Методическая разработка
по реализации комплексной образовательной программы
«Разговор о правильном питании»
Раздел «Формула правильного питания».
Тема: «Кухни разных народов»
Срок реализации 2 года
Автор:
Очкова Светлана Алексеевна
учитель ИЗО ГБОУ СОШ № 2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино
Самарская область, ст. Клявлино, ул. Северная 30
e-mail: [email protected] тел: 89376570520
Пояснительная записка.
В последнее время в обществе остро встает проблема ухудшения здоровья детей и подростков. Научить человека быть здоровым с детства – вот что сейчас самое главное. Это достигается через организацию правильного питания.
Важную роль в решении этой проблемы играют образовательные программы. В настоящее время в работе дошкольных и школьных учреждений используются различные варианты программ, направленных на формирование культуры питания и здорового образа жизни у детей и подростков. Одной из них является программа «Разговор о правильном питании», разработанная в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора этого Института, академика РАО.
Конечно, нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея представления о правильном питании. Именно это понятие успешно формируют учителя нашей школы, вот уже два года реализуя программу «Разговор о правильном питании», которая предполагает активное вовлечение в работу учеников и их родителей. Принцип сотрудничества распространяется на все виды сотрудничества по принципу учитель- ученик- родитель. Партнерами реализации программы являются: ЦРБ, Клявлинский хлебоприемный комбинат, система общественного питания, центр спортивного дополнительного образования.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
Задачи программы:
- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Сроки реализации программы: 2013-2016 учебные года
Новизна: В данной программе представлена интеграция курса «Формула правильного питания» в предметы: Искусство, ОДНК, Историю, Географию, Физическую культуру, что способствует формированию у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
Практическая значимость программы: Программа отражает идеи и положения формирования культуры здорового питания, формирование универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся
Процесс интеграции курса «Формула правильного питания» в предмет ИЗО в основной школе даёт возможность учащимся достичь следующих личностных результатов
-знание основ здорового питания и здорового образа жизни;
-усвоение правил выбора продуктов питания, норм этика питания с целью сохранения здоровья.
- формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникального народного прикладного искусства, современных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства;
Метапредметные результаты: - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к рациональному питанию, здоровью своему и окружающих;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты:
- характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни;
-анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
- соблюдать правила выбора доброкачественных продуктов питания;
- соблюдать меры по профилактике различных заболеваний;
- осознавать места и значения уникального народного прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;
- приобретать опыт выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;
- приобретать опыт совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.
Система работы включает в себя следующие компоненты:
Система урочных и внеурочных занятий, целями которых является интегрирование, расширение программного содержания и формирование универсальных учебных действий учащихся.
Система мероприятий по просвещению родителей в вопросах организации правильного питания детей среднего школьного возраста.
Для реализации курса «Формула здорового питания» был выбран комбинированный вариант. Темы модуля включают интегрированные занятия урочной деятельности (изобразительное искусство с ОДНК, географией, историей и физической культурой), а так внеклассные мероприятия и мероприятия по работе с родителями.
В работе используются разные формы организации занятий: урок – путешествие; урок - конкурсы; урок - викторина; урок с использованием ИКТ; урок - исследование; урок – игра; урок-праздник и т.д.
В практике при проведении занятий используются следующие педагогические технологии:
- исследовательские;
- проблемно- поисковые;
- игровые;
- информационно-коммуникативные;
- здоровьесберегающие.
Данные технологии реализуются через применение следующих методов обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, дискуссия);
-наглядные (демонстрация пособий и презентаций);
-практические (практические задания, деловые игры, метод проектов)
Рассказ и объяснение реализуются не только учителем, но и учащимися в форме сообщений, чтения авторских и собственного сочинения стихов, рассказов и т.д.
Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга, в результате которой происходит формирование личной позиции учащегося к поставленной проблеме
Метод демонстраций и иллюстраций связан с применением на занятиях презентаций «Правильный режим питания: поведение человека во время еды», «Как правильно вести себя за столом», «Как правильно накрыть стол» и др. выполненных учителем, родителями и учащимися. Через использование информационно-коммуникационных технологий осуществляется наглядность, доступность в проведении мероприятий.
Проблемно-поисковые и исследовательские технологии позволяют учащимся в экспериментально - практической деятельности находить способы решения поставленной проблемы.
