СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. 4 марта 2024 г. Как найти своё место в обществе? Сценарий. 10-11 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник; https://razgovor.edsoo.ru

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. 4 марта 2024 г. Как найти своё место в обществе? Сценарий. 10-11 классы»

дружба коллективизм Сцена р ий  занятия Как  найти  своё  место  в  обществе? 10–11  классы самореализация 4  марта  2024  года

дружба

коллективизм

Сцена р ий занятия

Как найти своё место в обществе?

10–11 классы

самореализация

4 марта 2024 года

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10–11 классов по теме

«КАК НАЙТИ СВОЁ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ?»

Цели занятия:

  • формирование

самореализации в обществе;

  • формирование в ост р е б о в а н н ых н авы к о в:

ц е н н о с т но г о

отношения обучающихся к

ответственности за развитие

чувства

о бщ е н и е, ре ш е н ие п ро б л е м , т в о рче с к о е и

критическое мышление;

  • формирование и развитие навыков эмпатии: заботы о других, желания быть полезным для других людей, для общества, для нашей страны.

Формирующиеся ценности: дружба, коллективизм , самореализация.

Основные смыслы: найти свое место в обществе – это значит соответствовать его ценностям и традициям, любить то, чем занимаешься и приносить пользу людям, своей стране. Участие в общественной и социально- значимой деятельности, воплощенной, в том числе, через проекты и программы для детей молодежи – возможность получше узнать себя, свою страну, ее людей и историю, развить полезные знания и навыки, чтобы в будущем занять свое место в обществе и быть счастливым.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия : беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов.

Комплект материалов :

  • сценарий, методические рекомендации, видеоролик, презентация.
  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеоролик,
  • презентация.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель . Тема сегодняшнего нашего разговора сформулирована в виде

вопроса: «Как найти своё место в обществе?». А какое слово в этом предложении каждому из вас кажется главным?

Ответы обучающихся.

Учитель. Смотрите, насколько меняется смысл вопроса от акцента на том

или ином содержащемся в нём слове.

Для кого-то это слово «как», то есть что делать, чтобы отыскать своё место в обществе.

Для кого-то – «своё», то есть как понять, что это именно твоё место.

Для кого-то слово «место», то есть разобраться – это место работы, или место в семье, или место в общественной жизни.

Попробуем сегодня вместе найти ответы на эти вопросы.

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, а какие у вас возникают ассоциации, образы, когда вы

представляете человека, который нашёл своё место в обществе?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы считаете, такие понятия как «смысл жизни», «счастье»,

«успех» связаны с поиском своего места в обществе? Если да, то как? Аргументируйте свой ответ.

Ответы обучающихся.

Учитель. Как понять, нашёл ли ты здесь своё место в обществе?

Существуют ли какие-то критерии такой оценки?

Ответы обучающихся.

Часть 2. Основная

Учитель. В продолжение нашего обсуждения предлагаю посмотреть и обсудить фрагмент одного фильма, в котором ваши ровесники ищут ответы на те же вопросы.

Демонстрация фрагмента фильма «Живой город». Часть 1.

Учитель. Итак, Архип считает, что настоящее счастье человек может испытать тогда, когда принесёт кому-то пользу. Арина считает, что это невозможно. А как считаете вы?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как этот сюжет связан с темой нашего разговора?

Ответы обучающихся.

Учитель. Архип хочет доказать Арине, что и она может испытать это чувство, и предлагает ей спор. Как вы думаете, чем закончится этот спор? Можете предположить, почему Архип вообще его затеял?

Ответы обучающихся.

Учитель. Мы услышали мнения друг друга, а теперь давайте досмотрим отрывок до конца.

Демонстрация фрагмента фильма «Живой город». Часть 2.

Учитель. Мы увидели, что Арине удалось испытать чувство, о котором Архип говорил в начале сюжета. Благодаря чему это произошло? В чём заключалась помощь Архипа?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий: важно обратить внимание обучающихся на два важных аспекта: Архип не просто предложил Арине помочь кому-то, а сначала помог ей проанализировать свои интересы и увлечения, найти то дело, которое приносит ей удовольствие. И только после этого помог ей найти ситуацию, через которую она увидела, что результаты её труда доставляют искреннюю радость другим людям. Именно сочетание этих двух факторов позволило Арине ощутить себя нужной и счастливой.

Учитель. Как вы думаете, повлияет ли произошедшая с Ариной ситуация на её дальнейшую жизнь? Легко ли Арине будет найти своё место в обществе?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, а какое название вы бы предложили для этого фильма?

Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель. Этот фильм называется «Живой город», мы посмотрели только его фрагменты, весь фильм вы можете посмотреть по ссылке https://kinouroki.org/jivoy-gorod .

