Урок № 32 ТЕМА: Разделительный мягкий знак.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели: познакомить учащихся с написанием разделительного мягкого знака; дать понятие мягкого знака как разделительного, так и показателя мягкости; научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике; развивать группу УУД:
личностных – самооценка на основе критерия успешности и трудности;
регулятивных – планирование последовательности деятельности, фиксирование индивидуального затруднения, контроль, коррекция и оценка;
познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение цепочки логических рассуждений;
коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.
Оборудование: учебик,карточки.
ХОД УРОКА:
1.Орг.момент.
2.Мотивация к деятельности.
Слова собрала я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья –
Что в них за правило, скажи-ка, а?
(Слова с разделительным мягким знаком)
Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак.
– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь. Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь. И начнем мы урок с истории.
Немного из истории.
Сколько букв в русском алфавите?(33)
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.
В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по-другому: Ъ- ер Ь-ерь.
Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый).
В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,
как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их функции несколько изменились…
Сегодня мы поговорим о том, какие функции выполняет именно мягкий знак.
3. Актуализация знаний.
С.68,упр.125.
Друзья (дру-зья)- 2 слога.
д – [д] –согл.,пар.,зв.,пар.,тв.
р – [р] – согл.,непар.,зв.,пар.,тв.
у – [у] – гл.,безуд.
з – [з`] – согл.,пар.,глух.,пар.,мягк.
ь –
я –[ й`] – согл.,зв.,мягк.
[а] – гл.,уд.
Словарная работа
Словарный диктант
– Вспомним правила написания словарного диктанта.
Листья, дубки, скрипка, синичка, дорожка, шуршит, ногами, рябина, клевали.
4. Открытие нового знания.
-А у меня есть вот такое слово ЛИСТЬЯ
- Определите, какой здесь Мягкий Знак? ( разделительный) ( он в корне, между согласным и гласным и появляется ещё согласный звук Й)
Сколько звуков и сколько букв будет в каждом слове? (по 6 букв и 6 звуков) Почему? Вывод: мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков
– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем. Найди первое упражнение. Прочитай слова. Подчеркни разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь.
(Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь)
ЗДОРОВЬЕ
ЛЬЁТ
ВЬЮГА
ДРУЗЬЯ
ВОРОБЬИ
– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)
– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)
– Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)
– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)
– А теперь попробуй сформулировать правило
Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.
ФИЗМИНУТА
Руки согнуты перед грудью. Кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Опустить руки вниз и потрясти расслабленными кистями.
Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1- 4, затем налево на счет 1- 4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1- 4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5.Закрепление нового.
перейдем к выполнению упражнения
Упражнение № 126,С 69.
-Давайте посмотрим на задание, скажите, какое из слов на ваш взгляд самое молодое?(компьютер)
Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?
-Действительно, компьютер, эта незаменимая вещь в нашей современной жизни, как прозвучало в загадке, с помощью него можно и петь и играть и общаться, и конечно же без него и наш урок был бы не на столько ярким.
КОМПЬЮТЕР
-составьте предложения с этим словом
- молодцы, а теперь попробуйте воссоздать в парах пазл, с предложением, которое загадала вам я.
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КОМПЬЮТЕР ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ.
-Выделим грамматическую основу,
- Сколько грамматических основ получилось в нашем предложении?
-Как называется предложение в котором только одна грамматическая основа?
-Ребята, а какие члены предложения все остальные слова?
- Пожалуйста разбери далее предложение
помогает(в чем?) мире это дополнение, выражено именем существительным
помогает( кому?) человеку это дополнение, выражено именем существительным
это дополнение, выражено именем существительным
мире (каком?) в современном это определение, выражено именем прилагательным.
8.Рефлексия.
Я читаю предложение, а ты заменяешь его одним словом.
1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)
– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)
-В начале нашей с вами работы, мы определили цели урока.
-Мы с ними справились?
- Давайте еще раз прочитаем правило в учебнике!
-Оцените работу класса за урок
- А чью работу и на сколько мы можем оценить ?
-Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
На дом с. 69 №127 , разделить для переноса, правило. Это для всех,
а (некоторые учащиеся) получаю совершенно другое задание на карточках.
Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Только вот на последок хочу задать вопрос, посмотрите друг на друга, в чьих именах есть разделительный мягкий знак? ( Илья, Татьяна), значит, в каких еще словах встречается разделительный мягкий знак? Не забудем его писать в именах собственных?