Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»
Шимановского района
Амурской области
Урок русского языка
4 класс
УМК «Перспектива»
Учитель начальных классов:
Белозёрова Нина Александровна
Тема. Разделительные твердый и мягкий знаки
Цели:
Обучающие: Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.
Развивающие: Создать условия для развития познавательной активности , развитие умения работать в паре, развитие логического мышления, культуры речи, развитие каллиграфических навыков.
Воспитывающие: Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность, воспитывать чувство красоты, любви к родной природе.
Формируемые УУД:
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием схем; сравнивать, строить рассуждения.
Коммуникативные – сотрудничество с учителем и сверстниками; оценка действий партнера;
Регулятивные – постановка учебной задачи; контроль, коррекция; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные - нравственно –этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Планируемые результаты:
Предметные: повторить знаний о ъ и ь знаках, научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками, объяснять почему в словах с приставками в одних случаях пишется ъ знак, а в других- нет; выполнять разбор слова по составу, различать орфограммы в корне слова.
Метапредметные:
Регулятивные: учиться принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные: умение использовать знаково-символические средства (схемы) представления информации; извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника, ориентироваться в целях и условиях общения, плодотворно сотрудничать , проявляя доброжелательное отношение к партнеру, уметь договариваться.
Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками, умения пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроках
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, сигнальные карточки у каждого ученика, таблица, карточки для индивидуальной работы, разноуровневые задания.
I. Организационный момент.
(слайд 2)
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь.
- Я желаю вам всем успеха!
- Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща.
Актуализация знаний
1) Открыли тетради. Записали число. Классная работа
2. Орфографическая минутка
Спишите словосочетания, дописывая подходящие по смыслу приставки. (слайд 3)
…плыть к берегу, … писать в тетрадь, … резать кусочек, … пуститься по лестнице, … летел из гнезда, …ехал мимо вокзала, …гнался за собакой.
Индивидуальная работа
Проверим. Читаем по цепочке, называя приставки.
Вывод: приставки всегда пишутся одинаково.
в) Словарная работа Слайд 4
- Перед нами чудо-сад: в нем слова везде висят.
- Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (записать слова)
- Вот что растет в нашем саду:
(Воробьи, стулья, перья, платье) у доски
(Дети записывают слова, выделяют орфограммы)
- Какие орфограммы встретились в словах?
- В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?
- Перед какими буквами он пишется и что показывает?
- Попробуйте сделать вывод о назначении разделительного мягкого знака в русском языке.
3. Актуализация знаний.
Отгадаем загадку
Загадки: Что за буква, кто узнает? ( Слайд 5)
Было сели - стало съели,
догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновник?
Это буква Ъ знак
- Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке?
- Чем отличается слово сели от съели? (значением)
Назовите тему урока. ( Слайд 6)
-- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? ( слайд 6)
Цели: -повторить правила употребления ъ и ь знаков;
- научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.
Работа с учебником
Первая цель - повторить правила употребления Ъ знака. Скажите, где можно получить информацию об этих орфограммах? (в учебнике, в справочной литературе, спросить у взрослых)
Верно. Сегодня мы информацию будем искать в учебнике. Откройте учебник на стр. 97, найдите нужную информацию
Работа в группах (Листы бумаги) Слайд 7
Задание. Внимательно прочитайте правило, когда пишется разделительный Ъ знак. Проанализируйте его, нарисуйте схему - написание ъ знака. По схеме должно быть четко видно в какой части слова и при каких условиях пишется ъ.
Свою схему изобразите на листочках.
Схемы вывесить на доску. Авторы расскажут по ней правило употребления знаков.
А теперь, посмотрите на мою схему. Проверьте свою работу.
(слайд 8)
- Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)
- Послушайте, что расскажет вам о себе Твердый знак.
(уч-ся рассказывает стихотворение)
Твёрдый знак сказал с обидою:
- Это где ж такое видано?
Мягкий знак есть в правилах,
А я сижу, грущу.
Так учить не правильно!
Я не допущу!
Сам стихи я настрочу.
Сам с собой их разучу.
Ищи меня после приставки,
Ищи после согласной.
Меня туда поставили
Перед особой гласной.
Особенных четыре –
Я, Е, Ё и Ю.
Таких нет в целом мире
Я, Е, Ё и Ю.)
- Что о себе рассказал твёрдый знак?
- Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак? (После приставки, перед корнем).
- Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?
- Какова тема нашего исследования?
4. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:
Слайд № 9
- Объясните значение слов.
- Обозначьте задание к выполнению. ( Вставить пропущенные буквы)
- Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?(Вставить ъ или нет)
(с каждым словом работает отдельный ребенок)
- Объясните свой выбор.
