Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8
Согласовано: | Утверждено: |
старший методист по воспитательной работе _________________И.Н.Козлова | директор МБОУ Шушенской СОШ № 8 ____________________Е.А.Голубидо |
«______» ____________ 2022 г. | Приказ от «___»_______2022 г. №_____ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
спортивно-оздоровительной направленности
для 2-3-х классов
Классный руководитель: Баркова Вера Павловна
2022–2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Постановление от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Устав МБОУ Шушенской СОШ № 8.
Основная образовательная программа МБОУ Шушенской СОШ № 8.
Положение о внеурочной деятельности МБОУ Шушенской СОШ № 8.
Актуальность данной программы: Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Разговор о правильном питании» Безруких М.М.,
Цель программы внеурочной деятельности: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи программы:
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре, и традициям других народов;
• развитие творческих способностей и кругозора у детей, и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Общая характеристика курса «Разговор о правильном питании»
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Факультативный курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
Формы и методы работы:
Формы работы:
Групповая работа. Работа в парах. (сюжетно -ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми обучающимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
Проблемный
Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
Объяснительно-иллюстративный.
Рабочая программа курса рассчитана на обучающихся 1-4 классов, состоящих из обучающихся разных классов. Промежуточная аттестация проходит в форме комплексной работы, включающая в себя тест, решение задач и творческого задания.
Место предмета в образовательной программе
В учебном плане МБОУ Шушенской СОШ № 8 выделено из школьного компонента 1 час в неделю /34 часа в год в каждом классе.
Планируемые результаты освоения программы В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:
о правилах и основах рационального питания,
о необходимости соблюдения гигиены питания;
о полезных продуктах питания;
о структуре ежедневного рациона питания;
об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
умения:
Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.
. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ обучающихся, праздников, игр, викторин. В том числе:
- оформление выставок работ обучающихся в классе, школе;
- оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»
Обучающиеся научатся
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результатами занятий программы «Разговор о правильном питании» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
В предложенных педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
Учиться работать по предложенному учителем плану
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи
Слушать и понимать речь других
Читать и пересказывать текст
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам
Выделять существенные признаки предметов
Сравнивать между собой предметы, явления
Обобщать, делать несложные выводы
Определять последовательность действий
Формы учета знаний и умений
Учет знаний и умений для контроля, и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги; турниры и т.д.)
Подобная организация учета знаний и умений для контроля, и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Содержание курса
№ темы | Тема | Формы организации занятий / мероприятий | Кол-во часов |
Всего часов | Теория | Практика |
1. | Если хочешь быть здоров | Конкурс «Мама папа я - спортивная семья» | | | 1 |
2. | Из чего состоит наша пища | Сюжетно-ролевые игры. | | 1 | |
3. | Полезные и вредные привычки | Оформление плаката с правилами питания. | | | 1 |
4. | Самые полезные продукты | Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест. | | | 1 |
5. | Как правильно есть (гигиена питания) | Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака. | | | 1 |
6. | Удивительное превращение пирожка | Составление меню обеда. | | | 1 |
7. | Твой режим питания | Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет». | | | 1 |
8. | Из чего варят каши | Творческий отчет вместе с родителями. | | | 1 |
9. | Как сделать кашу вкусной | Экскурсия в столовую. | | | 1 |
10. | Плох обед, коли хлеба нет | Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка». | | | 1 |
11. | Хлеб всему голова | Оформление плаката с правилами питания. | | 1 | |
12. | Полдник | Сюжетно-ролевая игра, соревнование. | | 1 | |
13. | Время есть булочки | Составление меню завтрака. | | 1 | |
14. | Пора ужинать | Конкурсы. | | | 1 |
15. | Почему полезно есть рыбу | Выполнение проектов по теме «Почему полезно есть рыбу». | | 1 | |
