АВТОР УРОКА: Качаева Людмила Александровна, учитель биологии, МБОУ Лицей №23, г.Кемерово, Кемеровская область
Тема урока: Растительные ткани: строение и функции
УМК
Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2020 г.
Электронное приложение к учебнику. Биология. 5-6 классы.
Уроки биологии. 5—6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.
Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Линия жизни». Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.
Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать у учащихся знания о растительных тканях, их строении и функциях, уметь объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями.
Задачи:
Сформировать у обучающихся понятия о тканях растения, их строении;
Развить умения различать виды тканей, сравнивать и делать выводы;
Воспитать у обучающихся бережное отношение к растениям, показать значение различных видов тканей в жизни растений.
Планируемые результаты:
Личностные: Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности растительных тканей и их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций тканей растений.
Метапредметные: Формирование умения выделять существенные признаки тканей растений, умение различать их на таблицах, дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. Умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ-компетентности.
Предметные: Умение давать определение ткани, распознавание различных видов растительных тканей. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей. Приобретение опыта использования методов биологической науки /наблюдение, описание/, совершенствование навыков работы с микроскопом.
Оборудование: таблицы, рисунки учебника по данной теме, таблицы «Строение растительной клетки», «Ткани растений», «Внутреннее строение корня», Внутреннее строение стебля», Внутреннее строение листа», проектор.
Базовые понятия и термины: ткань, виды растительных тканей, флоэма, ксилема.
ХОД УРОКА
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент (1 мин.) | Здравствуйте, ребята. Кто сегодня отсутствует на нашем уроке? Настрой на работу: «На уроке будем усиленно работать, думать, предлагать и рассуждать, и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание». | Приветствуют учителя. Называют отсутствующих. |
2.Актуализация опорных знаний (5 мин.) | Для начала выполните небольшой тест, который поможет проверить имеющиеся у вас знания для дальнейшей работы. У каждого лежит тест. Вам необходимо ответить письменно, верно или неверно то или иное суждение, + верно, - неверно: Красящими веществами клетки называют хромопласты. В размножении участвует вакуоль. Прозрачное вещество заполняющее всю клетку – это цитоплазма. Оболочка состоит из клетчатки. Лейкопласты зеленого цвета. Хромопласты красного цвета. Хлоропласты бесцветные. Вакуоль содержит клеточный сок. Оболочка имеет поры. Ядро не имеет пор. В ядре находятся хромосомы. Все растения имеют клеточную стенку. (правильные ответы: 3,4,6,8,9,11,12) Обменялись тестами, проверяем. Критерии (на доске): 1 ошибка – «5», 2 ошибки – «4», 3 – «3», 4-5 ошибок – «2». | Выполняют работу (отмечают +,-), а после осуществляют взаимопроверку (обмен тестами с соседом по парте, проверяют и ставят отметку). Сдают тесты учителю. |
3. Мотивация учебной деятельности (3 мин.) | Что является наименьшей структурной единицей всего живого? (проблемный вопрос). А как называется группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковую функцию? Ответ на этот вопрос вы можете получить, разгадав ребус на экране: Какое слово здесь загадано? Верно, здесь зашифровано слово «ткань». Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Верно, записываем число и тему урока (на слайде). Давайте поставим цель и задачи нашего урока. | Ожидаемый ответ: - Клетка. Предлагают разные варианты ответа. Разгадывают ребус. - Ткань - Ткани растений. Записывают число и тему урока. Ставят цель и определяют задачи урока. |
