СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растительные ткани: строение, функции

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока составлена в соответсвтвии с новыми обновленными ФГОС ООО. Урок мотивирует учащихся на получение новых знаний, которые можно использовать в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Растительные ткани: строение, функции»

АВТОР УРОКА: Качаева Людмила Александровна, учитель биологии, МБОУ Лицей №23, г.Кемерово, Кемеровская область

Тема урока: Растительные ткани: строение и функции

УМК

Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2020 г.

Электронное приложение к учебнику. Биология. 5-6 классы.

Уроки биологии. 5—6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.

Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Линия жизни». Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.

Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать  у  учащихся  знания о растительных тканях, их строении и функциях, уметь объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями.
Задачи:

  • Сформировать у обучающихся понятия о тканях растения, их строении;

  • Развить умения различать виды тканей, сравнивать и делать выводы;

  • Воспитать у обучающихся бережное отношение к растениям, показать значение различных видов тканей в жизни растений.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности растительных тканей и их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций тканей растений.

Метапредметные: Формирование умения выделять существенные признаки тканей растений, умение различать их на таблицах, дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. Умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ-компетентности.

Предметные: Умение давать определение ткани, распознавание различных видов растительных тканей. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей. Приобретение опыта использования методов биологической науки /наблюдение, описание/, совершенствование навыков работы с микроскопом.

Оборудование: таблицы, рисунки учебника по данной теме, таблицы «Строение растительной клетки», «Ткани  растений», «Внутреннее строение  корня»,  Внутреннее строение  стебля»,  Внутреннее строение  листа», проектор.



Базовые понятия и термины: ткань, виды растительных тканей, флоэма, ксилема.                                              

ХОД УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

(1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Кто сегодня отсутствует на нашем уроке?

Настрой на работу: «На уроке будем усиленно работать, думать, предлагать и рассуждать, и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».

Приветствуют учителя. Называют отсутствующих.

2.Актуализация опорных знаний

(5 мин.)

Для начала выполните небольшой тест, который поможет проверить имеющиеся у вас знания для дальнейшей работы. У каждого лежит тест. Вам необходимо ответить письменно, верно или неверно то или иное суждение, + верно, - неверно:

    1. Красящими веществами клетки называют хромопласты.

    2. В размножении участвует вакуоль.

    3. Прозрачное вещество заполняющее всю клетку – это цитоплазма.

    4. Оболочка состоит из клетчатки.

    5. Лейкопласты зеленого цвета.

    6. Хромопласты красного цвета.

    7. Хлоропласты бесцветные.

    8. Вакуоль содержит клеточный сок.

    9. Оболочка имеет поры.

    10. Ядро не имеет пор.

    11. В ядре находятся хромосомы.

    12. Все растения имеют клеточную стенку.

(правильные ответы: 3,4,6,8,9,11,12)

Обменялись тестами, проверяем.

Критерии (на доске): 1 ошибка – «5», 2 ошибки – «4», 3 – «3», 4-5 ошибок – «2».

Выполняют работу (отмечают +,-), а после осуществляют взаимопроверку (обмен тестами с соседом по парте, проверяют и ставят отметку). Сдают тесты учителю.


3. Мотивация учебной деятельности

(3 мин.)

Что является наименьшей структурной единицей всего живого? (проблемный вопрос).

А как называется группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковую функцию?

Ответ на этот вопрос вы можете получить, разгадав ребус на экране:

Какое слово здесь загадано? Верно, здесь зашифровано слово «ткань». Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Верно, записываем число и тему урока (на слайде).

Давайте поставим цель и задачи нашего урока.

Ожидаемый ответ:

- Клетка.


Предлагают разные варианты ответа. Разгадывают ребус.






- Ткань



- Ткани растений.

Записывают число и тему урока.

Ставят цель и определяют задачи урока.

4.Изучение нового материала

(20 мин.)


Итак, мы с вами уже узнали, что группа клеток с одинаковой функцией образует что? Верно, записываем определение в ваши тетради:

Ткань – группа клеток, одинаковых по строению, происхождению и выполняемым функциям (на слайде). Ткани растений, животных изучает наука гистология.

У растений выделяют 6 видов тканей: образовательная, покровная, основная, опорная, проводящая и выделительная.

