СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России" Раздел 2. Содержание курса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 КЛАСС (102 ч)

Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации

Просмотр содержимого документа
«РП по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России" Раздел 2. Содержание курса»



4 КЛАСС (102 ч)


Темы, входящие в разделы примерной программы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, ан- нотация, иллюстрации

Знакомство с учебником по лите- ратурному чтению. Система ус- ловных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматрива- ние иллюстраций и оформление учебника

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литератур- ному чтению.

Знать и применять систему условных обо- значений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произве- дение в содержании учебника, знать фами- лии, имена и отчества писателей, произведе- ния которых читали в 1—3 классах.

Предполагать на основе названия содержа- ние главы.

Пользоваться словарём в конце учебника

Летописи, былины, жития (7 ч)

Понимание отдельных, наиболее об- щих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по от- рывкам или небольшим текстам).

Знакомство с простейшими приёма- ми анализа различных видов текста: установление причинно-следствен- ных связей. Определение главной

мысли текста.

Понимание нравственного содержа- ния прочитанного, осознание моти- вации поведения героев, анализ их

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи — основные события Древней Руси. Сравне- ние текста летописи и историче- ских источников.

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись — источ- ник исторических фактов.

Прогнозировать содержание раздела. Пла- нировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литерату- ры для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о раз- личных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художествен- ным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.





Продолжение

Темы, входящие в разделы примерной программы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

поступков с точки зрения норм мо- рали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных наро- дов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольк- лоре разных народов.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержани- ем. Определение особенностей художе- ственного текста: своеобразие вырази- тельных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Работа с иллюстративным материа- лом к произведению. Создание соб- ственных графических рисунков к произведениям народной литературы. Соотнесение текста и содержания ри- сунка. Соотнесение собственного представления о внешности героя с представлениями художника. Воспро- изведение текста на основе рисунка.

Самостоятельное воспроизведение

текста с использованием выразитель- ных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использо- ванием специфической для данного

Сравнение текста летописи с тек- стом произведения А. Пушкина

«Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины

«Ильины три поездочки». Сказоч- ный характер былины. Прозаиче- ский текст былины в пересказе

Н. Карнауховой. Сравнение поэ- тического и прозаического тек- стов. Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри».

Сергий Радонежский — святой земли Русской.

В. Клыков. Памятник Сергию Ра- донежскому. Житие Сергия Радо- нежского. Детство Варфоломея.

Юность Варфоломея. Рассказ

о битве на Куликовом поле на ос- нове опорных слов и репродук-

ций известных картин.

Проект «Создание календаря исторических событий».

Оценка достижений

Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризо- вать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник извест- ному человеку.

Находить информацию об интересных фак- тах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать

своё отношение.

Рассказать об известном историческом со- бытии на основе опорных слов и других ис- точников информации.

Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, ис- пользуя обобщающие вопросы учебника





произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-

выразительных средств данного тек- ста. Нахождение в тексте слов и вы- ражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учите- ля) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на ос- нове анализа текста, авторских по-

мет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа ху- дожественного текста: подробный,

выборочный и краткий (передача ос- новных мыслей).

Самостоятельный выборочный пере- сказ по заданному фрагменту: харак- теристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяю- щих составить рассказ о герое), опи- сание места действия (выбор слов,

выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной







Продолжение

Темы, входящие в разделы примерной программы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

окраске, характеру поступков героев. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятель- ности учащихся: чтение по ролям, создание собственного текста на ос- нове художественного произведения (текст по аналогии), репродукций

картин художников, по серии иллю- страций к произведению или на ос- нове личного опыта



Чудесный мир классики ( 1 6 ч )

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное по- нимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по со- держанию услышанного произведе-

ния, определение последовательности событий. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с по- мощью учителя).

Понимание нравственного содержа- ния прочитанного, осознание моти- вации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм мо- рали. Осознание понятия «Родина»,

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

П. Ершов. «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народ- ной сказок. Мотивы народной

сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказ- ки. Младший брат Иван — насто- ящий герой сказки. Характери- стика героя. Сравнение словесно- го и изобразительного искусства. А. Пушкин. Стихотворения.

«Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарование...». Авторское отношение к изображаемому.

