Классный час во 2 классе «Разговор о правильном питании»
Цели и задачи:
• сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия;
• помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщения к здоровому образу жизни;
• работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и качественного питания;
• развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;
• воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, овощи и фрукты, значки (витаминов), рисунки учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствуем всех, кто время нашел,
И в школу сегодня к нам в гости пришел.
Пусть осень заглядывает в наше окно,
Но в классе у нас уютно, светло.
Вы здесь подрастаете, мужаете здесь.
И набираете, естественно, вес.
Всегда вы здоровы, с зарядкой дружны,
И спорт с физкультурой, как воздух нужны.
А с ними порядок, уют, чистота.
Эстетика. В общем, сама красота.
Здоровье свое бережем с малых лет,
Оно всех избавит от болей и бед.
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Мы рады видеть вас на нашем часе здоровья. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по - своему.
- Ребята, отгадайте одну загадку: Что на свете всего дороже? (Здоровье).
- Правильно, здоровье. Здоровье – это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы. А чтобы быть здоровым нужно уметь правильно питаться. Правильное питание – это одна половина секрета долгой и здоровой жизни.
Сегодня мы поговорим о том, что же необходимо знать, уметь, иметь, чтобы быть здоровыми.
Тема нашего классного часа называется “Разговор о правильном питании” (Слайд №1).
- Замечательный философ Сократ говорил (Слайд №2): “Человек похож на ту пищу, которую он ест”. Это значит: для того, чтобы быть здоровым, выносливым, нужно есть пищу, содержащую полезные вещества.
Какие эти вещества, мы узнаем позже. Сначала скажите, что вы едите, отгадав загадки.
2. Разгадывание загадок.
(Слайд №3 – после того, как дети называют отгадки, появляются картинки).
Вильнет хвостом туда – сюда –
И нет ее, и нет следа. (рыба)
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь в птицу
Может превратиться. (яйцо)
Я не сливки, не сырок,
Белый, вкусный... (творожок)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда не приду,
Всех до слез доведу. (лук)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок сложили мы в бочонок. (капуста)
3. Беседа о витаминах.
- Почему люди должны обязательно употреблять в пищу ягоды, фрукты, овощи? (В них содержится много витаминов).
Правильно. Человеческий организм – это как большая техника и для его жизнедеятельности необходимы биологически активные вещества. Это витамины. (Слайд №4).
Они поступают в наш организм вместе с растительной и живой пищей. Они содержатся в овощах, фруктах, мясных и молочных продуктах, ягодах и т.д.
Слово «витамин» придумал польский ученый - биохимик Казимир Функ. (Слайд №5). Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово вита (жизнь) с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов.
Каждый витамин в организме выполняет свою определенную функцию. Какие функции? Они расскажут сами.
- (Появляются витамины с буквами А,В,С,Д,Е). Витамины обозначаются буквами латинского алфавита.
Все:
Витамины А, В, С, Д, Е – так мы называемся
Быть здоровыми всем вам мы помочь стараемся.
Витамин А очень важен для зрения и влияет на рост организма. При его недостатке в пище дети плохо растут.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет. (Слайд 6)
Витамин В способствует хорошей работе сердца. Укрепляет организм, дает запас энергии, участвует в процессах кроветворения.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам. (Слайд 7)
Витамин С укрепляет организм, и человек меньше подвергается простудным заболеваниям, поэтому если не хотите заболеть гриппом, побольше ешьте свежие фрукты и сырые овощи.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он. (Слайд 8)
Витамин Д способствует укреплению тканей всего тела, укрепляет костную систему. Этот витамин в организме образуется и под действием солнца, поэтому, чтобы быть здоровым, летом всем нужно загорать.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней лучше жить! (Слайд 9)
Витамин Е принимает участие в процессах роста и развития организма. А еще его называют витамином красоты. Если вы будете больше есть такие продукты, где много витаминов Е, то станете красивыми.
Витамин Е, мы советуем тебе,
Чтоб и рос ты, и жил,
Ни о чем не тужил. (Слайд 10)
4. (Дети исполняют песню о витаминах на мотив песни “Если с другом вышел в путь”).
Мы полезны для людей
И нужны как воздух.
А живем мы в пище всей,
Поскорей запомни!
Припев:
Нас большая семья,
Для людей мы друзья.
И вам без нас прожить нельзя!
Витамин, витамин!
Нам здоровье открыл,
Скорее подружитесь с ним!
Неспроста нас нарекли
“Алфавит здоровья”
Мы поможем вам расти
И учиться в школе.
- Ребята, назовите продукты, в которых есть витамины А,В,С,Д,Е.
(Дети, глядя на слайды называют по очереди продукты).
5. Беседа “Из чего состоит наша пища”.
