  • Нахождение России на глобусе.

  • Настольные игры: «Одень куклу» (национальные одежды).

  • Пение русских народных песен, частушек.

  • Народные игры.


«Флаг России»

Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины.

Учить узнавать российский флаг. Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность расположения цветных полос на нём.

Воспитывать уважение к государственным символам России.

  • Познакомить детей с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

  • Беседа «Наш флаг – символ России». Рассматривание флага, прослушивание гимна.

  • Презентация «Российский флаг».

  • Рассказ о происхождении флага России, о том, как рождались флаги в древней Руси.

  • Рисование «Флаг России».

  • Чтение худ. лит.: В. Орлов «Родное», Ф. Глинка «Москва», И. Токмарова «Красная площадь», З. Александрова «Родина».

  • Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

Февраль

«Народные Чудо - мастера»

Расширить представление детей о народных промыслах.

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник.

Воспитывать любовь к русскому фольклору.

  • Беседа «Народно-прикладное искусство России».

  • Рассматривание изделий народных мастеров.

  • Рисование «Золотая хохлома», «Тверская матрёшка».

  • Аппликация «Гжельская роза».

  • Рассматривание фотографий и иллюстраций.

  • Встреча с гончаром.

  • Работа с родителями: развлечение на тему «Рождество на Руси».

«Наши защитники»

Продолжать знакомить детей с праздником «День защитника Отечества».

Учить называть различные виды войск.

Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.

Воспитывать гордость за свое Отечество.

  • Сюжетно-ролевые игры.

  • Дидактические игры.

  • Изготовление подарков для пап и дедушек.

  • Спортивное развлечение «Я как папа».

  • Чтение произведений художественной литературы (А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее», С. Маршак «Пограничник», В. Давыдов «Дозор»).

  • Беседы, рассказ воспитателя, рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков.

  • Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества».

Март

«Наши праздники» (8 Марта)

Продолжать знакомить детей с праздниками нашей страны; воспитывать любовь и уважение к женщине.

  • Беседа «Самая лучшая мама на свете».

  • Изготовление подарков для мам и бабушек.

  • Чтение стихов и художественной литературы о маме, заучивание стихотворений и песен.

  • Праздник «Маме подарю букет», посвящённый женскому дню, игры, конкурсы с мамами и бабушками.

  • Дидактическая игра «Какая моя мама»

  • Рисование «Моя любимая мама» (портрет мамы).

  • Конкурс детских рисунков «Портрет мамы».

  • Фотовыставка «Моя любимая мама».

«Природа нашего края»

Учить видеть красоту природы осенью.

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе, отмечать важность времени года, сбора урожая, подготовке к зиме.

Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

  • Прогулки, экскурсии в природу.

  • Экскурсия по «Экологической тропе» (на территории детского сада).

  • Наблюдения за природой.

  • Рассматривание картин «Времена года», «Осень в лесу», «Цветы», иллюстраций, фотоальбомов.

  • Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какого дерева листок», «Времена года».

  • Беседа «Приключение ветерка».

  • Пальчиковая игра «В лес всех выпустим зверей».

  • Чтение художественной литературы.

  • Рисование.

  • Слушание классической музыки из цикла «Времена года».

  • Слушание фонограммы «Звуки и голоса природы».

Апрель

«Наши космонавты»

Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Сформировать представления о празднике «Дне космонавтики», элементарные представления о космосе, о планетах, Солнце, Луне, о первом полете в космос, первых летчиках-космонавтах, покоривших просторы Вселенной.


Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос. Воспитывать любознательность.

  • Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

  • Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Звёздное небо».

  • Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты».

  • Сюжетно – ролевая игра «Космонавты», «Самолеты на посадку».

  • Рисование на данную тему.

  • Опыт с падающими предметами вниз (исследование явления притяжения земли).

  • Пальчиковая гимнастика «Космонавт».

  • Аппликация - оригами «Ракета».

  • Отгадывание загадок о космических кораблях, планетах, космонавтах.

«Животные и птицы нашего края»

Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров).

Учить видеть особенности строения и поведения птиц.

Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

  • Беседы: «Животные нашего края?», «Как звери перезимовали?».

