СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разделительный мягкий знак.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Познакомить учащихся с написанием разделительного мягкого знака; дать понятие мягкого знака как разделительного, так и показателя мягкости; научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике.

Просмотр содержимого документа
«Разделительный мягкий знак.»

Урок № 32 ТЕМА: Разделительный мягкий знак.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели: познакомить учащихся с написанием разделительного мягкого знака; дать понятие мягкого знака как разделительного, так и показателя мягкости; научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике; развивать группу УУД:

личностных – самооценка на основе критерия успешности и трудности;

регулятивных – планирование последовательности деятельности, фиксирование индивидуального затруднения, контроль, коррекция и оценка;

познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение цепочки логических рассуждений;

коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.

Оборудование: учебик,карточки.


ХОД УРОКА:

1.Орг.момент.

2.Мотивация к деятельности.

Слова собрала я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья –
Что в них за правило, скажи-ка, а?

(Слова с разделительным мягким знаком)

Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие  по сказочному городу под названием Мягкий знак.

– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь. Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь. И начнем  мы урок с истории.

Немного из истории.

Сколько букв в русском алфавите?(33)

 В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

 В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались  по-другому:   Ъ- ер   Ь-ерь.

Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного:   купець  (в современном языке звук  Ц всегда твёрдый).

В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их  функции несколько изменились…

Сегодня мы  поговорим о том, какие функции выполняет именно мягкий знак.

3. Актуализация знаний.

С.68,упр.125.

Друзья (дру-зья)- 2 слога.

д – [д] –согл.,пар.,зв.,пар.,тв.

р – [р] – согл.,непар.,зв.,пар.,тв.

у – [у] – гл.,безуд.

з – [з`] – согл.,пар.,глух.,пар.,мягк.

ь –

я –[ й`] – согл.,зв.,мягк.

[а] – гл.,уд.

Словарная работа

 Словарный диктант

– Вспомним правила написания словарного диктанта. 

Листья, дубки, скрипка, синичка, дорожка, шуршит, ногами, рябина, клевали.


4. Открытие нового знания.

-А у меня есть вот такое слово ЛИСТЬЯ

- Определите, какой здесь Мягкий Знак? ( разделительный) ( он в корне, между согласным и гласным и появляется ещё согласный звук Й)

Сколько звуков и сколько букв будет в каждом слове? (по 6 букв и 6 звуков) Почему? Вывод: мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков   

– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем.  Найди первое упражнение. Прочитай слова. Подчеркни разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь.

(Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь)

ЗДОРОВЬЕ
ЛЬЁТ
ВЬЮГА
ДРУЗЬЯ
ВОРОБЬИ

– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)

– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)

– Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)

– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)

– А теперь попробуй сформулировать правило

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.

ФИЗМИНУТА

Руки согнуты перед грудью. Кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Опустить руки вниз и потрясти расслабленными кистями.

    Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1- 4, затем налево на счет 1- 4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1- 4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5.Закрепление нового.

перейдем к выполнению упражнения

Упражнение № 126,С 69.

-Давайте посмотрим на задание, скажите, какое из слов на ваш взгляд самое молодое?(компьютер)

Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?

-Действительно, компьютер, эта незаменимая вещь в нашей современной жизни, как прозвучало в загадке, с помощью него можно и петь и играть и общаться, и конечно же без него и наш урок был бы не на столько ярким.

КОМПЬЮТЕР

-составьте предложения с этим словом

- молодцы, а теперь попробуйте воссоздать в парах пазл, с предложением, которое загадала вам я.

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КОМПЬЮТЕР ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ.

-Выделим грамматическую основу,

- Сколько грамматических основ получилось в нашем предложении?

-Как называется предложение в котором только одна грамматическая основа?

-Ребята, а какие члены предложения все остальные слова?

- Пожалуйста разбери далее предложение

помогает(в чем?) мире это дополнение, выражено именем существительным

помогает( кому?) человеку это дополнение, выражено именем существительным

это дополнение, выражено именем существительным

мире (каком?) в современном это определение, выражено именем прилагательным.

8.Рефлексия.

Я читаю предложение, а ты заменяешь его одним словом.

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)

-В начале нашей с вами работы, мы определили цели урока.

-Мы с ними справились?

- Давайте еще раз прочитаем правило в учебнике!

-Оцените работу класса за урок

- А чью работу и на сколько мы можем оценить ?

-Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

На дом с. 69 №127 , разделить для переноса, правило. Это для всех,

а (некоторые учащиеся) получаю совершенно другое задание на карточках.

Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Только вот на последок хочу задать вопрос, посмотрите друг на друга, в чьих именах есть разделительный мягкий знак? ( Илья, Татьяна), значит, в каких еще словах встречается разделительный мягкий знак? Не забудем его писать в именах собственных?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!