Горовая Н.В.
учитель начальных классов
Успеноюрьевская сш
Бурабайский район
Акмолинская область
Предмет: Русская грамота 1 класс
Урок __________ Дата____________
Тема: Разделительный Ь знак
Цель: Продолжить знакомство с буквой Ь;
Задачи:
Образовательная: продолжить работу с разделительной функцией Ь; формировать навыки чтения слов с этой буквой; ; закрепить способы написания соединения Ь с другими буквами; формирование навыка письма;
Развивающая: развивать фонематический слух, совершенствовать умение работать с текстом: читать правильно и выразительно, отвечать на вопросы по содержанию текста, развивать память, речь, мышление, внимание; Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.
Тип урока: закрепления новых знаний
Межпредметная связь: литература, познание мира
Оборудование: картинки сказочных героев ( волк, заяц, Мальвина, Пьеро)
Ход урока
1. Организационный момент
Круг радости
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок. Вы к нему готовы?
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Психологический настрой (поглаживаем себя по голове и хвалим)
Хорошо, присаживайтесь.
2. Актуализация знаний:
– Как отличить звук от буквы?
Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим.
– Какие бывают звуки?
Гласные и согласные.
Парные и непарные.
Звонкие и глухие.
Твёрдые и мягкие.
-А теперь давайте поиграем
3. Игра «Заяц и волк»
(на магнитах картонные заяц и волк)
На доске вразброс напечатаны прямые открытые слоги с твёрдыми и мягкими согласными.
Правила игры: волк гонится за зайцем. Зайцу можно прыгать только по слогам с мягкими согласными, а волку – по слогам с твёрдыми согласными. Надо провести зайца через поляну так, чтобы он не попался в лапы волку. К доске вызываются два ученика. Начинает тот, кто ведёт зайца. Он устанавливает игрушку возле слога с мягким согласным, читает его. Второй устанавливает игрушку волка возле слога с твёрдым согласным, читает его. Волк догонит зайца в том случае, если первый ученик сделает ошибку.
Ки не да ну мо ра ры ся сы и тд.
– Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?
И, я, е, ё, ю
4. Игра «Наборщик»
(Из данного слова составить как можно больше слов, выигрывает тот, кто больше слов составит).
5. Постановка проблемы, определение темы урока
Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по теме “Звуки и буквы”. А какая буква нас интересует больше всего, вы сейчас догадайтесь сами.
Отгадайте загадку, кто пришел на урок?
С голубыми волосами
И с огромными глазами.
Дружит с самим Буратино,
А зовут ее … (Мальвина)
Картинка Мальвины
- Как называется сказка? (Приключения Буратино или золотой ключик», а кто написал эту сказку? Алексей Толстой
(на доске иллюстрация и карточка с буквами, ученики составляют имя)
- Почему слово - Мальвина написано с большой буквы (имя, правило)
- Сколько букв написали? - 8 составляют звуковую дорожку (ученик у доски, остальные на парте фишками)
-А сколько звуков услышали? – 7
- Почему так произошло? (ь знак не имеет звука)
- Догадались, о какой букве мы сегодня будем говорить? (ь знак)
- А что вы знаете об этой букве?
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
-А что еще вы знаете об этой букве? (Он обозначает мягкость согласного звука )
- Чему должны научиться на уроке? А еще сегодня узнаем секрет о букве ь знак.
5.Актуализация опорных знаний:
-Сейчас проведём игру “ Третий лишний”
На доске слова: белка, дочка, осень
-Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово—осень, в нём 5 буквы, а звуков – 4, т.к. мягкий знак звука не обозначает).
На доске слова: день, кольцо, цепь.
-Какое слово лишнее? (Кольцо. В этом слове мягкий знак стоит в середине слова.)
-А какую работу он выполняет? (Он обозначает мягкость согласного звука )
6. Изучение нового материала
- Сегодня мы узнаем, какую еще работу в слове может выполнять буква Ь.
Для этого вспомним еще одного героя сказки «Золотой ключик»:
Он Мальвину полюбил,
Грустным и печальным был. (Пьеро - картинка)
Физминутка
- А теперь посмотрите, на доске я с помощью букв записала имя героя:
Перо
- Все ли правильно я записала? Что же нужно изменить, чтобы получилось имя Пьеро? Верно, надо вставить еще одну букву. Эта буква не обозначает звука, но с помощью нее можно превращать одни слова в другие. Смотрите внимательно!
Учитель разрезает карточку «перо», отделяя букву п ь е р о. Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак.
- Получилось имя? Прочитайте его. Всего лишь одна такая буква, и перо стало Пьеро. Что делает мягкий знак с согласным, после которого стоит? Перед какой буквой стоит мягкий знак?
-Я открою вам секрет. В слове Пьеро буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ.
И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
Вывод:- Итак, почему Ь знак в слове Пьеро называется разделительным?
- После каких букв он пишется?
- Ь помог нам превратить перо в Пьеро. Такое он может делать и с другими словами.
Давайте прочитаем эти слова.
Коля – колья солю – солью
суди – судьи полёт – польёт
(объяснение слов) что сделал мягкий знак?
7. Закрепление
- А теперь немного поиграем. Для нас есть задание от главного героя. А задание такое. На доске есть карточки со словами. Во всех этих словах есть буква Ь. Но в одних словах он разделительный, а в других – показатель мягкости согласных. Нам нужно разделить на две группы эти слова.
- Какую роль выполняет Ь в имени Мальвины? Значит, к Мальвине пойдут те слова, в которых Ь указывает на мягкость согласного в конце или в середине слова. А в имени Пьеро какую роль выполняет Ь? И к Пьеро пойдут те слова, в которых есть разделительный Ь.
Ученики выходят к доске. Берут карточку с любым словом, читают его. Затем отходят к Мальвине или к Пьеро и называют роль Ь в этом слове.
Слова: уголь, бьёт, ходьба, семья, судьба, братья, друзья, банька, церковь, листья, статья, судья, шью, пью, пальто.
Пальчиковая физминутка
8. Работа в прописи
- Ребята, вы уже научились писать букву Ь. Давайте вспомним, на что похожа эта буква.
Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост,
Да так —Стал похож на _ь знак
Буква Р перевернулась —
Мягким знаком обернулась
-Откройте прописи .
Посмотрите на верхнюю строчку. Пропишите эти буквы.
Запись слов с разделительным ь знаком.
9.Работа со Спутником Букваря
1.Чтение текста «Вьюга»,
2. Нахождение слов с разделительным ь знаком
10. Итог урока
Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай,
Выше руку поднимай!
Какие две роли может выполнять Ь?(смягчает и разделяет)
- Что нового узнали о согласных звуках? (согласная звучит мягко, если на письме после нее стоит мягкий знак).
Возьмите свою капельку нарисуйте улыбку если урок понравился и прикрепите, (с каким настроением вы уходите с урока)