  • Загадывание загадок о животных и птицах.

  • Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кому что дадим?», «Угадай, чей хвост», «У кого кто?», «Угадай, про кого говорится», «Кого не стало?», «Дикие и домашние».

  • Чтение сказок и рассказов, рассматривание картин и иллюстраций о животных и птицах.

  • Подвижные игры «Воробышки и кот», «Лиса и зайцы».

Май


«День Победы»

Воспитывать патриотические чувства; побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших солдат. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ.


  • Беседы о Великой Отечественной войне.

  • Рассматривание альбомов о Великой Отечественной войне.

  • Аппликация «Голубь мира».

  • Чтение художественной литературы.

  • Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии.

  • Проведение музыкально - литературного развлечения посвященного «Дню Победы».

  • экскурсия к мемореалу, возложение цветов к памятнику погибшим воинам ВОВ.

«Поначалу в жизни нашей было всё не так …»

Познакомить детей с образом жизни древних славян.

Сформировать понимание слова «предки».

Уточнить виды занятий славян в древности.

Развивать познавательную активность, расширять кругозор, диалогическую речь. Закреплять знания о русском народном фольклоре, обобщить знание детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями.

  Прививать чувство гордости за свою Родину, русский народ.

  • Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей.

  • Просмотр мультфильмов и чтение русских народных сказок, былин («Илья Муромец и Соловей разбойник»); А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», поэма «Руслан и Людмила».)

  • Прослушивание песни музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, «Богатырская наша сила».






Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы



Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

сентябрь

«Моя семья»

Закрепить представления детей о семье, её членах. Дать понятие «родня».

  • Беседы на тему «У нас дружная семья», «Отдыхаем всей семьей»» (рассматривание фотографий).

  • Совместное творчество – газета «Как я провел лето».

  • Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня», Р. Гамзатов «Мой дедушка», Е. Благинина «Посидим в тишине», обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения».

  • Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д..

  • Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

  • Дидактическая игра: «Какие добрые слова можно сказать при встрече с бабушкой, дедушкой?».

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья».

  • Рисование на тему «Моя семья».

  • Праздничный концерт, посвященный дню пожилого человека «Бабушка рядышком с дедушкой».

октябрь

«Мой любимый детский сад»

Закреплять и

расширять представления о детском саду и его сотрудниках, о значимости их труда.

  • Беседа «Как хорошо у нас в саду».

  • Пение песен и чтение стихов о детском саде.

  • Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников, беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

  • Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо».

  • Составление рассказа «Мой друг».

  • выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад», «Мы играем».

  • Организация групповой выставки «Дары осени».

  • Изготовление открыток-поздравлений сотрудникам детского сада « С днем дошкольного работника».

  • Ведение альбома: «Мой любимый детский сад».

ноябрь

«Мой

Мышкин»

Расширять представления детей о родном городе и его достопримечательностях, о людях прославивших город.

  • Экскурсия по городу.

  • Экскурсия в Музей Мыши.

  • Прослушивание песен о

родном городе.

  • Организация фотовыставки, рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в городе.

  • Рассказ воспитателя об известных в городе людях.

  • Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

  • Конкурс рисунков «Мой город».

  • Проект «Мой город родной» - презентация.

«Моя мама»

Прививать детям любовь к матери, уважительное к ней отношение.

  • Сюжетно-ролевая игра

«Семья».

  • Концерт «Моя любимая мамочка». Посвящённый «Дню матери».

  • Беседы о маме, «Мама – первое слово».

  • Рисование на тему «Мама любимая моя», «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты).

  • Чтение произведений о маме.

Декабрь

«Новый год у ворот»

Расширять

представления детей о Новом годе, традициях его празднования у разных народов и в разных странах, создание атмосферы праздника.

  • Загадки о зиме.

  • Беседа о встрече Нового года в других странах.

  • Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках, составление письма Деду Морозу.

  • Рисование на тему

«Новогоднее представление».

  • Аппликация «Новогодняя ёлка».

  • Проведение конкурса «Символ года» (вместе с родителями).

  • Акция «Подкормите птиц».