Учитель. Послушайте одну притчу.

Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем. «Что ты

делаешь?»спросил наш герой у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник. «Ты что, не видишькамни таскаю!»зло ответил тот. Тут странник заметил другого рабочего, который волок телегу с большими камнями, и спросил: «Что ты делаешь?» «Я зарабатываю на еду для своей семьи»,получил он ответ. Странник подошёл к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее. «Что делаешь ты?» «Я строю храм»,улыбнулся тот.

Учитель. Ребята, о чём эта притча? В чём её основной посыл? Как она связана с темой нашего сегодняшнего разговора?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, эта притча о том, что каждый воспринимает свой путь, труд, учёбу, своё дело по-своему. Одно и то же дело – для одного может быть в тягость, для другого – необходимостью, а для третьего – радостью.

Как вы думаете, кто из трёх рабочих, к которым подошёл странник, ощущает себя на своём месте? Почему?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий: важно подвести детей к выводу, что во многом ощущение, что ты нашёл своё признание, своё дело, своё место в обществе, зависит от выстраивания собственного отношения к тому, чем ты занимаешься, от понимания его значимости и пользы для окружающих.

Учитель. Ребята, а какое название для этой притчи вы бы предложили?

Почему?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Как вы считаете, поиск своего места в жизни связан только с профессиональной деятельностью? Может ли человек ощущать себя нужным, востребованным, не реализовав себя профессионально? Аргументируйте свой ответ.

Ответы обучающихся.

Методический комментарий. Учитель может напомнить обучающимся о фрагменте из фильма «20 лет спустя», который обсуждался в прошлом учебном году в рамках занятия «Традиционные семейные ценности», обсудить фразу героини «Я работаю мамой», ответить на вопросы: героиня фильма нашла своё место в жизни? В чём заключается её роль в обществе?

Учитель. Ребята, а как вы считаете, знает ли кто-то наверняка про другого человека, чем ему лучше заниматься, какое место в обществе точно ему подходит?

Ответы обучающихся.

Часть 3. Заключительная

Учитель выводит на экран три изображения (отрисуем в одном стиле): 1. Разные пути, которые приводят к разным целям (разному месту в обществе). 2. Один путь, ведущий к одной цели (к конкретному месту в обществе). 3. Разные пути, приводящие к одной цели (к конкретному месту в обществе).

Учитель. Ребята, перед вами разные модели движения к цели, поиска своего места в обществе. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее правильная?

Если человек на протяжении жизни кардинально меняет сферу своей деятельности, означает ли это, что он так и не смог найти своё место в

обществе?

Означает ли, что найти место в обществе – это значит найти то дело,

которым ты будешь заниматься всю свою жизнь?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Методический комментарий: важно, чтобы обучающиеся пришли к выводу, не существует неправильных моделей поиска своего места в обществе, этот процесс многогранен. И каждый идёт своим путём. Прекрасно, когда человек сразу понял, кем хочет быть и идёт к этому намеренно тем путём, который изначально для себя выстроил. Но и вполне естественно, когда на разных этапах своей жизни, человек может заниматься абсолютно разными вещами, и при этом чувствовать себя нужным и востребованным. Добившись

определённых результатов в одном деле, человек может ставить другие цели и реализовываться в них. А может пробовать себя в разных направлениях, понимать, что это не его, и затем найти то своё, одно-единственное.

Учитель. Ребята, периодически на разных занятиях мы с вами знакомимся с федеральными и региональными проектами и программами для школьников РДДМ, общества «Знания», Российского военно-исторического общества и т.д. Как участие в такого рода проектах могут помочь в поиске своего места в обществе?

Ответы обучающихся

Учитель, дополняя ответы обучающихся. Участие во всероссийских и региональных проектах и программах – это возможность лучше узнать себя, свою страну, ее людей и историю, развить полезные знания и навыки, чтобы в будущем занять свое место в обществе и быть счастливым.

Учитель. Ребята, а теперь я вас попрошу разделиться на группы и составить несколько вопросов, ответив на которые легче будет понять направления поиска своего места в жизни.

Работы в группах, по окончании выполнения задания каждая группа презентует и обосновывает свои варианты.

Методический комментарий. Если обучающиеся не готовы к описанной выше форме работы, то учитель может предложить вставить пропущенные слова в вопросы, ответы на которые, по мнению психологов, помогут понять направления поиска своего места в жизни.

  • Какие виды деятельности (дела, хобби, проекты) меня заряжают

( энергией )?