В ходе применения ролевых игр «Кафе», «Ты покупатель», «Угадай-ка» происходит освоение подростками навыков поведения в различных ситуациях.
Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи. В процессе реализации программы были выполнены следующие проекты: « Полезные и вредные продукты», «Бабушкины вкусняшки - польза или вред?», « Меню на неделю для школьника» «Здоровье за спиной ученика», в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в разные эпохи у различных народов и т.д.
При реализации программы ребята были вовлечены в активную творческую деятельность, результатом которой явились рисунки, стенгазеты на тему: «Убранство русской избы», «Народные праздничные обряды», «Древние образы в народном искусстве», «Витрина магазина «Продукты», «О чем нам рассказывают гербы и эмблемы», «Вкусные рецепты наших прадедов» и др., различные поделки, стихи, сочинения, собственное меню, рецепты полезных для здоровья блюд и напитков, презентации: «Хлеб всему голова», «Какие правила гигиены питания нужно соблюдать в походе», «Необычные музеи мира» ,«Современное выставочное искусство», «Предметы быта на Руси и в России», « Блюда русской кухни», « Блюда национальностей, проживающих в районе». Это отражало их личное отношение к вопросам правильного питания.
Здоровьесберегающие технологии реализуются через применение на занятиях: игровых моментов, физминуток, упражнений по предупреждению утомляемости глаз, игрового массажа.
Участие родителей в реализации работы.
Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.
Занятия по программе способствуют решению основной задачи учителя – сделать родителей своими союзниками и помочь изменить организацию питания детей в семье. В процессе реализации программы проводятся такие совместные мероприятия как Игра: «Мама, папа, я – кулинарная семья», Вечер: «Кулинарный поединок», «Малые Олимпийские игры». Было проведено анкетирование родителей; консультирование по интересующим их вопросам. Рекомендации по организации правильного рационального питания дали старшая медсестра, шеф-повар по вопросам: «Красивая спина – залог здоровья», «Правильное питание необходимо для роста и развития детского организма, «Польза завтрака: действительно ли он самый важный прием пищи» и т.д.
Эффективность реализации программы.
В ходе реализации программы повысился эмоциональный настрой у ребят на уроках, качество знаний. Дети занимаются с удовольствием в кружках и спортивных секциях. Ребята смогли осознать важность правильного питания, познакомились с традициями русской кухни и национальной кухней народов России и мира. В процессе реализации программы был проведен круглый стол «Формула правильного питания», на который были приглашены педагоги разных дисциплин, родители и специалисты, имеющие отношение к питанию и здоровью. В ходе обсуждения классные руководители сообщили, что дети стали завтракать, есть молочные каши и супы в школьной столовой, хотя это раньше была проблемой. Педагоги высказывались, что у учащихся повысился эмоциональный настрой, соответственно повысилось качество знаний. Педиатр высказался о том, что процент обратившихся родителей с детьми уменьшился. Родители сообщили, что дети стали завтракать дома, выборочно стали относиться к еде, т.е. выбирать полезную еду: стали участвовать в приготовлении пищи и составлении семейного меню.
Календарно - тематическое планирование.
№ темы комплекса | Компоненты структуры и содержания календарно – тематического плана | Виды деятельности участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, воспитанников и их родителей) | Сроки проведе ния | Ответственный педагог |
Урочная деятельность (интеграция в образовательную область, предмет, автор учебника, год издания, тема урока) | Внеклассная деятельность (кл. часы и др.) | Внеурочная, внешкольная, совместная деятельность детей и родителей | Просветительская работа с родителями (тематика и форма проведения) | | |
8 | Тема «Кухни разных народов» |
| Цель образовательной деятельности | Сформировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран |
| Задачи образовательной деятельности | Дать представление о факторах, которые влияют на особенности национальных кухонь (климат, географическое положение и т.д.) Формировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран Воспитывать чувство уважения и интереса к истории и культуре других народов |
| Планируемые результаты | Научатся: обобщать особенности национальной кухни, выявлять особенности питания на Руси, обосновывать роль национальной кухни в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности Основные понятия: кулинария, кулинарные традиции и обычаи, климат, географическое положение, культура |
| Приемы и методы, педагогические технологии | Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, мини – лекция, проект.деятельность |
| | Интеграция в предмет ИЗО Тема «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Необычные праздники». | Кл.час. Игра « Знатоки национальной кухни» | Урок-путешествие. Интеграция в урок географии и истории. «Кухни разных народов» | Совместное мероприятие родителей с детьми «Кулинарное путешествие по Клявлинскому району» | | |
Описание методики работы по теме «Кухни разных народов»
Цель:сформировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран.
