СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. 12 февраля 2024 г. День первооткрывателя. Сценарий занятия. 8-9 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: 100ballnik.com

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. 12 февраля 2024 г. День первооткрывателя. Сценарий занятия. 8-9 классы.»

гордость  за  страну Сценарий  занятия ДЕНЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ 8- 9  классы любовь  к  Родине самореализация 1 2 февраля 202 4 г .

гордость за страну

Сценарий занятия

ДЕНЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ

8- 9 классы

любовь к Родине

самореализация

1 2 февраля 202 4 г .

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8-9 классов по теме

«ДЕНЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ»

Цель занятия:

  • актуализировать у обучающихся знания о выдающихся достижениях соотечественников, чьи открытия и разработки вошли в мировое наследие;
  • мотивировать обучающихся к познавательной и исследовательской деятельности;
  • представить обучающимся палитру возможностей, которые открываются в Движении Первых в рамках направления «Наука и технологии».

Формирующиеся ценности : гордость за страну, любовь к Родине, самореализация.

Основные смыслы : День первооткрывателя – праздник, который посвящен выдающимся соотечественникам - путешественникам, ученым, исследователям и их открытиям. Первооткрыватели – это, в первую очередь профессионалы, которые смогли преодолеть границы стандартной деятельности и посвятили свою жизнь служению людям, науке, своей стране. Мы сохраняем память о первооткрывателях нашей страны, учимся у них целеустремленности, верности своему делу, мужеству идти впереди. Совершать открытия могут люди разного возраста и разных профессий.

Продолжительность занятия: 30 минут

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа, игра. Занятие предполагает использование видеофрагментов и включает интерактивные задания.

Комплект материалов:

  • сценарий, методические рекомендации, видеофрагмент, интерактивные задания.
  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеофрагмент,
  • интерактивные задания.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Интерактивное задание «Русские имена на карте мира»

Учитель. Ребята, перед нами карта и на ней нанесено несколько точек: море Беллинсгаузена, море Лазарева, мыс Дежнёва, мыс Челюскина, море Лаптевых, Берингов пролив ( при наведении на значок геолокации появляется название географического объекта ). Что их объединяет?

Ответы обучающихся

Учитель. Верно, все эти географические объекты открыты великими русскими мореплавателями и названы их именами.

Давайте совершим небольшое виртуальное путешествие по карте мира и вспомним некоторые имена русских первооткрывателей ( при нажатии на

значок геолокации воспроизводится видео о данном географическом

открытии

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/russiaintheworld- 34-

2/index.html?back_url=/topic/37/grade/34/

Учитель. Ежегодно 29 января отмечается День первооткрывателя, и эта дата выбрана неспроста. История этого праздника берёт своё начало с открытия в 1820 году континента Антарктида российскими мореплавателями под командованием капитанов Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева .

Учитель. Ребята, вы считаете понятие «первооткрыватель» применимо только к людям, совершившим географические открытия? Или это понятие шире? Можно ли изобретателя считать первооткрывателем? А исследователя?

Ответы обучающихся

Учитель, подводя итоги обсуждения . Первооткрыватели – это те, кто первыми прокладывают дорогу в новое, неизвестное. И к ним относятся не только те, кто первым прошел через территорию или местность, неизведанную ранее, открыв новые пути (первопроходцы), но и люди, который создали новое устройство, механизм, метод или процесс, который ранее не существовал и обладает практической значимостью (изобретатели), и те, кто проводит исследования, научные изыскания (исследователи).

Учитель. День первооткрывателя – это праздник, который посвящен не только нашим выдающимся соотечественникам - путешественникам, но и ученым, исследователям и их открытиям. Давайте вспомним некоторых их них.

Демонстрация видеоролика «Первооткрыватели»

Наши соотечественники были первооткрывателями в самых разных сферах: освоении космоса, медицине, микробиологии, кинематографе, информационных технологиях, строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и других областях.

Так в 1899 году инженер Ипполит Романов в Санкт-Петербурге представил первый электромобиль четырёхколёсный экипаж. Его максимальная скорость составляла 39 км/ч. Это изобретение стало праотцом известного нам троллейбуса.

Сегодня сложно представить жизнь без цветных фотографий. И открыл нам их в 1902 году фотограф- исследователь Сергей Прокудин- Горский . Он создал собственную технологию получения цветных изображений. Для этого использовалась тройная экспозиция, иными словами, он делал три одинаковых снимка с использованием фильтров разного цвета: синего, красного и зелёного. При соединении снимков получалось удивительно яркая картинка.

