Растровый графический редактор GIMP
GNU Image Manipulation Program или GIMP
(рус. Гимп) — растровый графический редактор, программа для создания и обработки растровой графики и частичной поддержкой работы с векторной графикой. Проект основан в 1995 годуСпенсером Кимбеллом и Питером Маттисом как дипломный проект, в настоящий момент поддерживается группой добровольцев. Распространяется на условиях GNU General Public License.
-
GIMP является свободным ПО;
-
GIMP является высококачественным приложением для фоторетуши и позволяет создавать оригинальные изображения;
-
GIMP является высококачественным приложением для создания экранной и веб-графики;
-
GIMP является платформой для создания мощных и современных алгоритмов обработки графики учёными и дизайнерами;
-
GIMP позволяет автоматизировать выполнение повторяющихся действий;
-
GIMP легко расширяем за счёт простой установки дополнений.
Инструменты GIMP
Плоская заливка — заливает подобранной расцветкой всю иллюстрацию, или расцветкой на изображении, исходя из того, какой параметр подобран в опциях прибора.
Градиент — переход от одного тона к другому. Градиент представляет собой набор расположенных в линейной последовательности цветов. В основном градиенты применяются инструментом Заливка, также известным как "Градиент" или "Заливка градиентом": он заливает выделение цветами из градиента. Для контроля размещения градиентных цветов внутри выделения вы можете изменять множество параметров.
Рисование градиентом
Любой из основных инструментов рисования в GIMP даёт вам возможность использовать цвета из градиента. Это позволяет вам создавать мазки кистью, которые меняют цвет от одного конца к другому.
Фильтр "Градиентная карта"
Этот фильтр позволяет вам "сделать цветным" чёрно-белое изображение, заменяя каждый оттенок серого соответствующим цветом из градиента.
Когда вы устанавливаете GIMP, вместе с ним устанавливается большое количество интересных градиентов, и вы можете добавлять новые, создавая собственные или загружая из других источников. Для доступа к полному набору доступных градиентов используйте диалог Градиенты - диалог, который вы можете активировать при необходимости, или оставить рядом как закладку в панели. "Текущий градиент", используемый в большинстве операций с градиентом, отображается в области Кисть/Шаблон/Градиент панели инструментов. Щелчок по символу градиента в панели инструментов это альтернативный метод вызова диалога градиентов.
Карандаш
Выбираем расцветку, толщину и пишем.
Кисть — чрезвычайно нужный инструмент, в комплекте по умолчанию наличествует стандартный набор, в интернете можно найти и скачать необходимые дополнительные виды.
Кисть - это пиксельное изображение или набор пиксельных изображений, используемых GIMP для рисования. GIMP включает в себя набор из 10 инструментов рисования, которые предоставляют не только операции, непосредственно связанные с рисованием, но и такие функции, как стирание, копирование, размытие, освещение, затемнение и т.д. Все инструменты рисования, за исключением пера, используют один и тот же набор кистей. Пиксельное изображение кисти соответствует отпечатку, сделанному одиночным "касанием" кисти изображения ("один клик"). Мазок кистью обычно создается движением курсора по изображению с нажатой кнопкой мыши. Таким образом, создается серия отпечатков по указанной траектории, методом, определенным характеристиками кисти и используемым инструментом рисования.
Кисти могут быть выбраны щелчком по пиктограмме в диалоге выбора кистей. Выбранная кисть отображается в области Кисти/Шаблоны/Градиенты панели инструментов. Один из вариантов вызова диалога кистей - это щелчок по значку кисти в этой области.
В базовой установке GIMP есть небольшое количество кистей. Некоторые из них довольно причудливы (например, "зеленый перец" на иллюстрации) и вряд ли могут быть использованы по прямому назначению. Такие кисти существуют в наборе для того, чтобы дать вам представление о возможностях создания кистей. Новые кисти можно создать самостоятельно, а можно скачать уже готовые.
