СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разбор сложных заданий по биологии ОГЭ, ЕГЭ биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал раширяет и закрепляет знания по основным разделам биологии, которые позволяют успешнот сдать ОГЭ, ЕГЭ по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Разбор сложных заданий по биологии ОГЭ, ЕГЭ биология»

Разбор сложных заданий  ЕГЭ биология

Разбор сложных заданий ЕГЭ биология

методы цитологии

  • МЕТОДЫ ЦИТОЛОГИИ
  • Микроскопия   — изучение морфологии клетки.
  • Хроматография   — физико-⁠химический метод, используемый в цитологии для разделения смеси веществ, основанном на разной скорости движения веществ через адсорбент, например, разделение смеси пигментов растений.
  • Электрофорез   — физико-⁠химический метод, используемый в цитологии для разделения смеси веществ с помощью электрического тока, например, разделение смеси белков плазмы крови.
  • Метод меченых атомов   — введение в вещество радиоактивного изотопа химического элемента для изучения путей его превращения в клетке. Метод используется для изучения жизнедеятельности клетки.
  • Биохимический метод   — метод, используемый в цитологии для обнаружения и оценки количества веществ в клетках и тканях организмов, изучение структуры веществ.
  • Центрифугирование   — метод разделения клеточных структур и макромолекул с помощью центрифуги, позволяющий дифференцировано осаждать клеточные структуры, отличающиеся друг от друга своей массой.
  • Метод культуры клеток и тканей   — изучение жизнедеятельности клеток и тканей путем культивирования их на искусственных средах.
Экспериментатор поместил эритроциты в гипотонический раствор NaCl. Как изменились размер клетки и осмотическое давление внутри неё при опускании клетки в раствор? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения. 1.  Уменьшилась. 2.  Не изменилась. 3.  Увеличилась.
  • Экспериментатор поместил эритроциты в гипотонический раствор NaCl. Как изменились размер клетки и осмотическое давление внутри неё при опускании клетки в раствор? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
  • 1.  Уменьшилась.
  • 2.  Не изменилась.
  • 3.  Увеличилась.
Пояснение. Гипотонический раствор NaCl достигается при концентрации раствора соли в стакане менее 0,9%. Концентрация солей в растворе ниже, чем в клетке, соответственно осмотическое давление гипотонического раствора ниже, чем физиологического. Вследствие этого вода поступает в клетку и та увеличивается . При поступлении воды в клетку концентрация солей уменьшается и осмотическое давление падает . Ответ: 31.
  • Пояснение. Гипотонический раствор NaCl достигается при концентрации раствора соли в стакане менее 0,9%. Концентрация солей в растворе ниже, чем в клетке, соответственно осмотическое давление гипотонического раствора ниже, чем физиологического. Вследствие этого вода поступает в клетку и та увеличивается . При поступлении воды в клетку концентрация солей уменьшается и осмотическое давление падает .
  • Ответ: 31.
У канареек зеленая окраска оперения доминирует над коричневой и определяется геном, локализованным в X-⁠хромосоме, а короткий клюв доминирует над длинным и определяется геном, локализованным в аутосоме. При скрещивании зеленого самца с коротким клювом и коричневой короткоклювой самки было получено 8 птенцов с различным сочетанием обоих фенотипических признаков. Определите, сколько среди них коричневых самцов с длинным клювом, учитывая, что мужской пол является гомогаметным и расщепление соответствовало теоретически ожидаемому.
  • У канареек зеленая окраска оперения доминирует над коричневой и определяется геном, локализованным в X-⁠хромосоме, а короткий клюв доминирует над длинным и определяется геном, локализованным в аутосоме. При скрещивании зеленого самца с коротким клювом и коричневой короткоклювой самки было получено 8 птенцов с различным сочетанием обоих фенотипических признаков. Определите, сколько среди них коричневых самцов с длинным клювом, учитывая, что мужской пол является гомогаметным и расщепление соответствовало теоретически ожидаемому.
Ответ: 1. Самка  — с коричневым оперением короткий клюв  — ♀ Х а YB? Самец  — с зелёным оперением короткий клюв— ♂ Х A Х ? B? Генотип самки известен, чтобы найти генотип самца, обратим внимание на птенцов с фенотипом  — длинноклювые коричневые  — данный птенец получил гамету Х a b от отца. При этом не имеет значения его пол, если это самка, то Х a Ybb, если самец  — Х a Х a bb. Итак, генотип самца  — ♂ Х A Х a Bb; самки  — ♀ Х а YBb. P♀Х a YBb x ♂ X A X a Bb

Ответ: 1.