Прогнозировать содержание раздела. Пла- нировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное про- изведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объёму произве- дения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изо- бразительного искусства.






представления о проявлении любви к Родине в литературе разных наро- дов (на примере народов России).

Самостоятельное воспроизведение

текста с использованием выразитель- ных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использо- ванием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-

выразительных средств данного тек- ста. Нахождение в тексте слов и вы- ражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учите- ля) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на ос- нове анализа текста, авторских по-

мет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь



Интонация стихотворения. Срав- нение произведений словесного и изобразительного искусства.

Заучивание наизусть.

«Сказка о мёртвой царевне и

о семи богатырях...». Мотивы на- родной сказки в литературной.

Герои пушкинской сказки. Харак- теристика героев сказки, отноше- ние к ним. Деление сказки на ча- сти. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.

М. Лермонтов. «Дары Терека». Картины природы в стихотворе- нии. Выразительное чтение.

«Ашик-Кериб. Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и ту- рецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

Л. Толстой. «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого. Басня. «Как мужик убрал камень». Особенно- сти басни. Главная мысль.

А. Чехов. «Мальчики». Смысл на- звания рассказа. Главные герои рассказа — герои своего времени. Характер героев художественного текста.

Оценка достижений



Наблюдать за выразительностью литератур- ного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произве- дений русских классиков для России и рус- ской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике





Продолжение

Темы, входящие в разделы примерной программы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Поэтическая тетрадь ( 8 ч )

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное по- нимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по со- держанию услышанного произведе- ния, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать во- прос по услышанному учебному, научно-познавательному и художест- венному произведениям.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произ- ведения (ритм, рифма). Интерпрета- ция текста литературного произведе- ния в творческой деятельности уча- щихся: создание собственного текста на основе художественного произве- дения (текст по аналогии), репродук- ций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или

на основе личного опыта. Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их

многозначности), целенаправленное

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и яр- ко...». Отбор средств художествен- ной выразительности для созда- ния картины природы. Ритм, по- рядок слов, знаки препинания

как отражение особого настрое- ния в лирическом тексте.

А. Фет. «Весенний дождь», «Ба- бочка». Картины природы в ли- рическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения.

Е. Баратынский. Передача на-

строения и чувства в стихотворе- нии. А. Плещеев. «Дети и птич- ка». Ритм стихотворения. И. Ни-

китин. «В синем небе плывут над полями...». Изменение картин природы в стихотворении. Н. Не- красов. «Школьник», «В зимние сумерки...». Выразительное чте- ние. И. Бунин. «Листопад». Кар- тина осени в стихах И. Бунина.

Прогнозировать содержание раздела. Гото- виться к уроку, подбирая стихи русских по- этов.

Воспринимать на слух художественное про- изведение, читать выразительно стихи рус- ских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выра- зительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, ко- торая больше всего соответствует содержа- нию произведения.

Определять по тексту, как отражаются пере- живания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с соб- ственными, личными переживаниями и от- ношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать своё мнение о герое стихот- ворных произведений, определять, принад- лежат ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изме- нения в настроении, выраженные автором. Самостоятельно оценивать своё чтение





пополнение активного словарного за- паса


Слово как средство художествен- ной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений


Литературные сказки ( 1 2 ч )

Понимание нравственного содер-

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Пла-

жания прочитанного, осознание

Прогнозирование содержания

нировать работу на уроке.

мотивации поведения героев, ана-

раздела.

Читать и воспринимать на слух прочитан-

лиз их поступков с точки зрения

В. Одоевский. «Городок в таба-

ное.

норм морали. Осознание понятия

керке». Особенности данного ли-

Сравнивать народную и литературную

«Родина», представления о прояв-

тературного жанра. Заглавие и

сказки.

лении любви к Родине в литературе

главные герои литературной сказ-

Определять виды текстов.

разных народов (на примере наро-

ки. Деление текста на части. Со-

Знать отличительные особенности литера-

дов России). Схожесть тем, идей,

ставление плана сказки. Подроб-

турной сказки.

героев в авторских сказках разных

ный пересказ.

Рассказывать о герое с опорой на текст

народов.

В. Гаршин. «Сказка о жабе и ро-

сказки.

