СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растительный и животный мир умеренных поясов план - конспект урока для 5 класса по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урокаОрганизовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей  умеренного пояса. Способствовать  приобретению умения работать с различными источниками знаний.

Просмотр содержимого документа
«Растительный и животный мир умеренных поясов план - конспект урока для 5 класса по географии»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


 Растительный и животный мир умеренных  поясов

ФИО (полностью)

Бунтова Елена Ивановна

Место работы

МОУ Михайловская СОШ  

Должность

Учитель географии и  биологии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

 Биосфера. Номер урока в теме 3

Базовый учебник

Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2012 год.


Цель  урокаОрганизовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей  умеренного пояса. Способствовать  приобретению умения работать с различными источниками знаний.


Планируемые образовательные результаты:

предметные 

Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга»,  лиственные леса».

Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных  умеренного пояса.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса.

метапредметные –  

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Проводить самостоятельный поиск географической информации: почв, растений, животных умеренных поясов.

личностные 

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.

Воспитание эстетического восприятия природы.


Тип урока – урок «открытия» новых знаний.


Формы работы учащихся –   индивидуальная, парная, групповая.


Опорные понятия, термины: биосфера, степь,  тайга, лиственные леса.


Необходимые средства

  1. Интерактивная доска

  2. Учебник

  3. Атлас

  4. Карта полушарий.  

  5. Физическая карта России


Используемые ЭОР:

http://rutube.ru/tracks/3470758.html


Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.


Этап 1. Мотивация к учебной деятельности (7 мин)

Нас ждёт впереди интересный урок.  Надеюсь, что он для вас будет познавателен, вы приобретете новые знания. Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля.

«Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»


-Какой раздел  мы сейчас изучаем?

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще  один тепловой пояс.

-послушайте отрывок

(Николай Матвеевич Грибачев  «Сказки про зайца Коську»)

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.


1. Назовите явление. ( Смена времен года.)

2. Как объясняют данное явление законы природы? ( Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

3. В каком тепловом поясе происходит событие? ( В умеренном.)

4.В какой природной зоне? Покажите эту зону на карте.


 Просмотрите отрывок из фильма «Дикая природа России».

- А теперь попробуем сформулировать  тему сегодняшнего урока

- Чтобы можно исследовать в этих зонах?

Задание. Составить  план исследования.

 1. Месторасположение на карте.

 2. Климат  природных зон  умеренного пояса.

 3. Растительный мир  умеренного пояса.

 4. Животный мир  умеренного пояса


Этап 2. Изучение нового материала (10мин)

На протяжении урока вы будете работать в парах

Задание

Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

Природная зона

Где находится

Климатические условия

Почвы

Растения

Животные









1 пара - зона степей

2 пара - тайга

3 пара - леса

Обсуждение результатов работы.


Физкультминутка.  2 мин

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.


Этап 3. Первичная проверка понимания (3 мин)

Игра « Отгадай природную зону»

1.Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.

2.  Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравится растениям. Эта природная зона самое богатое видами природное сообщество.

3. Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это …    

4.В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.


Этап 4 .Включение нового  знания в систему знаний и повторение.(10мин)

Задание 1.  Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с.131,133.134 выданные вам гербарии и рисунки растений. Ответьте на вопросы.

Задание 2. Составьте схему « Что дают человеку растения» Обсудите полученные результаты.



ИТОГ УРОКА (Время работы 5 минут)

Индивидуальная работа. (задание на доске0

Тест

1.Тайга  - это:

а) смешанные леса;

б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.


2.Наибольшую площадь в России занимает зона:

а) арктических пустынь

б) тундр

в) тайги

г) лесов


3. Растительность зоны широколиственных лесов более разнообразна, чем в зоне тайги, так как:

а) теплее;

б) почва богата питательными веществами;

в) больше выпадает осадков.


4.Растительный мир зоны степей представлен:

а) злаками и разнотравьем

б) мхами и лишайниками

в) кустарниками


5.Назовите растения нашего края (не менее 7)



  Дополнительное задание (Индивид.карточка)

Заполнить таблицу

пихта


берёза


кедр

тайга

липа


сосна

смешанный и широколиственный лес

дуб


клён





Рефлексия (2 мин)

Заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трём направлениям



УРОК. Интересно Скучно Безразлично

Я НА УРОКЕ. Работал Помогал другим Отдыхал

ИТОГ. Понял материал Узнал больше, чем знал Не понял материал


Самоанализ и самооценка ученика

  • Какое задание больше всего понравилось на уроке?

  • Какое задание вызвало затруднения? Почему?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Что вспомнили?

  • Где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?

Домашнее задание:

Прочитать п.22, ответить на вопросы после параграфа (1 – 3), задание №4 – по желанию