СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся 5 класса
Занятие 17
ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ
Цели занятия: развитие у обучающихся представлений о средствах массовой коммуникации, о назначении периодических изданий и культуре их чтения; получение
знаний о Дне российской печати как профессиональном празднике работников СМИ, об их труде, профессиях СМИ.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, гуманизм.
Основные смыслы:
• Пресса – средство хранения и передачи от поколения к поколению памяти, достижений науки и культуры.
• Печатное издание – надежный источник информации, один из основных способов
ее распространения.
• Важная роль печати – формирование общественного мнения, образа человека
и гражданина, норм поведения в обществе.
Продолжительность занятия: 30 минут
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах. Занятие включает просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.
Комплект материалов:
• сценарий;
• видеоматериалы;
• интерактивные задания;
• презентация.
Мотивационно-целевой этап - Учитель организует просмотр видеоролика-анонса
занятия.
Учитель: Ребята, 13 января отмечается праздник – День российской печати. Знаете ли вы об этом дне?
Ответы обучающихся.
Учитель: Это профессиональный праздник тех, кто создает печатные издания – газеты и журналы: журналистов,редакторов, корреспондентов, верстальщиков. Благодаря
их работе до сведения читателей доходят последние новости и мнения экспертов. Давайте посмотрим видеосюжет об этом празднике.
Учитель организует просмотр видеосюжета об истории Дня российской печати.
Учитель: Возможно, вы слышали еще и другое название массовой печатной продукции – «пресса». Знаете, что это такое, откуда произошло это название?
Ответы обучающихся.
Учитель: Верно, пресса – это все периодические издания,газеты, журналы, а в современном мире – ещё и интернетресурсы. Пресса позволяет нам узнавать о событиях в мире,делиться мнениями, формировать точку зрения. Часто еще
говорят «массовый читатель». Как вы думаете, кто это?
Ответы обучающихся.
Учитель: Массовый читатель – это каждый из нас. Пресса ориентирована на нас, чтобы мы могли быть в курсе важнейших событий и находить ответы на интересующие вопросы.
Давайте вспомним: знакомы ли вы с какими-нибудь печатными или электронными изданиями? Может быть, вы или ваши родители выписываете газеты или журналы? Какие из них вам больше всего нравятся и почему?
Ответы обучающихся.
Учитель: Ребята, сегодня у нас в гостях главный редактор одной из старейших и крупнейших в нашей стране газет, 1 Слово «пресса» происходит от французского слова «пресс» (presse). В XIII веке оно означало давильный станок. В следующем веке так называли печатный станок, а затем вообще всякую продукцию печатного станка. В XIX веке слово приобрело более узкий смысл: под ним стали подразумевать все периодические издания: газеты, журналы.
В этом значении слово «пресса» вошло в русский язык.
«Московский комсомолец», Павел Николаевич Гусев. Внимание на экран!
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с главным редактором газеты «Московский комсомолец» Павлом Николаевичем Гусевым. Примерные
вопросы для обсуждения:
– Что интересного вы узнали из интервью?
– Согласны ли вы, что работа в прессе – это работа важная и ответственная? Почему?
– В чем секрет популярности газеты «Московский комсомолец»?
Основной этап
Учитель: Мы с вами живем в эпоху интернета и высоких технологий, но из интервью Павла Николаевича Гусева мы узнали, что печатные издания до сих пор не утратили своей ценности. Как вы думаете, почему?
Ответы обучающихся.
Учитель: Печатные издания остаются востребованными, потому что доносят до читателя достоверную информацию.
А еще они помогают сохранить историю, из старых газет и журналов мы узнаем, что интересовало людей в далекие от нас времена, какие происходили события, как люди на них реагировали. Например, знаете ли вы, о чем писали в самых первых газетах?
Ответы обучающихся.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно печатная газета стала главным средством для распространения новостей?
Ответы обучающихся.
Учитель: А какое, по вашему мнению, главное отличие информации в современных газетах и журналах от новостей первых газет?2 Какая это информация?
2 Первые газеты содержали преимущественно государственную информацию,
описывали политические, военные события, а также приказы и указы. Современные
издания охватывают широкий спектр тем, включая общественные, культурные,
научные, спортивные новости и развлекательный контент. Современные издания
Ответы обучающихся.
Учитель: Ребята, как и столетия назад, в печатных и современных интернет-изданиях трудятся десятки профессионалов. Можете их назвать?
Ответы обучающихся.
Учитель: Верно, это журналисты, редакторы, корректоры, специалисты по рекламе и еще десятки полезных и интересных профессий. А как вы думаете, в чем заключается труд этих людей?
Ответы обучающихся.
Учитель: Верно, каждый специалист, как и в старые времена, занимается своим делом! Давайте выполним интерактивное задание и проверим, что делает каждый из них!
Учитель организует выполнение интерактивного задания «Профессии СМИ» (сопоставление названия профессии с описанием деятельности).
Учитель: До появления интернета утро практически в каждой семье начиналось с чтения за завтраком газеты. Взрослые читали, например, «Правду», «Известия», «Комсомольскую правду» — это были самые распространенные в советское время газеты. Школьники читали «Пионерскую правду». Читали газеты по дороге на
работу и в обеденный перерыв. Раз в месяц почтальон приносил журналы. Они были объемные, и их, конечно, читали не так быстро, как газету.
Как вы думаете, почему люди каждый день начинали с прочтения прессы? Что еще, кроме новостей, люди могли узнать из газет и журналов?
Ответы обучающихся.
Учитель: Ребята, часто утро для многих современных людей начинается с чтения ленты в соцсетях. Можно ориентированы на массового читателя и предоставляют более широкий спектр информации. Можно ли сказать, что раньше пресса заменяла современные социальные сети?
Ответы обучающихся.
Учитель: Несмотря на обилие интернет-изданий соцсетей, газеты и журналы по-прежнему выпускают. Как выдумаете, почему? Может ли интернет заменить их полностью?
Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель: Ребята, мы сегодня говорили о роли печатных изданий для человека и страны и о тех людях, которые их создают. А сейчас попробуем создать макет своей
собственной классной газеты.
Учитель организует групповую работу, разделив обучающихся на 4 группы: «Новости класса», «Интервью», «Досуг», «Дизайн». Группам дается задание придумать содержание (первые три группы) и оформление (четвертая группа) рубрик газеты. На работу отводится 3 минуты.
Обучающиеся работают в группах и по очереди представляют свои части работы.
Учитель: Ребята, вы большие молодцы, предлагаю продолжить работу над нашей газетой и через неделю представить готовый выпуск на следующем занятии
«Разговоры о важном».
Периодические издания по-прежнему остаются важным источником информации. С помощью них люди передают друг другу и будущим поколениям новости, сведения о значимых для страны событиях и о повседневной жизни.
А работая над нашей классной газетой, мы поняли, что и каждый из нас тоже может внести вклад в это дело.