Понимание заглавия произведения,

зе». Особенности данного лите-

Определять главную мысль произведения и

его адекватное соотношение с содер-

ратурного жанра. Сказка или

смысл заглавия.

жанием. Определение особенностей

рассказ. Текст-описание в содер-

Делить текст на части.

художественного текста: своеобразие

жании художественного произ-

Составлять план сказки с опорой на главные

выразительных средств языка (с по-

ведения. Герои литературного

события.

мощью учителя).

текста. Главная мысль произве-

Пересказывать сказку по плану подробно и

Осознание того, что сказка есть вы-

дения.

выборочно.

ражение общечеловеческих нрав-

П. Бажов. «Серебряное копытце».

Придумывать свой вариант сказки, исполь-

ственных правил и отношений.

Мотивы народных сказок в ав-

зуя литературные приёмы.

Понятие «литературная (авторская)

торском тексте. Заглавие. Герои

Составлять рекомендованный список лите-

сказка». Особенности авторской

художественного произведения.

ратуры.

сказки. Соотнесение главной мысли

Авторское отношение к героям

Проверять себя и самостоятельно оценивать

литературного произведения с посло-

произведения.

свои достижения

вицей. Поиск народных мотивов в

С. Аксаков. «Аленький цветочек».


литературных сказках. Сравнение

Мотивы народных сказок в лите-


народных и авторских сказок.

ратурном тексте. Заглавие. Герои






Продолжение

Темы, входящие в разделы примерной программы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Введение в текст литературной сказ- ки описания.

Самостоятельное воспроизведение

текста с использованием выразитель- ных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использо- ванием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-вы- разительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выраже- ний, характеризующих героя и собы-

тие. Анализ (с помощью учителя) мо- тивов поступков персонажа. Сопо- ставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на ос- нове анализа текста, авторских по-

мет, имён героев.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдель- ных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на задан- ную тему.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,

художественного текста. Деление текста на части. Составление пла- на. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

Оценка достижений






выборочный и краткий (передача ос- новных мыслей).

Выбор книг на основе рекомендован- ного списка, картотеки, открытого до- ступа к детским книгам в библиотеке



Делу время — потехе час ( 9 ч )

Характеристика героя произведения с использованием художественно-

выразительных средств данного тек- ста. Нахождение в тексте слов и вы- ражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учите- ля) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявле- ние авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа ху- дожественного текста: подробный,

выборочный и краткий (передача ос- новных мыслей).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического обще- ния. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм

речевого этикета в условиях внеучеб- ного общения

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведе- ния. Инсценирование произведе- ния.

В. Драгунский. «Главные реки»,

«Что любит Мишка». Особенно- сти юмористического текста. Ав- торское отношение к изобража- емому. Пересказ текста от лица

героев. Юмористические расска- зы В. Драгунского.

В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения.

Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Объ- яснять смысл пословицы, определяющей те- му раздела.

Воспринимать на слух художественное про- изведение. Читать без ошибок, в темпе раз- говорной речи.

Определять нравственный смысл произведе- ния.

Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, со- относить его с темой и главной мыслью про- изведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют ге- роев произведения; определять их нрав-

ственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

Пересказывать текст от лица автора или од- ного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Находить необходимую информацию в спра- вочной литературе для подготовки сообще- ния о творчестве изучаемого писателя.





Продолжение

Темы, входящие в разделы примерной программы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся



Готовить сообщение о писателе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать

свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения

Страна детства ( 7 ч )

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Выбор книг на основе рекомендован- ного списка, картотеки, открытого до- ступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятель- ное пользование соответствующими возрасту словарями и справочника- ми. Знакомство с простейшими при- ёмами анализа различных видов тек- ста: установление причинно-след-

ственных связей. Определение главной мысли текста. Деление тек- ста на части. Определение микротем. Подбор ключевых и опорных слов.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспро- изведение текста с опорой на ключе- вые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ

текста (выделение главного в содер- жании текста)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б. Житков. «Как я ловил человеч- ков». Особенности развития сю- жета. Герой произведения. К. Па- устовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности разви- тия событий: выстраивание их

в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения.

М. Зощенко. «Ёлка». Герои про- изведения. Составление плана. Пересказ.

Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Пла- нировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное про- изведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористиче- ских рассказов, определять отношение авто- ра к героям.

Определять, что важное и серьёзное скрыва- ется за усмешкой автора.

Анализировать заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художе- ственной выразительности (сравнения, эпи- теты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школь- ной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать

свои достижения





Поэтическая тетрадь (5 ч)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного про- изведения, определение последова- тельности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведе- ниям.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произ- ведения (ритм, рифма).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятель- ности учащихся: создание собст- венного текста на основе художест- венного произведения (текст по аналогии), репродукций картин ху- дожников, по серии иллюстраций

к произведению или на основе лич- ного опыта. Работа со словом (рас- познавание прямого и переносного значения слов, их многозначности),

целенаправленное пополнение актив- ного словарного запаса

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

В. Брюсов. «Опять сон», «Дет- ская». Тема стихотворений. Раз- витие чувства в лирическом сти- хотворении. Выразительное чте- ние.

С. Есенин. «Бабушкины сказки».

Тема стихотворений. Развитие

чувства в лирическом произведе- нии.

М. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства». Тема детства в произведениях

М. Цветаевой. Сравнение произ- ведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов.

Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содер- жанием.

Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического твор- чества разных поэтов, выражать своё отно- шение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим лю- бимым стихотворением





Продолжение

Темы, входящие в разделы примерной программы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Природа и мы ( 9 ч )

Осмысленное правильное чтение це- лыми словами вслух и про себя. Вы- разительное чтение в соответствии с заданными параметрами. Умение от- вечать на вопросы по прочитанному тексту, самостоятельно задавать во- просы. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяю- щий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений

с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью ин- тонирования. Осознание смысла про- изведения при чтении про себя (до- ступных по объёму и жанру произве- дений). Определение вида чтения

(изучающее, ознакомительное, про- смотровое, выборочное). Умение на- ходить в тексте необходимую инфор- мацию. Понимание особенностей разных видов чтения.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содер- жанием. Определение особенностей

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка вы- борочного пересказа. Отношение человека к природе.

А. Куприн. «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика ге- роя произведения.

М. Пришвин. «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения.

Характеристика героя на основе поступка.

Е. Чарушин. «Кабан». Герои про- изведения. Характеристика героев на основе их поступков.

В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выбо- рочный пересказ.

Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Пла- нировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное про- изведение, высказывать своё мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать

смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на ос- нове поступка.

Определять отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рас- сказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в раз- ных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энцик- лопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать

свои достижения





художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с по- мощью учителя).

Понимание нравственного содержа- ния прочитанного, осознание мотива- ции поведения героев, анализ их по- ступков с точки зрения норм морали.

Самостоятельное воспроизведение

текста с использованием выразитель- ных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использо- ванием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-вы- разительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выраже- ний, характеризующих героя и собы-

тие. Анализ (с помощью учителя) мо- тивов поступков персонажа. Сопо- ставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на ос- нове анализа текста, авторских по-

мет, имён героев



Поэтическая тетрадь ( 4 ч )

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Подо- брать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.





Продолжение

Темы, входящие в разделы примерной программы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного про- изведения, определение последо- вательности событий, осознание цели речевого высказывания, уме- ние задавать вопрос по услышан- ному учебному, научно-познава- тельному и художественному про- изведениям.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного про- изведения (ритм, рифма).

Интерпретация текста литератур- ного произведения в творческой деятельности учащихся: создание собственного текста на основе ху- дожественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстра-

ций к произведению или на основе личного опыта. Работа со словом (распознавание прямого и пере- носного значения слов, их много- значности), целенаправленное по- полнение активного словарного за- паса

Б. Пастернак. «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака.

Д. Кедрин. «Бабье лето». С. Клыч- ков. Картины весны и лета в их произведениях.

Н. Рубцов. «Сентябрь». Изобра- жение природы в сентябре в ли- рическом произведении. Средства художественной выразительности. С. Есенин. «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.

