СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговор о правильном питании

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в   отработку знаний,   навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

Просмотр содержимого документа
«Разговор о правильном питании»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8




Согласовано:

Утверждено:

старший методист по воспитательной работе

_________________И.Н.Козлова

директор МБОУ Шушенской СОШ № 8

____________________Е.А.Голубидо

«______» ____________ 2022 г.

Приказ от «___»_______2022 г. №_____






Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Разговор о правильном питании»

спортивно-оздоровительной направленности

для 2-3-х классов








Классный руководитель: Баркова Вера Павловна














2022–2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе следующих документов:

  1. 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  3. Постановление от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  4. Устав МБОУ Шушенской СОШ № 8.

  5. Основная образовательная программа МБОУ Шушенской СОШ № 8.

  6. Положение о внеурочной деятельности МБОУ Шушенской СОШ № 8.


Актуальность данной программы: Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Разговор о правильном питании» Безруких М.М.,

Цель программы внеурочной деятельности: формирование у детей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Задачи программы:

• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре, и традициям других народов;

• развитие творческих способностей и кругозора у детей, и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Общая характеристика курса «Разговор о правильном питании»

Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в  отработку знаний,   навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

Факультативный курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).

Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.

Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.

Формы и методы работы:

Формы работы:

  • Групповая работа. Работа в парах. (сюжетно -ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

  • Фронтальная работа – это работа со всеми обучающимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

  • Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Методы:

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

  • Проблемный

  • Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).

  • Объяснительно-иллюстративный.



Рабочая программа курса рассчитана на обучающихся 1-4 классов, состоящих из обучающихся разных классов. Промежуточная аттестация проходит в форме комплексной работы, включающая в себя тест, решение задач и творческого задания.


Место предмета в образовательной программе

В учебном плане МБОУ Шушенской СОШ № 8 выделено из школьного компонента 1 час в неделю /34 часа в год в каждом классе.

Планируемые результаты освоения программы В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:

  • о правилах и основах рационального питания,

  • о необходимости соблюдения гигиены питания;

  • о полезных продуктах питания;

  • о структуре ежедневного рациона питания;

  • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;

  • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

  • об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

умения:

Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

Формы контроля

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

.   Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ обучающихся, праздников, игр, викторин. В том числе:

- оформление выставок работ обучающихся в классе, школе;

- оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»

Обучающиеся научатся

-  логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

-  сравнивать предметы, понятия;

-  выделять существенные признаки и закономерности предметов;

-  обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

-  определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

-  концентрировать, переключать своё внимание;

-  копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный      образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей      рассуждать;

- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся   проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по  количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результатами занятий программы «Разговор о правильном питании» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностными результатами изучения курса является формирование умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;

  • В предложенных педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • Проговаривать последовательность действий

  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией

  • Учиться работать по предложенному учителем плану

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

  • Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи

  • Слушать и понимать речь других

  • Читать и пересказывать текст

  • Совместно договариваться о правилах общения и следовать им

  • Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:

  • Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам

  • Выделять существенные признаки предметов

  • Сравнивать между собой предметы, явления

  • Обобщать, делать несложные выводы

  • Определять последовательность действий


Формы учета знаний и умений

Учет знаний и умений для контроля, и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги;  турниры и т.д.)

Подобная организация учета знаний и умений для контроля, и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.





Содержание курса


темы

Тема

Формы организации занятий / мероприятий

Кол-во часов

Всего часов

Теория

Практика

1.

Если хочешь быть здоров

Конкурс «Мама папа я - спортивная семья»



1

2.

Из чего состоит наша пища

Сюжетно-ролевые игры.


1


3.

Полезные и вредные привычки

Оформление плаката с правилами питания.



1

4.

Самые полезные продукты

Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест.



1

5.

Как правильно есть (гигиена питания)

Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака.



1

6.

Удивительное превращение пирожка

Составление меню обеда.



1

7.

Твой режим питания

Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».



1

8.

Из чего варят каши

Творческий отчет вместе с родителями.



1

9.

Как сделать кашу вкусной

Экскурсия в столовую.



1

10.

Плох обед, коли хлеба нет

Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка».



1

11.

Хлеб всему голова

Оформление плаката с правилами питания.


1


12.

