СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разбор пед.ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разбор пед.ситуации»

Анализ педагогической ситуации

ФИО студента: Игнатьев Максим Вячеславович


Проблема, отраженная в педагогической ситуации: низкая стрессоустойчивость и негативное отношение к спорту у ученика с ЗПР, вызванные проигрышем в эстафете. Ученик демонстрирует избегающее поведение (садится на скамейку и отказывается от дальнейшей активности) и выражает негативное отношение к спорту в целом (“У меня не получается, я не буду заниматься спортом”). Учитывая особенности развития ребенка с ЗПР, проблема может проявляться более остро, влиять на мотивацию к учению и социальную адаптацию.


Задачи по решению данной проблемы:

  1. Выявить причины негативной реакции ученика на проигрыш: необходимо понять, почему для ученика проигрыш настолько болезнен. Возможные причины: трудности в понимании правил и стратегий игры, проблемы с саморегуляцией и контролем эмоций, низкая самооценка, сенсорные особенности (неприятные ощущения от шума, контакта с другими детьми) и др.

  2. Скорректировать восприятие спорта учеником: сместить акцент с результата (победы) на процесс (участие, получение удовольствия, развитие физических качеств).

  3. Развить навыки совладания с негативными эмоциями: научить ученика конструктивно реагировать на проигрыши, используя простые и понятные стратегии (например, глубокое дыхание, счет до десяти).

  4. Повысить самооценку и уверенность в себе: помочь ученику осознать свои сильные стороны и достижения, не только в спорте, но и в других областях. Использовать положительное подкрепление и индивидуальный подход.

Варианты решения проблемы:

  1. Индивидуальная беседа учителя с учеником (сразу после инцидента): учитель должен поговорить с учеником наедине, в спокойной обстановке, использовать простые фразы, избегать сложных объяснений. Уточнять, что именно вызвало расстройство. Дать ученику время подумать и ответить. («Я вижу, что тебе грустно. Ты расстроился, что проиграл? Это нормально. Все проигрывают иногда. Что тебя больше всего расстроило?»)

  2. Анализ ситуации учителем и учеником (с адаптацией): использовать визуальные опоры (рисунки, фотографии) для разбора ситуации. Использовать пошаговый разбор (разделить анализ на простые шаги). Например: «Что нужно было сделать, чтобы выиграть? Ты сделал это? Если нет, что помешало?»

  3. Изменение подхода к соревнованиям на уроках физкультуры (с адаптацией): упрощение правил (уменьшить количество правил, сделать их более понятным), использовать командные игры (отдавать предпочтение командным играм, где успех зависит от всех участников), поощрение за старание, участие, улучшение личных результатов, а не только за победу, адаптированные эстафеты (упростить эстафеты, предлагать разные варианты выполнения заданий).

  4. Акцент на удовольствии от физической активности: дать ребенку возможность выбирать виды активностей, которые ему нравятся, адаптировать упражнения, чтобы ученик мог их выполнить и хвалить ребенка за участие и старание.

  5. Консультация с психологом/дефектологом: специалист оценит эмоциональное состояние ученика, выявит причины его трудностей и разработает индивидуальную программу поддержки. Психолог/дефектолог может использовать различные методы (игротерапия, арт-терапия) для работы с самооценкой, эмоциями и социальными навыками.

  6. Разработка индивидуального плана занятий физкультурой (с участием дефектолога): разработка индивидуального плана, учитывающего особенности развития, физические возможности и интересы ученика. План должен включать упрощенные упражнения, четкие инструкции и визуальные опоры. Фокус должен быть на развитии базовых двигательных навыков, улучшении координации и повышении физической активности. Обучение новым упражнениям поэтапно, с использованием наглядных материалов и многократным повторением.

  7. Использование сенсорной интеграции (при необходимости):

  • Оценка сенсорных потребностей: Консультация со специалистом по сенсорной интеграции для выявления сенсорных особенностей ученика.

  • Адаптация среды: Создание комфортной сенсорной среды во время занятий (например, снижение уровня шума, использование тактильных материалов).

  • Сенсорные упражнения: Включение в занятия сенсорных упражнений, направленных на развитие сенсорной интеграции.

Прогнозирование развития ситуации с учетом предложенных вариантов решения проблемы (с учетом ЗПР):

  • Благоприятный сценарий (при реализации адаптированных вариантов): Ученик постепенно научится справляться с неудачами, повысит свою самооценку, начнет получать удовольствие от физической активности. Он будет более уверенно чувствовать себя в коллективе. Улучшится его мотивация к обучению.

Рекомендации для родителей (законных представителей) по указанной педагогической проблеме (с учетом ЗПР):

  1. Разговаривайте с ребенком о его чувствах: уделите ребенку время, чтобы он мог выразить свои эмоции. Используйте простые фразы: «Я вижу, что тебе грустно», «Ты сердишься?»

  2. Поддерживайте и ободряйте ребенка: подчеркивайте его сильные стороны, говорите о его умениях, достижениях, старании, хвалите за усилия, отмечайте, как он старался. Самое главное: не сравнивайте его с другими детьми.

  3. Объясните, что проигрыш – это нормально: расскажите ребенку о своих неудачах и как вы с ними справились

  4. Сместите акцент с результата на процесс: подчеркивайте важность участия в играх и соревнованиях, поощряйте занятия спортом, которые приносят ему радость.

  5. Предложите ребенку разные виды физической активности: выберите виды спорта, которые ему нравятся. Адаптируйте упражнения, если нужно. Дома играйте с ним в активные игры, которые ему по силам.

  6. Будьте примером для ребенка: занимайтесь спортом сами, показывайте позитивное отношение к физической активности.

  7. Поддерживайте связь со школой и специалистами: регулярно общайтесь с учителем физкультуры, психологом, дефектологом: обменивайтесь информацией и совместно разрабатывайте стратегии.

  8. Обратитесь за профессиональной помощью:

  • Психолог/дефектолог: помогут ребенку развить навыки саморегуляции, справиться с эмоциями, повысить самооценку.

  • Врач (при необходимости): для выявления и коррекции сопутствующих заболеваний.

Следуя этим рекомендациям, родители могут помочь ребенку с ЗПР развить здоровое отношение к спорту, научиться справляться с неудачами и получать удовольствие от физической активности. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к решению проблемы должен быть индивидуальным, учитывающим его особенности развития. Ранняя диагностика и комплексное сопровождение (школа, родители, специалисты) являются ключевыми для успешной адаптации и социализации ребенка с ЗПР.