Урок в 11 классе. Тема. Растворы. Растворение
Цели урока.
Повторить и расширить представление о растворах как однородных системах.
Дать понятие о тепловых явлениях при растворении, коэффициенте растворимости и факторах, влияющих на растворимость твердых и газообразных веществ.
Формирование представлений о растворении как физико-химическом процессе.
Формирование понятий раствор, растворение, сольватация, гидратация.
Реактивы: сахар (песок и кусковой), CuSO4. CaCO3.Ca2S, H2O, NaCI, H2SO4, растворитель или керосин, охлажденная и горячаявода, минеральная вода, кристалл CuSO4.
Оборудование химические стаканы – 6 шт., пробирки – 6 шт. на каждую парту, стеклянные палочки –2 шт., таблица растворимости. Палочка, покрашенная ярким лаком. 2 ватных диска
Ход урока
1.Актуализация знаний.Сопоставьте вещества с названием смеси которую они образуют. Ответ представьте в виде последовательности А12Б3….
Название смеси | Вещества |
А.Эмульсия (ж+ж) Б. Суспензия (ж+тв) В. Аэрозоль (ж+газ, ж+тв) Г. Раствор истинный | 1.Маргарин 2.Тушь для ресниц 3. Грозовая туча 4.Раствор поваренной соли 5.Смазочная жидкость 6.Цемент 7. Золотые украшения 8. Пыльца в воздухе 9. Воздух |
Выпишите выделенные буквы и получите кодовое слово.
А15 Б26 В38 Г479 -растворы
2.Изучение новой темы.
Тема, цель-от учеников.
Учитель дает представление о многообразии растворов в окружающем мире, о существовании растворов с разным агрегатным состоянием и их отличительных признаках.
(Ассоциация – растворы в теле человека и в быту)
Виды растворов -твердые, жидкие, газообразные.
Делается акцент на водных растворах как наиболее часто используемых в деятельности человека. На конкретных примерах рассматриваются существенные признаки растворов.
Раствор - гомогенная или однородная система
К общим свойствам растворов относятся:
Повышение температуры кипения (температура кипения раствора выше температуры кипения чистого растворителя)
Понижение температуры замерзания (температура замерзания раствора ниже температуры замерзания чистого растворителя)
Имеет непостоянный состав,
Не отстаивается на протяжении длительного времени.
Состав-растворитель(существует самостоятельно в том же агрегатном состоянии) и растворенное вещество.
Идеальный раствор – раствор, в котором не происходят химические реакции между компонентами, а силы межмолекулярного взаимодействия между компонентами одинаковы. Образование идеальных растворов не сопровождается тепловым эффектом. Каждый компонент ведёт себя в растворе независимо от других компонентов. Очень разбавленные растворы.
Растворение.Факторы.
Природа вещества. (Эксперемент 1. Расcтворение (CuSO4. CaCO3.Ca2S в H2O)
Хорошо растворимые более 10 г вещества в 100 г воды Малорастворимые от 0,01 до 10 г вещества в 100 г воды Практически нерастворимые менее 0,01 г вещества в 100 г воды
Агрегатное состояие,измельчение - кусочек и порошок (сахар - кусковой и порошок в воде)
Перемешивание
Природа растворителя (спирт, бензин, ацетон) (Эксперимент 2.Снятие лака водой и жидкостью с ацетоном)
Подобное растворяется в подобном. Вещества с ионным типом связи и состоящие из полярных молекул (с ковалентной полярной связью) лучше растворяются в полярных растворителях (вода, низшие спирты, аммиак).
Не полярные вещества с ковалентной неполярной связью лучше растворяются в неполярных растворителях (бензин, сероуглерод, бензол)
Температура (Эксперимент 3. Растворение в холодной и горячей воде-соли NaCI)
Газы (Эксперимент 4. минерал. вода)- давление и температура.
А) при температуре 400с растворимость вещества составила 14,6г на 100г воды, а при температуре 200с-11.1г. О каком веществе идет речь-сульфате калия или аммиаке?
Б) при температуре 600с растворимость вещества составила 56,1г на 100г воды, а при температуре 300с-67.3г. О каком веществе идет речь-сульфате меди или кислороде?
Физико-химический процесс.
Физическая теория - В.Оствальд, С.Аррениус, Я.Вант-Гофф)
Физико – диффузия одних веществ в другие
Химическая теория - Менделеев
Химико - выделение теплоты.Q (Эксперимент 5 растворение серной кислоты и растворение сахара)
Q- разрыва химических связей и Q- образования новых связей
А) Тепловой эффект разрушения кристаллической решетки ионного соединения меньше теплового эффекта гидратации ионов. Каким будет тепловой эффект реакции растворения данного соединения.