  • Самка  — с коричневым оперением короткий клюв  — ♀ Х а YB?
  • Самец  — с зелёным оперением короткий клюв— ♂ Х A Х ? B?
  • Генотип самки известен, чтобы найти генотип самца, обратим внимание на птенцов с фенотипом  — длинноклювые коричневые  — данный птенец получил гамету Х a b от отца. При этом не имеет значения его пол, если это самка, то Х a Ybb, если самец  — Х a Х a bb.
  • Итак, генотип самца  — ♂ Х A Х a Bb; самки  — ♀ Х а YBb.
  • P♀Х a YBb x ♂ X A X a Bb
2163457. Определите правильную последовательность образования зиготы у покрытосеменных растений. 1.  Образование гаплоидной макроспоры. 2.  Мейоз. 3.  Образование восьмиядерного зародышевого мешка. 4.  Формирование яйцеклетки. 5.  Оплодотворение. 6.  Митоз. 7.  Зигота.

2163457.

Определите правильную последовательность образования зиготы у покрытосеменных растений.

1.  Образование гаплоидной макроспоры.

  • 2.  Мейоз.
  • 3.  Образование восьмиядерного зародышевого мешка.
  • 4.  Формирование яйцеклетки.
  • 5.  Оплодотворение.
  • 6.  Митоз.
  • 7.  Зигота.
Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны: 1)  губчатые лёгкие; 2)  наличие волосяного покрова; 3)  сальные и потовые железы; 4)  хорошо развитый мозжечок; 5)  размножение в воде; 6)  теплокровность.
  • Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны:
  • 1)  губчатые лёгкие;
  • 2)  наличие волосяного покрова;
  • 3)  сальные и потовые железы;
  • 4)  хорошо развитый мозжечок;
  • 5)  размножение в воде;
  • 6)  теплокровность.
Плауновидные  — отдел высших споровых растений. Внутри отдела два класса: Плауновые и Полушниковые. Класс Плауновые объединяет равноспоровые растения. Современные плауновые представлены одним порядком, одним семейством Плауновые и Двумя родами: плаун и филлоглоссум.
  • Плауновидные  — отдел высших споровых растений.
  • Внутри отдела два класса: Плауновые и Полушниковые.
  • Класс Плауновые объединяет равноспоровые растения. Современные плауновые представлены одним порядком, одним семейством Плауновые и Двумя родами: плаун и филлоглоссум.
Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1.  Растения. 2.  Плаун. 3.  Эукариоты. 4.  Плауновидные. 5.  Плаун булавовидный. 6.  Плауновые.
  • Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
  • 1.  Растения.
  • 2.  Плаун.
  • 3.  Эукариоты.
  • 4.  Плауновидные.
  • 5.  Плаун булавовидный.
  • 6.  Плауновые.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.  Какие функции в организме человека выполняет желчь?    1.  Обеззараживает ядовитые вещества. 2.  Активизирует ферменты панкреатического сока. 3.  Дробит жиры в мелкие капли, увеличивая площадь соприкосновения с ферментами. 4.  Содержит ферменты, расщепляющие жиры, углеводы и белки. 5.  Стимулирует перистальтику кишечника. 6.  Обеспечивает всасывание воды.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет желчь? 

  • 1.  Обеззараживает ядовитые вещества.
  • 2.  Активизирует ферменты панкреатического сока.
  • 3.  Дробит жиры в мелкие капли, увеличивая площадь соприкосновения с ферментами.
  • 4.  Содержит ферменты, расщепляющие жиры, углеводы и белки.
  • 5.  Стимулирует перистальтику кишечника.
  • 6.  Обеспечивает всасывание воды.