Оценка достижений

Воспринимать на слух художественное про- изведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной вырази- тельности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике





Родина ( 8 ч )

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное по- нимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по со- держанию услышанного произведе- ния, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать

вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художест- венному произведениям.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произ- ведения (ритм, рифма).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятель- ности учащихся: создание собствен- ного текста на основе художествен- ного произведения (текст по анало-

гии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе лич- ного опыта. Работа со словом (рас- познавание прямого и переносного значения слов, их многозначности),

целенаправленное пополнение актив- ного словарного запаса.

Понимание нравственного содержа- ния прочитанного, осознание

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

И. Никитин. «Русь». Образ Роди- ны в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.

С. Дрожжин. «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

А. Жигулин. «О, Родина! В неяр- ком блеске...». Тема стихотворе- ния. Авторское отношение к изо- бражаемому. Поэтический вечер. Проект «Они защищали Ро- дину».

Оценка планируемых достижений

Прогнозировать содержание раздела. Пла- нировать работу на уроке, подбирать книги по теме.

Воспринимать на слух художественное про- изведение.

Читать стихи выразительно, передавая чув- ство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Предполагать содержание произведения по его названию.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; пред- ставлять её в соответствии с заданной тема- тикой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать

свои достижения





Продолжение

Темы, входящие в разделы примерной программы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия

«Родина», представления о проявле- нии любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроиз- ведение текста с использованием вы- разительных средств языка: последо- вательное воспроизведение эпизода

с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя)



Страна Фантазия ( 6 ч )

Осознание смысла произведения при

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Чи-

чтении про себя (доступных по объ-

Прогнозирование содержания

тать и воспринимать на слух художествен-

ёму и жанру произведений). Опреде-

раздела.

ное произведение.

ление вида чтения (изучающее, озна-

Е. Велтистов. «Приключения

Определять особенности фантастического

комительное, просмотровое, выбо-

Электроника». Особенности фан-

жанра.

рочное). Умение находить в тексте

тастического жанра. Необычные

Сравнивать и характеризовать героев про-

необходимую информацию. Понима-

герои фантастического рассказа.

изведения.

ние особенностей разных видов чте-

Кир Булычёв. «Путешествие Али-

Придумывать фантастические истории

ния.

сы». Особенности фантастическо-

(с помощью учителя или самостоятельно).

Самостоятельное определение темы,

го жанра. Сравнение героев фан-

Проверять себя и самостоятельно оценивать

главной мысли, структуры текста;

тастических рассказов.

свои достижения

деление текста на смысловые части,

Оценка достижений


их озаглавливание. Умение работать







с разными видами информации. Уча- стие в коллективном обсуждении:

умение отвечать на вопросы, высту- пать по теме, слушать выступления

товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изо- бразительных материалов. Монолог как форма речевого высказывания.

Воспроизведение монологического речевого высказывания небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Самостоя- тельное построение плана собствен- ного высказывания. Отбор и исполь- зование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение)

с учётом особенностей монологиче- ского высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдель- ных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на задан- ную тему



Зарубежная литература ( 1 0 ч )

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содер- жанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с по- мощью учителя).

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Пла- нировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.





Продолжение

Темы, входящие в разделы примерной программы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Понимание нравственного содержа- ния прочитанного, осознание моти- вации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм мо- рали.

Осознание понятия «Родина», пред- ставления о проявлении любви к Ро- дине в литературе разных народов (на примере народов России). Само- стоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное вос- произведение эпизода с использова- нием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-

выразительных средств данного тек- ста. Нахождение в тексте слов и вы- ражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учите- ля) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на ос- нове анализа текста, авторских по-

мет, имён героев.

Дж. Свифт. «Путешествие Гулли- вера». Особое развитие сюжета

в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.

Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». Ав- торская сказка. Рассказ о Руса- лочке.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Особенности повество- вания. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.

Сельма Лагерлёф. «В Назарете». Святое Писание. Иисус и Иуда. Оценка достижений

Читать и воспринимать на слух художе-

ственное произведение, читать диалоги вы- разительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведе- ний.

Составлять рассказ о герое, используя ав- торский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произве- дения.

Пользоваться списком рекомендованной ли- тературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать

свои достижения





Подробный пересказ текста: опреде- ление главной мысли фрагмента, вы- деление опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода, деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, состав- ление плана: в виде назывных пред- ложений из текста, вопросов, само- стоятельно сформулированного вы- сказывания