Алгоритм работы с заданием 12
-
Проанализировать таблицу, в которой представлены результаты опроса
Варианты социологических опросов:
Среди женщин и мужчин | Между разными возрастными группами |
Среди граждан одной страны, но в разное время | Между жителями разных областей |
Среди людей с разным уровнем образования | Между гражданами разных стран |
Условие задания. В стране N. в ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на следующий вопрос: «Какое направление политики государства вы считаете наиболее актуальным?» Полученные результаты были занесены в таблицу.
Варианты ответа | 18-24 г., % | 29-35 л., % |
Поддержка семьи, материнства и детства | 10 | 30 |
Молодёжная политика | 27 | 5 |
Развитие системы здравоохранения | 10 | 25 |
Наука и образование | 30 | 28 |
Развитие национальных культур | 23 | 12 |
-
Сравнить ответы двух возрастных групп, выяснить, что для них важнее:
А) Найти сходства (одинаковые значения в % у одного и того же
Б) Найти различия (они, как правило, представлены большой разницей в значении %)
Б) Для группы 25-39 лет самое важное (за этот ответ 30% респондентов)– это поддержка семьи, материнства и детства, а для более молодой группы это самый непопулярный ответ (10%);
Для группы 18-24 лет самое важное – это наука и образование (30%) и молодёжная политика (27% против 5% у группы 25-39 лет)
Рекомендация: можно искать по процентам и указывать их в качестве аргумента своего выбора, а можно искать популярные и не популярные ответы.
А) Популярным ответом в двух группах респондентов является «приоритет науки и образования» (вывод о сходстве можно записать так).
Б) Для младшей группы опрошенных самый непопулярный ответ – «поддержка семьи, материнства и детства», в то время как для старшей группы опрошенных данный вопрос самый популярный по количеству ответов.
-
Сформулировать предположения о сходствах и различиях, записать их в черновики:
А) Записать предположение о сходствах
Б) Записать предположение о различиях
А) Наука в условиях современного общества наука выступает одной из сфер производства, её открытия/достижения оказывают прямое влияние на развитие медицины и здравоохранения, ресурсосбережение; образование (школьное, среднее, высшее) в постиндустриальном обществе не только способ передачи знаний, норм и правил поведения, культурных ценностей, но и основным каналом социальной мобильности, поэтому группы разных возрастов считают данную сферой важной для государственной политики.
Б) Различия между двумя группами опрошенных, скорее всего, связаны с тем, что для респондентов 18-24 лет создание собственной семьи, решение проблем, связанных с обеспечением семейных потребностей, не являются значимыми в силу возраста, который, как правило, не предполагает создание семьи, в отличие от опрошенных старшей возрастной группы, у которых, скорее всего, есть семья и их заботит решение проблем обеспеченности семьи.
-
Убедиться в наличии 4 элементов ответа (1. Записаны сходства; 2. Записано предположение о сходстве; 3. Записаны различия; 4. Записано предположение о различиях);
-
Перечитать свои ответы и убедиться, что они соответствуют условиям задания;
-
Не забыть переписать ответы в чистовик.
Возможные причины различия во мнениях:
-
консерватизм «родителей» и демократизм «детей»: мир меняется быстро (мода, музыка, техника, ценности, профессии, гаджетов и т.д.) и старшее поколение тяжелее воспринимает новшества в отличие от молодого;
-
недопонимание поколений: стремление «детей» к независимости и желание «родителей» их опекать, т.к. первые не всегда готовы нести ответственность за свои действия и последствия от действий;
-
бунтарский дух подростков и неумение ценить прошлое: первое заключается в желании подростков показать свою непохожесть на остальных, идут наперекор; второе – также связано с первым и желанием идти наперекор
-
Традиционные представления о роли женщин и мужчин в общественной жизни; о роли образования и роли учителя и ученика/ученицы; религии
-
Различный образ и ритм жизни: различия рассматриваются среди (не)рабочего населения, пенсионеров, беременных и т.д. Т.к. образ и ритм жизни определяет отношение человека к конкретным жизненным ситуациям (например, режим работы магазина, расположение магазина, график работы, размер зарплаты, развлечения и т.д.)
-
Гендерные и возрастные факторы: первые связаны с социальным опытом женщин и мужчин, их социальными статусами и ролями, разницей в положение женщин и мужчин в обществе (если она есть), вторые – с возрастом, т.к. он определяет возможный социальный опытом, который был получен в процессе социализации человека, отсюда различные ценности.
-
Политическая культура1 разных обществ, стран или одной страны, но в разное время: в 2023 году в граждане страны K активнее участвуют в голосовании на выборах Президента в сравнении с предыдущими выборами, проводившимися 6 лет назад.
-
Представления о роли государства в жизни человека/гражданина: можно предположить, что 65-летние граждане страны K в большей степени, чем 35-летние граждане страны K, нуждаются в помощи со стороны государства (льготы на проезд в общественном транспорте, повышение пенсий, расширение наименований льготных медицинских препаратов и т.д.);
-
Уровень образования и его влияние на представление роли женщины и мужчины в семье/государстве/обществе;
-
Представления о роли семьи в жизни ребёнка/подростка
-
Изменение образа жизни: в государстве K в 2018 г. начали раздельный сбор мусора, чего не было 10 лет назад, поэтому увеличилось число людей, сортирующих мусор, повысился их уровень экологической культуры.