Функции желчи

  • 1.  Вместе с желудочным соком желчь нейтрализует кислый химус (пищевой комок), поступающий из желудка. В процессе нейтрализации происходит реакция между карбонатами и HCI с выделением углекислого газа. В результате химус разрыхляется, что облегчает процесс переваривания.
  • 2.  Эмульгирует жиры, при этом деля их на маленькие частицы. Желчь участвует в переваривании жиров. Благодаря воздействию желчных кислот в комбинации с жирными кислотами и моноацилглицеролами происходит эмульгирование жиров (смешивание с водой), после чего на них может воздействовать липаза.
  • 3.  Желчь позволяет уменьшить поверхностное натяжение, что мешает сливанию капель жира.
  • 4.  Секрет влияет на образование отдельных частиц (мицелл), приспособленных к всасыванию.
  • 5.  Одна из функций желчи  — всасывание жирорастворимых витаминов (А, D, К, Е).
  • 6.  Ферменты, входящие в состав секрета, активируют кишечную перистальтику .
  • 7.  Желчь прекращает воздействие желудочного сока в тонком кишечнике, инактивируя пепсин.
  • 8.  Нормализует микрофлору кишечника, оказывая бактерицидное и бактериостатическое воздействие. Предупреждает гнилостные процессы.
  • 9.  Несет выделительную функцию для веществ, которые не способны отфильтровать почки (холестерин, билирубин, глутатион, стероиды, металлы, некоторые лекарственные вещества), экскретируя их из организма с каловыми массами. При этом холестерин выводится из организма только с желчью. За сутки возможна экскреция 1–2 г.
  • Еще одна серьезная функция  — это наличие разрушенных эритроцитов.
  • Ответ: 235.
Установите последовательность возникновения малярии. 1.  Разрушение эритроцитов крови. 2.  Рост и бесполое размножение плазмодия. 3.  Проникновение плазмодия в печень. 4.  Проникновение плазмодия в кровь человека. 5.  Укус комара. 6.  Проникновение паразита в кишечник комара. 7.  Половое размножение плазмодия. 8.  Лихорадка. Пояснение. Последовательность такова: укус комара, проникновение плазмодия в кровь человека, проникновение плазмодия в печень, рост и бесполое размножение плазмодия, разрушение эритроцитов крови, лихорадка, проникновение паразита в кишечник комара, половое размножение плазмодия.   Ответ: 54321867.

Установите последовательность возникновения малярии.

  • 1.  Разрушение эритроцитов крови.
  • 2.  Рост и бесполое размножение плазмодия.
  • 3.  Проникновение плазмодия в печень.
  • 4.  Проникновение плазмодия в кровь человека.
  • 5.  Укус комара.
  • 6.  Проникновение паразита в кишечник комара.
  • 7.  Половое размножение плазмодия.
  • 8.  Лихорадка.

Пояснение. Последовательность такова: укус комара, проникновение плазмодия в кровь человека, проникновение плазмодия в печень, рост и бесполое размножение плазмодия, разрушение эритроцитов крови, лихорадка, проникновение паразита в кишечник комара, половое размножение плазмодия.

 

Ответ: 54321867.

Жизненный цикл малярийного плазмодия.

Он начинается со стадии спорозоита, который представляет собой маленькую веретеновидную клетку.

