Разговор о нравственности с родителями.
1.Формировать нравственную культуру учащихся и родителей.
2.Способствовать взаимопониманию родителей и учащихся, умение преодолевать конфликтные ситуации в системе «учитель – ученик – родитель».
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.
Крылатая фраза «Счастье – когда тебя понимают» как нельзя лучше характеризует отношения, заложенные в основу любой семьи.
О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 77,8% педагогов обвиняют семью и том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов.
Попав в ножницы между школой и семьёй, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Многие родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Однако есть большая группа родителей, которые еще до рождения ребенка заранее определяют, каким он должен быть, как он должен учиться, какую профессию ему предопределено иметь. Такое проективное отношение к собственному ребенку тоже иногда приводит к большим разногласиям и непониманию между родителями и детьми.
Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и все-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.
Какую бы информацию ни давали нам различные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно исправлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.
Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это в действительности так.
И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью.
В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является лишь обучение детей.
К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которые чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Такую возможность человеку может дать только его семья. В своих письмах Л. Н. Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.
Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Такие понятия, как ответственность и обязательность, детям не особенно присущи. При перечислении своих личностных качеств многие учащиеся девятых классов ставят ответственность и обязательность на последнее и предпоследнее место.
На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влияние оказывают стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Это не значит, что родители должны отчитываться за каждый прожитый день или за свои поступки, хотя демонстрировать собственный пример ошибок и проблемных ситуаций не так уж и плохо. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по какой-то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Не ставя это в вину своему же ребенку. Как часто дети слышат: «Вот пристал ты ко мне с этим походом!» И ребенку уже не хочется в поход, потому что он понимает, что его просьба вызывает у родителей раздражение и нежелание выполнять то или иное обещание, данное, может быть, в порыве эмоций. Настоящие родители не боятся детской критики, справедливых замечаний собственного ребенка. Если каждый день отец обещает приходить домой трезвым, но этого не выполняет, если мама обещает чему-то научить, что умеет сама, но этого не делает, — это рано или поздно вызовет протест ребенка, и во что он выльется - трудно предсказать. Ответственное поведение родителей дается непросто, требует выдержки волевых усилий, иногда ставит родителей в затруднительное положение, но именно оно формирует у ребенка привычку быть ответственным и дисциплинированным.
Только имея в своем родительском арсенале принятие, призвание, любовь можно формировать у ребенка такие качества, как ответственность, самодисциплину, осознанную способность к ограничениям.
Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба. Нужно найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».
Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.
Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком — это не значит, без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка — это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным для ребёнка – это значит иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность, безразличие к ребёнку, в конечном счете — к самому себе.
Общаясь с учащимися разных возрастов, можно сделать один вывод: прежде чем предъявлять требования к своему ребенку родители должны предъявить требования к себе, чтобы стать истинным и непреложным примером для своих детей.
Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы.
Нельзя предсказать, нельзя заранее знать, какими вырастут наши дети, но мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы каждый ребёнок вырос хорошо и правильно воспитанным. Школа живой организм. Она видоизменяется, и то, какой она будет, во многом зависит от всех нас. Я уверена, что родительское благоразумие победит, и мы сможем вместе работать во благо детей.
Список используемой литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Политиздат., 1982
2. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М. Просвещение, 1988