СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговор о правильном питании

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через занятия изобразительного искусства прививать у детей правила и потребность в использовании полезных продуктов в своем рационе питания.

Просмотр содержимого документа
«Разговор о правильном питании»




Методическая разработка

по реализации комплексной образовательной программы

«Разговор о правильном питании»

Раздел «Формула правильного питания».

Тема: «Кухни разных народов»

Срок реализации 2 года






Автор:

Очкова Светлана Алексеевна

учитель ИЗО ГБОУ СОШ № 2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино

Самарская область, ст. Клявлино, ул. Северная 30

e-mail:  [email protected] тел: 89376570520


Пояснительная записка.

В последнее время в обществе остро встает проблема ухудшения здоровья детей и подростков. Научить человека быть здоровым с детства – вот что сейчас самое главное. Это достигается через организацию правильного питания.

Важную роль в решении этой проблемы играют образовательные программы. В настоящее время в работе дошкольных и школьных учреждений используются различные варианты программ, направленных на формирование культуры питания и здорового образа жизни у детей и подростков. Одной из них является программа «Разговор о правильном питании», разработанная в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора этого Института, академика РАО.

Конечно, нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея представления о правильном питании. Именно это понятие успешно формируют учителя нашей школы, вот уже два года реализуя программу «Разговор о правильном питании», которая предполагает активное вовлечение в работу учеников и их родителей. Принцип сотрудничества распространяется на все виды сотрудничества по принципу учитель- ученик- родитель. Партнерами реализации программы являются: ЦРБ, Клявлинский хлебоприемный комбинат, система общественного питания, центр спортивного дополнительного образования.

Цель программы: формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

Задачи программы:

- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;

- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков. 

Сроки реализации программы: 2013-2016 учебные года

Новизна: В данной программе представлена интеграция курса «Формула правильного питания» в предметы: Искусство, ОДНК, Историю, Географию, Физическую культуру, что способствует формированию у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

Практическая значимость программы: Программа отражает идеи и положения формирования культуры здорового питания, формирование универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся

Процесс интеграции курса «Формула правильного питания» в предмет ИЗО в основной школе даёт возможность учащимся достичь следующих личностных результатов

-знание основ здорового питания и здорового образа жизни;

-усвоение правил выбора продуктов питания, норм этика питания с целью сохранения здоровья.

- формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникаль­ного народного прикладного искусства, современных ху­дожественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства;

Метапредметные результаты: - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к рациональному питанию, здоровью своему и окружающих;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты:

 - характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни;

-анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

-  соблюдать правила выбора доброкачественных продуктов питания;

- соблюдать меры по профилактике различных заболеваний;

- осознавать места и значения уникаль­ного народного прикладного искусства в жиз­ни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

- приобретать опыт выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского празднично­го костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;

- приобретать опыт совместной поисковой деятельно­сти, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.

Система работы включает в себя следующие компоненты:

Система урочных и внеурочных занятий, целями которых является интегрирование, расширение программного содержания и формирование универсальных учебных действий учащихся.

Система мероприятий по просвещению родителей в вопросах организации правильного питания детей среднего школьного возраста.

Для реализации курса «Формула здорового питания» был выбран комбинированный вариант. Темы модуля включают интегрированные занятия урочной деятельности (изобразительное искусство с ОДНК, географией, историей и физической культурой), а так внеклассные мероприятия и мероприятия по работе с родителями.

В работе используются разные формы организации занятий: урок – путешествие; урок - конкурсы; урок - викторина; урок с использованием ИКТ; урок - исследование; урок – игра; урок-праздник и т.д.

В практике при проведении занятий используются следующие педагогические технологии:

- исследовательские;

- проблемно- поисковые;

- игровые;

- информационно-коммуникативные;

- здоровьесберегающие.

Данные технологии реализуются через применение следующих методов обучения:

-словесные (рассказ, объяснение, дискуссия);

-наглядные (демонстрация пособий и презентаций);

-практические (практические задания, деловые игры, метод проектов)

Рассказ и объяснение реализуются не только учителем, но и учащимися в форме сообщений, чтения авторских и собственного сочинения стихов, рассказов и т.д.

Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга, в результате которой происходит формирование личной позиции учащегося к поставленной проблеме

Метод демонстраций и иллюстраций связан с применением на занятиях презентаций «Правильный режим питания: поведение человека во время еды», «Как правильно вести себя за столом», «Как правильно накрыть стол» и др. выполненных учителем, родителями и учащимися. Через использование информационно-коммуникационных технологий осуществляется наглядность, доступность в проведении мероприятий.

Проблемно-поисковые и исследовательские технологии позволяют учащимся в экспериментально - практической деятельности находить способы решения поставленной проблемы.

В ходе применения ролевых игр «Кафе», «Ты покупатель», «Угадай-ка» происходит освоение подростками навыков поведения в различных ситуациях.

Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи. В процессе реализации программы были выполнены следующие проекты: « Полезные и вредные продукты», «Бабушкины вкусняшки - польза или вред?», « Меню на неделю для школьника» «Здоровье за спиной ученика», в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в разные эпохи у различных народов и т.д.

При реализации программы ребята были вовлечены в активную творческую деятельность, результатом которой явились рисунки, стенгазеты на тему: «Убранство русской избы», «Народные праздничные обряды», «Древние образы в народном искусстве», «Витрина магазина «Продукты», «О чем нам рассказывают гербы и эмблемы», «Вкусные рецепты наших прадедов» и др., различные поделки, стихи, сочинения, собственное меню, рецепты полезных для здоровья блюд и напитков, презентации: «Хлеб всему голова», «Какие правила гигиены питания нужно соблюдать в походе», «Необычные музеи мира» ,«Современное выставочное искусство», «Предметы быта на Руси и в России», « Блюда русской кухни», « Блюда национальностей, проживающих в районе». Это отражало их личное отношение к вопросам правильного питания.

Здоровьесберегающие технологии реализуются через применение на занятиях: игровых моментов, физминуток, упражнений по предупреждению утомляемости глаз, игрового массажа.

Участие родителей в реализации работы.

Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.

Занятия по программе способствуют решению основной задачи учителя – сделать родителей своими союзниками и помочь изменить организацию питания детей в семье. В процессе реализации программы проводятся такие совместные мероприятия как Игра: «Мама, папа, я – кулинарная семья», Вечер: «Кулинарный поединок», «Малые Олимпийские игры». Было проведено анкетирование родителей; консультирование по интересующим их вопросам. Рекомендации по организации правильного рационального питания дали старшая медсестра, шеф-повар по вопросам: «Красивая спина – залог здоровья», «Правильное питание необходимо для роста и развития детского организма, «Польза завтрака: действительно ли он самый важный прием пищи» и т.д.

Эффективность реализации программы.

В ходе реализации программы повысился эмоциональный настрой у ребят на уроках, качество знаний. Дети занимаются с удовольствием в кружках и спортивных секциях. Ребята смогли осознать важность правильного питания, познакомились с традициями русской кухни и национальной кухней народов России и мира. В процессе реализации программы был проведен круглый стол «Формула правильного питания», на который были приглашены педагоги разных дисциплин, родители и специалисты, имеющие отношение к питанию и здоровью. В ходе обсуждения классные руководители сообщили, что дети стали завтракать, есть молочные каши и супы в школьной столовой, хотя это раньше была проблемой. Педагоги высказывались, что у учащихся повысился эмоциональный настрой, соответственно повысилось качество знаний. Педиатр высказался о том, что процент обратившихся родителей с детьми уменьшился. Родители сообщили, что дети стали завтракать дома, выборочно стали относиться к еде, т.е. выбирать полезную еду: стали участвовать в приготовлении пищи и составлении семейного меню.

Календарно - тематическое планирование.

темы комплекса

Компоненты структуры и содержания календарно – тематического плана

Виды деятельности участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, воспитанников и их родителей)

Сроки проведе

ния

Ответственный педагог

Урочная деятельность (интеграция в образовательную область, предмет, автор учебника, год издания, тема урока)

Внеклассная деятельность (кл. часы и др.)

Внеурочная, внешкольная, совместная деятельность детей и родителей

Просветительская работа с родителями (тематика и форма проведения)




8


Тема «Кухни разных народов»


Цель образовательной деятельности

Сформировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран



Задачи образовательной деятельности

Дать представление о факторах, которые влияют на особенности национальных кухонь (климат, географическое положение и т.д.)

Формировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран

Воспитывать чувство уважения и интереса к истории и культуре других народов


Планируемые результаты

Научатся:

обобщать особенности национальной кухни,

выявлять особенности питания на Руси,

обосновывать роль национальной кухни в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности

Основные понятия: кулинария, кулинарные традиции и обычаи, климат, географическое положение, культура


Приемы и методы, педагогические технологии

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, мини – лекция, проект.деятельность



Интеграция в предмет ИЗО

Тема «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Необычные праздники».

Кл.час.

Игра « Знатоки национальной кухни»

Урок-путешествие. Интеграция в урок географии и истории. «Кухни разных народов»

Совместное мероприятие родителей с детьми «Кулинарное путешествие по Клявлинскому району»




Описание методики работы по теме «Кухни разных народов»

Цель:сформировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран.

Задачи:

- дать представление о факторах, которые влияют на особенности национальных кухонь (климат, географическое положение и т.д.)

-формировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран

-воспитывать чувство уважения и интереса к истории и культуре других народов

Для достижения поставленной цели и задач были выбраны следующие направления в работе:

1.Родительское собрание. Тема: «Кулинарное путешествие по Клявлинскому району».

Данное мероприятие предполагает совместное проведение праздника учащихся и родителей, в ходе которого дети и родители познакомились с национальными блюдами, костюмами, танцами, играми и песнями народов района.

2. Внеурочное занятие Тема: «Кухни разных народов».

В ходе проведения мероприятия дети познакомились с традициями и кухнями народов мира, составили и защитили мини проекты «Рекламные плакаты о полезных блюдах в кухнях разных народов».

3. Урок ИЗО. Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Необычные праздники».

На уроке дети получили знания о необычных праздниках в разных странах, посвященных продуктам питания. В процессе практической работы выполнили эмблему «Необычный кулинарный праздник», защитили свою работу.

4. Классный час. Тема : « Знатоки национальной кухни». Итогом завершения темы стала игра, задания для которой были подготовлены учениками под руководством родителей и учителей. В процессе игры дети систематизировали свои знания о кухнях разных народов и оформили их в памятках-таблицах, повторили названия национальных блюд, пословицы о еде, приготовили блюдо с использованием правильных продуктов, заполнили таблицу о достоинствах и недостатках национальных кухонь, с точки зрения правильного питание.

Внеурочное занятие «Кухни разных народов».

Форма организации: урок-путешествие.

Цель: формирование знаний о разнообразии кухни разных народов.

Задачи:

  1. сформировать представления о роли национальной кухни в обеспечении людей полноценным питанием;

  2. сформировать чувство уважения и интереса к истории и культуре других народов;

  3. способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия

Планируемые результаты:

Личностные: понимание важности бережного отношения к своему здоровью.

Регулятивные: определять план выполнения задания на уроке и в жизненных ситуациях.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: участвовать в работе группы, участвовать в дискуссии, работать в сотрудничестве.

Этапы занятия

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Организационный этап (1 мин).

Настроить обучающихся к занятию.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся.

Уч-ль: - Друзья я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Возьмем же в руки кисти, краски

И вместе сочиним урок.

- Здравствуйте. Я очень рада встрече с вами.

- Ребята! С каким настроением вы пришли на урок? И что вы ждете от сегодняшнего занятия?(ответы учащихся).

- На столе у вас изображения ягод разного цвета. С помощью них оцените свое настроение:

1. у меня хорошее настроение и я готов получить новые знания на уроке.

2. у меня хорошее настроение, но я не еще не настроился на урок.

3. у меня плохое настроение, но я готов сосредоточиться на занятие.

4. я сомневаюсь в своих силах., по- моему я не готов к занятию.

Надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками и у нас все с вами получится.

Проверка готовности рабочих мест к занятию.

Приветствие присутствующих.

Л.:самоорганизация.

Р.: способность регулировать свои действия.

2.Этап мотивации и актуализации знаний. (5-6 мин.)

Привлечь внимание детей.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Организовать активный диалог.

Уч-ль:- Ребята, я предлагаю вам поработать сейчас всем вместе по карточкам и выполнить небольшое творческое задание, которое называется: «Угадай, в какой стране так говорят».

Пример готового задания: (необходимо соотнести страны и пословицы):

Пословицы

Страны

1.Щи да каша – пища наша.

Россия.

2.Море трудолюбивого рыбака всегда накормит.

Япония.

