СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал по синтаксису 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен учителям - словесникам, преподающим в 5 классе. Синтаксические упражнения направлены на развитие умения распознавать синтаксические конструкции в соответствии ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал по синтаксису 5 класс»

№1

Установить соответствие схем (запятые не расставлены). Пример: 1-4

Списать предложения, расставив знаки препинания. Выделить грамматические основы.

1. Собака друг человека.

1. [ O:O,O,O и O].

2. Я люблю такие фрукты яблоки апельсины груши и персики.

2. [ ], (что…).

3. Я не знаю что говорить .

3.[сущ.и.п - сущ .и.п.]

4. Сколько тебе лет спросил Игорь.

4. «П?» - а.


№2

Сгруппировать предложения в соответствии с указанными типовыми качествами.

Списать предложения, расставив знаки препинания. Выделить грамматические основы.

1. Таня захлопнула дверь и дважды повернула ключ(?) в замке.

1-й тип предложений:

2. Слева послышались выстрелы и солдаты поспешили на помощ(?) своим.

[ ], и[ ].

3. Я купил интерес..ную книгу и подарил её приятелю на день рождения.

2-й тип предложений:

4. Вскоре мы приблизились к самому опас..ному участку дороги

и водитель снизил скорость.

[ - = и = ].


№3

Выписать сложноподчиненные предложения, расставив знаки препинания. Составить их схемы.

1. Катя попросила чтобы мы ее встретили.


2. На клумбе расцвели лилии и пионы.


3. Набери в в..дро воды, пожалуйста.


4. Когда наступят летние каникулы мы всей семьёй поедем к бабушке.



№4

Спишите предложения, расставляя пропущенные запятые. Начертите их схемы.

1. Я выбросила из вазы те цветы которые уже завяли а новые поставила в воду.


2. Мой лучший друг Коля Иванов.


3. Осенью все деревья сбрасывают свою л..ству только ёлочки стоят зелёные как и раньше.


4. Сходи Василиса в лес за огнем сказала баба-Яга.



№5

Выполнить схемы данных предложений. Первое предложение –синтаксический разбор.

1. Дети пришли в библиотеку и взяли новые кни(ж-ш)ки.


2. Приходи ко мне если хочеш(?).


3. Мама мыла посуду а дочка вытирала её.


4. Папа внёс в комнату пушистую ёлку и дети стали нар..жать её.



№6

Установить соответствие схем (запятые не расставлены).

1. В 1. Новый год это прекрасный праздник.

1. [ O,O,O,O-O].

2. Дима ответил Мне десять лет.

2. [ ], когда…),( что… ).

3. Весна лето осень зима все времена года по-своему хороши.

3.[сущ.и.п - сущ .и.п.]

4. Я очень обрадовалась когда узнала что бабушка едет к нам в гости.

4. А: «П.»


Стр.1



№7

Охарактеризуйте предложение по схеме. Составьте предложения по аналогии с данными схемами.

  1. [ ], [ ].


2. [0,… ].


3. [ 0,0 и 0].


4. [0:0,0].



№8

Установить соответствие схем (запятые не расставлены). Пример: 1-4

Списать предложения, расставив знаки препинания. Выделить грамматические основы.

1. Когда у тебя день рождения спросил Игорь.


1. [ O,O,O].

2. Моя сестра умеет красиво рисовать аккуратно шить хорошо вязать

2. [ ], (так как…).

3. Мой товарищ(?) не пришёл в школу так как простыл.

3.[сущ.и.п - сущ .и.п.]

4. Золото это драгоценный металл.

4. «П?» - а.


№9

К левой колонке подобрать одно из двух предложений в правой колонке так, чтобы между левой и прав правой частью было поставлено тире.

з

1.совсем небольшой зверёк.

1.Заяц-

1.сидит под кустом.

2. Лев -

2.живёт в Азии


Ц 2.царь зверей


№10

Сгруппировать предложения в соответствии с указанными типовыми качествами.

Списать предложения, расставив знаки препинания. Выделить грамматические основы.


  1. Лук и чеснок в этом году мы решили не сажать.

1-й тип предложений:

2. Бабушка мама всегда интересуют(?)ся моими отметками.

[ О и О ].

3. Девочки вплели в косы синие и зелёные ленты.

2-й тип предложений:

4. Я люблю яблоки груши.

[ О,О ].


№11

Выписать сложносочиненное предложение, расставив знаки препинания. Составить его схему.

1.Я пошёл в ту сторону где светился огонёк


2. Ветер уменьшился из-за туч выплыла луна.


3. Густой камыш(?) стоял сплошной стеной и заслонял от нас реку.


4. Прод..вщица насыпала в пакетик конфет и Серёжа передал ей деньги.



№12

Спишите предложения, расставляя, где нужно запятые. Начертите их схемы.