Для нормальной деятельности организму требуются и другие питательные вещества. Для роста организму в первую очередь требуются белки. (Слайд №11) Белки – строительный материал организма. Они составляют почти пятую часть веса тела человека. Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных и молочных. Содержатся белки и в растениях. Особенно много их в фасоли, бобах, сое, гречневой крупе, орехах.
В большинстве продуктов кроме белков есть жиры. (Слайд №12) Жиры – основной источник энергии, то есть они дают силу нашему организму. Жиров, конечно, много в масле. Сливочное и растительное масла почти полностью состоят из жиров. Но жиры есть и в молочных продуктах, и в мясе, и в рыбе. Без него человек не смог бы работать, учиться, заниматься спортом. Кроме того, жиры помогут организму сопротивляться болезням. Но много жирной пищи есть вредно.
Все дети очень любят сладости. В них тоже есть и белки, и жиры, но больше всего в них углеводов. (Слайд №13) Углеводы, как и жиры, являются для нашего организма источником энергии. Углеводы придают любимым лакомствам сладкий вкус. Их много в овощах, фруктах, ягодах, хлебе, крупе.
Цветной человечек (представляет гостей).
Белый цвет – белки, они – строители.
Чтобы вырасти ребенок мог,
В пище должен быть белок.
Белки. Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть,
В молоке и мясе тоже
Есть он.
И тебе поможет.
Цветной человечек. Оранжевый цвет – углеводы.
Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа.
Углеводы. Нам тепло и в непогоду
Поставляют углеводы.
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
Цветной человечек. Желтый цвет – жиры.
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам, необходим.
Жиры. Сохраняет температуру
И влияет на фигуру,
Защищает от мороза.
Цветной человечек. Зеленый цвет – витамины. Их двадцать.
Витамины. Мы столько радости несем,
От болезни и простуды
Всех детей мы бережем.
Цветной человечек. Голубой цвет – вода – источник жизни.
В организме путешествует вода.
Она не исчезает никогда!
Ведущий. Подведем теперь итог.
Цветной человечек. Чтоб расти, нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода
Не пойдет ни так, ни так.
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины – просто чудо!
От болезней и простуды
Каждый день нас берегут.
Скажем вам без хвастовства
Истину простую –
Минеральные вещества
Играют роль большую.
Дети (хором). Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условье.
6. Беседа о бесполезных продуктах питания.
Наряду с полезными продуктами, есть много еды бесполезной и даже вредной для нашего организма. (Слайд №14) Многие из этих продуктов вы очень любите и часто покупаете в магазине. Вот, например, всеми вами любимые газировка, кириешки, чипсы, сухарики. Все эти продукты содержат различные химические соединения, которые разрушают наш организм.
В газированной воде много газов. Если встряхнуть бутылку, то пузырьки цепляются за стенки бутылки. Вот и за стенки нашего желудка они цепляются также и делают ему больно. Возникает отрыжка. Если это будет происходить часто, то желудок будет болеть. А еще добавляют туда разные подсластители. Часто у детей бывает аллергия на многие из этих добавок. А еще можно набрать лишний вес, если пить ее постоянно.
Один из компонентов пепси или колы – кофеин. Кофеин так же оказывает вредное воздействие на работу внутренних органов детского организма, что может привести к развитию серьезных заболеваний. Дети, употребляющие газировку, гораздо хуже спят.
Вред чипсов и сухариков заключается в том, что они обжариваются в большом количестве масла. Если их много будете есть, то можете набрать лишний вес. А еще туда добавляют разные специи. Они сильно раздражают желудок.
Много специй в супах быстрого приготовления. Поэтому, если хотите быть здоровым, не ешьте ролтон.
К вредным продуктам можно отнести любимые многими гамбургеры и хот – доги. Эта пища содержит много жиров, которые плохо усваиваются организмом, кроме того, эти продукты чаше всего употребляются в сухомятку, что очень вредно для здоровья.
Вредными для человеческого организма являются и жевательные резинки. Они были созданы для того, чтобы очищать рот и зубы от сахара и бактерий, поэтому жевать их нужно 10-15 минут после еды, а не на целый день и не на голодный желудок. Чем больше жевательная резинка находится во рту, тем больше бактерий в ней соберется. Кроме того, она мешает думать и учиться: из – за нее вся кровь приливает к желудку вместо головы, которая начинает хуже соображать.
Все дети, да и многие взрослые любят сладости. Мы говорили, что это источник углеводов. Но в большом количестве есть сладкое очень вредно. Например, если будете есть много конфет, то у вас будут портиться зубы. Поэтому, если хотите сохранить здоровье, ешьте поменьше сладкого, чипсов, гамбургеров, пейте меньше газировки.
Лучше ешьте фрукты, овощи, пейте соки и молоко. Даже если вы терпеть не можете молоко, то уж, наверняка не откажетесь от сладкого творожка или мороженого. Все это вкусно и полезно для вашего здоровья.
