СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разбираемся с трудностями множественного числа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации разбираются наиболее сложные способы образования множественного числа существительных.

Просмотр содержимого документа
«Разбираемся с трудностями множественного числа»

разбираемся с трудностями множественного числа подготовила Косолапова Н.С.

разбираемся с трудностями множественного числа

подготовила Косолапова Н.С.

Трудные формы множественного числа имен существительных К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа ( директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных ( пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)

Трудные формы множественного числа имен существительных

  • К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа ( директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных ( пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)
формы  множественного числа именительного падежа Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. -и ( личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .

формы множественного числа именительного падежа

  • Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. ( личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .
формы множественного числа именительного падежа Существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я):   болота, поля, моря, окна . Формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но:  годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .

формы множественного числа именительного падежа

  • Существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я):   болота, поля, моря, окна .
  • Формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но:  годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .
формы множественного числа именительного падежа Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).  Форма на -а, -я  у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока ( боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века  ( веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ),  глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога,  шелк - шелка .

формы множественного числа именительного падежа

  • Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников). 
  • Форма на -а, -я  у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока ( боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века  ( веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ),  глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога,  шелк - шелка .
 Формы множественного числа родительного падежа существительных Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

Формы множественного числа родительного падежа существительных

  • Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:
Граммы/килограммы Вас обязательно поправят, если услышат форму «грамм»: «Правильно «граммов»!» Однако на самом деле формы с нулевым окончанием — грамм и килограмм — уже давно допустимы в разговорной речи. Так что грамм сто колбаски можете просить смело. Правда, если вы выступаете с публичной речью, пишете официальный документ или журналистский текст, то лучше выбрать полную, более литературную, форму. 

Граммы/килограммы

  • Вас обязательно поправят, если услышат форму «грамм»: «Правильно «граммов»!» Однако на самом деле формы с нулевым окончанием — грамм и килограмм — уже давно допустимы в разговорной речи. Так что грамм сто колбаски можете просить смело. Правда, если вы выступаете с публичной речью, пишете официальный документ или журналистский текст, то лучше выбрать полную, более литературную, форму. 
Грузины, осетины, турки Запомните, что существительные, обозначающие некоторые национальности, в родительном падеже множественного числа не имеют окончания. Правильно будет «грузин», а не «грузинов», «осетин», а не «осетинов», «цыган», а не «цыганов».  Запомните и вариант «турок». «Нет турков» — неправильно.

Грузины, осетины, турки

  • Запомните, что существительные, обозначающие некоторые национальности, в родительном падеже множественного числа не имеют окончания. Правильно будет «грузин», а не «грузинов», «осетин», а не «осетинов», «цыган», а не «цыганов». Запомните и вариант «турок». «Нет турков» — неправильно.
Носки/чулки Если вам никак не удается запомнить «чулок» или «чулков» и с носками вы тоже вечно путаетесь, обратитесь к мнемоническому правилу. Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок. А вот носки, наоборот, короткие, а окончание имеют длинное: нет носков. Это самый простой для запоминания вариант.

Носки/чулки

  • Если вам никак не удается запомнить «чулок» или «чулков» и с носками вы тоже вечно путаетесь, обратитесь к мнемоническому правилу. Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок. А вот носки, наоборот, короткие, а окончание имеют длинное: нет носков. Это самый простой для запоминания вариант.
Оладьи Если вы запнулись, пытаясь сообщить родственникам, что напекли оладий/оладьев, конечно, лучше всего сказать «оладушков». Но как быть тем, кто не переносит уменьшительные формы? Запомнить верный вариант: оладий.

Оладьи

  • Если вы запнулись, пытаясь сообщить родственникам, что напекли оладий/оладьев, конечно, лучше всего сказать «оладушков». Но как быть тем, кто не переносит уменьшительные формы? Запомнить верный вариант: оладий.
Помидоры/апельсины/макароны С макаронами все просто: их надо укоротить, чтобы было удобнее. Правильный вариант: макарон. Окончания нет. С помидорами и апельсинами (а также, например, абрикосами) немного сложнее. Верным вариантом считается полный: апельсинов, помидоров. Но в разговорной речи допустима и форма с нулевым окончанием. Так что на рынке и в магазине можно взять «пакет апельсин». Но помните, что литературная норма все-таки полная!

