СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговорный стиль речи, его стилевые черты.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разговорный стиль речи, его стилевые черты.»

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ,  ЕГО СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ   Маюр Виктория Викторовна, МАОУ Каскаринская СОШВ

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ, ЕГО СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ

Маюр Виктория Викторовна,

МАОУ Каскаринская СОШВ

Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Основная функция Общение Назначение Передача информации Сфера применения Беседа , частная переписка Разновидности Литературно-разговорный и разговорно-бытовой Тематика События, погода, здоровье, новости Формы Устная (преобладающая форма общения) и письменная Характерные черты Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность

Научиться говорить – значит научиться строить высказывания

Основная функция

Общение

Назначение

Передача информации

Сфера применения

Беседа , частная переписка

Разновидности

Литературно-разговорный и разговорно-бытовой

Тематика

События, погода, здоровье, новости

Формы

Устная (преобладающая форма общения) и письменная

Характерные черты

Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность

  В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация .   Непринуждённая речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием гласных, паузами, изменениями темпа речи.

В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация .

Непринуждённая речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием гласных, паузами, изменениями темпа речи.

Лексика характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски существительные : балагур, враньё, ерунда, задира, злюка, картошка,  дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.; прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлый  и т. д.; глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать,  жадничать, огорошить, прихворнуть, чудить и др. наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточку  и др.

Лексика характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски

  • существительные : балагур, враньё, ерунда, задира, злюка, картошка, дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.;
  • прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлый и т. д.;
  • глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать, жадничать, огорошить, прихворнуть, чудить и др.
  • наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточку и др.
Фразеологизмы стилистически выразительны содержат разнообразные экспрессивно-оценочные оттенки: иронический, пренебрежительный, шутливый характеризуются структурным разнообразием: ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.

Фразеологизмы

  • стилистически выразительны
  • содержат разнообразные экспрессивно-оценочные оттенки: иронический, пренебрежительный, шутливый
  • характеризуются структурным разнообразием: ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.
Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его  экспрессивностью и оценочностью  В разряде существительных используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер: ак/-як: добряк, здоровяк ; ан/-ян: старикан, грубиян ; ач: бородач, силач ; ежк(а): зубрежка, кормежка ; отн(я): беготня, пачкотня ; ыш: глупыш, крепыш ;  -яг(а): доходяга, работяга

Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его экспрессивностью и оценочностью

В разряде существительных используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер:

  • ак/-як: добряк, здоровяк ;
  • ан/-ян: старикан, грубиян ;
  • ач: бородач, силач ;
  • ежк(а): зубрежка, кормежка ;
  • отн(я): беготня, пачкотня ;
  • ыш: глупыш, крепыш ; -яг(а): доходяга, работяга
Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его  экспрессивностью и оценочностью   Для прилагательных, имеющих разговорный характер, можно выделить суффиксы: аст - : глазастый, языкастый ; енн -: здоровенный, обалденный .   К разговорной лексике относятся глаголы на: ничать : бродяжничать, жеманничать ; ивать : пошаливать, поговаривать .

Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его экспрессивностью и оценочностью

Для прилагательных, имеющих разговорный характер, можно выделить суффиксы:

  • аст - : глазастый, языкастый ;
  • енн -: здоровенный, обалденный .

К разговорной лексике относятся глаголы на:

  • ничать : бродяжничать, жеманничать ;
  • ивать : пошаливать, поговаривать .
Синтаксис 1. Широкое использование вопросительных и побудительных предложений: Кого они любят? Что им надо ? (М. Горький). За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш ! (М. Горький). 2.  Использование неполных предложений в диалоге: - А что, Денисов хороший? - спросила она. – Хороший .

Синтаксис

1. Широкое использование вопросительных и побудительных предложений:

  • Кого они любят? Что им надо ? (М. Горький).
  • За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш ! (М. Горький).

2. Использование неполных предложений в диалоге:

  • - А что, Денисов хороший? - спросила она. – Хороший .
Синтаксис 3.  Часто допускаются лексические повторы : Надо, чтоб парень был видный, из себя красивый. Да, да, да . (Н. Островский). 4.  В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи : Люди как люди. Что за человек! Нашел с кем дружить!

Синтаксис

3. Часто допускаются лексические повторы :

  • Надо, чтоб парень был видный, из себя красивый. Да, да, да . (Н. Островский).

4. В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи :

  • Люди как люди. Что за человек! Нашел с кем дружить!
Этикет – правила вежливости Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов. Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах. Воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности. Общегражданский этикет  – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Этикет – правила вежливости

  • Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.
  • Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.
  • Воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
  • Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Запишите предложение   ( Н..)что (не) обходит(?)ся нам так дёш..во и (не)цен..т(?)ся так дорого __ как вежливость.      Сервантес

Запишите предложение

( Н..)что (не) обходит(?)ся нам так дёш..во и (не)цен..т(?)ся так дорого __ как вежливость.

Сервантес

Ситуация 1   Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её, рядом поднимается мальчик.  -Садитесь, пожалуйста!  -Ну, что ты…Спасибо…Не надо…  -Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю. В чём не прав мальчик?

Ситуация 1

Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её, рядом поднимается мальчик.

-Садитесь, пожалуйста! -Ну, что ты…Спасибо…Не надо… -Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

  • В чём не прав мальчик?
Ситуация 2   Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит:

Ситуация 2

Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось".

  • В чём не прав мальчик?
воспитывайте в себе привычку постоянно помнить об окружающих: не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями; закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь; не забывай говорить

воспитывайте в себе привычку постоянно помнить об окружающих:

  • не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;
  • закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;
  • не забывай говорить "волшебные слова";
  • помоги пожилому человеку или малышу;
  • если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;
  • помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;
  • помни: ты –человек, веди себя по-человечески!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!