GIMP использует несколько различных типов кистей. Все они применяются одинаково, и, в большинстве случаев, не важно, каким типом кисти вы рисуете. Ниже представлен список типов кистей GIMP:
Простые кисти
Большинство устанавливаемых с GIMP кистей попадает в эту категорию. Они отображаются в диалоге выбора кисти как черно-белые пиксельные изображения. Когда вы рисуете ими, цвет кисти равен активному цвету переднего плана (он указан в области цвета на панели инструментов), а форма кисти соответствует пиксельному изображению, которое вы видите в диалоге кисти.
Чтобы создать простую кисть, сделайте небольшое изображение в градациях серого и сохраните его с расширением .gbr (обратите внимание на то, что файл кисти должен находиться в одном из каталогов кистей, используемом GIMP). Нажмите на кнопку "Обновить кисти", чтобы новая кисть появилась в списке.
Цветные кисти
Кисти этой категории отображаются в диалоге выбора кистей как цветные изображения. Так же они могут быть текстом. Когда вы рисуете такой кистью, используются те цвета, которые вы видите на изображении кисти в диалоге. Активный цвет переднего плана не влияет на цвет кисти. Во всем остальном эти кисти работают так же, как простые.
Чтобы создать такую кисть, сделайте небольшое изображение формата RGBA. Для этого откройте новое изображение, выберите тип изображения RGB и прозрачность в качестве фона. Нарисуйте изображение и сохраните его сначала в файл формата .xcf (чтобы предотвратить потерю информации). Затем сохраните его в формат .gbr в соответствующем каталоге. Щелкните по кнопке "Обновить кисти" в диалоге выбора кисти чтобы увидеть новую кисть в списке без перезапуска GIMP.
Кисть можно получить из выделенной области, используя дополнение (script-fu): Выделение/В кисть
Анимированные кисти (Image hoses, Image pipes)
С помощью кистей этой категории можно создавать более одного типа отпечатков на изображении. В диалоге выбора кисти они отмечены небольшими красными треугольниками. Анимированные кисти называются так потому, что их отпечатки изменяются во время совершения вами мазков кистью. В принципе анимированные киcти могут быть очень сложны, особенно если вы используете планшет, и форма кисти изменяется от силы нажима, угла и т.п. Однако в базовом наборе GIMP представлены гораздо более простые анимированные кисти. Впрочем, они от этого не становятся менее полезными.
Анимированная кисть представляет собой изображение с альфа-каналом, состоящее из нескольких слоев. Каждая новая форма кисти находится в отдельном слое. Расширение файла анимированной кисти - .gih.
Параметрические кисти
Кисти такого типа создаются с помощью Редактора кистей, путем указания нескольких параметров через графический интерфейс. Приятная особенность параметрических кистей заключается в том, что их размер можно изменить. В GIMP 2.2 можно указать клавиши быстрого доступа или вращение колеса мыши для изменения размера параметрической кисти.
Для образца подобрана кисть Sparks, щелкаем по иллюстрации, создаем звездочки — блики.
Совет: писать кистью лучше на дополнительном прозрачном слое. Так проще стереть неудавшееся.
Ластик — стирает до фона либо прозрачности.
Аэрограф — работает как обычная чернильная ручка, с переменным давлением.
Перо — аналогично. В опциях возможно подобрать конфигурацию пера.
Врачебная кисть — инструмент похож на штамп, хотя с некоторым размытием. Например, используется для удаления дефектов кожи на фото. В опциях сбавить непрозрачность, подобрать объем кисти. Нажав клавишу Ctrl, выбираем наиболее подходящее чистое место на поверхности кожи, затем проводим по морщинкам.
Пипетка.
Инструмент «Пипетка» используется для выбора цвета из любого открытого изображения. Нажатием на изображении можно изменить цвет переднего плана или фона на тот, что под пипеткой. По умолчанию, инструмент работает с активным слоем, но при выборе параметра Сводить слои цвет берётся со всего изображения. Используются цвета только видимых слоёв. Информационное окно появляется по щелчку на изображении.
Кривые
Кривые являются очень гибким и мощным инструментом. Изменение баланса белого, инвертирование цветов, изменение контрастности — все это частный случай использования кривых. Можно пользоваться инструментами-обертками, такими, как Цвет-Яркость-Контраст, но кривыми можно сделать то же самое и с большей степенью контроля над происходящим.
