Урок изучения нового учебного материала на тему: «Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы ли, бы, же пиши раздельно!». Русский язык.7 класс.
Цели и задачи урока:
Совершенствовать навыки раздельного написания частиц бы, ли, же;
Формировать умения употреблять их в речи;
Актуализация уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению;
Развивать аналитическое мышление, познавательные умения;
Воспитание коммуникативности при работе в парах и самостоятельности.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация PowerPoint, таблица-основа, индивидуальные карточки (трёх цветов) с дифференцированными заданиями, таблица оценивания и осмысления.
Ход урока
.Проверка домашнего задания
Ребята, проверим выполненную вами работу по индивидуальным карточкам. ИТОГ. Поставьте оценку в лист оценивания.
Итак, мы изучаем частицы. Скажите, пожалуйста, что мы знаем о частице как о части речи? ( служебная, не является членом предложения, не изменяется, вносит смысловые оттенки и образует формы наклонений , образует степени сравнения наречий и прилагательных)
Прочитайте по одному предложению из домашней карточки.
Актуализация знаний.
К сегодняшнему уроку мы повторяли дежурную орфограмму № 67 (слитное написание союзов). Работа в парах. Итог, взаимооценка.
Как вы думаете, почему мы вне очереди повторили эту орфограмму? (Она нам нужна будет при изучении нового). Как будет звучать тема урока?
Изучение нового материала.Объявляю тему урока: «Раздельное и дефисное написание частиц . Раздельное написание частиц бы, ли, же». ( записано на доске заранее. Давайте определим цель нашего урока. (Видеть частицы в тексте и писать их отдельно от других слов).
Обратимся к учебнику. Прочитайте самостоятельно первый выделенный теоретический материал. Что же нам сообщил учебник?( ответ, примеры зачитываются и записываются!)
Обратимся к слайду «Таблица» Сравните с той, которую мы чертили ,когда мы говорили о союзах? Что нового? Дорисуем таблицу.Рассказ по таблице в парах. Итог. Оценка.
Обратимся к слайду «Как бы не ошибиться!»
Почему у нашего урока такое имя?
Для этого памятка даётся каждому из вас. Что–то новое есть в памятке?
Отработка практических умений и навыков:
. Выборочный диктант. На доске написаны предложения. Учащиеся выписывают слова с усилительной частицей же (под цифрами).
1. Я учусь в той же школе, где учились мои родители.
2. Меня учат те же учителя.
3. Но занимаемся мы, конечно, не по тем же учебникам.
4. Я стараюсь учиться так же, как мои родители.
5.Я также хожу в спортивную секцию, старательно выполняю трудные упражнения.
Самопроверка по слайду. Итог. Оценка.
Физкультминутка !
Словарная работа.
Почему в пятом предложении выделено слово старательно?
- Какой частью речи является слово?
-Как оно образовано? Выполним словообразовательный разбор.
-Лексическое значение.(Сами, по словарю- Денис).
-Синонимы(Оля М.)
-Антонимы(Оля С.)
_Фразеологические обороты (Алина)
-Устно составьте словосочетания.
Ещё раз прочитаем вместе СТАРАТЕЛЬНО (слайд)
Итог.
Установите, как автор с помощью текста разъясняет роль частиц? В каких предложениях это сказано? Прочитайте эти предложения.( Пиши раздельно. Бы –мечтает. Ли- сомневается. Же-утверждает.)
Физкультминутка! ?
Срезовая самостоятельная работа. Упр.№ 376 выборочно предложения 1,4. ( взаимопроверка. Итог.Оценка. Или самостоятельная творческая работа по вариантам.(см. доп.материал)
Домашнее задание