Тема урока «Показательная функция».
Задачи урока:
Образовательная: обеспечить усвоение студентами знаний о показательной функции, свойствах и её применение
Развивающие: развитие памяти студентов; развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации
Воспитательные: развитие познавательного интереса студентов; развитие любознательности, воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод: частично-поисковый, взаимопроверка.
Средства обучения: компьютер, доска, слайдовая презентация, интерактивная доска, учебник «Алгебра и начала анализа10-11» под редакцией Алимова, чертёжные инструменты, карточки.
Содержание урока
Орг. момент 1 мин
Актуализация знаний в форме игры 5 мин
Изучение нового материала 13-15мин
Закрепление изученного материала. 21-23мин
Подведение итогов и домашнее задание 2 мин
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Игра «Самый умный на уроке» (слайд 2,3)
Эта игра проводится с целью актуализации знаний учащихся на уроке изучения нового материала по теме «Показательная функция и ее график».
Учащемуся предлагается в течение 60 секунд отвечать на вопросы. (листочки розданы заранее)
Звание «самого умного на уроке» присваивается тому, кто ответил на большее количество вопросов
Вопросы:
Независимая переменная (х)
График четной функции симметричен относительно чего (Оу)
График квадратичной функции называется (парабола)
Что обозначают буквой D (область определения)
График какой функции - прямая (линейной)
О какой функции речь? Чем больше х, тем больше у. (возрастающая)
Свойство функции f(-x) = f(x ) (четность)
8) График нечетной функции симметричен относительно чего
(начала координат)
9) О чем речь? Чем меньше х, тем больше у. (убывание)
10) Множество целых чисел - какая буква? (Z)
11) 16) Множество действительных чисел –какая буква? (R)
12) Свойство функции f(-x) = - f(x) (нечетность)
III. Изучение новой темы. Итак, тема нашего урока «Показательная функция». Я хочу задать вам вопрос: Что мы сегодня с вами должны изучить?
Студенты отвечают: определение показательной функции, график, свойства и применение показательной функции в жизни и природе.
Правильно.
В практике часто используются функции: y=2x, y=(1/2)x
а) определение
Функцию вида y=ax, где а0, a≠1, х – любое число, называют показательной функцией.
б) практическая работа. ( Слайд № 5)
1 вариант | 2 вариант |
построить графики функций |
у=2х, | у=4х |
Проверим правильность ваших построений (Слайд № 6)
Давайте сравним графики функций:
1) какие выводы мы можем сделать ?
Вывод: чем больше основание ,тем более пологий график.
А теперь сравним графики функций у=(1/2)х , у=(4/6)х, у=(1/3)х и сделаем соответствующие выводы.
Вывод: чем больше основание, тем более пологий график.
Такие функции называются показательными.
Итак, давайте еще раз сформулируем определение показательной функции.
Студенты записывают его в тетрадь)
Давайте рассмотрим свойства показательной функции.(слайд 7,8.9.10)
На экране появляются графики функций, студенты называют свойства, которые демонстрируются. И делают записи в тетрадях.
IV. Закрепление изученного материала.
Я предлагаю вам выполнить некоторые задания по теме нашего урока.
1.«Выбери показательную функцию». Устно.(студенты выбирают верный ответ, обосновывая выбор )
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
2
. Укажите возрастающую функцию.



3. Укажите убывающую функцию.




4. Решите графически уравнение 3 =4-х (слайд 13, 14)
5. Решите графически неравенство: 3 4-х. (слайд 15, 16)
6. Применение показательной функции в жизни, природе.
V. Итог урока. (слайд 18)
Выставление оценок
VI. Домашнее задание. П. 11, № 201,202
Приложение
Игра «Самый умный на уроке»
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Независимая переменная | |
2 | График четной функции симметричен относительно чего | |
3 | График квадратичной функции называется | |
4 | Что обозначают буквой D | |
5 | График какой функции - прямая | |
6 | О какой функции речь? Чем больше х, тем больше у. | |
7 | Свойство функции f(-x) = f(x ) | |
8 | График нечетной функции симметричен относительно чего | |
9 | О чем речь? Чем меньше х, тем больше у. | |
10 | Множество целых чисел - какая буква? | |
11 | Множество действительных чисел –какая буква? | |
12 | Свойство функции f(-x) = - f(x) | |