Б) Тепловой эффект разрушения кристаллической решетки ионного соединения меньше теплового эффекта гидратации ионов. Каким будет тепловой эффект реакции растворения данного соединения.
Гидратация - гидраты (H2SO4*H2O, кристалогидратыCuSO4*5H2O табл10 стр147) сольватация-сольваты(раствор LiCI*4CH3OH . LiCI*5NH3)
Названия тривиальноеCuSO4*5H2O –медный купорос (пентогидрат сульфата меди)
Коэффициент растворимости
S=вещество/100г растворителя (Работа с графиком рис 45 стр 148)
Если приготовить насыщенный раствор при 900С бромида калия в воде массой 100г, а затем его охладить до 300С, то по кривой растворимости можно определить, что из раствора выпадет осадок массой……….
задача 3 стр. 149
Применение растворов.
Разбор опорного конспекта и фиксация его учащимися (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Решение задачи 4. стр. 149
Домашнее задание: карточки с задачами о растворах, §30, вопр. 6-7 с 149.
Заключение. Карточки по цвету.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сопоставьте вещества с названием смеси, которую они образуют. Ответ представьте в виде последовательности А12Б3….
Название смеси | Вещества |
А. Эмульсия (ж+ж) Б. Суспензия (ж+тв) В. Аэрозоль (ж+газ, ж+тв) Г. Раствор истинный | 1.Маргарин 2.Тушь для ресниц 3. Грозовая туча 4. Раствор поваренной соли 5.Смазочная жидкость 6.Цемент 7. Золотые украшения 8. Пыльца в воздухе 9. Воздух |
Выпишите выделенные буквы и получите кодовое слово.
Факторы.А) при температуре 400с растворимость вещества составила 14,6г на 100г воды, а при температуре 200с-11.1г. О каком веществе идет речь-сульфате калия или аммиаке?
Б) при температуре 600с растворимость вещества составила 56,1г на 100г воды, а при температуре 300с-67.3г. О каком веществе идет речь-сульфате меди или кислороде?
2.Физико-химический процесс.А) Тепловой эффект разрушения кристаллической решетки ионного соединения меньше теплового эффекта гидратации ионов. Каким будет тепловой эффект реакции растворения данного соединения.
Б) Тепловой эффект разрушения кристаллической решетки ионного соединения меньше теплового эффекта гидратации ионов. Каким будет тепловой эффект реакции растворения данного соединения.
3.Коэфициентрастворимости.Если приготовить насыщенный раствор при 900С бромида калия в воде массой 100г, а затем его охладить до 300С, то по кривой растворимости можно определить, что из раствора выпадет осадок массой…………………..
Сопоставьте вещества с названием смеси, которую они образуют. Ответ представьте в виде последовательности А12Б3….
Название смеси | Вещества |
А.Эмульсия (ж+ж) Б. Суспензия (ж+тв) В. Аэрозоль (ж+газ, ж+тв) Г. Раствор истинный | 1.Маргарин 2.Тушь для ресниц 3. Грозовая туча 4. Раствор поваренной соли 5.Смазочная жидкость 6.Цемент 7. Золотые украшения 8. Пыльца в воздухе 9. Воздух |
Выпишите выделенные буквы и получите кодовое слово
Факторы. А) при температуре 400с растворимость вещества составила 14,6г на 100г воды, а при температуре 200с-11.1г. О каком веществе идет речь-сульфате калия или аммиаке?
Б) при температуре 600с растворимость вещества составила 56,1г на 100г воды, а при температуре 300с-67.3г. О каком веществе идет речь-сульфате меди или кислороде?
2.Физико-химический процесс. А) Тепловой эффект разрушения кристаллической решетки ионного соединения меньше теплового эффекта гидратации ионов. Каким будет тепловой эффект реакции растворения данного соединения.
Б) Тепловой эффект разрушения кристаллической решетки ионного соединения меньше теплового эффекта гидратации ионов. Каким будет тепловой эффект реакции растворения данного соединения.
3.Коэфициентрастворимости. Если приготовить насыщенный раствор при 900С бромида калия в воде массой 100г, а затем его охладить до 300С, то по кривой растворимости можно определить, что из раствора выпадет осадок массой…………….
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Т
вердые Растворитель
Ж
идкие Растворенное вещество
Г
азообразные виды состав
РАСТВОРЫ природа вещества р
н
Г
омогенные смеси м
О
днородные природа растворителя
свойства РАСТВОРЕНИЕ факторы измельчение
Не отстаиваются перемешивание
Не постоянный состав температура +
t
0С кипения повышается - для газов
t0С замерзания понижается давление для газов
процесс физический (диффузия)
химический – выделение тепла
сольватация сольватыLiCI*4CH3OH
гидратация гидратыH2SO4*H2O
кристаллогидратыCuSO4*5H2O
кристалл вода
коэффициент растворимости
S=вещество/100г растворителя