Задачи:
- дать представление о факторах, которые влияют на особенности национальных кухонь (климат, географическое положение и т.д.)
-формировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран
-воспитывать чувство уважения и интереса к истории и культуре других народов
Для достижения поставленной цели и задач были выбраны следующие направления в работе:
1.Родительское собрание. Тема: «Кулинарное путешествие по Клявлинскому району».
Данное мероприятие предполагает совместное проведение праздника учащихся и родителей, в ходе которого дети и родители познакомились с национальными блюдами, костюмами, танцами, играми и песнями народов района.
2. Внеурочное занятие Тема: «Кухни разных народов».
В ходе проведения мероприятия дети познакомились с традициями и кухнями народов мира, составили и защитили мини проекты «Рекламные плакаты о полезных блюдах в кухнях разных народов».
3. Урок ИЗО. Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Необычные праздники».
На уроке дети получили знания о необычных праздниках в разных странах, посвященных продуктам питания. В процессе практической работы выполнили эмблему «Необычный кулинарный праздник», защитили свою работу.
4. Классный час. Тема : « Знатоки национальной кухни». Итогом завершения темы стала игра, задания для которой были подготовлены учениками под руководством родителей и учителей. В процессе игры дети систематизировали свои знания о кухнях разных народов и оформили их в памятках-таблицах, повторили названия национальных блюд, пословицы о еде, приготовили блюдо с использованием правильных продуктов, заполнили таблицу о достоинствах и недостатках национальных кухонь, с точки зрения правильного питание.
Внеурочное занятие «Кухни разных народов».
Форма организации: урок-путешествие.
Цель: формирование знаний о разнообразии кухни разных народов.
Задачи:
сформировать представления о роли национальной кухни в обеспечении людей полноценным питанием;
сформировать чувство уважения и интереса к истории и культуре других народов;
способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия
Планируемые результаты:
Личностные: понимание важности бережного отношения к своему здоровью.
Регулятивные: определять план выполнения задания на уроке и в жизненных ситуациях.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные: участвовать в работе группы, участвовать в дискуссии, работать в сотрудничестве.
Этапы занятия | Задачи этапов | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Организационный этап (1 мин). | Настроить обучающихся к занятию. | Приветствие. Проверка готовности учащихся. Уч-ль: - Друзья я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок Возьмем же в руки кисти, краски И вместе сочиним урок. - Здравствуйте. Я очень рада встрече с вами. - Ребята! С каким настроением вы пришли на урок? И что вы ждете от сегодняшнего занятия?(ответы учащихся). - На столе у вас изображения ягод разного цвета. С помощью них оцените свое настроение: 1. у меня хорошее настроение и я готов получить новые знания на уроке. 2. у меня хорошее настроение, но я не еще не настроился на урок. 3. у меня плохое настроение, но я готов сосредоточиться на занятие. 4. я сомневаюсь в своих силах., по- моему я не готов к занятию. Надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками и у нас все с вами получится. | Проверка готовности рабочих мест к занятию. Приветствие присутствующих. | Л.:самоорганизация. Р.: способность регулировать свои действия. |
2.Этап мотивации и актуализации знаний. (5-6 мин.) | Привлечь внимание детей. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Организовать активный диалог. | Уч-ль:- Ребята, я предлагаю вам поработать сейчас всем вместе по карточкам и выполнить небольшое творческое задание, которое называется: «Угадай, в какой стране так говорят». Пример готового задания: (необходимо соотнести страны и пословицы): Пословицы | Страны | 1.Щи да каша – пища наша. | Россия. | 2.Море трудолюбивого рыбака всегда накормит. | Япония. | 3.Хуже остывшей еды может быть только еда разогретая. | Франция. | Проверяет правильность выполнения задания. Уч-ль:- Ребята, а теперь попытайтесь доказать правоту своего выбора. (Ответы учащихся). | Эмоционально-образный настрой на урок. Слушают задание. Выполняют в группе предложенное им задание. Отвечают на вопросы учителя. | Р.: контроль правильности ответов учащихся П.: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание К.: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения Л.: мотивация к изучению нового учебного материала. |
