Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей № 60 городского округа Тольятти
Разработка урока по русскому языку
«Сочинение на тему «Разговоры в зимнем лесу»
5 класс по ФГОС
Автор проекта
Учитель русского языка и литературы
Коробченко Ирина Васильевна
г.о.Тольятти
2014
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач современной школы - воспитать людей образованных и логически мыслящих, привить им навыки грамотного изложения мысли. Осуществление этой задачи возможно лишь при правильной организации повседневной работы по развитию письменной и устной речи учащихся.
Основным условием проведения работы над сочинением является последовательный переход от пересказа к рассуждению, от изложения к сочинению. И различные письменные работы, проводимые с учащимися в определенной последовательности, представляют систему обучения детей самостоятельному построению и изложению мыслей.
В связи с этим особую значимость приобретают уроки развития речи - уроки творчества. Здесь должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиться его творческие способности, любознательность. Логическим завершением подобных уроков является написание учащимися сочинения на заданную тему.
Сочинение - основной вид работы по развитию письменной речи. Это «упражнение в развитии связной речи, в построении текста», - так указывается в методиках преподавания русского языка. Понимая, что подобные творческие работы для учащихся представляют определенную трудность, то разрабатывать уроки по развитию речи, направленные на обучение сочинениям разных жанров и тем, представляется нам особенно актуальным.
При разработке уроков данного типа мы ставим перед собой задачу применения разнообразных методических приемов и форм организации деятельности учащихся, а также обеспечения благоприятного эмоционального состояния, возникающего у школьника в результате реализации его задатков и способностей, приносящего ему чувство удовлетворения и служащего стимулом для успехов в дальнейшей учебе.
Разработка урока развития речи в 5 классе.
Тема урока: Сочинение на тему «Разговоры в зимнем лесу»
Тип урока: Развитие речи
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор
Формы работы учащихся: Групповая, индивидуальная
Цели урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Сочинение на тему «Разговоры в зимнем лесу», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:
Личностные:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию; усвоение достаточного объема словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного характера (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные:
представление об основных типах речи и, в частности, актуализация знаний об основных признаках текста-описания природы;
проведение различных видов анализа слова, направленных на актуализацию орфографических правил;
понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
овладение основными стилистическими ресурсами русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Ход урока.
Деятельность учителя | | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. 5 минут |
А) Приветствие учащихся. Б) Демонстрация слайд-шоу – фотомонтаж на зимнюю тему с музыкальным и текстовым сопровождением (см. приложение). В) Актуализация знаний стихотворений о зиме. Г) Определение, что подмечают поэты в зиме. Вопрос к учащимся – выявить отличительные особенности цвета, настроения, звука зимнего пейзажа в сравнении с осенним. Д) Предложение озвучить зимнюю сказку по аналогии с героями сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев» (пример с белками, играющими в горелки) | | А) Запись числа и темы в рабочих тетрадях. Б) Определение темы урока «Описание зимы». В) Подготовленные учащиеся читают отрывки из стихотворений А.С.Пушкина «Зимнее утро», С.А.Есенина «Поет зима – аукает» и Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою…». Г) Отвечают на вопросы учителя и отмечают основные черты зимнего пейзажа: сказочность, спокойствие, тишина. Д) Запись темы урока «Сочинение на тему «Разговоры в зимнем лесу» |
2. Работа по сбору материала к сочинению 2.1. Определение групповых и индивидуальных заданий по составлению монологов обитателей зимнего леса и отбору лексики определенной тематической группы с последующей проверкой составленных монологов (5 минут на выполнение задания, 10 минут на проверку устных заданий) |