январь

«Наша

Родина –

Россия»

Расширять представления

детей о России, знакомство с символами государства.

  • Познавательное мероприятие «Моя Родина - Россия».

  • Книжная выставка и обзорная беседа «Природная кладовая нашей Родины».

  • Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?».

  • Объяснение значения пословиц о Родине.

  • Рассказ воспитателя о государственных символах, Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

  • Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

  • Рисование на тему «Моя Родина», «Люблю березку русскую».

  • Слушание гимна России.

  • Пение русских народных песен, частушек, колядок, игры ОД «Россия – огромная страна».

Наша область

Расширять

представления

детей о Ярославской области, её областном городе.

  • Беседы о Ярославслой области.

  • Рассматривание фотографий.

  • Просмотр видеофильмов, презентаций.

  • Беседа «Волга! Большая русская река».

  • Атрибутика символов Ярославской области. Рассказ воспитателя о гербе Ярославля.

  • Оформление альбома: “Достопримечательности Ярославской области».

  • Рассказ воспитателя «Знаменитые земляки».

  • Экскурсия в детскую библиотеку.

  • Подвижные игры : «Вокруг домика», «Рыбаки и рыбки», «Золотые ворота», «Тише едешь – дальше будешь».

  • Рисование «Зимние напевы».

февраль

«Народные мастера»

Продолжать знакомить детей с декоративно прикладным искусством.

  • Беседы познавательного цикла по ознакомлению с окружающим «Занятия жителей в старину», «Посуда»; «Веселая ярмарка» (игрушки по мотивам народных мастеров).

  • Беседы о декоративно-прикладном искусстве.

  • Экскурсии в краеведческий музей.

  • Рисование «Терем-терем-теремок», «Украсим сарафан», «Украшение кокошника», Забавные свистульки»; «Расписная барышня»; рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства, «Русские богатыри».

  • Дидактические игры.

  • Русские народные подвижные игры.

  • Развлечение «Ярмарка»

  • Выставка литературы по теме декоративно прикладного творчества.

«Наши защитники»

(ко Дню

Защитника

Отечества)

Расширять представления детей об армии, о защитниках Отечества.

  • Беседы «Мы с папой – настоящие мужчины», «Будем в армии служить», «Для чего нужна Армия», «Что я знаю об армии», «Родственники, служащие в Армии», «Профессия – военный».

  • Рассматривание альбомов: «Наша армия», «Военные профессии».

  • Дидактические игры: «Подбери картинку», «Чья форма? », «Военная техника», «Назови войска».

  • Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки», «Служба спасения», «Полиция», «Военнослужащий».

  • Презентация «Наша армия».

  • Просмотр видеофильма

«Защитники Отечества».

  • Пение песен об армии: «Бравые солдаты», «Папа может всё, что угодно».

  • Изготовление поздравительных открыток для пап и дедушек.

  • Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить».

  • Раскрашивание раскрасок на военную тематику.

  • Конструирование из бумаги «Оригами»: «Пилотка».

март

«Моя любимая мама»


Расширять представления детей о матери, её роли в семье, воспитывать уважительное к ней отношение, желание помогать ей.

  • Беседа о мамах, рассматривание иллюстраций о разных женских профессиях.

  • Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

  • Беседа об увлечениях мамы, подготовка к выставке «Мамины умелые руки».

  • Пение песен о маме, чтение художественной литературы: З. Воскресенская «Мама», С. Михалков «А что у вас?», З. Воскресенская «Мамины руки», Н. Саконская «Разговор о маме», Е. Благинина «Посидим в тишине». Рисование портрета «Моя мама», изготовление подарка маме.

  • Семейные посиделки «Вместе с мамой».

  • Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

  • Дидактическая игра «Чудесный сундучок» (знакомство с инструментами, которыми пользуются люди разных профессий в своей работе «Кто чем занимается?»).

  • Выставка детских работ «Подарок для мамы».

«Природа нашего края»

Расширять представления детей о природе

Ярославской области, представителях флоры и фауны, закреплять

правила

поведения в природе.

  • Целевые прогулки и экскурсии в природу, в лес, к водоему.