Полдник

Сюжетно-ролевая игра, соревнование.


1


13.

Время есть булочки

Составление меню завтрака.


1


14.

Пора ужинать

Конкурсы.



1

15.

Почему полезно есть рыбу

Выполнение проектов по теме «Почему полезно есть рыбу».


1


16.

Мясо и мясные блюда

Составление меню: «Мясные блюда»



1

17.

Где найти витамины зимой и весной

Викторина «Витамины зимой»



1

18.

Всякому овощу – свое время

Отгадывание кроссворда.



1

19.

Как утолить жажду

Оформление плаката «Вода, вода…»



1

20.

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

Тест


1


21.

На вкус и цвет товарищей нет

Викторины.


1


22.

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

Составление меню обеда.



1

23.

Каждому овощу – свое время

Выполнение проектов по теме «Каждому овощу – свое время».


1


24.

Народные праздники, их меню

Сюжетно-ролевые игры



1

25.

Как правильно накрыть стол.

Экскурсия в столовую.



1

26.

Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом

Беседа на тему «Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом»



1

27.

Щи да каша – пища наша

Конкурс – рисунков «Вкусный маршрут»



1

28.

Что готовили наши прабабушки.

Тест



1

29.

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»

Тест «Здоровое питание – отличное настроение»


1


30.

Праздник урожая

Конкурсы.



1

31.

Если хочешь быть здоров

Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».



1

32.

Из чего состоит наша пища

Творческий отчет вместе с родителями.


1




33.

Полезные и вредные привычки

Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова».



1

34.

Самые полезные продукты

Тест «Самые полезные продукты»


1






Календарно-тематическое планирование

п/п


Тема занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

Формы организации занятий / мероприятий

план

факт

1

Если хочешь быть здоров

1



Конкурс «Мама папа я - спортивная семья»

2

Из чего состоит наша пища

1



Сюжетно-ролевые игры.

3

Полезные и вредные привычки

1



Оформление плаката с правилами питания.

4

Самые полезные продукты

1



Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест.

5

Как правильно есть (гигиена питания)

1



Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака.

6

Удивительное превращение пирожка

1



Составление меню обеда.

7

Твой режим питания

1



Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».

8

Из чего варят каши

1



Творческий отчет вместе с родителями.

9

Как сделать кашу вкусной

1



Экскурсия в столовую.

10

Плох обед, коли хлеба нет

1



Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка».

11

Хлеб всему голова

1



Оформление плаката с правилами питания.

12

Полдник

1



Сюжетно-ролевая игра, соревнование.

13

Время есть булочки

1



Составление меню завтрака.

14

Пора ужинать

1



Конкурсы.

15

Почему полезно есть рыбу

1



Выполнение проектов по теме «Почему полезно есть рыбу».

16

Мясо и мясные блюда

1



Составление меню: «Мясные блюда»

17

Где найти витамины зимой и весной

1



Викторина «Витамины зимой»

18

Всякому овощу – свое время

1



Отгадывание кроссворда.

19

Как утолить жажду

1



Оформление плаката «Вода, вода…»

20

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

1



Тест

21

На вкус и цвет товарищей нет

1



Викторины.

22

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

1



Составление меню обеда.

23

Каждому овощу – свое время

1



Выполнение проектов по теме «Каждому овощу – свое время».

24

Народные праздники, их меню

1



Сюжетно-ролевые игры

25

Как правильно накрыть стол.

1



Экскурсия в столовую.

26

Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом

1



Беседа на тему «Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом»

27

Щи да каша – пища наша

1



Конкурс – рисунков «Вкусный маршрут»

28

Что готовили наши прабабушки.

1



Тест

29

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»

1



Тест «Здоровое питание – отличное настроение»

30

Праздник урожая

1



Конкурсы.

31

Если хочешь быть здоров

1



Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».

32

Из чего состоит наша пища

1



Творческий отчет вместе с родителями.

33

Полезные и вредные привычки

1



Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова».

34

Самые полезные продукты

1



Тест «Самые полезные продукты»









































Материально – техническое обеспечение

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с

Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с

Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с

Список литературы для детей.

1.Верзилин.Н.  По следам Робинзона Л. 1974,254с

2 Верзилин. Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с

3Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.

4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.