Помидоры/апельсины/макароны

  • С макаронами все просто: их надо укоротить, чтобы было удобнее. Правильный вариант: макарон. Окончания нет.
  • С помидорами и апельсинами (а также, например, абрикосами) немного сложнее. Верным вариантом считается полный: апельсинов, помидоров. Но в разговорной речи допустима и форма с нулевым окончанием. Так что на рынке и в магазине можно взять «пакет апельсин». Но помните, что литературная норма все-таки полная!
Туфли и ясли Вопрос «туфлей или туфель» и где там ставить ударение возникает довольно часто. Литературная норма — «нет тУфель» , с ударением на первый слог. Вариант «нет туфлЕй» почти все словари помечают как недопустимый. А вот у слова «ясли», наоборот, правилен вариант на «-ей»: Яслей. Ударение падает на первый слог.  Запомните фразу: «Ушел без тУфель из Яслей» — и вам все станет ясно.

Туфли и ясли

  • Вопрос «туфлей или туфель» и где там ставить ударение возникает довольно часто. Литературная норма — «нет тУфель» , с ударением на первый слог. Вариант «нет туфлЕй» почти все словари помечают как недопустимый.
  • А вот у слова «ясли», наоборот, правилен вариант на «-ей»: Яслей. Ударение падает на первый слог. Запомните фразу: «Ушел без тУфель из Яслей» — и вам все станет ясно.
Рельсы Если случается железнодорожная катастрофа, то журналисты все время путаются: одни говорят, что поезд сошел «с рельс», а другие — что «с рельсов». А вот тут уже надо вспомнить «правило овощей». Верный вариант тот, который более полный: «Поезд сошел с рельсов».  Запомните фразу: «Поезд вез тонну помидоров и сошел с рельсов».

Рельсы

  • Если случается железнодорожная катастрофа, то журналисты все время путаются: одни говорят, что поезд сошел «с рельс», а другие — что «с рельсов». А вот тут уже надо вспомнить «правило овощей». Верный вариант тот, который более полный: «Поезд сошел с рельсов». Запомните фразу: «Поезд вез тонну помидоров и сошел с рельсов».
Донья, простыни, кочерги Думаю, вы не раз пытались просто ради развлечения образовать множественное число (родительный падеж) от слова «кочерга». В быту умение изменять слово «кочерга» вряд ли пригодится, но все же знать не помешает. Правильно — кочерёг. Что касается слова «дно», то тут верным вариантом будет форма «доньев». Простыня — простЫнь. Вот вам совет: «Не простынь без простынь». Эта фраза поможет вам запомнить еще и ударение.

Донья, простыни, кочерги

  • Думаю, вы не раз пытались просто ради развлечения образовать множественное число (родительный падеж) от слова «кочерга». В быту умение изменять слово «кочерга» вряд ли пригодится, но все же знать не помешает. Правильно — кочерёг.
  • Что касается слова «дно», то тут верным вариантом будет форма «доньев».
  • Простыня — простЫнь.
  • Вот вам совет: «Не простынь без простынь». Эта фраза поможет вам запомнить еще и ударение.
Угги Совершенно непонятно, что же делать с современной обувью народов мира — уггами. Как правильно: угг или уггов? И то и другое звучит ужасно коряво. Скорее всего, более правилен вариант «уггов». Но если вы все-таки хотите избежать этого нелегкого выбора, скажите, что в магазине много «уггочек». Да, противно, а что делать?

Угги

  • Совершенно непонятно, что же делать с современной обувью народов мира — уггами. Как правильно: угг или уггов? И то и другое звучит ужасно коряво. Скорее всего, более правилен вариант «уггов». Но если вы все-таки хотите избежать этого нелегкого выбора, скажите, что в магазине много «уггочек». Да, противно, а что делать?