СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном: 8–9 классов по теме «Легенды о России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия:

  • Формирование у обучающихся понимания значения сказок, легенд и былин, как части культурного наследия России, передаваемого из поколения в поколение и отражающего собирательный образ героического прошлого российского народа.
  • Формирование у обучающихся понимания причин появления ошибочных представлений о стране.
  • Воспитание чувства гордости за свою страну и уважения к её истории и культуре.

 

Формирующиеся ценности: патриотизм.

 

Основные смыслы:

Прошлое нашей страны, истинные духовные ценности сохранились в сказках, легендах и былинах, объединяющих народы России. 

Задача каждого из нас – сохранять и передавать культурное и историческое наследие страны следующим поколениям, и тогда мифы или легенды, любая недостоверная информация будут бессильны перед сильной, независимой, открытой и дружелюбной Россией.

 

Партнёр занятия: Российское военно-историческое общество.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов.

 

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • презентация;
  • методические рекомендации;
  • видеоролики.

          

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Полины Айнутдиновой. 

 

Учитель. С мифами и легендами мы встречаемся не только на уроках истории и литературы, они сопровождают нас и в повседневной жизни. Посмотрим видео и ответим на вопрос, который в нём содержится. Внимание на экран.

 

Демонстрация видео «Легенды о России». Часть 1.

Это самая холодная страна в мире. Здесь настолько холодно, что круглый год все ходят в зимней одежде. Каждый человек в этой стране угрюм и никогда не улыбается. Ещё бы: когда всегда холодно, кому захочется улыбаться. По улицам здесь свободно гуляют медведи. И у каждого уважающего себя гражданина свой ручной мишка. 

Что же это за страна?

 

Учитель. Какие у кого есть версии? О какой стране идёт речь?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Такой видят нашу страну иностранцы. Неожиданно? А так ли это?

Ответы обучающихся.  

 

Учитель. Действительно, увиденное совсем не соответствует реальности. 

 

Демонстрация видео «Легенды о России». Часть 2.

На самом деле, наша родина настолько огромна, что мы можем прочувствовать все четыре времени года: морозную зиму, цветущую весну, жаркое лето и золотую осень!

И наши люди приветливы и гостеприимны, всегда готовы встретить вкусной едой и искренней улыбкой.

И медведей вы можете увидеть разве что в зоопарках и цирках, где они милы и приветливы. И конечно, в их привычной среде обитания – в лесах средней полосы России, за Уралом. А в Сибири медведя вообще называют хозяином тайги!

 

Учитель. Ребята, какие эмоции вызвали у вас сложившиеся в ряде стран мифы о нашей стране? Поделитесь.

Ответы обучающихся.

 

Часть 2. Основная

Учитель. Самый распространённый и устойчивый миф о России – медведи, гуляющие по улицам российских городов, возник ещё в XVI веке.

По одной из версий в начале XVI века в России побывал дипломат Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн. Его сильно впечатлила наша страна. Особенно зима и рассказы про медведей-шатунов, которые в особо лютые морозы из-за голода врываются в дома к людям. 

Это были единичные случаи, о которых он сам знал только по рассказам, однако подробно написал об этом своим друзьям, поэтому в Европе решили, что в далёкой, страшной и холодной России по улицам городов, действительно, ходят злые медведи.

В XIX веке образ «русского медведя» попал в политическую карикатуру. Изображая Россию в виде медведя, иностранцы приписывали нашей стране такие его черты, как агрессивность, суровость, кровожадность.

 

Учитель. Ребята, на самом деле, с древних времён на Руси почитали медведя. Мишка – один из любимых героев русских народных сказок. 

Давайте вспомним, каким предстаёт медведь в народных сказках? Какими качествами он наделён? Отличается ли наш фольклорный образ медведя от «русского медведя», приписанного нам западом?

 

Ответы обучающихся.

 

Учитель, подводя итоги обсуждения. 

