гордость за страну
Сценарий занятия
ДЕНЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ
8- 9 классы
любовь к Родине
самореализация
1 2 февраля 202 4 г .
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«ДЕНЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ»
Цель занятия:
- актуализировать у обучающихся знания о выдающихся достижениях соотечественников, чьи открытия и разработки вошли в мировое наследие;
- мотивировать обучающихся к познавательной и исследовательской деятельности;
- представить обучающимся палитру возможностей, которые открываются в Движении Первых в рамках направления «Наука и технологии».
Формирующиеся ценности : гордость за страну, любовь к Родине, самореализация.
Основные смыслы : День первооткрывателя – праздник, который посвящен выдающимся соотечественникам - путешественникам, ученым, исследователям и их открытиям. Первооткрыватели – это, в первую очередь профессионалы, которые смогли преодолеть границы стандартной деятельности и посвятили свою жизнь служению людям, науке, своей стране. Мы сохраняем память о первооткрывателях нашей страны, учимся у них целеустремленности, верности своему делу, мужеству идти впереди. Совершать открытия могут люди разного возраста и разных профессий.
Продолжительность занятия: 30 минут
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа, игра. Занятие предполагает использование видеофрагментов и включает интерактивные задания.
Комплект материалов:
- сценарий, методические рекомендации, видеофрагмент, интерактивные задания.
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеофрагмент,
- интерактивные задания.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Интерактивное задание «Русские имена на карте мира»
Учитель. Ребята, перед нами карта и на ней нанесено несколько точек: море Беллинсгаузена, море Лазарева, мыс Дежнёва, мыс Челюскина, море Лаптевых, Берингов пролив ( при наведении на значок геолокации появляется название географического объекта ). Что их объединяет?
Ответы обучающихся
Учитель. Верно, все эти географические объекты открыты великими русскими мореплавателями и названы их именами.
Давайте совершим небольшое виртуальное путешествие по карте мира и вспомним некоторые имена русских первооткрывателей ( при нажатии на
значок геолокации воспроизводится видео о данном географическом
открытии
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/russiaintheworld- 34-
2/index.html?back_url=/topic/37/grade/34/
Учитель. Ежегодно 29 января отмечается День первооткрывателя, и эта дата выбрана неспроста. История этого праздника берёт своё начало с открытия в 1820 году континента Антарктида российскими мореплавателями под командованием капитанов Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева .
Учитель. Ребята, вы считаете понятие «первооткрыватель» применимо только к людям, совершившим географические открытия? Или это понятие шире? Можно ли изобретателя считать первооткрывателем? А исследователя?
Ответы обучающихся
Учитель, подводя итоги обсуждения . Первооткрыватели – это те, кто первыми прокладывают дорогу в новое, неизвестное. И к ним относятся не только те, кто первым прошел через территорию или местность, неизведанную ранее, открыв новые пути (первопроходцы), но и люди, который создали новое устройство, механизм, метод или процесс, который ранее не существовал и обладает практической значимостью (изобретатели), и те, кто проводит исследования, научные изыскания (исследователи).
Учитель. День первооткрывателя – это праздник, который посвящен не только нашим выдающимся соотечественникам - путешественникам, но и ученым, исследователям и их открытиям. Давайте вспомним некоторых их них.
Демонстрация видеоролика «Первооткрыватели»
Наши соотечественники были первооткрывателями в самых разных сферах: освоении космоса, медицине, микробиологии, кинематографе, информационных технологиях, строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и других областях.
Так в 1899 году инженер Ипполит Романов в Санкт-Петербурге представил первый электромобиль – четырёхколёсный экипаж. Его максимальная скорость составляла 39 км/ч. Это изобретение стало праотцом известного нам троллейбуса.
Сегодня сложно представить жизнь без цветных фотографий. И открыл нам их в 1902 году фотограф- исследователь Сергей Прокудин- Горский . Он создал собственную технологию получения цветных изображений. Для этого использовалась тройная экспозиция, иными словами, он делал три одинаковых снимка с использованием фильтров разного цвета: синего, красного и зелёного. При соединении снимков получалось удивительно яркая картинка.