  • Беседы «Помоги исчезающим видам растений и животных своего края», «Лес - наше богатство», «Человек и природа».

  • Наблюдение за состоянием природы, насекомыми, почвой, положением солнца, неба, комнатными растениями .

  • Рассматривание картин и иллюстраций, изготовление фотогазеты «Репортаж с прогулки».

  • Рисование «Лесные жители», «Птицы наши друзья».

  • Конкурс рисунков «Этот удивительный мир природы».

  • Чтение художественной литературы.

  • Совместная работа детей и родителей «Взгляд в будущее».

  • Вырастим дерево «Аллея дружбы».

апрель

«Москва – главный город нашей Родины»

Расширять представления детей о Москве, познакомить и её достопримечательностях.

  • Просмотр видеофильма о Москве.

  • Выставка фотографий и рисунков «Достопримечательности Москвы».

  • Оформление стенда «Москва — столица нашей Родины» (вместе с родителями).

  • Беседы «Москва столица России», «Как строился Московский Кремль?», «Как Москва стала столицей государства?», «Что интересного есть в этом городе?».

  • Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее.

  • Конструирование «Московский Кремль».

  • Составление книжки-самоделки «Москва-главный город страны».

  • Беседа «Стихи и картины о Москве».

  • Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

  • Чтение художественной литературы. Абрамов А.В. «Рассказы о Москве», Л.А Толмаков «Потешные прогулки по Москве (отрывки).

«Весна в нашем городе»

Учить видеть красоту природы родного города, закреплять представления детей о природе города, о правилах поведения в природе.

  • Экскурсии и целевые прогулки.

  • Беседы «Признаки весны», «Разговор птиц весной».

  • Народные приметы, поговорки о весне.

  • Д.И. «Что бывает весной...», «Весенние слова», «Угадай птицу», «Засели домики», «Посади грядку».

  • Знакомство с фотографиями и видеоматериалом о жизни животных и растений в весенний период времени, в естественной природной среде.

  • Рассматривание картинок иллюстраций, отражающие красоту, многообразия природы весной.

  • Экспериментальная деятельность «Весенние признаки».

  • Заучивание стихов о весне.

  • Составление творческих рассказов на тему «Весна - красна».

  • Совместная с родителями акция «Первоцветы».

  • Пластилинография «Весенний букет», «Грачи прилетели».

  • Рисование «Вот и зацвел подснежник».

  • Прослушивание весенних мелодий.

  • Оформить выставку по теме «Весна пришла».

май

«День

Победы»

Расширение представлений детей о Великой Отечественной войне, её героях, воспитание чувства гордости за свою Родину.

  • Встречи с ветеранами войны и тыла.

  • Мероприятие: «И помнит мир спасённый…», праздничный концерт для ветеранов и пенсионеров,

  • Конкурс чтецов «Великому подвигу славу поем!»

  • Конкурс рисунков «День Победы»; «Салют на главной площади».

  • Участие в акциях: «Спасибо деду за Победу!»; «Знамя Победы», «Книга памяти», «Бессмертный полк», «Орден прадеда на руке правнука».

  • Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

  • Слушание и пение фронтовых песен,

  • спортивные соревнования, посвящённые Дню победы.

  • Экскурсия к мемориалу погибшим воинам.

  • Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт и ничто не забыто…»

  • Оформление выставок рисунков и плакатов: «Георгиевская ленточка»; «Письмо с фронта»; Открытка для ветерана».

  • Изготовление аппликации «Книга памяти».

«Семейные традиции»

Расширять представления детей о семье и семейных традициях. Учить внимательно

относиться к событиям в доме, интересоваться семейными делами.

  • Беседы на тему «Традиции моей семьи», «Кем я могу гордиться в моей семье», «Моё имя».

  • Беседа «Что было до моего рождения» (с использованием семейных фото).

  • Фотовыставка «Семейные увлечения».

  • Цикл рассказов «Мужчины и женщины в русской семье».

  • Игра-драматизация по сказке «Самый маленький гном».

  • Творческие рассказы детей на тему: «Выходной день в моей семье».

  • Лепка «Моя семья».

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки – матери», «Встречаем гостей», «Готовим обед».

