СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растворы (математика и химия).

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Растворы (математика и химия).»

Девиз урока : «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи» Антуан де Сент- Экзюпери

Девиз урока :

«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи» Антуан де Сент- Экзюпери

Растворы на нашей кухне и в домашней аптечке Уксусная кислота ( СН3СООН)  Пероксид водорода ( Н2О2 ) Нашатырный спирт (аммиак) Бриллиантовый зеленый Отбеливающие и дезинфицирующие  растворы    Уксусная кислота марганцовка Нашатырный спирт-это раствор аммиака 10%-ный  Перекись водорода

Растворы на нашей кухне и в домашней аптечке

  • Уксусная кислота ( СН3СООН)
  • Пероксид водорода ( Н2О2 )
  • Нашатырный спирт (аммиак)
  • Бриллиантовый зеленый
  • Отбеливающие и дезинфицирующие

растворы

Уксусная кислота

марганцовка

Нашатырный спирт-это раствор аммиака 10%-ный

Перекись водорода

   Задача  При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли?   Решение:   Концентрация 1 раствор 2 раствор % 10%=0,1 смесь Масса раствора 30%=0,3 Масса вещества Х 16%=0,16 200-х 0,1х 200 0,3(200-х) 0,16 * 200 0,1х+0,3(200-х) = 0,16*200 0,1х + 60 - 0,3х=32 -0,2х = -28 Х=140 140 г - 10% раствора,  200 – 140 = 60 г – 30% раствора.  Ответ: 140 г, 60 г.

Задача При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли? Решение:

Концентрация

1 раствор

2 раствор

%

10%=0,1

смесь

Масса раствора

30%=0,3

Масса вещества

Х

16%=0,16

200-х

0,1х

200

0,3(200-х)

0,16 * 200

0,1х+0,3(200-х) = 0,16*200

0,1х + 60 - 0,3х=32

-0,2х = -28

Х=140

140 г - 10% раствора,

200 – 140 = 60 г – 30% раствора.

Ответ: 140 г, 60 г.

Задача . Какое количество воды и 80-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-й раствор уксусной кислоты.) 80%=0,8 0%=0 0,8х х 0 200-х 0,08*200 200 8%=0,08  Решение: 0,8х = 0,08*200 0,8х = 16 х =16 :0,8 х =20 20 (г) – уксусной кислоты 200 – 20 = 180 (г) – воды.  Ответ: 20 г, 180 г.

Задача . Какое количество воды и 80-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-й раствор уксусной кислоты.)

80%=0,8

0%=0

0,8х

х

0

200-х

0,08*200

200

8%=0,08

Решение:

0,8х = 0,08*200

0,8х = 16

х =16 :0,8

х =20

20 (г) – уксусной кислоты

200 – 20 = 180 (г) – воды.

Ответ: 20 г, 180 г.

Проверочная работа  Вариант2  При смешивании 15%-го и 60% -го раствора соли получают 90 г 40%-го раствора соли. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?   Вариант 1  При смешивании 15%-го и 8% -го раствора кислоты получают 70 г 10%-го раствора кислоты. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?

Проверочная работа

Вариант2

При смешивании 15%-го и 60% -го раствора соли получают 90 г 40%-го раствора соли. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?

Вариант 1

При смешивании 15%-го и 8% -го раствора кислоты получают 70 г 10%-го раствора кислоты. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?

Решение   0,15х+0,08(70-х)=0,1*70  0,15х+5,6-0,08х=7  0,07х=7-5,6  0,07х=1,4  х=1,4:0,07  х=20 20(г)-15% раствора.  Ответ:20г.  0,15х+0,6(90-х)=0,4*90  0,15х+54-0,6х=36  -0,45х=36-54  -0,45х=-18 1р 1р  х=-18:(-0,45) 2р 15%=0,15 2р 15%=0,15  х=40 60%=0,6 8%=0,08 см х см х  40(г) – 15% раствора. 0,15х 70-х 10%=0,1 40%=0,4 90-х 0,15х  Ответ:40г. 0,6(90-х) 0,08(70-х) 90 70 0,1*70 0,4*90

Решение

0,15х+0,08(70-х)=0,1*70

0,15х+5,6-0,08х=7

0,07х=7-5,6

0,07х=1,4

х=1,4:0,07

х=20

20(г)-15% раствора.

Ответ:20г.

0,15х+0,6(90-х)=0,4*90

0,15х+54-0,6х=36

-0,45х=36-54

-0,45х=-18

х=-18:(-0,45)

15%=0,15

15%=0,15

х=40

60%=0,6

8%=0,08

см

х

см

х

40(г) – 15% раствора.

0,15х

70-х

10%=0,1

40%=0,4

90-х

0,15х

Ответ:40г.

0,6(90-х)

0,08(70-х)

90

70

0,1*70

0,4*90

Домашнее задание Какую массу молока 10%-й жирности и пломбира 30%-й жирности необходимо взять для приготовления 100 г 20%-го новогоднего коктейля?  Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?

Домашнее задание

  • Какую массу молока 10%-й жирности и пломбира 30%-й жирности необходимо взять для приготовления 100 г 20%-го новогоднего коктейля?
  • Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?

Урок понравился и тема понята: Урок не понравился и тема не понятна: Урок понравился, но не всё ещё понятно:

Урок понравился и тема понята:

Урок не понравился и тема не понятна:

Урок понравился, но не всё ещё понятно:

Спасибо  за работу!   Всего доброго!