3. Физ. минутка (2 мин) | | Предлагает провести физ.минутку ученику. Поднимает руки класс-это раз, Завертелась голова- это два, Три - руками три хлопка, На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Выполняют действия по образцу, предложенному одноклассницей. | К.:Взаимодействовать друг с другом Р.: Проводить психологическую и физическую разгрузку вместе с товарищами |
4.Определение темы и цели занятия (8-10 мин). | Определить тему и цель занятия. | Учитель активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Уч-ль:- Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? (о еде, пище, странах, кухне и т.п.) - Каждой группе задание! А задание не простое, проблемное: Как бы назвали тему нашего урока? (кухни разных стран) - Почему необходимо знать национальные кухни разных стран? (примерные ответы детей: 1.Россия – многонациональная страна. 2. В нашем районе насчитывается только 7 национальностей. 3. Дружба. 4.Мы ходим друг к другу в гости, нас угощают различными блюдами и т.д.). - Ребята, а как вы считаете, что отличает и объединяет национальные кухни разных стран? (разные продукты, способы приготовления и т.д.; сходство – обеспечивает полноценным питанием). Текст на слайде: «Несмотря на то, что традиционные кухни разных народов сильно отличаются друг от друга, все они обеспечивают организм человека необходимыми питательными веществами» - Справедливо ли это высказывание? Давайте попытаемся это выяснить? | Ученики размышляют, анализируют, определяют тему и цель занятия. | Р.: принятие темы и цели урока; планирование действий. К.: умение полно и точно выражать свои мысли. |
5.Обобщение и систематизация знаний (10 мин) | Обобщить знания по теме | Уч- ль:Давайте мы с вами отправимся в небольшое путешествие в разные страны, заглянем в кухни народов и выясним, на самом ли деле национальные кухни обеспечивают организм всеми необходимыми питательными веществами. Задание: выполнить плакат, который рекламирует одно из национальных блюд данной страны. | Работают в группах | Р.: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения П.:самостоятельное создание алгоритма деятельности, использование знаково-символических средств К: осуществление сотрудничества с одноклассниками и учителем Л: нравственно – эстетическое оценивание |
6.Итог занятия (7 мин.) | Проанализировать работу детей и оценить. | Предлагает выступить детям. | Высказывают свое мнение, защищают свой плакат | П.: анализ К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения Р.: контроль Л: нравственно-эстетическая оценка. |
7.Рефлексия(3мин.) | Формировать умение оценивать себя, подвести итог. | Уч-ль: Проводит рефлексию. - Что узнали на уроке нового? - Чему учились? - Чего достигли? - Оцените свою работу. - С каким настроением вы уходите с урока?- Понравилось ли на уроке? Говорят, что люди дорожат 3 вещами: богатством, славой и властью. Многие люди стремятся к этому, но, заимев все это, как ни странно, они не становятся счастливыми. Потому что главное в жизни человека – здоровье. И я хочу пожелать вам здоровья. | Осуществляют самооценку. Отвечают на вопросы учителя | Р.: Анализировать и оценивать результаты своей деятельности. К.: Слушают друг друга, высказывают свое мнение |
Дополнительные источники информации.
1. Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.
2. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека учебник для 5 класса — М., 2012.
3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Не-менский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.
4. Домогацких Е. М. Введение в географию. Учебник для 5 класса.
5. Кайсаров А. С. Мифы древних славян / А. С. Кайсаров, Г. А. Глинка, Б.А.Рыбаков. — Саратов, 1993
6. Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности / М. А. Некрасова. — М., 1998.
7. Рогов А. П. Русь деревянная / А. П. Рогов. — М., 2012. — (Русская культура).
8. Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.
http://www.mordva.ru/
http://doshvozrast.ru/prazdniki/detscenarii51.htm
http://muzofon.com/
http://www.portal-slovo.ru/
http://www.stihi.ru/
http://mdou163.ucoz.ru/index/chuvashija/0-52