- В какой части слова пропущены буквы? (после приставки)
- Чем отличаются приставки в словах переезд и подъезд? (Приставка «пере» оканчивается на гласный, а «под» на согласный)
- Сделайте вывод о том, когда в словах пишется разделительный твердый знак.
- Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)
Составим алгоритм написания разделительного ъ знака.
5. Реализация проекта.
Слайд № 10.
Обозначим задачу к выполнению. Вспомним, как вы рассуждали, работая над словами подъезд и переезд.
(Подъезд – в слове «подъезд» согласный не сливается с гласным. Приставка «под» оканчивается на согласный «д», корень «езд» начинается с гласной «е», значит, в слове пишется разделительный твердый знак.
Переезд - в слове «переезд» приставка оканчивается на гласную букву, поэтому разделительный ъ не пишется.
- Как вы считаете, с чего начнём составлять алгоритм? (Нужен ли твёрдый знак?)
- Дальше на что мы должны смотреть?
Алгоритм получается следующего вида:
Нужен ли твёрдый знак?
П
риставка оканчивается на согласный?
Да
Корень начинается с гласных е, ё, ю, я?
Да
Нужен

(После обсуждения, дети получают распечатанный алгоритм - памятку.)
6. Первичное закрепление с проговариванием.
(Задание выполняется на доске)
- Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:
Назовите одним словом: Слайд 11
Вход в здание (подъезд)
Пригодный для еды (съедобный)
Растолковать, сделать понятным (объяснить).
Приблизится к чему-либо на машине. «подъехать»
(Один уч-ся у доски, остальные в тетрадях, объясняет написание, выделяют орфограмму)
Оцените свою работу.
7.Физкультминутка для глаз. 2 раза Слайд 12
- Отдохнём и подумаем.
(Я называю слова. Дети подпрыгивают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если твёрдого знака нет).
Вьюн, объявление, сучья, разъярённый, ненастье, объезд, семья, соловьи, съёмка, предъявить
8. Слайд 13 (выбегают и нажимают)
В каком «облаке», не нужно писать Ъ знак.
Вывод: Когда в словах нужно писать Ъ?
9. Самостоятельная работа Слайд 14
Запишите слова в тетрадь по образцу.
Об…явление, вы…ехал, под…езд, с…едобный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, раз…учить, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.
Проверим по эталону Слайд 15 Оцените работу.
- О какой орфограмме мы говорим на уроке? (Разделительный твердый знак)
- Как работает наш алгоритм? ( Помогает пошагово проверить написание слов с разделительным твёрдым знаком)
- Всегда ли после приставок пишется разделительный твёрдый знак?
9. Закрепление . Работа в парах.
Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+». слайд 16
| Разделительный |
Мягкий знак | Твёрдый знак |
Руж ё | | |
Раз яснить | | |
Тат яна | | |
Под ём | | |
Здоров е | | |
Обез яна | | |
Об единение | | |
С едобный | | |
Проверим по эталону слайд 17
10. Рефлексия.
- Какую проблему исследовали на уроке?
- Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?
Слайд 18
- Мальвина приготовила вам вопрос: «Почему в слове заявление нет разделительного твёрдого знака, а в слове объявление – есть?» Что вы ответите?
14. Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами: Слайд 19
Сегодня на уроке я:
научился...
было интересно...
было трудно...
больше всего понравились задания...
мне показалось важным...
я понял, что...
Заполнить анкету: Слайд 20
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
7.Домашнее задание мне кажется 8.Моя оценка за урок (Обведи) | легким / трудным интересным / неинтересным 5 4 3 2 |
11.Домашнее задание слайд 21
1. с. 97, повторить правило.
2. Р.Т. упр.100 стр.63
3. Найти пословицу, поговорку с ъ или ь знаком (по желанию).
13. Молодцы! Всем спасибо за работу! Слайд 21
Задания для 3 пары.
Образуйте словосочетания, в которых в одном из слов встречается орфограмма «Разделительный Ъ знак».
дом, ехать (подъехать к дому)
ехать, гора (съехать с горы)
есть, кашу (съесть кашу)
Задания для 4 пары.
С помощью приставок образуйте и напишите однокоренные слова.
о -явил
б- ____________________________
за- _____________________________
р
-яснил
аз- _______________________________
вы- _________________________________
Задания для 5 пары.
Подчеркните первую букву корня. Обведите слова, перед корнем которых может оказаться Ъ.
Ёжик, инструмент, яблоко, ездить, обойти, улов, юркий.
Задания для 6 пары.
Почему в слове подъезд надо писать разделительный Ъ?
Решение. Выделим приставку в слове ____________ - _______. Приставка заканчивается на _______________. Корень начинается с
(согласный, гласный)
_________ __. Значит, в слове _____________ надо писать
(гласной, согласной)
разделительный ___.