Методическая разработка разговора с обучающимися:
«Экология стала самым громким словом на Земле»
Разработку подготовила учитель математики МКОУ «ООШ №28» г. Миасса Фостова К.Е.
Форма проведения: проблемно – диалогическая беседа с учащимися.
Цель: Воспитание бережного отношения к природе, формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления.
Задачи:
познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
способствовать воспитанию любви к родной природе;
пополнение знаний учащихся по экологии.
Ход беседы:
I. Вступительная часть.
Слайд 1
Здравствуйте ребята. Меня зовут Кристина Евгеньевна Фостова, я учитель математики в школе №28. Так как я вас не знаю, хотелось бы поближе с вами познакомиться. Надеюсь, наш разговор будет полезным и интересным для вас.
Игра «Ветер дует на того, кто…»
- родился осенью,
- у кого карие глаза,
- кто родился летом,
- кто любит кошек,
- кто родился весной,
- кто любит сладкое,
- кто проснулся с хорошим настроением,
- кто родился зимой,
- кто любит цветы,
- кто сегодня с радостью шел на нашу встречу,
- у кого в имени есть буква а,
- кто ждет каникул.
Вот мы и немного познакомились.
Из предложенных тем вы выбрали…..
Слайд 2
«Экология стала самым громким словом на земле» (Валентин Григорьевич Распутин);
- Я довольна вашим выбором, ваш выбор говорит о том, что, не смотря на возраст, вас волнуют серьезные вопросы, и вы готовы их обсуждать.
А начнем мы с просмотра видеоролика.
Слайд 3
Просмотр видеоролика
Слайд 4 с темой
- Скажите, какую главную мысль показал это ролик? (человек разрушает природу, нужно земле помогать, ухаживать за ней и тогда все смогут существовать вместе и жить счастливо)
- Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется и нам с вами и будущему поколению. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы.
- Ребята, как вы понимаете слово ЭКОЛОГИЯ? (ответы)
Слайд 5
-В словаре С.И. Ожегова дается такое определение:
ЭКОЛОГИЯ, и, ж. 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Э. растений. Э. животных. Э. человека. 2. Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде. Э. леса. Э. водоёма, почвы. Э. человека или социальная э. (взаимодействие человека, общества и окружающей среды). Э. культуры (перен.).
- Как вы думаете, почему экология стала самым громким словом на земле?
- Действительно, Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.
- Давайте с вами представим себя экологами, и подумаем, какие экологические проблемы существуют на Земле? (фото на доску)
1. Вырубка лесов. Леса обогащают атмосферу столь необходимым для жизни кислородом и поглощают диоксид углерода. Они играют основную роль в круговороте воды. Обезлесение продолжается во всём мире с большой скоростью. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6 миллионов гектаров. За каждую секунду исчезает с лица планеты лес с размером футбольное поле.
2. Разрушение озонового слоя. Выбрасываемые в атмосферу фторированные и хлорированные углеводороды и галогенные соединения разрушают структуру слоя. Он истощается и это приводит к образованию озоновых дыр.
3. Сокращение биоразнообразия. По оценкам специалистов ежегодно исчезает 10-15 тысяч разновидностей организмов. В Красную книгу России по состоянию 2000 года занесены 415 видов животных.
4. Загрязнение воды. За последние десятилетия большинство рек и озер мира было превращено в сточные канавы и отстойники..
5. Нефтяное загрязнение. В наши дни нефть, как энергетический ресурс, является одним из основных факторов развития экономики. Но добыча нефти, ее транспортировка и переработка неизменно сопровождается ее потерями, выбросами и сбросами вредных веществ, последствием которых является загрязнение окружающей среды.
6. Отходы. В окружающую среду выбрасывается около 100 тыс. искусственных химических веществ, из которых 15 тыс. требуют особого внимания.
- Как вы считаете, какая проблема сейчас одна из самых глобальных?
- В настоящее время она является одной из глобальных проблем. По новостям все чаще и чаще упоминают про большие свалки мусора.
Слайд 6
- Сейчас я вам предлагаю поработать в группах.
- 1 группа: вам нужно предположить и записать продолжительность разложения отходов.
Слайд 7
Автобусный билет – 1 месяц.
Кожура банана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик — до 5 лет.
Консервная банка — 10 лет.
Шерстяной носок — 1 год.
Деревянная палка — 4 года.
Деревянная окрашенная доска — 13 лет.
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.
Стеклянные бутылки — никогда.
- 2 группа: вам нужно заняться сортировкой мусора
- Как вы считаете, ваш вклад важен в решение проблемы?
- Конечно важен. От каждого из вас важно действие и только объединившись все вместе мы попробуем попытаться изменить экологическую проблему.
- Подумайте, какие могут быть последствия, если люди не будут сортировать мусор, не будут его правильно утилизировать, будут оставлять мусор в лесах, на дорогах и т.д.?
Слайд 8 последствия мусора фото
- Вы согласны с высказыванием Валентина Григорьевича?
- Конечно, экология это очень громкая проблема на земле.
- А теперь давайте подытожим наш разговор и проведем небольшую рефлексию. Перед вами квадрат 3 на 3. В середине нужно написать слово экология, а остальные клетки заполнить словами-ассоциациями. Выберете 1 столбик или 1 строку и попробуйте объединить эти слова в предложение.
- Я надеюсь, что сегодняшний разговор останется у вас в памяти
- Я благодарю вас за участие в этой беседе. И закончить хотелось бы следующими строками:
Слайд 9
"…Леса без птиц
И земли без воды.
Всё меньше
окружающей природы,
Всё больше –
окружающей среды".
Слайд 10
- Желаю вам экологически чистых отношений с окружающей природой и с собой!