Тема: Разделительный мягкий знак в притяжательных прилагательных
Цели. Образовательные:
-
Закрепление навыка употребления Ь – разделительного;
-
Формирование умения соотносить произношение слова с его написанием;
-
Учить образовывать притяжательные прилагательные.
-
Накопление словаря на изучаемую орфограмму;
Коррекционные:
-
Развитие фонематического слуха;
-
Развитие навыка самоконтроля за письмом;
-
Уточнение и обогащение словаря.
-
Коррекция грамматического строя речи, через развитие навыка словообразования.
Воспитательные:
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Мне приятно вас видеть. Нам сегодня предстоит интересная работа, будьте внимательны.
-
Работа над артикуляцией. Развитие слуховой памяти. Работа по уточнению словаря.
Целый день лежит тюлень.
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
-
Кто такой тюлень? Что означает слово «прилежанье»? Прилежание может быть разным. О чьём прилежании говорится в стихотворении. Как вы понимаете выражение «тюленье прилежанье»?
-
Как понимать выражение «не пример для подражанья»?
-
Проговаривание стихотворения. (следить за чёткостью дикции)
Ребята, на прошлых занятиях мы с вами говорили об удивительной букве – мягком знаке. Вспомните, почему мы его называем удивительной буквой? Какую работу он выполняет в словах? (может показывать мягкость согласных, может быть разделительным).
Мягкий знак
Какой удивительный!
И смягчающий,
И разделительный.
В каких словах из стихотворения, которое мы выучили, нужно писать разделительный мягкий знак? Как вы смогли это определить? (В слове согласный не сливается с гласным, а произносится с небольшой запинкой)
О чьём прилежании говорится в стихотворении?
Работа с вопросами чьё, чья, чьи (чьё это?) как, плавно или с небольшой запинкой мы произносим слово чьё? Какая буква нам поможет передать запинку в слове?
Какая особенность в произношении слова «тюленье»? Как написать правильно это слово?
Вы догадались, какая сегодня тема урока? (разделительный мягкий знак)
Чему мы должны сегодня научиться?
В каких словах мы будем учиться его писать?
На доске.
Это тюлени.
Тюленьи детёныши - бельки.
Работа со словами «тюлени», «тюленьи»
Звуковой анализ И в слове «тюлени» и И после Ь в слове «тюленьи»
Попробуем из слова «тюленьи» убрать Ь – разделительный
А сейчас пойдёт речь еще об одном зверьке.
Отгадайте загадку и расскажите, что помогло вам её отгадать Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц)
Да, действительно зайцу в лесу тяжело. Ребята, а вам жаль зайца? Вот бы зайчику подарить что-нибудь для защиты. Смотрите, какие у волка крепкие зубы. Как мы их назовём, чьи они? (волчьи)
(каждая фраза появляется на экране компьютера)
Вот бы тебе, заяц, да волчьи зубы,
Что могла бы одолжить зайцу рысь? Когти. Как мы их назовём? (рысьи)
Вот бы тебе, заяц, да рысьи когти.
Чему могла бы научить зайчика лиса? Хитрости. Чья хитрость? (лисья) Лисью хитрость ещё называют повадками.
Вот бы тебе, заяц, да лисьи повадки.
Что мог бы подарить зайчику ёжик? Колючки, шубку. Как назовём мы шубу ежа?
Вот бы тебе, заяц, да ежовую шубу.
А он ответил:
- Зачем мне всё это? Душа-то у меня всё равно заячья!
Вот какой зайчик.
Как вы понимаете выражение «заячья душа?»
Ребята, с вами составили русскую народную потешку. Я сейчас вам ее напечатаю на память. Ой! Волшебник мягкий знак решил поиграть с нами в прятки и исчез вместе со словами, в которых он был написан. Чтобы правильно написать эти слова, нужно в них вслушаться .
Ответьте на вопрос: зубы чьи? Когти чьи? Шуба чья? Душа чья?
Плавно или с запинкой звучит слово «чьи»?
Как звучат слова, которые отвечают на вопрос «чьи»? Как написать правильно эти слова?
Что показывает разделительный мягкий знак в этих словах? (что согласный не сливается с гласным, он их разделяет)
Чтение потешки с выделением произношения.
5. Работа по образованию притяжательных прилагательных.
Работа с картинками. Отвечает каждый ребёнок по плану: Ответьте полным предложением: как называется жилище этого животного? Как сказать чьё оно? Чей хвост? Чья морда? Проследить за звучанием слов, нужно ли в слове писать разделительный мягкий знак?
Дупло чьё? беличье; хвост чей? беличий, мордочка чья? беличья.
Нора чья? лисья; хвост чей? лисий, морда чья? лисья.
Берлога чья? медвежья; хвост чей? медвежий; морда чья? медвежья.
Логово чьё? волчье; хвост чей? волчий; морда чья? волчья.
Скажите, а во всех ли словах, отвечающих на вопросы чьи?, чьё? надо писать разделительный Ь?
Сравним: рога оленя – оленьи и рога лося - лосиные (как звучит слово?)
Когти рысьи, кошачьи, - когти львиные, тигриные.
Т.е. написание слова зависит от его звучания.
6. Физминутка.
Звериная зарядка.
Раз – присядка,
Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну, и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!
Кто обратил внимание: среди слов стихотворения для нашей зарядки есть такие, в которых нужно писать Ь - разделительный?
7. Закрепления навыка в письменной речи
Представление картинки «Собака у будки»
Морда чья – собачья, лапа чья – собачья, хвост чей – собачий, будка чья – собачья.
Ребята, вслушайтесь в слова «собачий, собачья». В обоих ли этих словах нужно писать Ь?
Жил на свете пёс собачий.