Возьмем для примера изображение, которому не хватает контраста:
Открыв инструмент Цвет-Кривые, можно увидеть гистограмму яркости, а по ней то, что у нас нет действительно черного цвета на фотографии. Кроме того, гистограмма показывает, что на фотографии преобладают темные цвета.
Нам нужно добиться, чтобы черный цвет стал черным, а общая яркость изображения увеличилась. Для этого подвинем начало кривой к началу гистограммы, и немного выгнем ее вверх в области светлых оттенков.
Результат применения кривых:
Слои и фильтры в GIMP
Чтобы представить себе, что такое слой, стоит вспомнить детство, когда на уроках труда в 1 классе мы делали аппликации из цветной бумаги — на картонку выкладывались вырезанные фигурки, формировалась картинка, а потом все эти фигурки приклеивались клеем к картонке.
Этот же принцип лежит в основе работы со слоями в GIMP. Картонка — это фон, а фигурки — это слои. Пока картинка не "склеена", слои можно как угодно передвигать, растягивать, поворачивать независимо друг от друга. Но при сохранении изображения в формате JPEG все слои намертво "приклеиваются" к фону и если их оторвать от фона, на этом месте останется "дырка".
Слои могут быть как сплошными, так и полупрозрачными. Их можно легко перегруппировывать друг относительно друга. Их можно трансформировать — изменять размеры и форму (например, в виде перспективы). Словом, ни один фотомонтаж не обходится без использования слоев.
Предположим, нам нужно изображение 1 вставить в рамку, изображенную на изображении 2 с учетом перспективы.
1 | 2 |
В результате должно получиться такое изображение:
Для выполнения этого задания нужно выполнить следующие шаги.
1. Открываем в редакторе изображение 1 (Файл/Открыть)
2. Выбираем инструмент "Прямоугольное выделение".
3. Выделяем требуемый фрагмент изображения, или изображение целиком.
4. Выполняем копирование выделенной области в буфер обмена (Ctrl+C), или через меню — Правка/Копировать.
5. Изображение 1 можно закрыть, оно у нас в буфере обмена.
6. Открываем Изображение 2.
7. Вставляем скопированное изображение, используя комбинацию клавиш Ctrl+V (или меню Правка/Вставить)
Для вставленного изображения будет автоматически создан новый слой. Для создания слоя вручную используем меню Слой / Создать слой Для работы со слоями используются следующие инструменты (см. рисунок ниже)
Их функции таковы (по порядку слева направо, сверху вниз)
-
Перемещение слоя (выбрано в настоящий момент) — позволяет переместить слой при помощи мышки в произвольное место на фоновом изображении.
-
Выравнивание слоя — используйте эту функцию, если нужно выровнять слой относительно фона — по левому и правому краю, по центру, по верхнему и нижнему краю.
-
Кадрирование — применяется для обрезки лишнего. По двойному щелчку отсекает все, что не попало в область выделения.
-
Вращение — поворот слоя на произвольный угол
-
Масштабирование слоя — позволяет изменять ширину и высоту слоя
-
Искривление слоя — позволяет делать наклон изображения по вертикальной или горизонтальной оси на указанное число пикселей
-
Перспектива — свободная трансформация слоя
-
Зеркало — зеркальное отображение слоя относительно горизонтальной или вертикальной оси.
8. В данном случае нам нужно использовать инструмент Перспектива (горячая клавиша — Shift+P). По углам слоя появляются небольшие прямоугольники, "цепляя" которые мышкой мы можем придать слою какую угодно форму. Есть неудобство — при трансформации исходный слой остается и закрывает собой часть изображения. К сожалению, с этим приходится мириться.
9. Итак, цель достигнута! Но для придания большей реалистичности, давайте сделаем так, чтобы еще было видно отражение на стекле, которое мы закрыли новым слоем. Таким образом, фотография выглядит как картонка, наклеенная на стекло. Чтобы это исправить, нужно поиграть с прозрачностью слоя и режимом смешивания.
10. Чтобы вызвать инструмент управления слоями, щелкаем меню Диалоги / Слои, или используем горячую клавишу Ctrl+L. При помощи этого инструмента можно выбрать наиболее подходящее сочетание прозрачности слоя и режима смешивания с фоном.
