Гафарова А.К. География
05.10.2018 7-А,
09.10.2018 7-Б, 7-В, 7-Г
Урок. Растительный и животный мир
Цели урока:
продолжить формирование образа материка;
выявить влияние климата и рельефа на внутренние воды, растительный и животный мир Евразии;
сформировать представление об особенностях природных зон Евразии.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы Евразии.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом и картами; 2) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 3) сопоставлять карты различного содержания; 4) создавать таблицы; 5) осуществлять смысловое чтение; 6) развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков.
Оборудование: климатическая карты мира, физическая карта, строение земной коры, учебники, атласы
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.. Вступительное слово учителя.
Какой материк мы изучаем? Существует мнение, что органический мир Евразии уникален и разнообразен. Так ли это. Но сначала мы с вами должны вспомнить, что мы уже знаем о материке Евразия.
Актуализация опорных знаний
Повторение пройденного:
Блиц - опрос:
САМОЕ. САМОЕ. САМОЕ в природе материка Евразия.
Сам материк Евразия является самым большим материком Земли, его площадь 53,3 млн. км2.
1)самая северная точка суши – мыс Челюскин (77°с.ш.);
2)самая высокая точка суши — г. Джомолунгма (Эверест) — 8848 м над уровнем моря;
3)самая низкая точка — побережье Мертвого моря, лежащего на 424 м ниже уровня моря;
4)самая большая глубина Мирового океана — Марианский желоб — 11 022 м;
5)самая низкая температура воздуха Северного полушария – район Оймякона: —71 °С;
6)самое большое среднегодовое количество осадков – район Черапунджи (Индия) — 10 854 мм;
7)самое большое озеро — Каспийское; его площадь 396 тыс. км2;
8)самое глубокое пресноводное озеро мира — Байкал; его глубина 1637 м;
9)самая длинная река Евразии – Янцзы; 5800 м;
10)самая многоводная река – Енисей;
11)самая крупная река Европы не имеющая стока в океан - Волга
2.Проверка знания географической номенклатуры.
Подписать на интерактивной контурной карте крупнейшие реки и озёра материка.
Работа по изучению нового материала:
1.Целеполагание.
Проблемный вопрос
А что мы сегодня будем изучать, вы узнаете после того, как отгадаете мои загадки.
1.Вот перед нами лесной биом,
Растений и животных очень много в нем.
Он многоярусный, лианой оплетен,
И «легкими Земли» зовется он.
В нем много «драгоценностей» растет,
Их в медицине использует народ.
На карте вдоль экватора найдешь
И мне ты эту зону назовешь.
(Влажные экваториальные леса)
2. По широкой зоне едешь дни и ночи;
Но нигде не встретишь леса или рощи,
Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек.
Да в снегу кустарник борозду полощет.
(Зона тундры)
3. Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит этот лес.
Там нас ждут рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, он шумит.
(Зона смешанных лесов)
4. На все стороны, куда ни бросишь взор:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
(Зона степей)
5. Солнечный, жаркий жёлтый поток
Льётся здесь на жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как лёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт.
(Зона жарких пустынь)
Вывод учащихся о теме и целях урока.
2.Актуализация знаний. «Мозговой штурм».
1)что такое природный комплекс?
2)что называют природной зоной?
3)дать определение понятия – широтная зональность.
4)дать определение понятия – высотная поясность
5)что называют антропогенным ландшафтом?
3. Работа с картами атласа.
Проанализируйте карту «Природные зоны Евразии». Какой вывод можно сделать о природных зонах материка?
Изучение нового материала
Проблемный вопрос
Какая природная зона занимает наибольшую площадь?
В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?
Назовите причины смены природных зон на материке Евразия?
Воспитательный момент:
Вы неоднократно слышали такое понятие, как «легкие планеты». Как вы думаете, какие природные зоны могли бы претендовать на такое звание?
Наша Брянская область находится в зоне смешанных и широколиственных лесов. Что мы можем и должны делать для сохранения и приумножения лесных богатств нашей области и страны?
Проблемный вопрос:
Севернее тайги находится тундра. В этой зоне не растёт лес из-за низкой температуры воздуха. Южнее лесной зоны находится степь. Тепла там достаточно, почему же лес не растёт в этой зоне?
Почему зона широколиственных лесов не простирается сплошной полосой, а расположена только на западе и востоке материка, а отсутствует в центральных частях материка?
Практикум.
Пользуясь картой атласа (с.35 и с.41) и картами слайда презентации, сравните лесные зоны Евразии и Северной Америки по площади и расположению. Какой можно сделать вывод?
4.Выступления учащихся с сообщениями.
Готовясь к уроку, группа ребят получила задание подготовить сообщения об особенностях природных зон Евразии. Итак, мы приступаем к решению главной поставленной задачи на уроке – изучить растительный и животный мир арктического, субарктического и умеренного поясов и начинаем заполнять таблицу.
Вы должны внимательно слушать сообщения и нужные сведения заносить в таблицу.
Название природной зоны | Почвы | Растения | Животные |
Арктические пустыни | | | |
Тундра и лесотундра | | | |
Тайга | | | |
Смешанные и широколиственные леса | | | |
Лесостепи и степи | | | |
Полупустыни и пустыни | | | |
Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники | | | |
Переменно-влажные (муссонные) субтропические леса | | | |
Саванны | | | |
Влажные экваториальные леса | | | |
физминутка
Мы изучили природные зоны Евразии арктического, субарктического и умеренного поясов. Для того чтобы еще раз вспомнить об особенностях природных зон материка, проведем небольшое тестирование.
2.Выполнить тест: определить соответствие: (выполняют самостоятельно на индивидуальных карточках)
а) Арктические пустыни; б) Тундра; в) Тайга; г) Широколиственные леса; д) Степи; е) Пустыни и полупустыни. | 1. Занимает самую большую область в Евразии. 2. Зона состоит из хвойных лесов. 3. На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук. 4. Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички. 5. Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки. 6. Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение – саксаул. 7. Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи. |
Подведение итогов урока.
Оценивание
Домашнее задание §46
Рефлексия.
Я понял……….
Я узнал………
Мне понравилось….
Мне не понравилось…