У него был нос собачий,
Хвост собачий,
Рост собачий
И характер был собачий,
То есть чуточку горячий.
(работа над смыслом понятия «характер горячий)
На какой вопрос отвечает слово «собачий»? Нужно в этом слове писать Ь?
В словах, которые отвечают на вопрос «чей?» Ь писать не надо. Чтобы не ошибиться, необходимо внимательно вслушиваться в звучание слова.
Игра «магнитофон»
Чи – чьи, си- сьи, ви – вьи, ни –ньи, ня –нья.
Можете выделить слог, в котором надо написать Ь-разделительный? А вы услышали среди слогов те, в которых не надо писать Ь-разделительный? Как догадались? (проговорили плавно, на мягком согласном не запнулись)
Задание 2. Измените выделенные слова так, чтобы они отвечали на вопросы чья? чьи? чьё? чей? Запишите эти слова.
Образец: Берлога чья? След чей? (медведя) - берлога медвежья, медвежий след.
Птица
Гнездо (чьё?)________________, клюв (чей?)_________________ .
Заяц
Избушка (чья?)_______________, характер (чей?)_______________.
Волк
Зубы (чьи?)__________________, детёныш (чей?)_______________.
Лиса
Повадки (чьи?)_______________, хвост (чей?)_________________.
Рысь
Глаза (чьи?)__________________, коготь (чей?)________________.
Охотник
Ружьё (чьё?)_________________, Лыжи (чьи?)__________________.
Подчеркните Ь и буквы, которые он разделяет.
Беседа: Ребята, посмотрите внимательно на слова в левом столбике. Какой вывод можно сделать? Посмотрите на слова в правом столбике: какой вывод можно сделать? Кто внимательный? Не кажется ли вам, что в одном из столбиков заблудилось слово?
7. Комментированное письмо. (на доске изображения следов)
Книгу может написать не только человек, но и сама природа. Взгляните на одну из страничек этой книги. Как вы думаете, кто написал эти строчки? (Животные) Давайте определим автора каждой строки.
Зимой на снегу можно увидеть разные следы. Заячьи следы петляют. Лисьи идут цепочкой. Волчьи следы похожи на собачьи. Птичьи похожи на крестики.
Молодцы, справились с работой!
8. Итог урока.
-
с какой буквой работали?
-
В каких словах учились писать эту букву?
-
Какую роль выполняет Ь в этих словах?
-
Как слово само подсказывает, что в нём нужно писать разделительный Ь?
Задание 1. Впиши пропущенные слова, следи за написанием Ь-разделительного.
__________________________________________________________________
Задание 2. Подберите к выделенным словам такие однокоренные слова, чтобы они отвечали на вопросы чья? чьи? чьё? чей? Запишите эти слова.
Образец: Берлога чья? След чей? (медведя) - берлога медвежья, медвежий след.
Птица
Гнездо (чьё?)________________, клюв (чей?)_________________ .
Заяц
Избушка (чья?)_______________, характер (чей?)_______________.
Волк
Зубы (чьи?)__________________, детёныш (чей?)_______________.
Лиса
Повадки (чьи?)_______________, хвост (чей?)_________________.
Рысь
Глаза (чьи?)__________________, коготь (чей?)________________.
Охотник
Ружьё (чьё?)_________________, Лыжи (чьи?)__________________.
Подчеркните Ь и буквы, которые он разделяет.
__________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте. Подумайте, какие слова пропущены? Впишите подходящие по смыслу слова.
Зимой на снегу можно увидеть разные следы.
_______________ следы петляют. ______________ идут цепочкой. ________________ следы похожи на _______________.
______________ похожи на крестики.
__________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте. Подумайте, какие слова пропущены? Впишите подходящие по смыслу слова.
Зимой на снегу можно увидеть разные следы.
______________ следы петляют. _______________ идут цепочкой. ________________ следы похожи на _______________.
______________ похожи на крестики.
__________________________________________________________
Вот бы тебе, зайчик, да _________________ когти,
Вот бы тебе, зайчик, да _________________ зубы,
Вот бы тебе, зайчик, да _________________ повадки,
Вот бы тебе, зайчик, да _________________шубу,
Зачем мне всё это? Душа-то у меня всё равно – ______________!
Задание 1. Прочитайте.
Птичьи перья.
Тело птицы покрыто перьями. Каждое перо лёгкое и крепкое. Перья помогают птице летать. Они спасают её от ушибов и царапин, от холода и жары. Перья – это птичья одежда и защита от врагов.
Выпишите слова с разделительным мягким знаком.
__________________________________________________________________
Задание 2. Измените слова, данные в скобках так, чтобы они отвечали на вопросы чья? чьи? чьё?
Образец: берлога чья? (медведя) - берлога медвежья.
Рога чьи? (оленя); гнездо чьё? (птицы); избушка чья? (зайца); зубы чьи? (волка); повадки чьи? (лисьи); глаза чьи? (рыси).
Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркните Ь и буквы, которые он разделяет.
__________________________________________________________________
Задание 1. Прочитайте.
Птичьи перья.
Тело птицы покрыто перьями. Каждое перо лёгкое и крепкое. Перья помогают птице летать. Они спасают её от ушибов и царапин, от холода и жары. Перья – это птичья одежда и защита от врагов.
Выпишите слова с разделительным мягким знаком.
__________________________________________________________________
Задание 2. Измените слова, данные в скобках так, чтобы они отвечали на вопросы чья? чьи? чьё?
Образец: берлога чья? (медведя) - берлога медвежья.
Рога чьи? (оленя); гнездо чьё? (птицы); избушка чья? (зайца); зубы чьи? (волка); повадки чьи? (лисьи); глаза чьи? (рыси).
Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркните Ь и буквы, которые он разделяет.