-
Улучшение/ухудшение социально-экономической ситуации в стране;
-
Отношение к новым формам торговли: например, вероятно, что 50-летние граждане считаю удобной формой торговли офлайн торговлю, это может быть связано с привычкой и психологическим комфортом, а также отсутствием необходимых навыков для осуществления покупок через сеть-Интернет;
-
Доверие и недоверие правоохранительным органам
-
Уровень доходов: например, в стране L большинство опрошенных никогда не брали кредитов, т.к. им хватает средств для приобретения квартиры, в стране K же наоборот уровень дохода населения не позволяет без дополнительных средств (ипотека) приобрести квартиру;
-
Стереотипы относительно конкретных профессий: например, в современном обществе страны K существует стереотип о том, что учитель/воспитатель – женские профессии;
-
Мифы о трудоустройстве: например, среди 30-летних граждан государства L популярен миф о том, что работодателю важно наличие диплома о высшем образовании у каждого работника, в том время как 60-летние работники отдают предпочтение стабильному заработку для содержания семьи;
-
Необходимость дополнительных усилий для того, чтобы стать профессионалом своего дела: среди работников в государстве A популярно мнение, что окончание ВУЗа делает человека профессионалом своего дела, в то время как работники страны B считают, что профессионалом можно стать, проходя курсы повышения квалификации, постоянно совершенствуя своё мастерство;
-
Отношение к государственному устройству;
-
Отношение к правам собственника: одинаковое количество опрошенных считают, что важным правом собственника является владение, это может быть связано с тем, что вне зависимости от возраста люди больше стремятся получить свою собственность (квартиру, машину);
-
Отношение к деньгам и способам их сбережения
-
Отношение к прогрессивной шкале налогообложения: противники прогрессивной шкалы налогообложения считают, что обеспеченные категории граждан и крупные фирмы со временем начнут выводить свои капиталы за рубеж, что по итогу приведёт к снижению налоговых сборов;
-
Факторы, влияющие на выбор работы;
-
Отношение к преступлениям против личности и её прав и т.д.
Варианты различий также зависят от данных таблиц/диаграмм, представленных в КИМ.
Возможные причины сходства во мнениях:
-
Схожие ценности и представления о человеке: например, читается, что важным показателем взрослости человека является его способность нести ответственность за свои поступки и их последствия;
-
Наличие граждан/людей, имеющих нейтральную позицию, неопределившихся в конкретном вопросе, выбирающих «правильный» ответ;
-
Представления о роли родителей в жизни ребёнка/подростка: например, родители стараются быть в курсе того, что происходит с их детьми в школе, поэтому посещают родительские собрания, контактируют с классным руководителем в школьных чатах;
-
Демократизация семей: например, в современном российском обществе увеличивается число семей демократического типа, в демократических семьях решения принимаются коллегиально, нет чёткого разделения обязанностей на женский и мужские. Это связано с изменением роли женщины и мужчины в обществе;
-
Представления о том, что государство не исполняет своих обязанностей: люди разных возрастных групп могут считать, что государство не исполняет своих обязанностей, это и будет х объединять;
-
Равнодушное отношение граждан к политике/ убеждение, что нельзя изменить систему: например, в стране K низкий уровень участия граждан в выборах региональной и федеральной власти, это связано с их равнодушным отношением к политике/ убеждением, что ничего не изменится (низкий уровень политической культуры);
-
Отношение к роли работника в современном обществе: например, в постиндустриальном обществе работник/работница должен/должна быстро осваивать новые навыки, технологии и смежные профессии, чтобы быть успешным/успешной;
-
Представления о соотношении цена-качество товара/услуги;
-
Представления об организации процесса обучения;
-
Отношение к здоровью и физической форме человека как важных элементов жизни человека;
-
Наличие проблем/конфликтов в семье: например, сходство в ответах респондентов может быть вызвано их готовностью взять на себя ответственность за разрешение семейного конфликта;
-
Улучшение/ухудшение социально-экономической ситуации в стране;
-
Отношение к новым формам торговли: например, респонденты обеих групп считают удобными магазины самообслуживания, т.к. они имеют возможность перед покупкой товара самостоятельно изучить информацию о нём, сравнить с похожими позициями товаров;
-
Доверие и недоверие правоохранительным органам
-
Уровень доходов;
-
Знание востребованных профессий в регионе, отсюда выбор учебного заведения: СПО или ВУЗ
-
Отношение к государственному устройству
-
Отношение к правам собственника: например, 50-летние считают важным правом распоряжение собственностью, а 25-летние – право пользования собственностью. Это может быть связано с тем, что старшему поколению важнее завещать своё имущество, подарить его или иным образом распорядиться им, а молодому – важнее использовать собственность для получения выгоды (использовать личный автомобиль как такси, сдавать квартиру в аренду).
-
Отношение к прогрессивной шкале налогообложения: сторонники прогрессивной шкалы налогообложения считают, что так государство соберёт больше налогов с крупных фирмы и обеспеченных категорий граждан, увеличит бюджет;
-
Факторы, влияющие на выбор работы;
-
Отношение к преступлениям против личности и её прав и т.д.
Варианты сходств также зависят от данных таблиц/диаграмм, представленных в КИМ.
1 Политическая культура – это часть общей культуры, которая связана с знаниями о политике общества, страны, в котором живёт человек, его действиями в сфере политики.