  • Интервью с родителями «Почему меня так назвали?».

  • Книга пожеланий маме и папе.

  • Выставка «Семейные реликвии».









Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы





Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

сентябрь

«Моя семья»

Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с ролью мужчины и женщины в семье и в обществе. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

  • Чтение художественных.

  • Произведений о семье.

  • Рассказы воспитателя о роли членов семьи в семье и обществе.

  • Рисование на тему «Моя семья».

  • Беседы на тему «Моя семья» (рассматривание фотографий).

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья».

  • Презентация «Моя семья».

  • Праздничный концерт, посвященный дню пожилого человека «Бабушка рядышком с дедушкой».

Октябрь

«Земля-наш общий дом»

Формировать у детей чувство толерантности, знание о многонациональности народов России, формирование представления таком понятии, как «светская Россия». Формировать дружелюбное отношение к людям разных национальностей, уважительное отношение друг к другу.

  • Рассказы воспитателя о многонациональности нашей Родины с просмотром презентации.

  • Беседа «Наша Родина – Россия, наш язык – русский».

  • Презентация «Русский костюм».

  • Рассматривание национальных костюмов.

  • Настольно- печатная игра: «Собери костюм».

  • Чтение художественной литературы.

  • Пение песен разных народов.

  • Просмотр видео- слайдов «Разноцветные люди».

  • Подвижные игры детей разных стран.

  • Вовлечение родителей в подборке мультфильмов по теме: «Все мы жители одной планеты».

«Знаменитые россияне»

Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну; сформировать понимание значимости их деятельности для страны.

  • Беседы о знаменитых россиянах.

  • Рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание музыкальных произведений известных композиторов.

  • Просмотр мультфильма: «Щелкунчик».

  • Организовать выставку книг российских авторов: «Моя любимая книга».

  • Вовлечение родителей: подборка портретов знаменитых российских писателей, поэтов, музыкантов.

«Знаменитые спортсмены»

Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта, формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям; подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот»

  • Беседы о российском спорте, рассматривание фотографий знаменитых спортсменов, фотовыставка.

  • Рассказывание детей по теме: «Мой любимый вид спорта».

  • Подвижные спортивные игры на улице.

Ноябрь

«Малая Родина». «Мой

Мышкин» За что мы любим свой город

Уточнить представления детей о родном городе; закрепить и обобщить знания детей о символике города; формировать понимание выражения «малая родина». Разработать экскурсионный проект по музеям города


  • Беседы о гербе города.

  • Рассказ воспитателя об истории возникновения герба, его символическим значении.

  • Экскурсия в Народный музей.

  • Экскурсия в Музеи Мыши.

  • Чтение художественной и познавательной литературы.

  • Изготовление альбома «Дом, в котором я живу».

  • Конкурс рисунков «Мой город».

  • Фотовыставка «Мой город тогда и сейчас».

  • Фотовыставка: «Я в родном городе».

  • Проект «Мой город родной» - презентация.

  • Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина».

  • Литературная гостиная (выставка книг поэтов и писателей нашего района, области), встреча с краеведом Гречухиным В.А.

«Моя мама»

Прививать детям любовь к матери, уважительное к ней отношение.

  • Концерт «Моя любимая мамочка», посвящённый «Дню матери».

  • Беседы о маме.

  • Рисование на тему «Мама любимая моя», «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты).

  • Чтение произведений о маме.

  • Совместный с родителями проект «Моя мама»

Декабрь

«Новый год у ворот»

Расширять

представления детей о Новом годе, традициях его празднования у разных народов и в разных странах, создание атмосферы праздника.

  • Беседа о встрече Нового года в других странах.

  • Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

  • Составление письма Деду Морозу.

  • Рисование на тему «Новогодний праздник в разных странах мира»,

  • Проведение конкурса «Символ года» (вместе с родителями).

Январь

«Наша Родина –

Россия»

Закрепить

представления

детей о государственных символах России – флаге, гербе, гимне.

Формировать уважительное

отношение к

государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

  • Беседы о России.

  • Просмотр видеофильмов и презентаций о городах России.

  • Рисование «Моя страна».

