дружба
коллективизм
Сцена р ий занятия
Как найти своё место в обществе?
5–7 классы
самореализация
4 марта 2024 года
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5–7 классов по теме
«КАК НАЙТИ СВОЁ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ?»
Цели занятия:
самореализации в обществе;
- формирование в ост р е б о в а н н ых н авы к о в:
ц е н н о с т но г о
отношения обучающихся к
ответственности за развитие
чувства
о бщ е н и е, ре ш е н ие п ро б л е м , т в о рче с к о е и
критическое мышление;
- формирование и развитие навыков эмпатии: заботы о других, желания быть полезным для других людей, для общества, для нашей страны.
Формирующиеся ценности: дружба, коллективизм , самореализация.
Основные смыслы: найти свое место в обществе – это значит соответствовать его ценностям и традициям, любить то, чем занимаешься и приносить пользу людям, своей стране. Участие в общественной и социально- значимой деятельности, воплощенной, в том числе, через проекты и программы для детей молодежи – возможность получше узнать себя, свою страну, ее людей и историю, развить полезные знания и навыки, чтобы в будущем занять свое место в обществе и быть счастливым.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия : беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов.
Комплект материалов :
- сценарий, методические рекомендации, видеоролик, презентация.
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоролик,
- презентация.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель . Каждый человек ищет своё место в мире, где он может быть и
самим собой, и где он сможет быть нужным другим. Это непростая задача. Какие образы возникают у вас, когда вы думаете о поиске своего места в обществе?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, всё верно. Перекрёсток разных дорог, пожалуй,
самый яркий и понятный образ.
Демонстрация презентации.
Учитель. Как вы думаете, ребята, что это значит – выбрать именно свою
дорогу, найти свой путь среди множества других?
Ответы обучающихся.
Учитель . Что помогает и что мешает человеку делать выбор, определять своё место в обществе?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий: важно, чтобы школьники вышли на мысль, что выбор совершает сам человек. Но есть то, что может ему помешать (например, неуверенность в себе, плохое образование, инфантилизм и т. д.). И
есть то, что может помочь (поддержка семьи, образование, хобби, талант,
хорошее здоровье и т. д.).
Часть 2. Основная
Учитель . Талант, способности есть у каждого человека. Очень важно разглядеть их и помочь им развиваться в нужном вам и людям вокруг направлении. Давайте посмотрим фрагменты фильма о вашем сверстнике, который оказался на той самой развилке дорог.
Главный герой фильма – Олег, которого в школе считали неудачником и
слабаком.
Демонстрация видеофрагмента - Первое дело. Часть 1.
Учитель . Что в разговоре мальчика с мамой кажется вам самым важным?
Как вы думаете, понимает ли Олег свою маму?
Ответы обучающихся.
Демонстрация видеофрагмента - Первое дело. Часть 2.
Учитель . Как вам кажется, почему всё, что было важно для Олега до истории со щенками, перестало иметь значение? Что теперь стало главным для мальчика? Что в нём изменилось?
Ответы обучающихся.
Демонстрация видеофрагмента - Первое дело. Часть 3.
Учитель . Вы услышали фразу: «Величина человека определяется не толщиной кошелька, а полезными делами». Как вы её понимаете? Всегда ли нужно много денег, чтобы люди тебя уважали? Что в человеке могут ценить и уважать другие люди?
Ответы обучающихся.
Демонстрация видеофрагмента - Первое дело. Часть 4.
Учитель . Ребята, как вы думаете, как может реализовать себя Олег и в будущем найти своё место в обществе, если у него такое увлечение?
Ответы обучающихся.
Учитель . А какие увлечения есть у вас? Как вы думаете, будут ли они связаны с поиском вами своего места в обществе?
Ответы обучающихся.
Учитель . Давайте посмотрим, как закончилась история Олега.
Демонстрация видеофрагмента - Первое дело. Часть 5.
Учитель . Какие качества, которые были у Олега, но о которых он, возможно, не догадывался, помогли ему реализовать свои способности и стать лучшим в своем деле?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Давайте подумаем все вместе, какими качествами должен обладать человек, чтобы у него получилось найти своё призвание, выйти на дорогу, где он сможет реализовать себя, стать полезным другим, найти своё место в обществе? Предлагаю это обсудить в мини-группах.
Методический комментарий: педагог делит класс на группы. Каждая группа получает карточку с перечнем качеств человека. Задача: выбрать те качества, которые могут помочь человеку найти своё место в обществе, и защитить своё мнение.
Учитель. Каждая группа получила карточку с перечнем качеств, из которых вам надо выбрать те, что нужны человеку, чтобы найти своё место в обществе. Посовещайтесь в группе, выберите и защитите свою позицию. После этого спикер каждой группы объяснит свой выбор для всех.
Групповая работа.
Качества:
- неравнодушие, любовь к миру, любовь к Родине, своей семье, другим людям, всему живому;
- стремление общаться и взаимодействовать с другими людьми, умение
работать в команде;
- сила воли, сильный характер, целеустремлённость;
- трудолюбие;
- любопытство, стремление узнавать новое, изучать мир, общество, в котором ты живёшь;
- творческие способности, наличие хобби, увлечённость своим делом;
- желание приносить пользу людям, стране;
- себялюбие, эгоизм и нежелание относиться к себе и результатам своего труда критически;
- жадность, нежелание делиться;
- зависть;
- грубость и высокомерие;
- нетерпеливость и необязательность;
- жестокость, наглость.