  • Какие у меня ( сильные ) стороны?
  • Как и е у ч е б н ы е пр едме т ы м н е ( и н т е р ес н ы ), ( л е г к о ) даются? В каких учебных предметах у меня есть ( успехи )?
  • Что у меня получается делать ( лучше всего )?
  • В каких видах деятельности (проектах) я мог бы

( попробовать ) себя уже сейчас?

  • Как то, что я умею, люблю делать, могло бы быть ( полезным ) другим людям?
  • Есть ли в моём окружении люди, на которых мне хотелось бы быть

( похожим )?

  • Какие ( качества ) и ( навыки ) пригодятся в любом

деле, в любой профессии?

  • В какое направление жизни моего края, страны, мира я хотел бы внести свой ( вклад) ?

Учитель. Ребята, молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Теперь у вас есть небольшой чек-лист, который поможет определить направление вашего дальнейшего жизненного пути.

Учитель. Давайте подумаем все вместе, какими качествами должен обладать человек, чтобы у него получилось найти своё призвание, выйти на дорогу, где он сможет реализовать себя, стать полезным другим, найти своё место в обществе?

Ответы обучающихся

Учитель , подводя итого групповой работы . Ребята, качества, которые вы назвали очень тесно связаны с традиционными российскими ценностями – любовь в Родине, семье, людям, созидательный труд, взаимопомощь, дружба и т.д.

А это значит, найти свое место в обществе – это соответствовать его ценностям и традициям, любить то, чем занимаешься и приносить пользу людям, своей стране.

Вы только в начале своего жизненного пути, сейчас самое подходящее время пробовать себя в разных направлениях, нащупывать те виды деятельности, которые дают вам ощущение удовлетворения от того, что вы делаете. Главное, не бояться пробовать и не бояться ошибаться. Любой наш шаг, любое дело – это вклад в наше будущее. Пусть сегодня мы этот путь и начнём.

Дополнительно учитель может предложить школьникам написать письмо самому себе через 20 лет.

ПОСТРАЗГОВОР

  • Организация и участие в профориентационном проекте «Моя
  • Организация и участие в профориентационном проекте «Моя

будущая профессия», в котором обучающиеся объясняют свой выбор и важность будущей профессии.

  • Организация и участие в проекте «Расскажи о своём кружке, секции, студии, ансамбле», в котором обучающиеся поясняют, почему они выбрали то или иное детское объединение.
  • Организация и участие в проекте «Расскажи о своём кружке, секции, студии, ансамбле», в котором обучающиеся поясняют, почему они выбрали то или иное детское объединение.
  • Организация и участие в конкурсе «Доброе дело», в котором

обучающиеся придумывают и реализуют доброе дело.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Литература: изучение художественных произведений о поисках своего места в обществе.

История: знакомство с биографиями писателей, исторических деятелей.

Предметы естественно-научного цикла, математика: знакомство с историей науки, с путём в профессию учёных, о которых идёт речь на

страницах учебников (Д. И. Менделеев, М. В. Ломоносов, А. С. Попов, В. И.

Вернадский и др.).

Техн о л о ги я : з на ко мст в о с п р о ф ес с ия м и, г де п ри г од ятся н авы к и, полученные школьниками во время изучения учебного предмета.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  • Са й т « Г о ряч е е серд ц е » , Вс е р оссийс к ая об щ е ств ен н о - г о с у д а р ст в е н ная и н и ц иа т и в а с ме жд у н а р о д н ы м у час т ие м :

https://cordis.fondsci.ru/ .

  • Сайт Всероссийского конкурса «Моя страна – Моя Россия»: https://moyastrana.ru/ .
  • Сайт Движение первых РДДМ «Движение Первых» (xn--

90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai) ).

  • Сайты университетов и колледжей региона, которые готовят к разным профессиям.

5.

Сайт проекта «Работа России» https://trudvsem.ru/ .

6.

Сайт Атласа профессий будущего https://atlas100.ru/catalog/.

7.

План основных мероприятий по проведению года Семьи в России:

http://government.ru/news/50603/ .

ЛИНИИ:

Тема поиска своего места в обществе также включает обсуждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ

волонтёрской деятельности, которая позволяет школьникам помогать другим людям,

раз в и т ие к ом м у н ика т и в н ых на в ы к о в , к от о р ы е сп о с о бст в уют эффективному общению с людьми,

изучение  истории  и  культуры  своего  народа,  чтобы  понимать  его ценности  и  традиции, поддержка  здорового  образа  жизни,  чтобы  быть  готовыми  к  активной  и  продуктивной жизни в  обществе.

изучение истории и культуры своего народа, чтобы понимать его

ценности и традиции,

поддержка здорового образа жизни, чтобы быть готовыми к активной и продуктивной жизни в обществе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!