  • Спорозоиты попадают в кровь человека при укусе комара. С током крови они разносятся по всему телу, попадают в печень, активно внедряются в нее и начинают расти. Достигшие значительной величины клетки приступают к множественному делению, то есть бесполому размножению. При этом вокруг каждого из ядер обособляется участок цитоплазмы, и все тело паразита оказывается поделенным на значительное число мелких клеточек.
  • Такое множественное деление называется шизогонией , а образовавшиеся в результате клетки  — мерозоитами. Мерозоиты снова внедряются в клетки печени, и цикл повторяется. Однако в определенный момент в печени образуются мерозоиты, дальнейшая судьба которых оказывается совершенно иной.
  • Эти мерозоиты внедряются уже не в клетки печени, а в красные кровяные тельца  — эритроциты. В эритроците паразит растет, однако не достигает таких размеров, как в клетках печени. Сначала он имеет форму колечка, потому что центральную часть клетки занимает большая прозрачная вакуоль. Постепенно вакуоль исчезает, а плазмодий превращается в маленькую амебу. Форма ее тела, как у настоящих амеб, непостоянна, и она способна двигаться при помощи псевдоподий внутри эритроцита. Эта маленькая амеба питается за счет содержимого эритроцита, используя, в частности, гемоглобин.
Затем паразит снова переходит к множественному делению, в результате которого распадается на определенное количество мерозоитов. В этот момент оболочка эритроцита лопается, и мерозоиты попадают в плазму крови. Вместе с мерозоитами в кровь попадают и ядовитые продукты обмена веществ паразитов, которые накопились внутри эритроцитов. Попадание в кровь ядовитых веществ вызывает у человека ощущение страшного озноба, а затем приступа лихорадки с высокой температурой. Мерозоиты внедряются в новые эритроциты, растут, делятся, и цикл бесполого размножения повторяется. Время между шизогониями различно у разных видов плазмодиев и всегда постоянно.
  • Затем паразит снова переходит к множественному делению, в результате которого распадается на определенное количество мерозоитов.
  • В этот момент оболочка эритроцита лопается, и мерозоиты попадают в плазму крови. Вместе с мерозоитами в кровь попадают и ядовитые продукты обмена веществ паразитов, которые накопились внутри эритроцитов. Попадание в кровь ядовитых веществ вызывает у человека ощущение страшного озноба, а затем приступа лихорадки с высокой температурой.
  • Мерозоиты внедряются в новые эритроциты, растут, делятся, и цикл бесполого размножения повторяется. Время между шизогониями различно у разных видов плазмодиев и всегда постоянно.
112112. ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ А)  целиком или большей частью погружены в воду Б)  в эпидермисе отсутствуют устьица В)  растут по берегам водоёмов на мелководье Г)  листовая пластинка тонкая, сильно рассечённая Д)  хорошо развита аэренхима Е)  хорошо развиты механические ткани листа, устьица на верхней стороне ГРУППЫ ПОКЛАССИФИКАЦИИ 1)  гидатофиты 2)  гидрофиты 112112.

112112.

  • ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ
  • А)  целиком или большей частью погружены в воду
  • Б)  в эпидермисе отсутствуют устьица
  • В)  растут по берегам водоёмов на мелководье
  • Г)  листовая пластинка тонкая, сильно рассечённая
  • Д)  хорошо развита аэренхима
  • Е)  хорошо развиты механические ткани листа, устьица на верхней стороне
  • ГРУППЫ ПОКЛАССИФИКАЦИИ
  • 1)  гидатофиты
  • 2)  гидрофиты

112112.