Методическая подсказка для учителя: после окончания обсуждения педагог предоставляет слово спикеру каждой группы, который от имени группы защищает «свои» качества. Педагог поддерживает обсуждение, задавая вопросы о том, как эти качества помогут человеку найти своё место в обществе.
Учитель , подводя итого групповой работы . Ребята, качества, которые вы выбрали очень тесно связаны с традиционными российскими ценностями – любовь в Родине, семье, людям, созидательный труд, взаимопомощь, дружба и т.д.
А это значит, найти свое место в обществе – это соответствовать его ценностям и традициям, любить то, чем занимаешься и приносить пользу людям, своей стране.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Мне кажется, что у нас сегодня состоялся очень интересный разговор. Мы смогли постоять на перекрёстках своих дорог и подумать, по какой дороге мы пойдём, что нам поможет сделать первый шаг. Давайте подумаем, а что подталкивает человека сделать этот шаг? Чем руководствуется человек, выбирая свой путь, определяя своё место в обществе?
Ответы обучающихся.
Учитель. Знаете, ребята, а в фильме есть ещё один очень интересный
фрагмент. Посмотрим его.
Демонстрация видеофрагмента - Первое дело. Часть 6.
Учитель . А какие мотиваторы помогают вам? Придумайте мотиваторы, которые могли бы помочь людям найти своё место в жизни?
Обучающиеся предлагают свои варианты мотиваторов и защищают своё мнение.
Учитель . Посмотрите, какие разные получились у вас воодушевляющие предложения! Они относятся и к обучению, и к саморазвитию, и к профессиональному совершенствованию.
Вам уже понятно, что нужно много знать, многое уметь, чтобы в будущем найти свое место в обществе. А как же вы можете это сделать уже сейчас?
Ответы обучающихся.
Учитель. Да, конечно, есть способ – уже сейчас пробовать свои силы в самых разных областях человеческой деятельности. Вы верно сказали – надо себя развивать. Поэтому важно каждому из вас понять, что вам нравится, в какой области вы хотели бы продолжить совершенствовать свои знания.
Каким образом и где вы можете это сделать?
Ответы обучающихся.
Учитель. Расскажите, кто из вас ходит в кружки, секции, студии и почему? Что дадут вам дополнительные занятия в будущем?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, периодически на разных занятиях мы с вами знакомимся с федеральными и региональными проектами и программами для школьников РДДМ, общества «Знания», Российского военно-исторического общества и т.д. Как участие в такого рода проектах могут помочь в поиске своего места в обществе?
Ответы обучающихся
Учитель, дополняя ответы обучающихся. Участие во всероссийских и региональных проектах и программах – это возможность лучше узнать себя, свою страну, ее людей и историю, развить полезные знания и навыки, чтобы в будущем занять свое место в обществе и быть счастливым.
Учитель . «Путешествие в тысячу лет начинается с одного шага», так говорили древние мудрецы. Не сбиться с выбранного пути помогает вера в себя и в свои силы, поддержка близких людей – вашей семьи, друзей.
Что сегодня в нашем разговоре было для вас самым значимым и важным?
О чём вы задумались?
Ответы обучающихся.
Учитель. Большое спасибо, очень важные слова вы сейчас сказали. Действительно, каждому важно верить в себя, искать своё место в жизни, в обществе. Удачи вам!
ПОСТРАЗГОВОР
- Организация и участие в профориентационном проекте «Моя будущая профессия», в котором обучающиеся объясняют свой выбор и
важность будущей профессии.
- Организация и участие в проекте «Расскажи о своём кружке,
секции, студии, ансамбле», в котором обучающиеся поясняют, почему они
выбрали то или иное детское объединение.
- Организация и участие в конкурсе «Доброе дело», в котором обучающиеся придумывают и реализуют доброе дело.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Литература: изучение художественных произведений о поисках своего места в обществе.
История: знакомство с биографиями писателей, исторических деятелей.
Предметы естественно-научного цикла, математика: знакомство с
историей науки, с путём в профессию учёных, о которых идёт речь на страницах учебников (Д. И. Менделеев, М. В. Ломоносов, А. С. Попов, В. И. Вернадский и др.).
Технология: знакомство с профессиями, где пригодятся навыки, полученные школьниками во время изучения учебного предмета.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Сайт «Горячее сердце», Всероссийская общественно-
г о с у д а р ст в е н ная и н и ц иа т и в а с ме жд у н а р о д н ы м у час т ие м : https://cordis.fondsci.ru/ .
- Сайт Всероссийского конкурса «Моя страна – Моя Россия»: https://moyastrana.ru/ .
- Са й т Д в и ж е н и е п е р в ы х Р Д ДМ « Д виж е ние П е р в ы х » ( x n -- 90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai) ).
- Сайты университетов и колледжей региона, которые готовят к
разным профессиям.
5.
Сайт проекта «Работа России» https://trudvsem.ru/ .
6.
Сайт Атласа профессий будущего https://atlas100.ru/catalog/.
7.
План основных мероприятий по проведению года Семьи в России:
http://government.ru/news/50603/ .
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Тема поиска своего места в обществе также включает обсуждение волонтёрской деятельности, которая позволяет школьникам помогать другим людям,
развитие коммуникативных навыков, которые способствуют эффективному общению с людьми,
изучение истории и культуры своего народа, чтобы понимать его ценности и традиции,
поддержка здорового образа жизни, чтобы быть готовыми к активной и продуктивной жизни в обществе.