Используя мой рассказ и презентацию вам нужно заполнить таблицу (на слайде) «Растительные ткани»

Название ткани

Их разновидности

Строение

Функции





После проверим правильность заполненной вами таблицы.

Отвечают на вопросы:

- Ткань.





По ходу объяснения учителя учащиеся заполняют таблицу «Растительные ткани», по необходимости корректируя свои записи.

5.Закрепление

  1. мин.)

Предлагаю закрепить ваши знания. Для этого обратите внимание на слайд, прочитайте внимательно задание и выполните его в ваших тетрадях. (на слайде)

Задание: По описанию определите о какой ткани идёт речь, найдите эту ткань на рисунке.

  1. Клетки этой ткани мелкие с крупными ядрами. Благодаря делению этих клеток происходит рост растения ____________

  2. Клетки этой ткани выполняют функцию питания растения (фотосинтез) поэтому обязательно должны содержать хлоропласты_______________

  3. Клетки этой ткани плотно прилегают друг к другу, так как выполняют защитную функцию ______________

  4. Клетки мертвые с толстыми клеточными стенками, входят в состав ксилемы и выполняют функцию проведения воды и минеральных веществ________________________

1


2

3


4


В се закончили? Меняемся тетрадями с соседом по парте, проверяем, верно ли вы выполнили задание (на слайде):

Название ткани

Номер на рисунке

1

Образовательная

3

2

Основная

4

3

Покровная

1

4

Проводящая

2

Критерии (на доске): 1 ошибка – «5», 2 ошибки – «4», 3 – «3», 4-5 ошибок – «2».

Итак, проверили и оценили.

Выполняют задание.

Обмениваются тетрадями, осуществляют взаимопроверку.

6. Подведение итогов

(5 мин.)

А сейчас давайте подведем итоги занятия. Выполнили ли мы поставленные задачи? Достигли ли цели нашего занятия?

Что такое «ткань»? Сколько видов тканей выделяют у растений?

Отвечают на вопросы учителя. Объявление оценок за урок. Выставление оценок за урок, если отвечал на уроке добавляем 1-2 балла за активность)
  • 14-13 баллов - 5

  • 12-10 баллов - 4

  • 9-6 баллов - 3

Подводят итог занятия.

7. Рефлексия

(3 мин.)


Продолжите фразу, что вы делали сегодня на уроке, что вам запомнилось больше всего (фразы на слайде):

- у меня вызвало затруднение...

- сегодня меня удивило.....

- я знал…, узнал...,, научился….

- теперь я могу....

- на уроке мне было интересно

Выполняют рефлексию.

8. Домашнее задание

(1 мин.)

Запишите домашнее задание на полях в тетради (на слайде) изучить:

  1. §4, ответить устно на вопросы в конце параграфа,

по желанию:

  1. придумать ребусы, кроссворд по теме «Ткани»,

  2. сочинить сказку «Мое путешествие по растительным тканям»

Записывают домашнее задание в тетради.

Название тканей

Их разновидности

Строение

Функции

Образовательная

камбий

Мелкие клетки с тонкой оболочкой, постоянно делятся

Рост растения, образование других видов тканей

Покровная

  1. кожица

  2. пробка

  3. корка

  4. корневые волоски

Клетки живые или мертвые с толстой оболочкой

Защита от повреждений

Основная

фотосинтезирующая:

столбчатая,

губчатая

Клетки содержат хлоропласты

Синтез органических веществ-глюкозы

Запасание питательных в-в

запасающая

Клетки имеют крупные вакуоли

Опорная (механическая)

  1. древесные волокна

  2. лубяные волокна

Клетки мертвые с толстой оболочкой

Каркас, опора

Проводящая

1.Сосуды (флоэма)

2.Ситодвидные трубки (ксилема)

Клетки живые или мертвые, имеют вид трубок или сосудов

Передвижение растворенных в воде питательных веществ

Ткани растений


Используемые источники (печатные и интернет ресурсы)

  1. Пасечник В.В. Пасечник Биология 5 кл. Введение в биологию. ВЕРТИКАЛЬ. (ДРОФА) 2021

  2. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии. Растения.

  3. Энциклопедия для детей Аванта – Биология том 2, 1997

Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».

  2. http://www.fcior.edu.ru/

  3.  www.bio.1september.ru – газета «Биология»

  4. https://urok.1sept.ru/articles/686507



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!