Таким образом, мы освоили базовые функции GIMP для работы со слоями — создание, перемещение и трансформация, изменение прозрачности и режима смешивания.
Маски прозрачности – специальные средства, позволяющие задать степень прозрачности отдельных регионов изображения на конкретном слое. Выше мы рассматривали такой параметр слоя, как его непрозрачность, и, оперируя им, делали более или менее прозрачным весь слой равномерно. При помощи масок прозрачности можно сделать одни регионы слоя совершенно прозрачными, другие – полупрозрачными, третьи – непрозрачными вовсе.
Маски прозрачности широко применяются при монтаже изображений, а также для создания классического эффекта «перехода» одного изображения в другое. Прежде всего рассмотрим общий порядок работы с масками прозрачности в GIMP 2.
В выпадающем меню Файл выберите пункт Открыть как слои. В появившемся окне Открыть изображение укажите два файла, содержащие какие-либо клипарты или фотографии: главное, чтобы это были красочные, полноцветные изображения, желательно одного размера. Оба изображения откроются в GIMP в одном файле и будут помещены на два разных слоя. Таким образом, у нас получилось совмещенное изображение, но изображение верхнего слоя перекрыло изображение нижнего.
Нажмите правую кнопку мыши по верхнему слою на панели Слои для вызова меню. Выберите здесь пункт Добавить маску слоя.
В появившемся окне можно сразу же задать содержимое маски.
Оставьте здесь вариант Белый цвет (полная непрозрачность) и нажмите кнопку Добавить. Обратите внимание, что на панели Слои на значке с верхним слоем добавился значок маски прозрачности.
Маска прозрачности как бы накладывается сверху на изображение конкретного слоя и задает его прозрачные и полупрозрачные регионы. Там, где маска белая, регион будет совершенно непрозрачным, там, где маска черная, – совершенно прозрачным, если цвет маски серый – то полупрозрачным и т. д.
Рассмотрим классический прием совмещения двух изображений с помощью маски слоя. Суть его заключается в плавном переходе одного изображения в другое.
Откройте два изображения в одном файле с помощью опции Открыть как слои выпадающего меню Файл. Оба изображения откроются и будут помещены на отдельные слои.
Выделите верхний слой, вызовите его меню правой кнопкой мыши и выберите в нем пункт Добавить маску слоя. В окне Добавить маску слоя оставьте вариант Белый цвет (полная непрозрачность) и нажмите кнопку Добавить. Появляется маска прозрачности, готовая к редактированию.
Выберите инструмент Градиент. Используя стандартные черно-белые цвета градиента, нарисуйте небольшой отрезок в центре изображения. В результате черно-белый градиент будет применен к маске прозрачности, что приведет к плавному совмещению двух изображений, плавному переходу одного изображения в другое.
По окончании создания маски прозрачности можно использовать опцию Применить маску слоя.
В панели параметров инструментов преобразования GIMP находятся три кнопки, переключающие тип объекта, с которым работает активный инструмент преобразования.
Примечание:
Помните, что при смене инструмента выбор типа воздействуемых объектов запоминается.
-
При выборе первой кнопки инструмент работает с активным слоем. Если в слое нет выделения, будет преобразован весь слой.
-
При выборе второй кнопки инструмент работает только с выделением (или всем слоем, если нет выделения).
-
При выборе третьей кнопки инструмент работает только с контурами.
Фильтр — специальный вид инструмента, который берёт входной слой или изображение, применяет к нему математический алгоритм и возвращает измененный слой или изображение в новом формате. GIMP использует фильтры для достижения различных эффектов, которые и описаны в этой главе.
-
Фильтры разделены на следующие категории: «Фильтры размывания», «Фильтры усиления», «Фильтры искажения», «Фильтры световых эффектов», «Шумовые фильтры», «Фильтры выделения края», «Общие фильтры», «Фильтры объединения», «Фильтры имитации», «Фильтры декорации», «Фильтры карты», «Фильтры визуализации».
У большинства фильтров есть область предварительного просмотра, в которой планируемые изменения в изображении отображаются в режиме реального времени (если выбран параметр «Просмотр»).