Прообразом современных роботов- помощников стала разработка советского инженера Бориса Гришина . В 1966 году он создал робота- секретаря (Автоматизированную Рабочую Станцию) для своей матери, которая серьёзно болела и нуждалась в уходе. Он мог передвигаться и ухаживать за человеком, отвечать на телефонные звонки, включал и выключал свет, бытовую технику, регулировал температуру в помещении.

Настоящим прорывом в мировой медицине стало открытие врача- кардиохирурга, изобретателя Лео Бокерии. Его экспериментальный метод хирургического лечения нарушений ритма сердца помог спасти десятки тысяч жизней и изменил представление о диагностике сердечных заболеваний. В этом году Леонид Антонович Бокерия отметит 85- летний юбилей.

Часть 2. Основная.

Учитель. Ребята, как вы считаете, можно ли в наше время сделать какое-

то открытие и стать первым человеком, который сделает что-то новое, или все уже открыто и изобретено? Сформулируйте и объясните свою позицию.

Ответы обучающихся.

Учитель. Узнаем мнение по этому вопросу современного исследователя Анатолия Михайловича Сагалевича , учёного, Героя России. На протяжении многих лет он изучает мировой океан, он совершил более 500 погружений, открыл несколько десятков новых видов животных и растений в мировом океане.

Кадры погружений А.М. Сагалевича можно увидеть в знаменитом фильме «Титаник».

Видеоинтервью с А.М. Сагалевичем

Учитель. Анатолий Михайлович в интервью обозначил одно из важных условий для того, чтобы совершить открытие и стать первооткрывателем. Что это за условие?

Ответы обучающихся

Учитель. Верно, ребята! Нужно точно знать, что было сделано до тебя, например, в науке, является ли новое для тебя знание таким же новым для всего человечества. То есть первооткрыватель должен еще обладать обширными знаниями.

Учитель. Давайте проверим, насколько хорошо мы ориентируемся в некоторых научных открытиях.

Работа с интерактивным заданием «Настоящее или будущее?»

Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы викторины. Варианты ответов: «Реальность» или «Будущее». Нажимая на кнопку, соответствующую выбранному школьниками ответу, учитель открывает

ответ на вопрос. Нажатием кнопки «Далее» учитель продолжает викторину.

  • Дом можно напечатать на принтере.

Реальность. Технология 3Д печати используется для печати крупных объектов совсем недавно, но уже есть успешные примеры создания домов таким способом.

  • Бетон самостоятельно может восстанавливаться при повреждении.

Будущее. Но ученые работают над созданием инновационного материала, соединяющего песок, гидрогель и цианобактерии. Материал подобен бетону,

который способен восстанавливаться при повреждении.

  • Самонастраивающиеся очки для людей с нарушениями зрения.

Реальность. Ученые разработали очки с динамическим фокусным

расстоянием - с сенсорами, которые измеряют расстояние до объекта и очень точно настраивают очки, чтобы объект был в фокусе.

  • Вечный жесткий диск

Будущее. Проблема хранения огромных объемов информации актуальна

для всех сфер современной жизнедеятельности. В РХТУ имени Менделеева ученые уже ведут разработали и проводят опытно-конструкторские работы жесткого диска, на котором информация будет храниться сто тысяч лет.

  • Обмен электронными данными, который невозможно взломать. Будущее. Пока таких технологий нет, но ученые уверены, что смогут найти такие решения в передаче информации, благодаря принципам квантовой

физики.

  • Тушение пожаров с помощью звуков.

Будущее. Но существуют уже прототипы беспилотников, которые будут направлять громкие звуки на деревья, что позволит перекрыть доступ огня к

кислороду.

Учитель.

  • Ребята, а как вы считаете, можно ли совершить открытие в одиночку?
  • Современный первооткрыватель – это храбрый одиночка? Или это лидер команды?
  • Высоких результатов легче добиться одному или в команде? Почему?
  • Что предшествует открытию? Могут возникнуть «из ничего»?

Ответы обучающихся

ли современные открытия

Методический комментарий: учитель подводит обучающихся к выводу, что современные открытия - это результат работы команды разных специалистов, например, открытию новых видов животных в мировом океане предшествует сбор данных, анализ, разведка, расчеты и т. д.

Новые открытия всегда базируются на предыдущих достижениях науки и техники.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Наш сегодняшний спикер Анатолий Михайлович Сагалевич отметил, что первое, что нужно сделать тому, кто хочет стать первооткрывателем это выбрать направление в жизни. Для тех, кому интересна наука, кто хочет присоединиться к команде единомышленников – создано направление «Наука Первых», о котором расскажет председатель правления Движения Григорий Гуров.

