дружба
коллективизм
Сцена р ий занятия
Как найти своё место в обществе?
10–11 классы
самореализация
4 марта 2024 года
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10–11 классов по теме
«КАК НАЙТИ СВОЁ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ?»
Цели занятия:
самореализации в обществе;
- формирование в ост р е б о в а н н ых н авы к о в:
ц е н н о с т но г о
отношения обучающихся к
ответственности за развитие
чувства
о бщ е н и е, ре ш е н ие п ро б л е м , т в о рче с к о е и
критическое мышление;
- формирование и развитие навыков эмпатии: заботы о других, желания быть полезным для других людей, для общества, для нашей страны.
Формирующиеся ценности: дружба, коллективизм , самореализация.
Основные смыслы: найти свое место в обществе – это значит соответствовать его ценностям и традициям, любить то, чем занимаешься и приносить пользу людям, своей стране. Участие в общественной и социально- значимой деятельности, воплощенной, в том числе, через проекты и программы для детей молодежи – возможность получше узнать себя, свою страну, ее людей и историю, развить полезные знания и навыки, чтобы в будущем занять свое место в обществе и быть счастливым.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия : беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов.
Комплект материалов :
- сценарий, методические рекомендации, видеоролик, презентация.
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоролик,
- презентация.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель . Тема сегодняшнего нашего разговора сформулирована в виде
вопроса: «Как найти своё место в обществе?». А какое слово в этом предложении каждому из вас кажется главным?
Ответы обучающихся.
Учитель. Смотрите, насколько меняется смысл вопроса от акцента на том
или ином содержащемся в нём слове.
Для кого-то это слово «как», то есть что делать, чтобы отыскать своё место в обществе.
Для кого-то – «своё», то есть как понять, что это именно твоё место.
Для кого-то слово «место», то есть разобраться – это место работы, или место в семье, или место в общественной жизни.
Попробуем сегодня вместе найти ответы на эти вопросы.
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, а какие у вас возникают ассоциации, образы, когда вы
представляете человека, который нашёл своё место в обществе?
Ответы обучающихся.
Учитель. Как вы считаете, такие понятия как «смысл жизни», «счастье»,
«успех» связаны с поиском своего места в обществе? Если да, то как? Аргументируйте свой ответ.
Ответы обучающихся.
Учитель. Как понять, нашёл ли ты здесь своё место в обществе?
Существуют ли какие-то критерии такой оценки?
Ответы обучающихся.
Часть 2. Основная
Учитель. В продолжение нашего обсуждения предлагаю посмотреть и обсудить фрагмент одного фильма, в котором ваши ровесники ищут ответы на те же вопросы.
Демонстрация фрагмента фильма «Живой город». Часть 1.
Учитель. Итак, Архип считает, что настоящее счастье человек может испытать тогда, когда принесёт кому-то пользу. Арина считает, что это невозможно. А как считаете вы?
Ответы обучающихся.
Учитель. Как этот сюжет связан с темой нашего разговора?
Ответы обучающихся.
Учитель. Архип хочет доказать Арине, что и она может испытать это чувство, и предлагает ей спор. Как вы думаете, чем закончится этот спор? Можете предположить, почему Архип вообще его затеял?
Ответы обучающихся.
Учитель. Мы услышали мнения друг друга, а теперь давайте досмотрим отрывок до конца.
Демонстрация фрагмента фильма «Живой город». Часть 2.
Учитель. Мы увидели, что Арине удалось испытать чувство, о котором Архип говорил в начале сюжета. Благодаря чему это произошло? В чём заключалась помощь Архипа?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий: важно обратить внимание обучающихся на два важных аспекта: Архип не просто предложил Арине помочь кому-то, а сначала помог ей проанализировать свои интересы и увлечения, найти то дело, которое приносит ей удовольствие. И только после этого помог ей найти ситуацию, через которую она увидела, что результаты её труда доставляют искреннюю радость другим людям. Именно сочетание этих двух факторов позволило Арине ощутить себя нужной и счастливой.
Учитель. Как вы думаете, повлияет ли произошедшая с Ариной ситуация на её дальнейшую жизнь? Легко ли Арине будет найти своё место в обществе?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, а какое название вы бы предложили для этого фильма?
Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель. Этот фильм называется «Живой город», мы посмотрели только его фрагменты, весь фильм вы можете посмотреть по ссылке https://kinouroki.org/jivoy-gorod .
Учитель. Послушайте одну притчу.
Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем. «Что ты
делаешь?» спросил наш герой у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник. «Ты что, не видишь камни таскаю!» зло ответил тот. Тут странник заметил другого рабочего, который волок телегу с большими камнями, и спросил: «Что ты делаешь?» «Я зарабатываю на еду для своей семьи», получил он ответ. Странник подошёл к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее. «Что делаешь ты?» «Я строю храм», улыбнулся тот.
Учитель. Ребята, о чём эта притча? В чём её основной посыл? Как она связана с темой нашего сегодняшнего разговора?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, эта притча о том, что каждый воспринимает свой путь, труд, учёбу, своё дело по-своему. Одно и то же дело – для одного может быть в тягость, для другого – необходимостью, а для третьего – радостью.
Как вы думаете, кто из трёх рабочих, к которым подошёл странник, ощущает себя на своём месте? Почему?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий: важно подвести детей к выводу, что во многом ощущение, что ты нашёл своё признание, своё дело, своё место в обществе, зависит от выстраивания собственного отношения к тому, чем ты занимаешься, от понимания его значимости и пользы для окружающих.
Учитель. Ребята, а какое название для этой притчи вы бы предложили?
Почему?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Как вы считаете, поиск своего места в жизни связан только с профессиональной деятельностью? Может ли человек ощущать себя нужным, востребованным, не реализовав себя профессионально? Аргументируйте свой ответ.
Ответы обучающихся.
Методический комментарий. Учитель может напомнить обучающимся о фрагменте из фильма «20 лет спустя», который обсуждался в прошлом учебном году в рамках занятия «Традиционные семейные ценности», обсудить фразу героини «Я работаю мамой», ответить на вопросы: героиня фильма нашла своё место в жизни? В чём заключается её роль в обществе?
Учитель. Ребята, а как вы считаете, знает ли кто-то наверняка про другого человека, чем ему лучше заниматься, какое место в обществе точно ему подходит?
Ответы обучающихся.
Часть 3. Заключительная
Учитель выводит на экран три изображения (отрисуем в одном стиле): 1. Разные пути, которые приводят к разным целям (разному месту в обществе). 2. Один путь, ведущий к одной цели (к конкретному месту в обществе). 3. Разные пути, приводящие к одной цели (к конкретному месту в обществе).
Учитель. Ребята, перед вами разные модели движения к цели, поиска своего места в обществе. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее правильная?
Если человек на протяжении жизни кардинально меняет сферу своей деятельности, означает ли это, что он так и не смог найти своё место в
обществе?
Означает ли, что найти место в обществе – это значит найти то дело,
которым ты будешь заниматься всю свою жизнь?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Методический комментарий: важно, чтобы обучающиеся пришли к выводу, не существует неправильных моделей поиска своего места в обществе, этот процесс многогранен. И каждый идёт своим путём. Прекрасно, когда человек сразу понял, кем хочет быть и идёт к этому намеренно тем путём, который изначально для себя выстроил. Но и вполне естественно, когда на разных этапах своей жизни, человек может заниматься абсолютно разными вещами, и при этом чувствовать себя нужным и востребованным. Добившись
определённых результатов в одном деле, человек может ставить другие цели и реализовываться в них. А может пробовать себя в разных направлениях, понимать, что это не его, и затем найти то своё, одно-единственное.
Учитель. Ребята, периодически на разных занятиях мы с вами знакомимся с федеральными и региональными проектами и программами для школьников РДДМ, общества «Знания», Российского военно-исторического общества и т.д. Как участие в такого рода проектах могут помочь в поиске своего места в обществе?
Ответы обучающихся
Учитель, дополняя ответы обучающихся. Участие во всероссийских и региональных проектах и программах – это возможность лучше узнать себя, свою страну, ее людей и историю, развить полезные знания и навыки, чтобы в будущем занять свое место в обществе и быть счастливым.
Учитель. Ребята, а теперь я вас попрошу разделиться на группы и составить несколько вопросов, ответив на которые легче будет понять направления поиска своего места в жизни.
Работы в группах, по окончании выполнения задания каждая группа презентует и обосновывает свои варианты.
Методический комментарий. Если обучающиеся не готовы к описанной выше форме работы, то учитель может предложить вставить пропущенные слова в вопросы, ответы на которые, по мнению психологов, помогут понять направления поиска своего места в жизни.
- Какие виды деятельности (дела, хобби, проекты) меня заряжают
( энергией )?
- Какие у меня ( сильные ) стороны?