Выделение и контуры в GIMP
Часто при операциях на изображении вам необходимо чтобы изменения затронули лишь его часть. В GIMP вы делаете это с помощью выделения этой части. Каждое изображение имеет ассоциированное с ним выделение. Большинство (но не все) операций в GIMP применяются только к выделенным частям изображения.
Как вы отделили бы дерево?
К примеру, на изображении выше я хочу вырезать дерево с этого фона, и вставить его в другое изображение. Для того, чтобы это сделать, мне нужно создать выделение, которое содержит дерево, и ничего кроме дерева. Это трудно, поскольку дерево имеет очень сложную форму, и в некоторых местах его трудно отличить от расположенных позади объектов.
Выделение показано обычной пунктирной линией.
Здесь описывается очень важная особенность, критическая для понимания. Обычно когда вы создаёте выделение, вы видите его как пунктирную линию, которая окружает часть изображения . Идея, которую вы должны извлечь, это то, что выделения представляет собой разновидность контейнера, с выделенными частями внутри, и невыделенными частями снаружи изображения. Эта концепция выделения является подходящей в большинстве случаев, но в действительности она не совсем корректна.
В действительности выделение реализовано в виде канала. В терминах этой внутренней структуры он идентичен красному, зеленому, синему, и альфа каналам изображения. Следовательно, выделение содержит определённое к каждому пикселу изображения значение, в диапазоне между 0 (не выделен) и 255 (полностью выделен). Преимущество данного подхода заключается в возможности частичного выделения некоторых пикселей, устанавливая для них значения между 0 и 255. Как вы далее увидите, существует множество ситуаций, где желательно иметь сглаженные переходы между выделенными и невыделенными областями.
Тогда что это за пунктирная линия, появляющаяся, когда вы создаёте выделение?
Это контурная линия, разделяющая выделенные более чем наполовину области от областей, которые выделены меньше чем наполовину.
Смотря на пунктирную линию, отображающую выделение, вы всегда должны принимать во внимание, что это лишь часть истории. Если вы хотите видеть выделение более детально, наиболее просто это сделать с помощью щелчка по кнопке "Быстрая маска", расположенной в левом нижнем углу окна изображения. Это заставит выделение отображаться как полупрозрачное наложение поверх изображения. Выделенные области незатронуты; невыделенные области окрашены в красный цвет. Чем больше область выделена, тем меньше красного цвета на ней проявляется.
Режим быстрой маски и его использование описано ниже. Тем временем, если вы следуя этому обсуждению испытываете обсуждаемые вещи в GIMP, вы должны знать, что множество операций в режиме быстрой маски работают по-другому, поэтому продвигайтесь вперед и отключите её пока(щелчком по кнопке быстрой маски снова).
РАСТУШЁВКА
С настройками по умолчанию основные инструменты выделения, такие как инструмент "Прямоугольное выделение", создают четкие выделения. Пикселы внутри контура полностью выделены, и пикселы снаружи полностью не выделены. Вы можете это проверить, включив быструю маску: вы видите чистый прямоугольник с четкими краями, окруженный однотонным красным цветом. В параметрах инструмента имеется пункт "Растушевка". Если вы разрешите его использование, вместо этого инструмент будет создавать выделения с плавными переходами. Радиус растушевки, который вы можете изменять, определяет расстояние, по которому происходит переход.
Если вы следуете данным указаниям, попробуйте этот прием с инструментом прямоугольного выделения, а затем переключитесь в быструю маску. Вы увидите, что чистый прямоугольник имеет размытые края.
Растушевка особенно полезна при вырезании и вставке, для помощи вставленному объекту смешаться гладко и неброско с окружением.
На самом деле можно растушевывать выделение в любое время, а не только если оно было первоначально резким. Вы можете это сделать из меню изображения, выбрав Выделение →→ Растушевка. Будет вызван диалог, позволяющий вам установить радиус растушевки. Вы можете выбрать противоположность - обострить плавное выделение в полностью резкое выбором Выделение →→ Резкость.
Быстрая маска
В ситуациях, когда необходимо создать сложное выделение, инструменты выделения порой показывают свою ограниченность. В этих случаях использование быстрой маски может заметно упростить работу. Быстрая маска позволяет вам просто рисовать выделение вместо вычерчивания его контуров.