  • Беседы «Государственные символы России – герб, гимн, флаг»

  • Дидактическая игра «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб»,

  • Рассматривание географических карт.

  • Книжная выставка и обзорная беседа «Природная кладовая нашей Родины».

  • Экскурсия в картинную галерею.

  • Экскурсия в детскую библиотеку,

  • Рисование «Люблю березку русскую», выставка детских рисунков.

  • Чтение художественной и познавательной литературы , прослушивание стихов о родной стране, пословицы и поговорки.

  • Изготовление коллективной аппликации «Российский флаг».

  • Прослушивание музыкальных произведений о Родине.

«Русские народные промыслы».

Закреплять интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковской игрушкой, с русской матрешкой, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов.

  • Беседы о русских народных промыслах.

  • Рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д.

  • Русские народные подвижные игры.

  • Выставка в группе народных игрушек.

  • Лепка: «Козлик» - дымковская игрушка; Рисование: «кувшин» -хохломская роспись.

  • Подбор материала о народно – прикладном искусстве.

  • Экскурсии в краеведческий музей

  • Развлечение «Ярмарка»

  • Выставка литературы по теме декоративно прикладного творчества

Февраль

«Забавы вокруг печки».

Познакомить детей с особенностями русского быта, заучить русские пословицы и скороговорки.

  • Беседы о народном костюме и его особенностях.

  • Экскурсия в музей

«Русские валенки».

  • Рисование «Красивые валенки»,

  • Дидактические игры.

  • Оформление стендов и

выставок детских работ.

  • Прослушивание русских народных песен, отгадывание загадок.

«Наши защитники»

Продолжать расширять представления детей о защитниках Родины. Дать представление о различных родах войск. Воспитывать патриотические чувства.

  • Беседы «Защитники земли русской», «Для чего нужна Армия», «Профессия – военный», «Есть такая профессия – Родину защищать».

  • Рисование «Мой папа-защитник», изготовление поздравительной открытки «С 23 февраля!».

  • Выставка рисунков.

  • Рассматривание альбомов: «Наша армия», «Военные профессии».

  • Презентация «Наша армия».

  • Непосредственно образовательная деятельность «Рода войск».

  • Выставка детских работ «Богатыри».

Март

«Мамин праздник»

Расширять представления детей о матери, её роли в семье, воспитывать уважительное к ней отношение, желание помогать ей.

  • Беседа о мамах, составление рассказов на темы «За что я люблю свою маму», «Кем работает моя мама», «Как я помогаю маме».

  • Пение песен о маме,

  • Чтение стихов.

  • Беседа об увлечениях мамы, подготовка к выставке «Мамины умелые руки».

  • Рисование портрета «Вот какая моя мама!», оформление работ в книгу.

  • Изготовление подарка

Маме.

  • Семейные посиделки «Вместе с мамой».

«Масленица»

Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы; познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора

  • Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы.

  • Рисование: «Встреча весны в родном городе». Посещение праздника «Проводы русской зимы»

«Голубые реки России»

Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого.

  • Беседы о реках России, озеро Байкал;.

  • Рассматривание карты России.

  • Рассматривание иллюстраций.

  • Чтение рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей.

  • Защита мини проекта «Отдых у реки».

  • Прогулка к паромной переправе.

Апрель

«Москва – главный город нашей Родины»

Расширять представления детей о Москве, познакомить и её достопримечательностях.

  • Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы, «экскурсия» по Красной площади» (по иллюстрациям), презентация «Главный город нашей страны».

  • Просмотр видеофильма о Москве.

  • Оформление стенда «Москва — столица нашей Родины» (вместе с родителями).

  • Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее.

  • Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

  • Составление книжки-самоделки «Москва-главный город страны».

«Русский лес- чудесный лес!»

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства.

  • Беседы о жизни животных в лесу.

  • Рассматривание карты России по климатическим зонам.

  • Экскурсия в Золотой бор.

  • Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Чьи припасы», «Зеленая аптека», «У кого какой домик» и т.д.

  • Вовлечение родителей в оформление фотовыставки: «Прогулки по лесу».

  • Рассматривание картин и иллюстраций.