Прообразом современных роботов- помощников стала разработка советского инженера Бориса Гришина . В 1966 году он создал робота- секретаря (Автоматизированную Рабочую Станцию) для своей матери, которая серьёзно болела и нуждалась в уходе. Он мог передвигаться и ухаживать за человеком, отвечать на телефонные звонки, включал и выключал свет, бытовую технику, регулировал температуру в помещении.
Настоящим прорывом в мировой медицине стало открытие врача- кардиохирурга, изобретателя Лео Бокерии. Его экспериментальный метод хирургического лечения нарушений ритма сердца помог спасти десятки тысяч жизней и изменил представление о диагностике сердечных заболеваний. В этом году Леонид Антонович Бокерия отметит 85- летний юбилей.
Часть 2. Основная.
Учитель. Ребята, как вы считаете, можно ли в наше время сделать какое-
то открытие и стать первым человеком, который сделает что-то новое, или все уже открыто и изобретено? Сформулируйте и объясните свою позицию.
Ответы обучающихся.
Учитель. Узнаем мнение по этому вопросу современного исследователя Анатолия Михайловича Сагалевича , учёного, Героя России. На протяжении многих лет он изучает мировой океан, он совершил более 500 погружений, открыл несколько десятков новых видов животных и растений в мировом океане.
Кадры погружений А.М. Сагалевича можно увидеть в знаменитом фильме «Титаник».
Видеоинтервью с А.М. Сагалевичем
Учитель. Анатолий Михайлович в интервью обозначил одно из важных условий для того, чтобы совершить открытие и стать первооткрывателем. Что это за условие?
Ответы обучающихся
Учитель. Верно, ребята! Нужно точно знать, что было сделано до тебя, например, в науке, является ли новое для тебя знание таким же новым для всего человечества. То есть первооткрыватель должен еще обладать обширными знаниями.
Учитель. Давайте проверим, насколько хорошо мы ориентируемся в некоторых научных открытиях.
Работа с интерактивным заданием «Настоящее или будущее?»
Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы викторины. Варианты ответов: «Реальность» или «Будущее». Нажимая на кнопку, соответствующую выбранному школьниками ответу, учитель открывает
ответ на вопрос. Нажатием кнопки «Далее» учитель продолжает викторину.
- Дом можно напечатать на принтере.
Реальность. Технология 3Д печати используется для печати крупных объектов совсем недавно, но уже есть успешные примеры создания домов таким способом.
- Бетон самостоятельно может восстанавливаться при повреждении.
Будущее. Но ученые работают над созданием инновационного материала, соединяющего песок, гидрогель и цианобактерии. Материал подобен бетону,
который способен восстанавливаться при повреждении.
- Самонастраивающиеся очки для людей с нарушениями зрения.
Реальность. Ученые разработали очки с динамическим фокусным
расстоянием - с сенсорами, которые измеряют расстояние до объекта и очень точно настраивают очки, чтобы объект был в фокусе.
Будущее. Проблема хранения огромных объемов информации актуальна
для всех сфер современной жизнедеятельности. В РХТУ имени Менделеева ученые уже ведут разработали и проводят опытно-конструкторские работы жесткого диска, на котором информация будет храниться сто тысяч лет.
- Обмен электронными данными, который невозможно взломать. Будущее. Пока таких технологий нет, но ученые уверены, что смогут найти такие решения в передаче информации, благодаря принципам квантовой
физики.
- Тушение пожаров с помощью звуков.
Будущее. Но существуют уже прототипы беспилотников, которые будут направлять громкие звуки на деревья, что позволит перекрыть доступ огня к
кислороду.
Учитель.
- Ребята, а как вы считаете, можно ли совершить открытие в одиночку?
- Современный первооткрыватель – это храбрый одиночка? Или это лидер команды?
- Высоких результатов легче добиться одному или в команде? Почему?