1. Л..сичка сказала Колобок я тебя с(?)ем.


2. Девочки нал..мала веток сирени и поставила их в вазу.


3. Доченька прин..си мне картошку и морковку чтобы я смогла сварить суп.


4. Бабушка несла т..жёлую сумку и мальчик решил помочь ей.



Стр.2


№13

Установить соответствие схем (запятые не расставлены). Пример: 1-4

Списать предложения, расставив знаки препинания. Выделить грамматические основы.

1.Мы вас ждём товарищ.

1. [ O:O,O,O и O].

2. Погляди Юра как красиво сказала мама.

2. [ ], (что…).

3.

3. [ … ,O ].

4. Подчеркнуто главное трамвай автобус салон самолёта и каюта парохода.

4. «П,» - а.


№14

Сгруппировать предложения в соответствии с указанными типовыми качествами.

Списать предложения, расставив знаки препинания. Выделить грамматические основы.

1. Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой.

1-й тип предложений:

2. Только мы подошли к лесу вдруг набежала серая тучка.

[ ], [ ].

3. Посыпался частый крупный дождь солнце всё продолжало светить.

2-й тип предложений:

4. Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.


[ - = и = ].


№15

Выписать сложносочиненное предложение, расставив знаки препинания. Составить их схемы.

  1. Дети рассмотрели божью коровку и посадили на стебелёк.


  1. И так налились солнцем что к осени сами стали как солнышки.


  1. Грамотность ступенька к мудрости


  1. Утром затопят печи а Мороз тут как тут.



№16

Спишите предложения, расставляя пропущенные запятые. Начертите их схемы.

1.Петя спросил у отца про зерно но отец таинственно подмигнул.


  1. Место посева они огородили чтобы куры не вырыли семян.


3.Через поля через леса высоко в небе летели журавли.


4.Боюсь подумала Гуля.



№17

Выполнить схемы данных предложений. Первое предложение –синтаксический разбор.

  1. Телевидение играет огромное значение в нашей жизни.


  1. Я хотел закричать но язык мой словно остолбенел.


3. Гуля подумала нет не боюсь.


  1. Кот так ловко прятался что его никто не видел.



№18

Установить соответствие схем (запятые не расставлены).

1. Дни как ступеньки лестницы.


1. [ O,O,O,-O].

2.Дети родители учителя все радовались празднику.

2. [ ], (когда… ).

3.Мама поинтересовалась со стола убрали.


3.[сущ.и.п - сущ .и.п.]

4.Очень хорошо пораньше встать когда роса ещё не сошла.

4. А: «П.»


Стр.3

№19

Охарактеризуйте предложение по схеме. Составьте предложения по аналогии с данными схемами.

  1. [ ], а[ ].


2. […0,… ].


3. [ 0,0 и 0].


4. [ ], (которая…).



№20

Установить соответствие схем (запятые не расставлены). Пример: 1-4

Списать предложения, расставив знаки препинания. Выделить грамматические основы.

1.Не ездят дальней дорогой так как ближнюю знают.

1. [ …,O].

2. Щенок забавное существо.

2. [ ], (так как…).

3. Все ребята пришли спросил учитель.

3.[сущ.и.п - сущ .и.п.]

4. Ты станешь доктором Валя.

4. «П?» - а.


№21

К левой колонке подобрать одно из двух предложений в правой колонке так, чтобы между левой и прав правой частью было поставлено тире.

З 1. Ливень-

1.Это очень сильный дождь.


2. начался на рассвете.

2. Оля -

1. живет недалеко от меня


Ц 2. моя лучшая подруга


№22

Сгруппировать предложения в соответствии с указанными типовыми качествами.

Списать предложения, расставив знаки препинания. Выделить грамматические основы.


1. На траве на ветках деревьев висели дождевые капли.

1-й тип предложений:

2.Девочки вплели в косы синие и зелёные ленты.


[ О и О ].

  1. Лук и чеснок в этом году мы решили не сажать.

2-й тип предложений:

4. Детей угощали конфетами мороженым.

[ О,О ].


№23

Выписать бессоюзное предложение, расставив знаки препинания. Составить его схему.

1. Мой друг Иван сел на толстый конец упавшей березы а я глядел на него.


2. Листья слабо колебались в вышине их зеленоватые тени тихо скользили взад по телу Ивана.


3. Летняя жара заставила зайти нас в густую рощу.


4. Если сосны высажены у водоёмов то они задерживают движущиеся пески.



№24

Спишите предложения, расставляя, где нужно запятые. Начертите их схемы.

  1. Кедры растут высоко в горах ветры их сгибают к земле .


  1. А он всё просит помогите мне.


3. Няня разрешила детям погулять так как из-за туч показалось яркое солнце.


4. Дети пришли в библиотеку и взяли новые книжки.



Стр.4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!