СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разделительный Ь знак

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Продолжить работу с разделительной функцией Ь; формировать навыки чтения слов с этой буквой; ; закрепить способы написания соединения Ь с другими буквами; формирование навыка письма; Развивающая: развивать фонематический слух, совершенствовать умение работать с текстом: читать правильно и выразительно, отвечать на вопросы по содержанию текста, развивать память, речь, мышление, внимание; Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.  

Просмотр содержимого документа
«Разделительный Ь знак»

Горовая Н.В.

учитель начальных классов

Успеноюрьевская сш

Бурабайский район

Акмолинская область


Предмет: Русская грамота 1 класс

Урок __________ Дата____________

Тема: Разделительный Ь знак

Цель: Продолжить знакомство с буквой Ь;

Задачи:

Образовательная: продолжить работу с разделительной функцией Ь; формировать навыки чтения слов с этой буквой; ; закрепить способы написания соединения Ь с другими буквами; формирование навыка письма;

Развивающая: развивать фонематический слух, совершенствовать умение работать с текстом: читать правильно и выразительно, отвечать на вопросы по содержанию текста, развивать память, речь, мышление, внимание; Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.

Тип урока: закрепления новых знаний

Межпредметная связь: литература, познание мира

Оборудование: картинки сказочных героев ( волк, заяц, Мальвина, Пьеро)


Ход урока


1. Организационный момент

Круг радости

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок. Вы к нему готовы?

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Психологический настрой (поглаживаем себя по голове и хвалим)

Хорошо, присаживайтесь.

2. Актуализация знаний:

– Как отличить звук от буквы?

Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим.

– Какие бывают звуки?

Гласные и согласные.

Парные и непарные.

Звонкие и глухие.

Твёрдые и мягкие.

-А теперь давайте поиграем

3. Игра «Заяц и волк»

(на магнитах картонные заяц и волк)

На доске вразброс напечатаны прямые открытые слоги с твёрдыми и мягкими согласными.

Правила игры: волк гонится за зайцем. Зайцу можно прыгать только по слогам с мягкими согласными, а волку – по слогам с твёрдыми согласными. Надо провести зайца через поляну так, чтобы он не попался в лапы волку. К доске вызываются два ученика. Начинает тот, кто ведёт зайца. Он устанавливает игрушку возле слога с мягким согласным, читает его. Второй устанавливает игрушку волка возле слога с твёрдым согласным, читает его. Волк догонит зайца в том случае, если первый ученик сделает ошибку.

Ки не да ну мо ра ры ся сы и тд.

– Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?

И, я, е, ё, ю

4. Игра «Наборщик»

(Из данного слова составить как можно больше слов, выигрывает тот, кто больше слов составит).

5. Постановка проблемы, определение темы урока

Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по теме “Звуки и буквы”. А какая буква нас интересует больше всего, вы сейчас догадайтесь сами.

Отгадайте загадку, кто пришел на урок?


С голубыми волосами

И с огромными глазами.

Дружит с самим Буратино,

А зовут ее … (Мальвина)


Картинка Мальвины

- Как называется сказка? (Приключения Буратино или золотой ключик», а кто написал эту сказку? Алексей Толстой

(на доске иллюстрация и карточка с буквами, ученики составляют имя)

- Почему слово - Мальвина написано с большой буквы (имя, правило)

- Сколько букв написали? - 8 составляют звуковую дорожку (ученик у доски, остальные на парте фишками)

-А сколько звуков услышали? – 7

- Почему так произошло? (ь знак не имеет звука)

- Догадались, о какой букве мы сегодня будем говорить? (ь знак)

- А что вы знаете об этой букве?

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.


-А что еще вы знаете об этой букве? (Он обозначает мягкость согласного звука )

- Чему должны научиться на уроке? А еще сегодня узнаем секрет о букве ь знак.

5.Актуализация опорных знаний:

-Сейчас проведём игру “ Третий лишний”

На доске слова: белка, дочка, осень

-Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово—осень, в нём 5 буквы, а звуков – 4, т.к. мягкий знак звука не обозначает).

На доске слова: день, кольцо, цепь.

-Какое слово лишнее? (Кольцо. В этом слове мягкий знак стоит в середине слова.)

-А какую работу он выполняет? (Он обозначает мягкость согласного звука )

6. Изучение нового материала

- Сегодня мы узнаем, какую еще работу в слове может выполнять буква Ь.

Для этого вспомним еще одного героя сказки «Золотой ключик»:

Он Мальвину полюбил,

Грустным и печальным был. (Пьеро - картинка)

Физминутка

- А теперь посмотрите, на доске я с помощью букв записала имя героя:

Перо

- Все ли правильно я записала? Что же нужно изменить, чтобы получилось имя Пьеро? Верно, надо вставить еще одну букву. Эта буква не обозначает звука, но с помощью нее можно превращать одни слова в другие. Смотрите внимательно!

Учитель разрезает карточку «перо», отделяя букву п ь е р о. Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак.

- Получилось имя? Прочитайте его. Всего лишь одна такая буква, и перо стало Пьеро. Что делает мягкий знак с согласным, после которого стоит? Перед какой буквой стоит мягкий знак?

-Я открою вам секрет. В слове Пьеро буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ.

И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Вывод:- Итак, почему Ь знак в слове Пьеро называется разделительным?

- После каких букв он пишется?

- Ь помог нам превратить перо в Пьеро. Такое он может делать и с другими словами.

Давайте прочитаем эти слова.

Коля – колья солю – солью

суди – судьи полёт – польёт

(объяснение слов) что сделал мягкий знак?

7. Закрепление

- А теперь немного поиграем. Для нас есть задание от главного героя. А задание такое. На доске есть карточки со словами. Во всех этих словах есть буква Ь. Но в одних словах он разделительный, а в других – показатель мягкости согласных. Нам нужно разделить на две группы эти слова.

- Какую роль выполняет Ь в имени Мальвины? Значит, к Мальвине пойдут те слова, в которых Ь указывает на мягкость согласного в конце или в середине слова. А в имени Пьеро какую роль выполняет Ь? И к Пьеро пойдут те слова, в которых есть разделительный Ь.

Ученики выходят к доске. Берут карточку с любым словом, читают его. Затем отходят к Мальвине или к Пьеро и называют роль Ь в этом слове.

Слова: уголь, бьёт, ходьба, семья, судьба, братья, друзья, банька, церковь, листья, статья, судья, шью, пью, пальто.

Пальчиковая физминутка

8. Работа в прописи

- Ребята, вы уже научились писать букву Ь. Давайте вспомним, на что похожа эта буква.

Белка хвостик изогнула,

У пенёчка отдохнула.

Распушила хвост,

Да так —Стал похож на _ь знак

Буква Р перевернулась —

Мягким знаком обернулась

-Откройте прописи .

Посмотрите на верхнюю строчку. Пропишите эти буквы.

Запись слов с разделительным ь знаком.

9.Работа со Спутником Букваря

1.Чтение текста «Вьюга»,

2. Нахождение слов с разделительным ь знаком

10. Итог урока

Я волшебник. Захочу -

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник - отгадай,

Выше руку поднимай!

Какие две роли может выполнять Ь?(смягчает и разделяет)

- Что нового узнали о согласных звуках? (согласная звучит мягко, если на письме после нее стоит мягкий знак).

Возьмите свою капельку нарисуйте улыбку если урок понравился и прикрепите, (с каким настроением вы уходите с урока)