- Что предшествует открытию? Могут возникнуть «из ничего»?
Ответы обучающихся
ли современные открытия
Методический комментарий: учитель подводит обучающихся к выводу, что современные открытия - это результат работы команды разных специалистов, например, открытию новых видов животных в мировом океане предшествует сбор данных, анализ, разведка, расчеты и т. д.
Новые открытия всегда базируются на предыдущих достижениях науки и техники.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Наш сегодняшний спикер Анатолий Михайлович Сагалевич отметил, что первое, что нужно сделать тому, кто хочет стать первооткрывателем – это выбрать направление в жизни. Для тех, кому интересна наука, кто хочет присоединиться к команде единомышленников – создано направление «Наука Первых», о котором расскажет председатель правления Движения Григорий Гуров.
Демонстрация видеоролика «Наука Первых». Анонс научных проектов Движения Первых от Григория Гурова
Учитель. Ребята, скажите, а кто из вас участвовал в проектах Движения первых или иных проектах? Поделитесь своим опытом. В каких проектах Движения Первых вы хотели бы принять участие?
Ответы обучающихся.
Дополнительно учитель может показать видео с активистами Движения первых, которые делятся опытом своей командной работы в проектах РДДМ.
Видеоролик «Мое участие Движении Первых»
Учитель. Ребята, сегодня мы поняли, что первооткрыватели – это профессионалы своего дела, которые смогли преодолеть границы стандартной деятельности и посвятили свою жизнь служению людям, науке, своей стране.
Россия – страна первых, и мы гордимся нашими великими первопроходцами, изобретателями и исследователями. Мы учимся у них целеустремленности, верности своему делу, мужеству идти впереди. Совершать открытия могут люди разного возраста и разных профессий и в подтверждение этому слова замечательного поэта Роберта Рождественского
- демонстрация видеоролика «Если вы есть – будьте первыми»
Если вы есть – будьте первыми, Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями,
Из книг – настоящими книгами.
Первыми будьте и только! Пенными, как моря.
Лучше второго художника Первый маляр.
Спросят вас оробело:
«Кто же тогда останется, Если все будут первыми, Кто пойдёт в замыкающих?»
А вы трусливых не слушайте, Вы их сдуйте как пену,
Если вы есть – будьте лучшими, Если вы есть – будьте первыми!
Если вы есть – попробуйте Горечь зелёных побегов, Примериваясь, потрогайте Великую ношу первых.
Как самое неизбежное Взвалите её на плечи.
Если вы есть – будьте первыми,
Первым труднее и легче!
Учитель. Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Закончите фразу
«Быть первым – это….»
Ответы обучающихся.
Учитель. В завершение занятия, ребята, хочу пожелать вам быть первыми, и всегда помнить, что новые открытия – в ваших руках!
ПОСТРАЗГОВОР
- Посещение музеев и выставок, посвященных истории науки и
техники, экспозиций, связанных с открытиями и изобретениями.
- Участие в мероприятиях на площадках Кванториумов.
- Знакомство с сайтом Российского общества «Знание» https://nauka.znanierussia.ru/
- Знакомство с сайтом Движения Первых, направление Наука и технологии. «Дерзай и открывай» https://xn- - 90acagbhgpca7c8c7f.xn- - p1ai/projects/17
- Знакомство с материалами и мероприятиями Всероссийского фестиваля науки https://festivalnauki.ru/
- Знакомство с конкурсом «Знаешь? Научи!» корпорации
«Росатом» https://homo-science.ru/contests/special
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Сайт Десятилетия науки и технологий в России, https://наука.рф/
- Литература о научных открытиях.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Литература: произведения о путешественниках, учёных- исследователях.
Предметы естественно- научного цикла: работа с географическими
картами, значение открытий и изобретений в различных областях науки.
История: история научных открытий и изобретений.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Сайт Десятилетия науки и технологий в России, https://наука.рф/ Литература о научных открытиях.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:
Благодарность учёным-исследователям, посвятившим свою жизнь изучению географического, культурного и исторического наследия России.
10