1.4 Глобализация в экономике.
Основой экономической глобализации является интернационализация производства, реализующаяся благодаря транснациональным корпорациям (ТНК), стремительно развивающимся в последние десятилетия.
Новыми хозяевами жизни стали столпы мировой информатики. Одна лишь производящая компьютерные программы компания «Майкрософт» производит ныне богатств больше, чем гиганты «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» вместе взятые. А персональное состояние президента «Майкрософта» Б. Гейтса бросило вызов самому смелому воображению.
Производительные силы современного мира принадлежат крупным компаниям-производителям, тем многонациональным корпорациям (МНК), полем деятельности которых является вся наша планета. В современном мире насчитывается около двух тысяч МНК, которые распространяют свою деятельность на шесть или более стран. Из-за роста числа и размера слияний компаний внутри стран и на транснациональном уровне, уменьшается количество занятой рабочей силы, однако неумолимо растущее число подобных корпораций компенсирует эту проблему.
Транснациональные корпорации положительно влияют на развивающиеся страны, нанимая рабочих из Индии, или строя свои отделения в подобных странах. Дело в том, что зарплаты рабочих на фабриках западных компаний в этих странах в среднем на двадцать-сорок процентов выше, чем в местных компаниях, а условия труда (продолжительность рабочего дня, отпуска и так далее) хотя и хуже, чем в развитых странах, но лучше, чем на местных производствах. Таким образом они а) способствуют вовлечению в глобализацию развивающихся стран; б) снижают затраты на производство; в) дают возможность жителям развивающихся стран реализовывать свой потенциал.
Невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества, снижение налогов на ввоз товаров и прибыль предприятий повлекло за собой развитие свободной торговли, которая, в свою очередь, вызвала быстрое свободное движение капитала по всему миру. Огромные концентрации капитала ежедневно путешествуют из одного уголка планеты в другой.
Становление и прогрессирующий рост финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных), оказывает громадное влияние на всю сферу производства и торговли в мировой экономике. Большое значение в современной экономике имеют фондовые биржи и те «финансовые инструменты», которыми они торгуют (акции предприятий и паевых фондов, товарные фьючерсы…). Причиной этому служит быстрое распространение финансовой информации по всему миру благодаря Интернету, создающее тенденцию к большей открытости предприятий.
2. Широкие слои общества обходятся серийными вещами, формально и психологически соотнесенными с образцами, которыми пользуется меньшинство. Происходит как бы «социальное возвышение». И вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов феномен персонализации, который значит гораздо больше, чем рекламное внушение.
Этот феномен прекрасно выражается в двузначном рекламном обращении «Вы». С одной стороны, это своеобразная форма вежливости в единственном числе, то есть, персонализация, с другой стороны - это и обращение к коллективу во множественном. И то и другое сразу. Это -каждый, но в той мере, в какой он похож на всех остальных. Вот почему в рекламе обращение «Вы» целесообразнее обращения «Ты».
По мнению В. Паккарда в современной рекламе имеет место продажа следующих потребностей человека.
Чувство уверенности (домашние холодильники, кондиционеры воздуха).
Надежность (мыло, патентованные фармацевтические средства).
Самоудовлетворение (экскаваторы: машинисты обижались на то, что их изображают едва видными по сравнению с машинами; продажа усилилась, когда на рекламе стали показывать машинистов хозяевами машин, а не придатком к ней).
Творческие наклонности (садоводством увлекаются пожилые люди, которые не могут уже иметь детей; работа на земле - компенсация бездетности. Печение торта напоминает рождение ребенка, торт - символ ребенка. Сухое печенье - символ плохого ведения хозяйства, женщины против него, как и против концентратов; совет: не давать им все в готовом виде, а оставлять что -нибудь для их хозяйственной самодеятельности. При продаже готовых домов умышленно оставляют некоторые мелкие недоделки, чтобы удовлетворить потребность покупателей в самодеятельности. В патентованных лекарствах оставляют небольшие пробелы для вмешательства врачей.
Объекты любви (изображение матери сопровождает выступление пианиста Либерейса, а его самого показывают на рекламе «со всеми ямочками», привлекающими бездетных женщин).
Сила (мощные автомобильные моторы: «полная мощность» на рекламе бензина «ЭССО»; моторные лодки).
Семейные традиции (вино: «Добрые старые времена - родное сладкое домашнее вино - вино, которое делала бабушка». С такой рекламой фирма вдвое увеличила сбыт своего вина и стала тратить на рекламу 2 млн. долларов - самая крупная сумма в винодельческой промышленности).