- Как и е у ч е б н ы е пр едме т ы м н е ( и н т е р ес н ы ), ( л е г к о ) даются? В каких учебных предметах у меня есть ( успехи )?
- Что у меня получается делать ( лучше всего )?
- В каких видах деятельности (проектах) я мог бы
( попробовать ) себя уже сейчас?
- Как то, что я умею, люблю делать, могло бы быть ( полезным ) другим людям?
- Есть ли в моём окружении люди, на которых мне хотелось бы быть
( похожим )?
- Какие ( качества ) и ( навыки ) пригодятся в любом
деле, в любой профессии?
- В какое направление жизни моего края, страны, мира я хотел бы внести свой ( вклад) ?
Учитель. Ребята, молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Теперь у вас есть небольшой чек-лист, который поможет определить направление вашего дальнейшего жизненного пути.
Учитель. Давайте подумаем все вместе, какими качествами должен обладать человек, чтобы у него получилось найти своё призвание, выйти на дорогу, где он сможет реализовать себя, стать полезным другим, найти своё место в обществе?
Ответы обучающихся
Учитель , подводя итого групповой работы . Ребята, качества, которые вы назвали очень тесно связаны с традиционными российскими ценностями – любовь в Родине, семье, людям, созидательный труд, взаимопомощь, дружба и т.д.
А это значит, найти свое место в обществе – это соответствовать его ценностям и традициям, любить то, чем занимаешься и приносить пользу людям, своей стране.
Вы только в начале своего жизненного пути, сейчас самое подходящее время пробовать себя в разных направлениях, нащупывать те виды деятельности, которые дают вам ощущение удовлетворения от того, что вы делаете. Главное, не бояться пробовать и не бояться ошибаться. Любой наш шаг, любое дело – это вклад в наше будущее. Пусть сегодня мы этот путь и начнём.
Дополнительно учитель может предложить школьникам написать письмо самому себе через 20 лет.
ПОСТРАЗГОВОР
- Организация и участие в профориентационном проекте «Моя
- Организация и участие в профориентационном проекте «Моя
будущая профессия», в котором обучающиеся объясняют свой выбор и важность будущей профессии.
- Организация и участие в проекте «Расскажи о своём кружке, секции, студии, ансамбле», в котором обучающиеся поясняют, почему они выбрали то или иное детское объединение.
- Организация и участие в проекте «Расскажи о своём кружке, секции, студии, ансамбле», в котором обучающиеся поясняют, почему они выбрали то или иное детское объединение.
- Организация и участие в конкурсе «Доброе дело», в котором
обучающиеся придумывают и реализуют доброе дело.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Литература: изучение художественных произведений о поисках своего места в обществе.
История: знакомство с биографиями писателей, исторических деятелей.
Предметы естественно-научного цикла, математика: знакомство с историей науки, с путём в профессию учёных, о которых идёт речь на
страницах учебников (Д. И. Менделеев, М. В. Ломоносов, А. С. Попов, В. И.
Вернадский и др.).
Техн о л о ги я : з на ко мст в о с п р о ф ес с ия м и, г де п ри г од ятся н авы к и, полученные школьниками во время изучения учебного предмета.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Са й т « Г о ряч е е серд ц е » , Вс е р оссийс к ая об щ е ств ен н о - г о с у д а р ст в е н ная и н и ц иа т и в а с ме жд у н а р о д н ы м у час т ие м :
https://cordis.fondsci.ru/ .
- Сайт Всероссийского конкурса «Моя страна – Моя Россия»: https://moyastrana.ru/ .
- Сайт Движение первых РДДМ «Движение Первых» (xn--
90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai) ).
- Сайты университетов и колледжей региона, которые готовят к разным профессиям.
5.
Сайт проекта «Работа России» https://trudvsem.ru/ .
6.
Сайт Атласа профессий будущего https://atlas100.ru/catalog/.
7.
План основных мероприятий по проведению года Семьи в России:
http://government.ru/news/50603/ .
ЛИНИИ:
Тема поиска своего места в обществе также включает обсуждение
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ
волонтёрской деятельности, которая позволяет школьникам помогать другим людям,
раз в и т ие к ом м у н ика т и в н ых на в ы к о в , к от о р ы е сп о с о бст в уют эффективному общению с людьми,
изучение истории и культуры своего народа, чтобы понимать его
ценности и традиции,
поддержка здорового образа жизни, чтобы быть готовыми к активной и продуктивной жизни в обществе.