СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел: Героический эпос Тема урока Былины. Цикл об Илье Муромце. 2 час

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел "Героический эпос"

Тема урока Былины. Цикл об Илье Муромце. 2

Просмотр содержимого документа
«Раздел: Героический эпос Тема урока Былины. Цикл об Илье Муромце. 2 час»

Краткосрочный план урока



Урок: Русский язык Я1

КГУ «СОШ № 14»

Дата: 30.06.2017

Ф.И.О. преподавателя: Нагуманова З.А.

Класс: 5

Раздел: Героический эпос

Тема урока Былины. Цикл об Илье Муромце. 2

Количество присутствующих: 25

Количество отсутствующих: 0

Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока.



ПО 2. Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему.

ПО5. Пересказывать кратко или подробно содержание произведения.

АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста АИ 6. Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях


Цели урока:





  • Все учащиеся:

Будут знать содержание былины, определять тему произведения, давать характеристику героям и выражать к ним собственное мнение, участвовать в диалоге.

  • Большинство учащихся:

Будут анализировать образы в соответствии с ключевыми цитатами, объяснять значение деталей.

  • Некоторые учащиеся:

Будут уметь делать выводы из прочитанного, характеризовать героев и события на основе самостоятельного поиска литературных фактов и авторского суждения, оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях.


Языковые цели:

















Предыдущее обучение:

  • Задавать вопросы

  • Классифицировать вопросы.

  • Вовлекать в диалог

  • Характеризовать героев,

  • Анализировать образы

  • Делать выводы

  • Сопоставлять цитаты с текстом былины.

Ключевые слова и фразы: Героический эпос, жанр, былина, былинный герой,

Полезные фразы для диалога: Можете ли вы сказать, почему…? Как вы думаете, зачем автору…?

Как относится к этому автор? Я думаю, что в характеристике

Письменные подсказки : Автор изображает…, богатыри служат родной земле, к Заутрене поехал…, нагнано то силушки черным-черно, воеводой в Чернигов-град..

Устное народное творчество, героическая былина, сказка. Характеристика литературных героев.




ПЛАН

Этапы урока, время

Запланированные мероприятия

Источники


Начало урока:






5 мин


1.Организация начала урока. Приветствие.

2.Актуализация знаний и целеполагание.

И.Д. Лексический органайзер. «Найди соответствия». Ученики стрелками указывают соответствия жанров устного народного творчества и их признаков. Приложение №1






Сказка





Былина

Этот жанр означает рассказ о том, что когда-то было в реальности, во что люди верили.

Это вымышленные истории, в которых люди воплотили свою мечту о коврах-самолетах, о скатерти-самобранке, о дворцах.

Такие произведения начинаются со слов : «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были»

Герои этих произведений могучие богатыри.



Ф.О. Самопроверка по коду. Словесная оценка.

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?


Ученики формулируют тему урока.


Класс делится на группы « Деление класса на группы «Иллюстрации к былине». Ученики выбирают иллюстрации и собираются в группы в соответствии с эпизодом. Приложение №4


Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»


http://900igr.net/up/datas/137998/012.jpg

https://im0-tub-kz.yandex.net/i?id=4e1d22862bd85f60594db1a1606529e8-l&n=13

https://im0-tub-kz.yandex.net/i?id=47a595e5aae734839a22d9133f29968c-l&n=13

https://i.ytimg.com/vi/ta-tQ33g1hA/hqdefault.jpg


Середина урока:


35 мин




























































Конец урока


5 мин
















3. П. «Установи порядок » (Приложение № 2)

Расположи эпизоды былины в хронологической последовательности так, чтобы в конечном итоге получилась определенная последовательность букв, пересказ по плану в паре до сигнала учителя.

Проверка по дескриптору.

Ф.О. самопроверка по дескриптору. ( На листках самоконтроля поставьте самооценку:за 0-1неправильный ответ – 5, за 2-3 неправильных – 4, за 4-6 неправильных – 3, за 7 и более неправильных -2. ) Приложение №3



4. Г. Тонкие и толстые вопросы.

Д. Ученикам предлагается распределить вопросы на «тонкие» и «толстые» и ответить на них.


- Понравилась ли былина? Что было трудным для понимания? Какая часть былины показалась интересной?

- Что заставило Илью Муромца покинуть родной Муром и отправиться в стольный Киев-град?

- Какие подвиги совершил Илья Муромец?

- Что в былине реального? Найди в тексте упоминание исторических мест.

Ф.О. Измерение температуры. «Большой палец»


5. П. К. Кластер. Ученики в парах характеризуют главного героя. После окончания работы представляют свои кластеры, называя главные особенности характера. Составляют общую характеристику.

Ф.О. Словесная оценка


Физкультминутка

6. Г. Двухчастный дневник. Ученики заполняют дневник. Комментируют цитаты, характеризуя ситуацию в былине. Дают оценку поведению героев.

Приложение №4


Цитата

Комментарии




Ф.О. Лист самооценки. Приложение №5.

7. Г. Стратегия «Визуальное исключение и рассказ по картинке.