Бессмертие (страхование жизни: женщин надо страховать, не напоминая им, что они стареют: мотивы настойчивости и пользы страхового агента, а также обеспеченности семьи после смерти застрахованного кормильца бессмысленны. Надо обещать застрахованному «надежду на бессмертие», достигаемое через гарантию от забвения: мужчина и после смерти будет руководить своей семьей - «герой, вечный защитник, кормилец, утешитель и руководитель»).
1.5 Глобализация в культуре.
Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. Она имеет как позитивные, так и негативные аспекты.
Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.
Глобализация позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. Кроме того, заимствование таких свойственных западу ценностей как рациональность, индивидуализм, равенство, стремление к эффективности труда положительно влияют на современное общество.
Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение приводят к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. Такое чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности.
Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.
Таким образом, сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации.
Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Это связано с усилившимся с XX века значением США в мире. Ярким примером влияния Америки является широкое распространение в мире английского языка в качестве языка международного общения. Американский Голливуд выпускает большую часть фильмов для мирового проката.
Именно в США берут своё начало такие мировые корпорации, как Microsoft, Intel, Coca-Cola, Procter&Gamble и многие другие. Американская сеть быстрого питания McDonald's из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. На основе стоимости бутерброда BigMac в ресторанах McDonald’s по всему миру британский журнал The Economist даже подсчитывает покупательную способность мировых валют (Индекс Биг-Мака).
Однако другие страны тоже вносят свой вклад в глобализацию. Например, один из символов глобализации – IKEA, славная своими фрикадельками, – появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а Skype – в Эстонии.
Rаждый народ имеет смысл своего бытия, «записанный» в его культуре и определяющий его притязания. Но его реализация немыслима без существования нации как таковой. Поэтому культура вечно должна заботиться об упрочении независимости народа и государства. Сохранение самобытности и ее укрепление, главным образом, зависит от активности внутренних сил и от выявления национальной внутренней энергии. Культура общности не является простой суммой культур отдельных личностей, она сверхиндивидуальна и представляет собой совокупность ценностей, творческих достижений и стандартов поведения общности людей.
5/ Перспектива обеспечения продовольствием
Сможет ли наша планета накормить всех своих обитателей в будущем? Сможет ли она дать самое необходимое десяти и более миллиардам своих жителей, не подрывая окончательно экологического равновесия? В 1970—1980 гг. большинство исследователей были убеждены в быстрых и позитивных ответах на эти вопросы. Затем эта уверенность исчезла.
Судя по всему, в мировом масштабе не возникает недостатка в земельных участках, теоретически пригодных для производства продовольствия даже в случае увеличения населения мира до 14 млрд человек. Исследование 1982 г., проведенное ФАО совместно о ЮНФПА (Фонд ООН по деятельности в области народонаселения), показало, что без учета Китая земли развивающихся стран теоретически могут обеспечить питанием 33 млрд человек. Этого можно достичь только в том случае, если каждый квадратный метр пригодной земли будет использован для основанного на широкомасштабном применении минеральных удобрений и пестицидов производства продовольствия, при условии перехода исключительно на вегетарианскую пищу, обеспечивающую лишь жизнеспособность организма.
Преобладающая часть земельных угодий, пригодных для подобного использования, находится в зоне влажных тропиков. Поскольку эти районы малонаселенны, то для их освоения потребуется массовое перемещение населения, к тому же уничтожению подвергнется значительная часть тропических лесов. Это, конечно же, не только нежелательно, но и невозможно.
Таким образом, можно заключить, что население мира в целом может быть обеспечено продовольствием. Однако для этого требуется достаточное снабжение водой, культивация почвы, применение элитного зерна для посевов, сохранение экологического равновесия. Выполнение перечисленных условий потребовало бы огромных капитальных вложений, привлечения дополнительной квалифицированной рабочей силы, использования данных научных исследований не только непосредственно в сельском хозяйстве, но и в связанных с ним отраслях.
“то утверждение несколько неверно. Т. к. пестициды и прочие агрохимикаты могут позволить только состоятельные сельхозпроизводители, обычно из США, ряда стран Европы и т. д. (они не страдают от недостатка продовольствия) . Благодаря применению пестицидов (своевременному, систематическому и в достаточном колличестве) урожаность с. -х. культур повышается от 20 до 50%. А в россии - это практически единственный доступный способ (не считая агрномических) значительного повыения урожайности, и без того низкой. В рф недостаточно и не системно используют пестициды, или часто вообще не используют, поэтому урожайность в разы ниже, чем в развитых странах, но конечно продукция более экологически чистая, однако убытки явные, конкурентноспособности нет вообще, недостаток продуктов питания (почти все импортируем, что скавзывается на здоровье населения из-за порой недостаточно качественных продуктов. Хотя некторые страны тоже импортируют и прекасно живут, например Япония).