3.Хуже остывшей еды может быть только еда разогретая.

Франция.

Проверяет правильность выполнения задания.

Уч-ль:- Ребята, а теперь попытайтесь доказать правоту своего выбора. (Ответы учащихся).

Эмоционально-образный настрой на урок.

Слушают задание.

Выполняют в группе предложенное им задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Р.: контроль правильности ответов учащихся

П.: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание

К.: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения

Л.: мотивация к изучению нового учебного материала.


3. Физ. минутка (2 мин)


Предлагает провести физ.минутку ученику.

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Выполняют действия по образцу, предложенному одноклассницей.

К.:Взаимодействовать друг с другом

Р.: Проводить психологическую и физическую разгрузку вместе с товарищами

4.Определение темы и цели занятия (8-10 мин).

Определить тему и цель занятия.

Учитель активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Уч-ль:- Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? (о еде, пище, странах, кухне и т.п.)

- Каждой группе задание! А задание не простое, проблемное: Как бы назвали тему нашего урока? (кухни разных стран)

- Почему необходимо знать национальные кухни разных стран?

(примерные ответы детей:

1.Россия – многонациональная страна.

2. В нашем районе насчитывается только 7 национальностей.

3. Дружба.

4.Мы ходим друг к другу в гости, нас угощают различными блюдами

и т.д.).

- Ребята, а как вы считаете, что отличает и объединяет национальные кухни разных стран? (разные продукты, способы приготовления и т.д.; сходство – обеспечивает полноценным питанием).

Текст на слайде: «Несмотря на то, что традиционные кухни разных народов сильно отличаются друг от друга, все они обеспечивают организм человека необходимыми питательными веществами»

- Справедливо ли это высказывание? Давайте попытаемся это выяснить?

Ученики размышляют, анализируют, определяют тему и цель занятия.

Р.: принятие темы и цели урока; планирование действий.

К.: умение полно и точно выражать свои мысли.


5.Обобщение и систематизация знаний (10 мин)

Обобщить знания по теме

Уч- ль:Давайте мы с вами отправимся в небольшое путешествие в разные страны, заглянем в кухни народов и выясним, на самом ли деле национальные кухни обеспечивают организм всеми необходимыми питательными веществами.

Задание: выполнить плакат, который рекламирует одно из национальных блюд данной страны.

Работают в группах


Р.: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

П.:самостоятельное создание алгоритма деятельности, использование знаково-символических средств

К: осуществление сотрудничества с одноклассниками и учителем

Л: нравственно – эстетическое оценивание

6.Итог занятия (7 мин.)

Проанализировать работу детей и оценить.

Предлагает выступить детям.

Высказывают свое мнение, защищают свой плакат

П.: анализ

К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения

Р.: контроль

Л: нравственно-эстетическая оценка.

7.Рефлексия(3мин.)

Формировать умение оценивать себя, подвести итог.

Уч-ль: Проводит рефлексию.

- Что узнали на уроке нового? - Чему учились? - Чего достигли? - Оцените свою работу.

- С каким настроением вы уходите с урока?- Понравилось ли на уроке?

Говорят, что люди дорожат 3 вещами: богатством, славой и властью. Многие люди стремятся к этому, но, заимев все это, как ни странно, они не становятся счастливыми. Потому что главное в жизни человека – здоровье. И я хочу пожелать вам здоровья.


Осуществляют самооценку.

Отвечают на вопросы учителя

Р.: Анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

К.: Слушают друг друга, высказывают свое мнение

Дополнительные источники информации.

1. Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.

2. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-при­кладное искусство в жизни человека учебник для 5 класса — М., 2012.

3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Не-менский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.

4. Домогацких Е. М. Введение в географию. Учебник для 5 класса.

5. Кайсаров А. С. Мифы древних славян / А. С. Кайсаров, Г. А. Глинка, Б.А.Рыбаков. — Саратов, 1993

6. Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности / М. А. Некрасова. — М., 1998.

7. Рогов А. П. Русь деревянная / А. П. Рогов. — М., 2012. — (Рус­ская культура).

8. Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.

http://www.mordva.ru/

http://doshvozrast.ru/prazdniki/detscenarii51.htm

http://muzofon.com/

http://www.portal-slovo.ru/

http://www.stihi.ru/

http://mdou163.ucoz.ru/index/chuvashija/0-52