СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растворы. Растворимость

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление о растворах

Просмотр содержимого документа
«Растворы. Растворимость»

Урок №

Тема урока: Растворы. Растворимость веществ в воде.

Задачи урока: расширить знания о процессе растворения и растворах; познакомить с растворением как физико-химическим процессом; дать классификацию растворов по признаку растворимости; сформировать понятия: раствор, растворитель, гидраты.

Оборудование: штатив с пробирками, вода, сульфат меди, хлорид натрия, концентрированная серная кислота, азотнокислый аммоний.

 Тип урока: комбинированный                                              

                                                    Ход урока.

 I. Организационный момент.

                           С чего начинается химия?

                           С оксидов, кислот, щелочей.

                           С пробирок, спиртовок и колбочек,

                           Стоящих на парте твоей.

                            А может она начинается

                           С простых и понятных веществ,

                           Их в жизни так много встречается

                           И нам их ребята не счесть.

 II. Химическая разминка (проверка ранее изученного)

 Cu+O2=CuO                                                 (уравнять 1 и 3)

 Na2SO4+BaCI2=BaSO4+2NACI

 HCI+Zn=ZnCI2+H2                                  

 CaCO3=CaO+CO2

       1.Определите типы реакций.

      2. Какие классы веществ вы знаете?

      3. Назовите простые вещества.

      4. Оксиды.

  1. Соли (дать названия).

  2. Кислоты (дать названия).  

III. Изучение нового материала

   - Мы приступаем к изучению нового раздела химии. Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, если внимательно прослушаете стихотворение.

                               Утром встал я спозаранку.

                              Чай налил, нашёл баранку.

                              Подмешал я сахарку,

                              Ложку, две и три – люблю.

                              Но здесь какой-то непорядок.

                              И на дне лежит осадок.

                              А, это третья ложка –

                              ну, подумайте немножко!

 - Тема нашего урока «Растворение. Растворимость веществ в воде». Запишем тему урока в тетрадь.

     Эпиграф к уроку: «Мы  отнюдь  не властвуем над природой,

                               всё наше господство состоит в том, что

                               мы в отличие  от других существ, умеем

                               познавать её законы и правильно их применять».

                                                                                             Ф.Энгельс

Слово учителя. Растворы играют важную роль в природе, науке и технике. Особую роль на нашей планете играет вода.

Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает наибольшей теплоёмкостью. Воды океанов и морей являются аккумуляторами тепла и способны даже изменять климат на планете. Если всю воду равномерно распределить по земному шару, то глубина «мирового океана» составит 4 км.

Вода входит в состав клеток и тканей всех животных и растений. Например: тело человека трёхдневного зародыша на 97% состоит из воды. Тело взрослого- на 60-80%. В таких овощах как огурцы, помидоры , морковь – 90-95% воды, в хлебе – 40%, молоке – 80%, тело медузы на 98% состоит из воды. Процесс пищеварения у человека протекает при участии 9-10 литров воды в сутки .Согласно теории эволюции жизнь на Земле зародилась (?) да, в воде. Главное доказательство этого – сходный химический состав морской воды и крови человека. А знаете ли вы, что в 1м3 морской воды растворено 0,01мг золота. Общее количество золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны золота.

Часто понятие раствор мы связываем,  прежде всего,  с водой. Но есть и другие растворы: лекарственные настойки, органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Но есть и твёрдые растворы – сплавы, золотые украшения, газообразные растворы – воздух.

Так что же такое раствор?

Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке. В химии процессы растворения рассматриваются с позиций трёх теорий:

  1. Физической

  2. Химической

  3. Физико-химической

  2. Самостоятельная работа по учебнику. Через несколько минут вы должны объяснить основную идею своей теории и назвать имена учёных, сторонников этой теории

 Сторонники физической теории растворов, которую развивали Вант-Гофф, Аррениус и Оствальд, считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т е. проникновения растворенного вещества в промежутке между молекулами воды.

Д.И. Менделеев, В.И. Каблуков и сторонники химической теории растворов доказывали, что растворение является результатом химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды. Поэтому правильнее определять раствор как однородную систему, состоящую из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

 В настоящее время принята теория, которая объединяет обе точки зрения,- физико-химическая теория растворов. Её предсказал Д.И. Менделеев в своём учебнике “Основы химии.




Классификация растворов по содержанию растворённого вещества. -Как вы считаете, от каких факторов  зависит растворимость веществ в воде? (от температуры, от природы растворителя, от природы растворённого вещества)

 В учебнике есть таблица растворимости некоторых веществ, в зависимости от температуры. Как правило, растворимость твёрдых веществ в воде увеличивается с повышением температуры. В  учебнике  найдите таблицу растворимости. Если растворять в воде хлорид калия, то при комнатной температуре может раствориться только 35г соли в 100 г воды; сколько бы мы не перемешивали раствор, соли в нём больше не растворится – раствор будет насыщен этой солью при данной температуре.

Насыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.

Если же при этой температуре в 100 г воды растворить хлорида калия меньше, чем 35г, то раствор будет ненасыщенным.

Ненасыщенным называется такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.(слайды)

При охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворённого вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор.

Пересыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворённом состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.

     При работе с различными веществами важно  знать  их растворимость в воде. Если при комнатной температуре в 100г воды растворяется больше 1г вещества, то вещество считается хорошо растворимым. Если меньше 1г – малорастворимым. Растворимость которых меньше 0,01г – практически нерастворимы. Но нерастворимых веществ не существует. Даже у самого плохо растворимого вещества есть какая-то минимальная растворимость (пример золота и серебра).

I V.  Закрепление изученного

Решение задач.

 Задача 1.  100 граммов воды насыщают сульфатом магния при 800С. Раствор охлаждают до 00С. Определите массу соли, выпавшей в осадок.

 Решение:

 1) По рис.123 определяем растворимость соли при 800С – 73г, а при 00С – 20г (в 100г воды)

2) Вычисляем массу соли, выпавшей в осадок: 73-20=53г.

 Задача 2.  200грамм воды насыщают хлоридом калия при 1000С. Раствор охлаждают до 00С. Определите массу соли, выпавшей в осадок.

 Решение:

1)      при 1000С (КСI)=55г или 110г

2)      при 00С (КСI)=25г или 50г

3)      Вычисляем массу соли, выпавшей в осадок: 110-50=60г

 V.Домашнее задание: П.33, вопросы 1-4,тесты.

 VI. Итог урока.

 




Скачать

© 2021 297 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!