Демонстрация видеоролика «Наука Первых». Анонс научных проектов Движения Первых от Григория Гурова

Учитель. Ребята, скажите, а кто из вас участвовал в проектах Движения первых или иных проектах? Поделитесь своим опытом. В каких проектах Движения Первых вы хотели бы принять участие?

Ответы обучающихся.

Дополнительно учитель может показать видео с активистами Движения первых, которые делятся опытом своей командной работы в проектах РДДМ.

Видеоролик «Мое участие Движении Первых»

Учитель. Ребята, сегодня мы поняли, что первооткрыватели – это профессионалы своего дела, которые смогли преодолеть границы стандартной деятельности и посвятили свою жизнь служению людям, науке, своей стране.

Россия – страна первых, и мы гордимся нашими великими первопроходцами, изобретателями и исследователями. Мы учимся у них целеустремленности, верности своему делу, мужеству идти впереди. Совершать открытия могут люди разного возраста и разных профессий и в подтверждение этому слова замечательного поэта Роберта Рождественского

- демонстрация видеоролика «Если вы есть будьте первыми»

Если вы есть – будьте первыми, Первыми, кем бы вы ни были.

Из песен – лучшими песнями,

Из книг – настоящими книгами.

Первыми будьте и только! Пенными, как моря.

Лучше второго художника Первый маляр.

Спросят вас оробело:

«Кто же тогда останется, Если все будут первыми, Кто пойдёт в замыкающих?»

А вы трусливых не слушайте, Вы их сдуйте как пену,

Если вы есть – будьте лучшими, Если вы есть – будьте первыми!

Если вы есть – попробуйте Горечь зелёных побегов, Примериваясь, потрогайте Великую ношу первых.

Как самое неизбежное Взвалите её на плечи.

Если вы есть – будьте первыми,

Первым труднее и легче!

Учитель. Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Закончите фразу

«Быть первым – это….»

Ответы обучающихся.

Учитель. В завершение занятия, ребята, хочу пожелать вам быть первыми, и всегда помнить, что новые открытия – в ваших руках!

ПОСТРАЗГОВОР

  • Посещение музеев и выставок, посвященных истории науки и

техники, экспозиций, связанных с открытиями и изобретениями.

  • Участие в мероприятиях на площадках Кванториумов.
  • Знакомство с сайтом Российского общества «Знание» https://nauka.znanierussia.ru/
Знакомство  с  сайтом  Движения  Первых,  направление  Наука  и технологии.  «Дерзай  и  открывай»  https://xn- - 90acagbhgpca7c8c7f.xn- -  p1ai/projects/17 Знакомство  с  материалами  и  мероприятиями  Всероссийского фестиваля  науки  https://festivalnauki.ru/ Знакомство  с  конкурсом  «Знаешь?  Научи!»  корпорации «Росатом»  https://homo-science.ru/contests/special ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ Сайт  Десятилетия  науки  и  технологий  в  России,  https://наука.рф/ Литература  о  научных  открытиях. ИНТЕГРАЦИЯ  С  УЧЕБНЫМИ  ПРЕДМЕТАМИ Литература:  произведения  о  путешественниках,  учёных- исследователях. Предметы  естественно- научного  цикла:  работа  с  географическими картами,  значение  открытий  и  изобретений  в  различных  областях  науки. История:  история  научных  открытий  и  изобретений. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ Сайт  Десятилетия  науки  и  технологий  в  России,  https://наука.рф/  Литература  о  научных  открытиях. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ  ЛИНИИ: Благодарность  учёным-исследователям,  посвятившим  свою  жизнь изучению  географического,  культурного  и  исторического  наследия  России.
  • Знакомство с сайтом Движения Первых, направление Наука и технологии. «Дерзай и открывай» https://xn- - 90acagbhgpca7c8c7f.xn- - p1ai/projects/17
  • Знакомство с материалами и мероприятиями Всероссийского фестиваля науки https://festivalnauki.ru/
  • Знакомство с конкурсом «Знаешь? Научи!» корпорации

«Росатом» https://homo-science.ru/contests/special

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Сайт Десятилетия науки и технологий в России, https://наука.рф/
  • Литература о научных открытиях.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Литература: произведения о путешественниках, учёных- исследователях.

Предметы естественно- научного цикла: работа с географическими

картами, значение открытий и изобретений в различных областях науки.

История: история научных открытий и изобретений.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Сайт Десятилетия науки и технологий в России, https://наука.рф/ Литература о научных открытиях.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

Благодарность учёным-исследователям, посвятившим свою жизнь изучению географического, культурного и исторического наследия России.

10

10