16. | Мясо и мясные блюда | Составление меню: «Мясные блюда» | | | 1 |
17. | Где найти витамины зимой и весной | Викторина «Витамины зимой» | | | 1 |
18. | Всякому овощу – свое время | Отгадывание кроссворда. | | | 1 |
19. | Как утолить жажду | Оформление плаката «Вода, вода…» | | | 1 |
20. | Что надо есть – если хочешь стать сильнее | Тест | | 1 | |
21. | На вкус и цвет товарищей нет | Викторины. | | 1 | |
22. | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | Составление меню обеда. | | | 1 |
23. | Каждому овощу – свое время | Выполнение проектов по теме «Каждому овощу – свое время». | | 1 | |
24. | Народные праздники, их меню | Сюжетно-ролевые игры | | | 1 |
25. | Как правильно накрыть стол. | Экскурсия в столовую. | | | 1 |
26. | Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом | Беседа на тему «Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом» | | | 1 |
27. | Щи да каша – пища наша | Конкурс – рисунков «Вкусный маршрут» | | | 1 |
28. | Что готовили наши прабабушки. | Тест | | | 1 |
29. | Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение» | Тест «Здоровое питание – отличное настроение» | | 1 | |
30. | Праздник урожая | Конкурсы. | | | 1 |
31. | Если хочешь быть здоров | Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет». | | | 1 |
32. | Из чего состоит наша пища | Творческий отчет вместе с родителями. | | 1 | |
33. | Полезные и вредные привычки | Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова». | | | 1 |
34. | Самые полезные продукты | Тест «Самые полезные продукты» | | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Формы организации занятий / мероприятий |
план | факт |
1 | Если хочешь быть здоров | 1 | | | Конкурс «Мама папа я - спортивная семья» |
2 | Из чего состоит наша пища | 1 | | | Сюжетно-ролевые игры. |
3 | Полезные и вредные привычки | 1 | | | Оформление плаката с правилами питания. |
4 | Самые полезные продукты | 1 | | | Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест. |
5 | Как правильно есть (гигиена питания) | 1 | | | Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака. |
6 | Удивительное превращение пирожка | 1 | | | Составление меню обеда. |
7 | Твой режим питания | 1 | | | Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет». |
8 | Из чего варят каши | 1 | | | Творческий отчет вместе с родителями. |
9 | Как сделать кашу вкусной | 1 | | | Экскурсия в столовую. |
10 | Плох обед, коли хлеба нет | 1 | | | Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка». |
11 | Хлеб всему голова | 1 | | | Оформление плаката с правилами питания. |
12 | Полдник | 1 | | | Сюжетно-ролевая игра, соревнование. |
13 | Время есть булочки | 1 | | | Составление меню завтрака. |
14 | Пора ужинать | 1 | | | Конкурсы. |
15 | Почему полезно есть рыбу | 1 | | | Выполнение проектов по теме «Почему полезно есть рыбу». |
16 | Мясо и мясные блюда | 1 | | | Составление меню: «Мясные блюда» |
17 | Где найти витамины зимой и весной | 1 | | | Викторина «Витамины зимой» |
18 | Всякому овощу – свое время | 1 | | | Отгадывание кроссворда. |
19 | Как утолить жажду | 1 | | | Оформление плаката «Вода, вода…» |
20 | Что надо есть – если хочешь стать сильнее | 1 | | | Тест |
21 | На вкус и цвет товарищей нет | 1 | | | Викторины. |
22 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | 1 | | | Составление меню обеда. |
23 | Каждому овощу – свое время | 1 | | | Выполнение проектов по теме «Каждому овощу – свое время». |
24 | Народные праздники, их меню | 1 | | | Сюжетно-ролевые игры |
25 | Как правильно накрыть стол. | 1 | | | Экскурсия в столовую. |
26 | Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом | 1 | | | Беседа на тему «Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом» |
27 | Щи да каша – пища наша | 1 | | | Конкурс – рисунков «Вкусный маршрут» |
28 | Что готовили наши прабабушки. | 1 | | | Тест |
29 | Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение» | 1 | | | Тест «Здоровое питание – отличное настроение» |
30 | Праздник урожая | 1 | | | Конкурсы. |
31 | Если хочешь быть здоров | 1 | | | Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет». |
32 | Из чего состоит наша пища | 1 | | | Творческий отчет вместе с родителями. |
33 | Полезные и вредные привычки | 1 | | | Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова». |
34 | Самые полезные продукты | 1 | | | Тест «Самые полезные продукты» |
Материально – техническое обеспечение
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с
Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с
Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с
Список литературы для детей.
1.Верзилин.Н. По следам Робинзона Л. 1974,254с
2 Верзилин. Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с
3Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.
4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.