Приложение №6

Исключить иллюстрацию, которая не относится к былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Расположить картинки в хронологической последовательности. Назвать эпизоды картинки и проанализировать ситуацию по одной из них.

Д. Сильные ученики могут назвать автора картины «Три богатыря», дают оценку поведения героев в эпизоде.

Ф. О. Взаимопроверка, взаимооценивание





сегодня я узнал… было интересно… было трудно…

я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился…

у меня получилось … я смог… я попробую…

меня удивило… урок дал мне для жизни…


Домашнее задание:

К. Подготовить выразительное чтение или чтение наизусть интересного для тебя эпизода.

Г. Опережающее задание.

Используя ресурсы Интернета, составьте коллекцию иллюстраций к былинам. Работы художников : В.Васнецова, И. Репина, И.Билибина, К. Васильева.

http://arzamas.academy/materials/569




Русская литература 5 класс. Методическое руководство для учителей общеобразовательных школ. Алматы, «Мектеп», 2017










Сборник заданий формативного оценивания. ЦПИ, 2017


















http://900igr.net/up/datas/137998/012.jpg

https://im0-tub-kz.yandex.net/i?id=4e1d22862bd85f60594db1a1606529e8-l&n=13

https://im0-tub-kz.yandex.net/i?id=47a595e5aae734839a22d9133f29968c-l&n=13

https://i.ytimg.com/vi/ta-tQ33g1hA/hqdefault.jpg





















Дополнительная информация:

Дифференциация, поддержка

Оценивание

Межпредметные связи, здоровье и соблюдение техники безопасности

Задания формируются в соответствии индивидуальными возрастными особенностями каждого ученика. Работа в группах.

Индивидуальная работа

Коллективная работа

Опережающее задание



Формативное оценивание:

словесное оценивание, самооценивание, взаимооценивание,

Дескрипторы, Измерение температуры, Большой палец, Лист самооценки.


Связь с историей. Иллюстрация как вид искусства.

Здоровье сберегающие технологии

ИКТ



Ценности


Формируются навыки работы в группах, (воспитание терпения, уважения друг к другу) воспитание интереса к истории и культуре русского народа.

Вывод. Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, поэтому применение их необходимо в образовательном процессе.



















































Приложение №1

Лексический органайзер. Установи соответствие.





Сказка





Былина

Этот жанр означает рассказ о том, что когда-то было в реальности, во что люди верили.


Это вымышленные истории, в которых люди воплотили свою мечту о коврах-самолетах, о скатерти-самобранке, о дворцах.


Такие произведения начинаются со слов : «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были».


Герои этих произведений могучие богатыри.


































Приложение №2

Расположи эпизоды былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» в хронологической последовательности:


А. Соловей пугает князя.

Б. Осада города Чернигова черной вражеской силой.

В. Князь Владимир обвиняет богатыря во лжи.

Г. Свист и крик Соловья.

Д. Встреча с Соловьем Разбойником по прямоезжей дорожке.

Е. Ответ Ильи Муромца князю.

Ж. Битва под Черниговым с «силушкой великой».

З. Выезд Ильи Муромца в Киев.

И. Отказ от воеводства и продолжение опасного пути.

К. Расправа с разбойником.

Л. Илья Муромец в княжеских палатах.

М. Победа над врагами.

Н. Возвращение домой.



































Приложение №3

Ф.О. Самооценивание

Ключи к ответу.



1-З

2- Б

3-Ж

4-М

5-И

6- Д

7-Г

8- К

9- Л

10-В

11-Е

12-А





































































Приложение№4

Дескриптор



Баллы

Оценка

1

«5»

2-3

«4»

4-6

«3»











































Приложение №5

Стратегия «Толстые и тонкие вопросы».

Распредели вопросы на «тонкие» и «толстые» и ответить на них.



-Понравилась ли былина? Что было трудным для понимания? Какая часть былины показалась интересной?

- Что заставило Илью Муромца покинуть родной Муром и отправиться в стольный Киев-град?

- Какие подвиги совершил Илья Муромец?

- Что в былине реального? Найди в тексте упоминание исторических мест.

























Приложение №6

Двухчастный дневник

Заполните Дневник. Прокомментируйте цитаты, характеризуя ситуацию в былине. Дайте оценку поведению героев.

Цитаты

Комментарии

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обедне поспеть хотел он в стольный Киев-град.



Я не йду к вам в Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую, да в стольный Киев-град

.


Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,

Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.



Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,



- Ай же мужичища-деревенщина,

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься!



Он скорёшенько вставал да на резвы ножки,

Кунью шубоньку накинул на одно плечко,

То он шапочку соболью на одно ушко,

Он выходит-то на свой-то на широкий двор



Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,

А не вас-то я хочу да и послушати.

Я обедал-то у старого казака Ильи

Муромца,

Да его хочу-то я послушати.



Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!



Приложение № 7

Лист самооценки ____________________________________


п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Самостоятельно нашел эпизоды




2

Смог самостоятельно прокомментировать




3

Оформил работу




4

Активно

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.




























































































































Скачать

© 2018, 2139 50

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!