А) деление учащихся на группы по 4-5 человек и координация деятельности учащихся в группах/ определение 4-х учащихся для индивидуальной работы у доски над лексикой заданной тематической группы, в том числе над глаголами речи, составлением предложения для вступительной части сочинения, а также синтаксического и орфографического анализа предложения, которое может быть использовано в качестве связующего элемента в сочинении (см. приложение по оформлению записей на доске). Б) Проверка результатов коллективной работы учащихся по составлению монологов | | А) 1 группа – составление монолога зимней кормушки; 2 группа – составление монолога зимней ели; 3 группа – составление монолога снегиря; 4 группа – составление монолога вьюги; 4 ученика выполняют индивидуальное задание у доски. Б) Чтение составленных монологов лидерами групп 1 группа – кормушка - Ой, что-то мало нынче людей в лес приходить стало! Две-три горсточки семечек насыплют и уйдут. Холодно и голодно в зимнем лесу птичкам без еды! Как людям рассказать, что лесным жителям без их помощи в лютые морозы никак не обойтись? 2 группа – ель Друзья! Я думаю, вы будете рады моему новому наряду. Мне его подарила щедрая зима. Он весь из прекрасного блестящего снега. Снег покрывает меня от макушки до самой нижней иголочки. Мне очень тепло и уютно! Я думаю, мягкий снег – один из самых прекрасных даров зимы. 3 группа – снегирь Наконец-то наступило мое любимое время года – зима! Я смог вернуться к себе домой, в свой любимый зимний лес. Я встретил своих старых друзей – клестов. Их восторгу не было предела. Так понравилась им моя алая рубашечка. 4 группа – вьюга - Я страшная, холодная вьюга. Летаю по свету, заметаю снегом все, что встретится на моем пути. Без меня не может быть зимы. Я приношу холода во все концы света. Люди всех стран боятся меня и пытаются защититься теплой одеждой. Но это им не поможет! Я все равно всех заморожу. Бойтесь моего свиста, потому что он громкий и могучий. У-у-у! |
Физкультминутка (монолог зимнего дерева) Я деревце в лесу. (учащиеся поднимают вытянутые руки вверх) Зимой тоже я расту. (учащиеся поднимаются на цыпочки) Вверх тяну я ветки (учащиеся встают на полную стопу и снова поднимаются на цыпочки) И в морозы крепкие. (учащиеся встают на полную стопу и снова поднимаются на цыпочки) Ночью вьюга налетала, (учащиеся качают в стороны поднятыми вверх руками) Мои веточки качала. (учащиеся качают в стороны поднятыми вверх руками) Снег на веточках моих. (учащиеся качают в стороны поднятыми вверх руками) Опускаю их. (учащиеся опускают руки вниз) Я налево посмотрю. (учащиеся поворачивают голову налево-направо) Я направо посмотрю. (учащиеся поворачивают голову налево-направо) Под снегом вздохну (учащиеся делают глубокий вздох) И усну… (учащиеся закрывают глаза и опускают голову; минутка отдыха) |
2.2. Проверка письменных индивидуальных заданий, выполненных на доске, с записью в тетрадях. (15 минут) |
А) контролирует правильность выполненных на доске заданий | | Б) переносят выполненное на доске в тетрадь |
1 задание (один ученик) Выбрать из предложенных сочетаний слов те, которые можно использовать в сочинении-описании зимы; вставить буквы и объяснить правописание: К…саеш…ся веток, жаркие лучи, выр…стают сугробы, пестролистые леса, ли…кий снег, багряный лес, красн…грудая птич…ка, пол…тели паутинки ш…пот леса, ис…кус…ный художник, увид…ш… след, услыш…ш… стук, серебристый ин…й, сказоч…ный п…заж, звонкая капель, перел…вается на со…нце 2 задание (один ученик) Составить 2 предложения, которые могут быть использованы в качестве вступления к сочинению на зимнюю тему. Обозначить сложные предложения. Загадочен зимний лес. Идешь по тропинке, а вокруг - тишина. Cосны окутаны белыми, пушистыми снежными покрывалами. Деревья перешептываются между собой. Прим.: учащиеся класса могут самостоятельно составить свои предложения и прочитать их. 3 задание (один ученик) Проанализировать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания и дать объяснение В лесу такая тишина что ты слыш…ш… как дел…т…ся своими зимн…ми впеч…тлениями его об…татели. 4 задание (один ученик) Подбор глаголов речи для ввода в сочинение реплик обитателей зимнего леса; глаголы поставить в форму 3л. ед.ч. и объяснить окончания. Ель шуршит иголками Снегирь свистит Рябинка воображает Вьюга свистит, грозит, вредничает Кормушка проскрипела Дятел простучал Воробей чирикает Сосна вздыхает под снегом |
3. Итоги урока (5 минут) |
А) составление простого плана сочинения Б) объявление оценок лидерам групп Прим.: оценки учащимся у доски выставляются в процессе ответа | | Б) запись план, опираясь на реплики учащихся 1. Зимний лес. 2. Говорят обитатели леса. 3. Зима – это сказка. Б) выставление оценок в дневник |
Приложение (комментарий учителя к слайд-шоу на зимнюю тему)
То, что я увидел, было абсолютной красотой. Зима - это тихая чистота, и мы отдыхаем среди снегопада.
Это музыка цвета в ровных полях и холмах снега. Всюду белая-белая мгла. Замерли деревья, неподвижна белая-белая земля.
Я очень люблю красивую снежную зиму. Когда всё вокруг укрыто холодной ватой.
Морозными днями в лесу покой покрытых инеем ветвей.
А эти бусинки рябинки под снегом? Жаль, что я не взял с собой мольберт. Такую картину хочется рисовать.
Я хочу ходить по этому лесу и смотреть, как снежная ткань начинает переливаться тёплыми тонами
Если идти через поле и смотреть на снег, то видишь, как тебя сопровождает непрерывный фейерверк снежных ярких-преярких искр. Красота!..
Утром солнечные лучи золотят лес вдали, растворяют синеву воздуха. Даже неожиданно: ясные линии стволов деревьев, чистый-чистый снег вдруг подле вас.
И в сердце медленно и робко воцаряется великий мир.