  • Экологические группы растений по отношению к воде
  • Гидатофиты   — это растения, большая часть площади которого (или даже все растение целиком) находятся в воде. К ним относятся рдесты, кувшинки, кубышки, элодея (водяная чума) и так далее.
  • Гидрофиты   — это растения, начинающий свой жизненный цикл в воде, но со временем стебли и листья которого покидают пределы воды. К ним относятся частуха, тростник, рис и так далее.
  • Гигрофиты   — это растения, живущие на сильно увлажненных почвах. К ним относятся многие виды папоротников, чаровница (цирцея), адокса, болотный подмаренник и так далее.
  • Мезофиты   — это растения, живущие на достаточных (не влажных и не сухих) почвах. К ним относятся большинство лесных и луговых трав, цветов, кустарников и деревьев: липа, береза, лещина, крушина, клевер, тимофеевка, костер, луговая овсяница и так далее.
  • Ксерофиты растут в местах с недостаточным увлажнением и имеют приспособления, позволяющие добывать воду при ее недостатке, ограничивать испарение воды или запасать ее на время засухи. Ксерофиты лучше, чем все другие растения, способны регулировать водный обмен, поэтому и во время продолжительной засухи остаются в активном состоянии. Это растения пустынь, степей, жестколистных вечнозеленых лесов и кустарниковых зарослей, песчаных дюн. Ксерофиты подразделяются на два основных типа: суккуленты и склерофиты.
Лаборант поместил несколько капель крови испытуемого в пробирки со стандартными сыворотками групп крови О, А, В (стандартные сыворотки изготавливают из крови доноров с заранее известной группой крови). Результаты проб представлены на рисунке. На чем основан данный метод определения группы крови? Определите группу крови испытуемого. Ответ поясните, используя знания об агглютининах и агглютиногенах. Может ли испытуемый стать донором для человека с IV группой крови? Ответ поясните.
  • Лаборант поместил несколько капель крови испытуемого в пробирки со стандартными сыворотками групп крови О, А, В (стандартные сыворотки изготавливают из крови доноров с заранее известной группой крови). Результаты проб представлены на рисунке. На чем основан данный метод определения группы крови? Определите группу крови испытуемого. Ответ поясните, используя знания об агглютининах и агглютиногенах. Может ли испытуемый стать донором для человека с IV группой крови? Ответ поясните.
1) метод основан на реакции агглютинации одноименных агглютиногенов и агглютининов; 2) группа крови испытуемого – А (II); 3) агглютинин плазмы α доноров с I и III группами крови склеивает эритроциты с агглютиногеном A испытуемого; 4) в крови испытуемого отсутствуют агглютиногены В, поэтому реакции агглютинации с сывороткой крови донора со II группой крови, содержащей агглютинин β, не происходит; 5) да, IV группа – универсальный реципиент (отсутствуют агглютинины)
  • 1) метод основан на реакции агглютинации одноименных агглютиногенов и агглютининов; 2) группа крови испытуемого – А (II); 3) агглютинин плазмы α доноров с I и III группами крови склеивает эритроциты с агглютиногеном A испытуемого; 4) в крови испытуемого отсутствуют агглютиногены В, поэтому реакции агглютинации с сывороткой крови донора со II группой крови, содержащей агглютинин β, не происходит; 5) да, IV группа – универсальный реципиент (отсутствуют агглютинины)
У кукурузы гены, определяющие рост растения и форму листьев, локализованы в одной хромосоме на расстоянии 24 морганид. Известно, что между генами происходит кроссинговер. При скрещивании растения с нормальным ростом и нормальными листьями с карликовым растением со скрученными листьями всё потомство имело нормальный рост и нормальный листья. Какое соотношение фенотипов можно ожидать в потомстве, полученном при анализирующем скрещивании гибрида первого поколения? Ответ поясните. Составьте схему решения задачи, определите генотипы и фенотипы потомства каждой группы растений в двух скрещиваниях.
  • У кукурузы гены, определяющие рост растения и форму листьев, локализованы в одной хромосоме на расстоянии 24 морганид. Известно, что между генами происходит кроссинговер. При скрещивании растения с нормальным ростом и нормальными листьями с карликовым растением со скрученными листьями всё потомство имело нормальный рост и нормальный листья. Какое соотношение фенотипов можно ожидать в потомстве, полученном при анализирующем скрещивании гибрида первого поколения? Ответ поясните. Составьте схему решения задачи, определите генотипы и фенотипы потомства каждой группы растений в двух скрещиваниях.
У человека между рецессивными генами пигментного ретинита (заболевание сетчатки) и болезни Брутона (гуморальный иммунодефицит), наследующимися через Х-хромосому, происходит кроссинговер. Ген перепончатопалости (P) локализован в Y-хромосоме. В семье, где жена здорова (ее отец страдал ретинитом и болезнью Брутона), а муж имеет болезнь Брутона и перепонки между пальцами, родились сын и две дочери. Сын с нормальным зрением женился на здоровой женщине, мать которой страдала болезнью Брутона (отец здоров относительно всех трех заболеваний). Генетическое исследование показало, что в этом браке невозможно рождение дочери с болезнью Брутона. Составьте схему решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы родителей, генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли рождение в первом браке ребенка с тремя наследственными аномалиями? Ответ поясните.
  • У человека между рецессивными генами пигментного ретинита (заболевание сетчатки) и болезни Брутона (гуморальный иммунодефицит), наследующимися через Х-хромосому, происходит кроссинговер. Ген перепончатопалости (P) локализован в Y-хромосоме. В семье, где жена здорова (ее отец страдал ретинитом и болезнью Брутона), а муж имеет болезнь Брутона и перепонки между пальцами, родились сын и две дочери. Сын с нормальным зрением женился на здоровой женщине, мать которой страдала болезнью Брутона (отец здоров относительно всех трех заболеваний). Генетическое исследование показало, что в этом браке невозможно рождение дочери с болезнью Брутона. Составьте схему решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы родителей, генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли рождение в первом браке ребенка с тремя наследственными аномалиями? Ответ поясните.