4.Изучение нового материала (20 мин.) | Итак, мы с вами уже узнали, что группа клеток с одинаковой функцией образует что? Верно, записываем определение в ваши тетради: Ткань – группа клеток, одинаковых по строению, происхождению и выполняемым функциям (на слайде). Ткани растений, животных изучает наука гистология. У растений выделяют 6 видов тканей: образовательная, покровная, основная, опорная, проводящая и выделительная. Используя мой рассказ и презентацию вам нужно заполнить таблицу (на слайде) «Растительные ткани» Название ткани | Их разновидности | Строение | Функции | | | | | После проверим правильность заполненной вами таблицы. | Отвечают на вопросы: - Ткань. По ходу объяснения учителя учащиеся заполняют таблицу «Растительные ткани», по необходимости корректируя свои записи. |
5.Закрепление мин.) | Предлагаю закрепить ваши знания. Для этого обратите внимание на слайд, прочитайте внимательно задание и выполните его в ваших тетрадях. (на слайде) Задание: По описанию определите о какой ткани идёт речь, найдите эту ткань на рисунке. Клетки этой ткани мелкие с крупными ядрами. Благодаря делению этих клеток происходит рост растения ____________ Клетки этой ткани выполняют функцию питания растения (фотосинтез) поэтому обязательно должны содержать хлоропласты_______________ Клетки этой ткани плотно прилегают друг к другу, так как выполняют защитную функцию ______________ Клетки мертвые с толстыми клеточными стенками, входят в состав ксилемы и выполняют функцию проведения воды и минеральных веществ________________________ 1 | 2 | 3 | 4 | В се закончили? Меняемся тетрадями с соседом по парте, проверяем, верно ли вы выполнили задание (на слайде): № | Название ткани | Номер на рисунке | 1 | Образовательная | 3 | 2 | Основная | 4 | 3 | Покровная | 1 | 4 | Проводящая | 2 | Критерии (на доске): 1 ошибка – «5», 2 ошибки – «4», 3 – «3», 4-5 ошибок – «2». Итак, проверили и оценили. | Выполняют задание. Обмениваются тетрадями, осуществляют взаимопроверку. |
6. Подведение итогов (5 мин.) | А сейчас давайте подведем итоги занятия. Выполнили ли мы поставленные задачи? Достигли ли цели нашего занятия? Что такое «ткань»? Сколько видов тканей выделяют у растений? | Отвечают на вопросы учителя. Объявление оценок за урок. Выставление оценок за урок, если отвечал на уроке добавляем 1-2 балла за активность) 14-13 баллов - 5 12-10 баллов - 4 9-6 баллов - 3 Подводят итог занятия. |
7. Рефлексия (3 мин.) | Продолжите фразу, что вы делали сегодня на уроке, что вам запомнилось больше всего (фразы на слайде): - у меня вызвало затруднение... - сегодня меня удивило..... - я знал…, узнал...,, научился…. - теперь я могу.... - на уроке мне было интересно | Выполняют рефлексию. |
8. Домашнее задание (1 мин.) | Запишите домашнее задание на полях в тетради (на слайде) изучить: §4, ответить устно на вопросы в конце параграфа, по желанию: придумать ребусы, кроссворд по теме «Ткани», сочинить сказку «Мое путешествие по растительным тканям» | Записывают домашнее задание в тетради. |
Название тканей | Их разновидности | Строение | Функции |
Образовательная | камбий | Мелкие клетки с тонкой оболочкой, постоянно делятся | Рост растения, образование других видов тканей |
Покровная | кожица пробка корка корневые волоски | Клетки живые или мертвые с толстой оболочкой | Защита от повреждений |
Основная | фотосинтезирующая: столбчатая, губчатая | Клетки содержат хлоропласты | Синтез органических веществ-глюкозы Запасание питательных в-в |
запасающая | Клетки имеют крупные вакуоли |
Опорная (механическая) | древесные волокна лубяные волокна | Клетки мертвые с толстой оболочкой | Каркас, опора |
Проводящая | 1.Сосуды (флоэма) 2.Ситодвидные трубки (ксилема) | Клетки живые или мертвые, имеют вид трубок или сосудов | Передвижение растворенных в воде питательных веществ |
Ткани растений
Используемые источники (печатные и интернет ресурсы)
Пасечник В.В. Пасечник Биология 5 кл. Введение в биологию. ВЕРТИКАЛЬ. (ДРОФА) 2021
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии. Растения.
Энциклопедия для детей Аванта – Биология том 2, 1997
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
http://www.fcior.edu.ru/
www.bio.1september.ru – газета «Биология»
https://urok.1sept.ru/articles/686507