  • Совместная с родителями акция «Первоцветы».

  • Рисование.

  • Выставка детских работ.

Май

«День

Победы»

Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.

  • Экскурсия к мемориалу погибшим воинам.

  • Экскурсия в музей, «Маленький город в великой войне».

  • Беседы о Великой Отечественной войне, о героях войны.

  • Беседа «Что такое героизм?».

  • Рассматривание альбомов, иллюстраций из книг о Великой Отечественной войне.

  • Чтение книг о подвигах русских людей.

  • Изготовление наглядного пособия «Детям не место на войне».

  • Рисование: «День Победы».

  • Выставка работ: «Я помню, я горжусь!» Оформление их в книгу.

  • Участие в акциях: «Спасибо деду за Победу!»; «Знамя Победы», «Книга памяти», «Бессмертный полк», «Орден прадеда на руке правнука».

  • Слушание и пение фронтовых песен.

  • Спортивные соревнования, посвящённые Дню победы.

  • Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт и ничто не забыто…».

  • Оформление выставок рисунков и плакатов: «Георгиевская ленточка»; «Письмо с фронта»; Открытка для ветерана».

«Семейные традиции»

Расширять представления детей о семье и семейных традициях. Учить внимательно

относиться к событиям в доме, интересоваться семейными делами.

  • Беседы на тему «Традиции моей семьи», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож».

  • Приглашение родителей для рассказов о семейных традициях.

  • Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

  • Слушание музыки и песен о маме и папе.

  • Конкурс рисунков «Моя семья», совместно с родителями выпуск стендов, посвящённых Дню семьи.

  • Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

  • Спортивный праздник «Мама, папа, я — дружная семья»!

  • Выставка семейных работ по теме «Семейные традиции», «Семейные увлечения»


Итоговая интегрированная ОД


Закрепление знаний детей о таких понятиях, как «родители», «родная природа», «родной город», «Родина», «малая Родина»

  • Тема ОД: «С чего начинается Родина?»

  • Выставка свободного рисунка «Моя Родина».





Взаимодействие с родителями

Особое внимание в работе по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Родители в данном случае должны быть не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса: принимать участие не только в праздниках и соревнованиях, где играют роли, участвуют в играх и состязаниях, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно обсуждать вопросы воспитания на Педагогических советах, родительских собраниях, семинарах.

Формы работы с семьями воспитанников:

  • Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений: «Мама, папа, я – спортивная семья», Новогодний праздник, «Я как папа», утренник 8 марта, «День Победы».

  • Составление фотоальбомов и стенгазет согласно календарно-тематического планирования.

  • Консультации для родителей: «Воспитание любви к Родине», «Семейные традиции», «Природа Ярославского края», «Что значит – быть патриотом?» и др.

  • Привлечение родителей к помощи в организации экскурсий по городу в музеи.

  • Организация семинаров по ознакомлению родителей с содержанием ознакомления дошкольников с народными праздниками, обрядами, традициями, умением создать в домашних условиях сказочно-праздничную атмосферу (оформление интерьера, столовый этикет, преподнесение детям подарков). Приобщение родителей к совместному с детьми празднованию народных праздников.

  • Оформление рекомендаций по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми:

  • список рекомендованной для чтения детям литературы;

  • составление картотеки иллюстраций;

  • рекомендации по ведению беседы о прочитанном и т.д.

  • Совместные проекты детей и родителей (согласно календарно-тематического планирования).

  • Участие в акциях (согласно календарно-тематического планирования).

  • Организация совместных мероприятий организованной образовательной деятельности для детей и родителей.

Таким образом, помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.





Используемая литература


  1. Александрова Е.Ю, Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в детском саду. - Волгоград: «Учитель», 2007. 3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1999.

  1. Дерягина Л.Б. Моя Родина – Россия. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

  2. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. - М.: Мозаика – Синтез, - 2010.

  3. Зацепина М.Б, Антонова Т.В... Народные праздники в детском саду. –

М.: Мозаика – Синтез, 2008.

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт – Петербург: «Детство - Пресс», 2010.

  2. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. – М.:

Мозаика – Синтез, 2008.

11. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.