СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал к уроку "Биотические факторы среды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мини-словарик, интеллект-карта к уроку "Биотические факторы среды"

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал к уроку "Биотические факторы среды"»

БЛИЦ-ОПРОС

1.Что такое экология?

2. Что такое среда обитания?

3. Что такое экологический фактор?

4. На какие группы подразделяют экологические факторы?

5.Что такое биотические факторы.

6. Перечислите абиотические факторы.

7. Что такое лимитирующий фактор?

8. Сформулируйте закон Либиха.

9. Назовите синоним слова «биогеоценоз». Дайте определение.

10. Как называется то значение фактора, которое наиболее благоприятно для жизнедеятельности, роста и размножения организмов?

11. Что такое предел выносливости?

12. На какие группы по отношению к свету делятся растения?

13. Благодаря какой части спектра солнечного излучения у растений осуществляется фотосинтез?

14. Что такое фотопериодизм?

15.Какие выделяют группы растений по отношению к воде?

16. Какие приспособления к изменениям температуры окружающей среды существуют у растений и животных?


БЛИЦ-ОПРОС

1.Что такое экология?

2. Что такое среда обитания?

3. Что такое экологический фактор?

4. На какие группы подразделяют экологические факторы?

5.Что такое биотические факторы.

6. Перечислите абиотические факторы.

7. Что такое лимитирующий фактор?

8. Сформулируйте закон Либиха.

9. Назовите синоним слова «биогеоценоз». Дайте определение.

10. Как называется то значение фактора, которое наиболее благоприятно для жизнедеятельности, роста и размножения организмов?

11. Что такое предел выносливости?

12. На какие группы по отношению к свету делятся растения?

13. Благодаря какой части спектра солнечного излучения у растений осуществляется фотосинтез?

14. Что такое фотопериодизм?

15.Какие выделяют группы растений по отношению к воде?

16. Какие приспособления к изменениям температуры окружающей среды существуют у растений и животных?


МИНИ-СЛОВАРИК


      Антибиоз - тип биотической связи, когда обе взаимодействующие популяции(или одна из них) испытывают отрицательное влияние друг друга.

 А) Аменсализм (-0) - форма антибиоза, при которой один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы (светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, в то время как сами на дерево никак не влияют).

Б) Хищничество (+ -) - тип антибиоза, при котором представители одного вида питаются представителями другого вида. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений ( насекомоядные растения).

   В) Конкуренция (- -) - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.

 Внутривидовая конкуренция - соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями одного и того же вида ( птицы одного вида конкурируют из-за места гнездования).  

 Межвидовая конкуренция- соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями разных видов (волки и лисы охотятся на зайцев).

  Г) Паразитизм (+-)- форма антибиоза, когда представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания ( миноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель).

Симбиоз - сожительство - форма взаимоотношения, из которых оба партнера или хотя бы один извлекают пользу.  

 А) Мутуализм(+ +) - форма симбиоза, при которой присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга. (отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечнике , лишайник) Б) Протокооперация (+ +)- форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них. В этих случаях отсутствует связь именно этой, конкретной пары партнеров. (рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полостях.)

 Комменсализм (+0)- форма симбиоза, при которой один из сожительствующих видов получает какую-либо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы.

 А)  "Квартирантство"(+0)- форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди. (Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву-опоре).

Б) "Сотрапезничество"(+0) - форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса. (Бактерии перерабатывают органику до минеральных солей, которые в свою очередь усваиваются высшими растениями).

   В) "Нахлебничество"(+0) - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого (белый медведь и песцы, чайки).

      Нейтрализм (00)- тип биотической связи, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно (белки и лось в одном лесу не контактируют друг с другом).



ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА

К УРОКУ «БИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»


Задание 1. Определите на рисунках виды взаимоотношений.


Номер рисунка

Вид взаимоотношений

1.


2.


3.



Задание 2. Определите виды симбиотических отношений.


Пример

Вид симбиоза

Лишайник


Лев и гиены


Пчела и колокольчик


Горчак и беззубка



Задание 3. Соотнесите примеры и типы взаимоотношений. Впишите номера примеров во вторую колонку.

Вид взаимоотношений

Примеры

Нейтрализм


Аменсализм


Конкуренция


Протокооперация


Мутуализм


Нахлебничество


Квартирантство


Хищничество


Паразитизм




1.Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.

2.Аскарида и человек. Аскарида – круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.

3.Ель и сосна. Ель и сосна – растения хвойного леса, которым для осуществления процесса фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными веществами.

4.Заяц и крот. Заяц – наземное травоядное животное, крот – подземное насекомоядное животное.

5.Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.

6.Рябина и дрозд-рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.

7.Раффлезия и лиана. Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.

8.Ель и береза. Ель и береза растения смешенного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.

9.Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.

10.Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.

11.Воробей в гнезде скопы. Скопа – рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.

12.Микориза. Микориза – это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.

13.Лисица и полевка. Лисица – хищник, питающийся мышевидными грызунами.

14.Волк и бабочка-крапивница. Волк – хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки – листьями растений.

15.Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.

16.Лев и птицы – падальщики. Лев – крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.

17.Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.


Домашнее задание.


  1. Прочитайте текст учебной статьи «Биотические факторы среды» (п. 5.3).

  2. Подготовьте проблемные вопросы к теме «Биотические факторы среды».

  3. Из дополнительной литературы подберите примеры взаимоотношений между организмами.

4. Решите экологические задачи:

  • Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?



  • Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук – листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!