7. Частушки о здоровом питании
А сейчас у нас музыкальная пауза
1. Посидим у самовара
И частушки сочиним.
Про здоровое питанье
Рассказать мы вам хотим.
2. Миша кушал только чипсы,
Кока-колой запивал.
Врач теперь ему лечиться
На полгода прописал!
3. Если хочешь быть здоровым,
Бодрым, умным и весёлым,
Ешь побольше овощей,
Фруктов, кашек и борщей!
4. Вы не пейте газировки,
Не балуйте с чипсами.
Соки, фрукты, каша, хлеб -
Вот хороший вам обед.
5. Ходит Соня как Кощей
Каш не ест, не ест и щей
Падает от слабости
Любит только сладости.
6. Пейте, дети, молоко,
Ешьте, дети, кашу,
Думать будете легко,
Выглядеть всё краше!
7.Таня вместо газировки
Утром выпила компот.
И теперь у нашей Тани
Не болит весь день живот.
Мы частушки вам пропели,
Вас хотели оградить,
чтоб подряд вы всё
не ели,
Если вы хотите жить!!!
8. Правильное питание – что это?
Вы узнали, из чего же состоит наша пища, какие вещества необходимы организму, посмотрели, какие продукты содержат эти вещества. Но, чтобы еда шла на пользу нашему здоровью, необходимо соблюдать определенные правила. (Слайд №15)
1. Перед едой мой руки с мылом.
2. Старайся соблюдать режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин).
3. Ешь не торопясь, небольшими кусочками, тщательно пережёвывай пищу с закрытым ртом.
4. Во время еды не разговаривай и не читай.
5. Ешь в меру, не переедай.
6. Воздерживайся от очень жирной, острой, солёной пищи. Не ешь много сладостей.
7. Старайся питаться разнообразно, организм должен получать всё необходимое.
9. Обобщение и закрепление.
Фольклорная страничка – «Восстановите пословицы» (Слайд №16)
Худ обед, | и обед и ужин. |
Каковы еда да питье, | то глух и нем. |
Всякому нужен | коли хлеба нет. |
Когда я ем, | таково и житье. |
10. Разгадайте кроссворды (команды)
“Вкусный кроссворд”. (Слайд №17)
1. Свежее, душистое в саду на ветке растет. (Яблоко)
2. Желтый фрукт, растет на пальме, любимое лакомство обезьян. (Банан)
3. Ароматный южный фрукт со съедобной косточкой, из него получают очень вкусные сухофрукты. (Абрикос)
4. Красненькая, сладкая, растет на маленьких кустиках в садах. (Клубника)
5. Она растет на кустах, бывает черная и красная. (Смородина)
“Витаминный кроссворд”. (Слайд №18)
1. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковка)
2. Грозди спелые висят, срочно просят их сорвать. (Виноград)
3. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява,
Кто любит щи – меня в них ищи. (Капуста)
4. Знают все ее вокруг, в винегрет ее кладут. (Свекла)
5. Сидит дед, в сто шуб одет,
Кто ее раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
11. Викторина. (для всех)
Кто из сказочных героев, объевшись мёда, не смог вылезти из домика? (Винни-Пух)
В какой сказке главные герои фрукты и овощи? Кто автор?
( «Приключение Чипполино» Д.Родари)
Что мешало уснуть главной героини сказки Г.-Х. Андерсена?
( Горошина)
На чём добралась главная героиня сказки на бал? (Тыква)
В какой стране герои много ели и были очень толстыми? ( Три толстяка)
Кто лечился от всех болезней только сладостями? ( Карлсон)
1 2. Игра « Приготовь блюдо» (команды)
- Приготовьте традиционные русские блюда (выберите продукты, необходимые для приготовления блюда)
Борщ
Вода, молоко, чай, картофель, капуста, свекла, яблоко, помидор, лук, редис, соль, сахар, майонез, сметана.
Гречневая каша
Вода, молоко, чай, макароны, рис, пшено, гречка, соль, сахар, масло сливочное, кетчуп.
13. Игра «Угадай, что в мешке» (для всех)
Дети определяют название овоща или фрукта, не глядя в мешок, а затем достают его.
14. Заключение.
- Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.
Желаем вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
15. Итоги занятия.
- Понравилось ли сегодняшнее занятие?
- Что понравилось?
- Что нового узнали на занятии?
- О каких продуктах говорили?
- Какие продукты полезно есть?
- Спасибо за работу! До новых встреч! Будьте здоровы! (Слайд №19).
Литература
Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. – М., Знание, 1990
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000.
Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000.
Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе» - М., Просвещение, 2001.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. 2005. 6.Стихотворение С.В.Михалкова - http://www.lukoshko.net/mihal/mihal44.shtml