2017 г.
В рамках изучения программы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Введение | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации ИКТ. | 1 ч |
Моделирование и формализация | Основы моделирования. Моделирование и разработка информационных систем. Теория графов. Виды графов. Структурные элементы графов. Сети. Решение задач с использованием графов. Иерархические структуры и деревья. Построение инфологической модели предметной области. Элементы инфологической модели. Типы связей инфологической модели. | 13 ч |
Решение логических задач | Табличный способ решения логических задач. Типы таблиц. Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО. Решение логических задач путем рассуждений. Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков». Индукция. Дедукция. Решение логических задач с использованием диаграмм Эйлера-Венна Решение алгоритмических задач. Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях. Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций. Решение комбинаторных задач. Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint. Разработка выигрышных стратегий. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии. | 20 ч |
Программирование на Pascal | Система программирования Pascal. Модульное построение программ. Идентификаторы, константы, переменные. Типы данных языка программирования Pascal. Типы данных языка программирования Pascal.Числовые данные и операции над ними. Логические данные и операции над ними. Основные математические функции и процедуры языка программирования Pascal. Организация ветвления и циклических операций языка Pascal. Операторы безусловного и условного переходов. Оператор цикла со счетчиком. Оператор цикла с постусловием. Оператор цикла с предусловием. Структурированные типы данных. Массивы. Определение массива данных. Одномерные массивы. Преобразование одномерных массивов данных - сортировка. Методы сортировки числовых данных. Сортировка обменом. Сортировка выбором. Сортировка вставкой. Двумерные массивы данных, его формирование в памяти компьютера. Арифметические операции над целыми числами. Приемы поиска информации в массивах данных. Операции над матрицами. Алгоритмы формирования матриц со специальными названиями (нулевая, единичная, верхнетреугольная, нижнетреугольная, симметричная, кососимметричная). Преобразование матриц. Элементарные преобразования матриц. Перестановка двух строк (столбцов). Добавление к одной строке другой, умноженной на любое число. Умножение и сортировка матриц. Умножение матрицу на матрицу. Умножение матрицы на вектор и вектора на матрицу. Выполнение и защита проекта. | 34ч |
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата проведения |
план | факт |
Введение |
-
| Вводное занятие. Цели и задачи элективного курса. Техника безопасности. | 1 | Знакомство с ТБ, с целями и задачами курса. | | |
Моделирование и формализация |
-
| Основы моделирования. | 1 | Знакомство с новым материалом. | | |
-
| Моделирование и разработка информационных систем. | 2 | Разработка информационной системы. | | |
-
| Теория графов. | 1 | Знакомство с новым материалом. | | |
-
| Решение задач с использованием графов. | 2 | Анализ и решение задач. | | |
-
| Иерархические структуры и деревья. | 3 | Знакомство с новым материалом. Построение модели. | | |
-
| Построение инфологической модели предметной области. | 3 | Знакомство с новым материалом. Создание проекта. | | |
-
| Защита проекта | 1 | Защита проекта. | | |
Решение логических задач |
-
| Табличный способ решения логических задач. | 3 | Знакомство с новым материалом. | | |
-
| Решение логических задач путем рассуждений. | 3 | Решение логических задач. | | |
-
| Решение логических задач с использованием диаграмм Эйлера-Венна. | 3 | Решение логических задач. | | |
-
| Решение алгоритмических задач. | 3 | Решение алгоритмических задач. | | |
-
| Решение комбинаторных задач. | 2 | Решение комбинаторных задач. | | |
-
| Решение содержательных логических задач средствами алгебры логики | 2 | Решение содержательных задач. | | |
-
| Разработка выигрышных стратегий. | 4 | Анализ и разработка выигрышных стратегий и их защита. | | |
Программирование на Pascal |
-
| Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка | 1 | Знакомство с новым материалом. | | |
-
| Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные | 1 | Знакомство с новым материалом. Составление таблицы «Типы данных ЯП» | | |
-
| Организация ввода-вывода. Оператор присваивания | 1 | Знакомство с новым материалом. | | |
-
| Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование | 2 | Знакомство с новым материалом. Использование новых знаний при решении задач. | | |
-
| Решение вычислительных задач | 1 | Решение задач. | | |
-
| Организация ветвлений в программах. Полное и неполное ветвление. Условный оператор. Оператор безусловного перехода | 1 | Знакомство с новым материалом. Решение задач. | | |
-
| Составные условия, их реализация в разветвляющихся алгоритмах | 1 | Решение задач. | | |
-
| Проект «Экокатастрофы: если-то-иначе» | 1 | Работа над проектом. | | |
-
| Решение задач на разработку алгоритмов с разветвляющимися структурами | 1 | Решение задач. | | |
-
| Перечислимые и ограниченные типы данных. Оператор выбора case | 1 | Решение задач. | | |
-
| Мозговой штурм «Когда нужен и когда не нужен case?» | 1 | Знакомство с новым материалом. Решение задач. | | |
-
| Имитационная игра «ПроСТО циклы» | 1 | Знакомство с новым материалом. | | |
-
| Решение задач с использованием циклов с пост- и предусловиями | 2 | Решение задач. | | |
-
| Решение задач с использованием циклов с параметрами и ветвлением | 2 | Решение задач. | | |
-
| Мозговой штурм «Зачем нужны подпрограммы?» | 1 | Знакомство с новым материалом. | | |
-
| Решение задач с математическим содержанием на использование подпрограмм | 2 | Решение задач. | | |
-
| Одномерные массивы: описание и ввод элементов, действия над ними. | 1 | Знакомство с новым материалом. | | |
-
| Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки | 1 | Решение задач. Поиск информации в Интернете по теме «Сортировки» | | |
-
| Фестиваль идей | 1 | Выступление «Сортируем в массиве» | | |
-
| Игра-путешествие «Найди «героя» массива» | 1 | Решение задач. | | |
-
| Игра-стратегия «Из одного в другой» | 1 | Решение задач. | | |
-
| Урок одной задачи | 1 | Решение задач. | | |
-
| Понятие двумерного массива: описание и ввод элементов | 1 | Знакомство с новым материалом. | | |
-
| Обработка элементов двумерных массивов. Сортировка массива. Способы сортировки | 1 | Решение задач. | | |
-
| Проект «Зачем придумали двумерные массивы?» | 1 | Знакомство с новым материалом. | | |
-
| Игра-стратегия «Тайны двумерного массива» | 1 | Решение задач. | | |
-
| Деловая игра «Фильм! Фильм! Фильм!» (фильм о массивах) | 1 | Решение задач. | | |
-
| Решение задач «Клеточки» | 1 | Решение задач. | | |
-
| Конкурс «Решатели, вперед!» | 1 | Участие в конкурсе по спортивному программированию. | | |
-
| Проект «Азбука программиста» | 1 | Решение задач и презентация их решения. | | |
| ИТОГО | 68 | | | |