-Встали все у парт красиво, Тихо сели, спинки прямо. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? – Кто хотел бы получать на уроке только “пять”? – Что для этого необходимо? (ответы детей) 2. Введение в тему. – Сегодня мы не просто ученики. Почти 4 года мы вместе открывали секреты русского языка. Кто может сказать, для чего нам это необходимо? (ответы детей) – Как вы думаете, кому на уроке легче: учителю или ученику? (ответы детей) – Я предлагаю вам стать сегодня учеными– аналитиками языкознания. – Кто знает, кто такие “аналитики”? Где можно посмотреть значение неизвестных слов? (в толковом словаре) Анализ – это всесторонний разбор, рассмотрение чего-нибудь. – А вот какой объект русского языка мы сегодня будем рассматривать, вы узнаете, разгадав кроссворд -
Бывает устная, а бывает и письменная? -
Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове. -
Из каких небольших частей состоят слова? -
Какая часть пишется перед корнем? -
Как называется часть слова, от которой образуются новые родственные слова? -
Что обозначает имя существительное? -
Из чего состоит наша речь? Что выражает законченную мысль? -
Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении? -
Какая часть слова стоит между корнем и окончанием? -
Какая часть речи обозначает признак предмета? -
Из каких небольших частей состоит предложение? -
Какие знаки нужны, чтобы записать слово? -
Какая часть речи пишется раздельно со словами? -
Какая часть речи не называет предмет, а лишь указывает на него? -
Часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? – Прочитаем выделенную часть (Часть речи глагол) Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Все в действие придет. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях растет. 3. Сообщение цели урока. – Итак, кто озвучит цель нашего анализа? (глагол) – Задачей, которую нам предстоит решить-составить памятку для анализа глагола как части речи. 4. Совместное планирование учебной деятельности с записью плана на доске – С чего начнём работу? (Вспомним, что такое глагол и на какие вопросы отвечает) – Что ещё добавим? (Как определить время глагола) – Что будем делать с глаголами? (Изменять по числам, определять род) – А ещё познакомимся с алгоритмом разбора и образцом записи разбора глагола как части речи. На доске план: глагол вопросы время число род – Тема есть. Задачи поставлены. 5. Поиск решения – Я называю слова различных частей речи. Вы выделяете только глаголы и поднимаете руки вверх. Услышав другие части речи, поставьте руки на бочок. Свист, говорить, езда, напишут, хохот, хохотала, кричит, ходьба, пять, красный, звук, резал, молодцы. – Молодцы! (аплодисменты) 6. Обобщение знаний, анализ. Задание 1 – Запишем глаголы, которые вы сейчас выделяли. – Почему вы считаете, что эти слова являются глаголами? Что мы должны помнить, выделяя части речи? – Среди этих глаголов есть особенный. Какой? (ГОВОРИТЬ) – Почему? (Нельзя определить время и число) – На какой вопрос отвечает? (Что делать?) Вывод: глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать? – Как по-другому называется неопределённая форма глагола? (Начальная форма, инфинитив) Задание 2 -Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите суффиксы. -Вывод. Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы ть, ти, о, а, и, я, е, у и оканчиваются на чь. Задание 3 – Если у глагола говорить нельзя определить время, то у оставшихся глаголов можно. – Назовите глагол настоящего, прошедшего, будущего времени. Докажите. Вывод: глаголы изменяются по временам. Задание 4 Определите число глаголов – В каком числе ещё можно поставить глаголы? Поставьте устно. Вывод: глаголы изменяются по числам. – Что ещё можно определить у глагола? (Род) – У всех глаголов? (Только в прошедшем времени) – Какой вывод можно сделать? (Только глаголы прошедшего времени изменяются по родам) 3. ОПРЕДЕЛИ: -
Время -
Число -
Род (пр.вр.) -
Число (н. вр. и б. вр.) | – Мы, молодцы! (наградим себя аплодисментами) ВЫВОД: чтобы проанализировать глагол как часть речи нужно …. Составьте памятку совместно с вашим соседом по парте. Для этого вам понадобится чистый лист бумаги, слова-подсказки, клей. -
….Задать вопрос -
….Установить, что это глагол -
….Поставить глагол в неопределённую форму -
….Определить признаки глагола: время, число, род -Кто хочет прочитать свою памятку. (Ответы детей) -А теперь сравните вашу памятку с текстом на стр.126. -Ваша оценка. -Уточнение: если глагол в прошедшем времени и в ед.ч., можно определить род. - Проанализируем образец записи. Обратите внимание на сокращения. _Почему при разборе глагола доплеснуть указана только неопределённая форма? (Нельзя определить ни время, ни число) – Итак, товарищи ученые, наша памятка должна пройти контрольные испытания. 6. Закрепление. Упр.№ Анализ глаголов. – Кто запомнил последовательность анализа глагола, как части речи? Делали (что делали?) гл., н.ф. делать, прош.вр., мн.ч. Физминутка С физминуткой я дружу, свою спину разогну. Руки кверху подниму, а потом их опущу, А потом попрыгаю, 1-2-3 Ножками подрыгаю, 1-2-3 Ручками похлопаю, 1-2-3 Ножками потопаю, 1-2-3 Сяду я за партой стройно, Чтоб вести себя достойно! 8.Развитие умения в области культуры речи Упр.№ -Прочитайте два текста -О чём эти тексты? (О словах надеть и одеть) _Какая в них главная мысль? (О правильном употреблении слов надеть и одеть) -Как об этом говорится в стихотворении? Упр. Одевать (одеть) – надевать (надеть) – паронимы. -Прочитайте пары слов из упр. -Как называются эти слова? - Как с помощью антонимов можно доказать, что у глаголов одевать и надевать разное значение? -Кто сказал правильно? Миша сказал: -Надевай пальто – пойдём на коньках кататься. Серёжа сказал: -Одевай пальто – пойдём на коньках кататься. -Кто казал правильно? Исправь те речевую ошибку. 8. Самостоятельная работа. – Кто из вас не сомневается в том, что с помощью памятки сможет самостоятельно провести анализ глагола? – Кто сомневается? Выберите себе в помощь товарища для совместной работы. 9. Рефлексия (оцените свою работу на шкале успеха) 10. Подведение итогов. – Наша работа завершена. Цель, поставленная в начале урока, решена. Оцените свою работу. – Как вы считаете, все ли мы знаем об этой части речи? Где можно узнать больше? – Я поздравляю вас, товарищи ученые, за плодотворную работу по составлению памятки. Премии в виде “пятерок” получают…, в виде “четверок”….. . Буду рада продолжить с вами открывать новые секреты русского языка на следующих уроках. 11. Домашнее задание. – Дома продолжите контрольные испытания нашей памятки, выполнив упр.№ |