Спасибо за работу! Всего доброго!

Задача №1 (на смешивание растворов) Смешали 150 г раствора нитрата калия с массовой долей 12% и 300 г раствора этой же соли с массовой долей 7%. Массовая доля нитрата калия в полученном растворе равна __________ %. (Запишите число с точностью до целых.) I II III m(в-ва)   m(р-ра)   ω 150      300 0,12      0,07 X  *Массовую долю соли в полученном при смешивании растворе обозначаем за X

Задача №1 (на смешивание растворов)

Смешали 150 г раствора нитрата калия с массовой долей 12% и 300 г раствора этой же соли с массовой долей 7%. Массовая доля нитрата калия в полученном растворе равна __________ %. (Запишите число с точностью до целых.) I II III

m(в-ва)

 

m(р-ра)

 

ω

150 

 

  300

0,12 

 

  0,07

*Массовую долю соли в полученном при смешивании растворе обозначаем за X

Ход решения Находим массы веществ в I и II растворах и массу вещества в получившемся растворе. Находим массу получившегося раствора. Вычисляем «Х» (массовую долю вещества в полученном растворе)  или 9% I m(в-ва) II m(р-ра) ω III 150    300 0,12    0,07 X  18 21 18+21 150+300

Ход решения

  • Находим массы веществ в I и II растворах и массу вещества в получившемся растворе.
  • Находим массу получившегося раствора.
  • Вычисляем «Х» (массовую долю вещества в полученном растворе)

или 9%

I

m(в-ва)

II

m(р-ра)

ω

III

150 

  300

0,12 

  0,07

18

21

18+21

150+300

Задача №2 (на разбавление раствора) Вычислите массу воды, которую нужно добавить в 1 кг раствора сульфата меди (II) с массовой долей 30 % для получения 5% - ного раствора I II m(в-ва) m(р-ра)     1000  ω 1000+X    0,3 0,05  *Массу добавленной воды обозначаем за X

Задача №2 (на разбавление раствора)

Вычислите массу воды, которую нужно добавить в 1 кг раствора сульфата меди (II) с массовой долей 30 % для получения 5% - ного раствора

I

II

m(в-ва)

m(р-ра)

 

 

1000 

ω

1000+X 

  0,3

0,05 

*Массу добавленной воды обозначаем за X

Ход решения Находим массу вещества в исходном растворе Масса вещества в образовавшемся растворе такая же как и в исходном Выражаем массу образовавшегося раствора и находим величину Х (массу добавленной воды) m(в-ва) m(р-ра)   ω   1000  1000+X    0,3 0,05  II I 300 300

Ход решения

  • Находим массу вещества в исходном растворе
  • Масса вещества в образовавшемся растворе такая же как и в исходном
  • Выражаем массу образовавшегося раствора и находим величину Х (массу добавленной воды)

m(в-ва)

m(р-ра)

 

ω

 

1000 

1000+X 

  0,3

0,05 

II

I

300

300

Задача №3 (на «концентрирование» – добавление вещества) К 150 г 20%-ного раствора гидроксида калия добавили кристаллический гидроксид калия и получили 40%-ный раствор. Масса добавленного гидроксида калия равна ______г. I II m(в-ва) m(р-ра)     +X 150 ω 150+X 0,2 0,4 *Массу добавленного вещества (гидроксида калия) обозначим за X

Задача №3 (на «концентрирование» – добавление вещества)

К 150 г 20%-ного раствора гидроксида калия добавили кристаллический гидроксид калия и получили 40%-ный раствор. Масса добавленного гидроксида калия равна ______г.

I

II

m(в-ва)

m(р-ра)

 

  +X

150

ω

150+X

0,2

0,4

*Массу добавленного вещества (гидроксида калия) обозначим за X

Ход решения Находим массу вещества в исходном растворе  Масса вещества в полученном растворе увеличится на Х Масса полученного раствора увеличится также на Х Находим выражение для массы вещества в полученном растворе и вычисляем величину Х m(в-ва) m(р-ра)     ω 150 150+X 0,2 0,4 I II +X 30 30

Ход решения

  • Находим массу вещества в исходном растворе
  • Масса вещества в полученном растворе увеличится на Х
  • Масса полученного раствора увеличится также на Х
  • Находим выражение для массы вещества в полученном растворе и вычисляем величину Х

m(в-ва)

m(р-ра)

 

 

ω

150

150+X

0,2

0,4

I

II

+X

30

30

Рефлексия Синквей н – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме Одно слово, определяющее содержание синквейна Степень окисления Два прилагательных,  характеризующих данное  слово Положительная, отрицательная Три глагола , показывающие действия понятия Таит секреты, объединяет, помогает Короткое предложение- высказывание своего отношение Важная характеристика состояния атома в молекуле Одно существительное- ассоциации связанные с понятием Формула

Рефлексия

Синквей н – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме

Одно слово, определяющее содержание синквейна

Степень окисления

Два прилагательных, характеризующих данное слово

Положительная, отрицательная

Три глагола , показывающие действия понятия

Таит секреты, объединяет, помогает

Короткое предложение- высказывание своего отношение

Важная характеристика состояния атома в молекуле

Одно существительное- ассоциации связанные с понятием

Формула