Быстрая маска является методом, отображающим в GIMP полную структуру выделения. Её активация также даёт вам возможность взаимодействовать с выделением новым, в значительной степени более мощным способом. Чтобы активировать быструю маску щёлкните по небольшой кнопке с красными краями в левом нижнем углу окна изображения. Кнопка является переключателем, поэтому щелчок по ней снова вернёт вам обычный режим муравьиной дорожки. Также вы можете активировать быструю маску выбрав в меню изображения пункт Выделение →Переключить быструю маску, или с помощью клавиши быстрого доступа Shift+Q.
Активация быстрой маски показывает вам выделение таким образом, как если бы вы смотрели на него через полупрозрачный экран поверх изображения, где прозрачность каждого пиксела отображает степень его выделения. По умолчанию маска отображается красным цветом, но вы можете изменить его, если другой цвет будет более подходящим. Чем меньше пиксел выделен, тем больше он затемнён маской. Полностью выделенные пикселы отображены полностью чистыми.
Когда вы находитесь в режиме быстрой маски, большинство манипуляций над изображением происходит с каналом выделения вместо изображения. В особенности это касается инструментов рисования. Рисование белым выделит зарисованные пикселы. Рисование чёрным уберёт выделение с зарисованных пикселей. Вы можете использовать любые инструменты рисования таким же образом, как и инструменты заливки. Опытные пользователи знают, что "рисование выделения" является самым лёгким и наиболее эффективным методом искусного управления выделением.
Подсказка
Для сохранения выделения в канале вместе с быстрой маской выберите в меню изображения Выделение/Сохранить в канале.
Подсказка
При активной быстрой маске операции вырезания и вставки применяются к выделению вместо самого изображения. Иногда вы можете использовать это в качестве наиболее подходящего способа переноса выделения с одного изображения в другое. Существуют два свойства быстрой маски, которые вы можете изменить с помощью щелчка правой кнопкой мыши по кнопке переключения быстрой маски.
-
Обычно быстрая маска отображает выделенные области затемнёнными и выделенные области светлыми, но вы можете изменить это выбором пункта "Маскировать выделенные области" вместо значения по умолчанию "Маскировать невыделенные области".
-
Выбрав пункт "Настроить цвет и непрозрачность", вы вызовете диалог, позволяющий вам установить эти параметры в отличное от умолчания значение, которым является красный цвет с 50% прозрачности.
КОНТУРЫ
Контур это одномерная кривая. Контуры используются в двух случаях.
-
Закрытый контур может быть преобразован в выделение.
-
Открытый или замкнутый контур может быть обведён, что позволяет рисовать на изображении разнообразными методами.
КОНТУРЫ И ВЫДЕЛЕНИЯ
GIMP позволяет вам преобразовывать выделение изображения в контур; также вы можете преобразовывать контуры в выделения.
Когда вы преобразовываете выделение в контур, контур точно следует "муравьиной дорожке". Выделение является двухмерным элементом, но контур это одномерный элемент, поэтому не существует способа преобразования выделения в контур без потери информации. Любая информация о частично выделенных областях (например, растушёвка) будет утеряна, когда выделение превращается в контур. Если контур преобразовывается обратно в выделение, результатом будет, либо выделение всего, либо ничего, в зависимости от того, что было получено в результате выполнения пункта "Резкость" из меню выделения.
Контуры никак не меняют конечный вид изображений до тех пор, пока их не обводят, вызвав диалог Правка → Обвести контур… из меню изображения или контекстного меню в палитре «Контуры», либо по нажатию кнопки «Обвести контур» в диалоге параметров инструмента Контур.
Вызвав диалог «Обводка контура» любым из указанных способов, вы можете выбрать способ создания и внешний вид обводки: стили линий и инструмент, используемый для обводки (включая такие необычные для этой задачи как Штамп, Палец, Стёрка и т.д.).
Штамп — инструмент клонирования.
На примере – фото с неудачным краем. Выбираем Штамп, настраиваем, повышаем объем и нажав Ctrl щелкаем по уголку.
Заштамповать избыточное. В результате получаем рамочку.
Палец — размазывает, захватывая расцветку. Подобрать кисть и объем.