Итак, сказочный медведь может быть разным: он обладает большой силой, хоть и слегка простоват; он добродушный и справедливый, доверчивый и медлительный. Но трогать его не стоит! 

Не зря народная мудрость русских сказок гласит: не надо лезть в берлогу к медведю. О чём речь, как думаете? Какая позиция внешней политики России отражена в русском фольклоре?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Конечно, речь идёт о том, что наша страна открыта и дружелюбна ко всем странам и народам мира. Однако она всей своей мощью и силой даст отпор тому, кто посягнёт на её территориальную целостность. На протяжении всей истории нашей страны мы видим, что военная доктрина России – оборонительная, русский солдат никогда не вступал в чужие столицы как завоеватель, только как защитник. 

Ребята, а какие ещё герои сказок, былин, легенд, знакомые нам с детства, учат нас приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, любить родную землю и защищать её границы?

 Ответы обучающихся.

 

Учитель. Верно, любимые нами с детства русские богатыри. Какой он – русский богатырь? В чём его сила?

 

Учитель, обобщая ответы обучающихся

Богатыри сильны не только физически, они сильны мудростью, добротой и справедливостью. Богатыри берут в руки меч только тогда, когда злые силы угрожают их родной земле. Они всегда стоят на защите слабых и предпочитают решать проблемы мирным путём. 

Легенды и сказания о богатырях – сильных, храбрых - есть у всех народов нашей многонациональной страны.

Ребята, почему спустя столетия нам не перестают быть интересны истории про богатырей? Почему нам хочется быть на них похожими?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Всё верно, богатыри символизируют то, что близко и ценно для нас, россиян, то, что было близко и ценно для наших дедов и прадедов, то, что олицетворяет собой Россия – силу, независимость, справедливость, открытость, щедрость и трудолюбие. 

 

Учитель. Вернемся к мифам о русском медведе, которые бытуют среди иностранцев. Ребята, как вы думаете, почему эти мифы прижились?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Как ни странно, но самые нелепые и парадоксальные вещи часто распространяются просто молниеносно, особенно когда проверить информацию почти невозможно (раньше не было ни радио, ни телевидения, ни интернета, знания о других странах были фрагментарны и обрывочны). 

Подробнее о том, как возникают современные мифы и легенды о России, кто и зачем их создает расскажет Заместитель председателя Государственной

Думы          Федерального      Собрания   Российской          Федерации,          известный телеведущий, журналист и праправнук великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, Пётр Толстой.

 

Демонстрация видеовыступления федерального спикера.

 

 

Учитель. Ребята, что из выступления Петра Толстого вам запомнилось больше всего? Почему важно критически относиться к информации о своей стране? Что в этом помогает?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Верно! Знание истории и критическое мышление помогают распознавать лживую информацию и бороться с фейками, которые часто распространяют иностранные источники. Об этом мы с вами говорили на занятии «Век информации».

 

Учитель. Мифы, ставшие стереотипами, да ещё и в отношении целой страны, весьма устойчивы, их сложно разрушить. 

Но в 1980 году нашей стране удалось продемонстрировать всему миру, что русский медведь, подобно русскому богатырю, применяет свою силу, только когда что-то угрожает его родной земле, а в иных ситуациях он добрый, открытый и ласковый, как Олимпийский Мишка, ставший символом Олимпиады-80, проходившей в нашей стране.

Посмотрите на кадры, как тысячи иностранцев плакали вместе с советскими людьми на закрытии Олимпиады под легендарную песню, написанную Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым «До свидания, наш ласковый Миша».

 

Демонстрация видеоролика с закрытия Олимпиады-80.

 

Учитель. Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал весь мир, увидев эти кадры?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Олимпиада-80 – это яркий пример того, как можно изменить негативное представление о стране через её культуру, спорт, литературу, кино, музыку, живопись, науку. 

 

Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему не столь важно, что о нас думают иностранцы, а важнее то, что мы ценим в себе, как храним память о прошлом нашей страны и какие ценности передаём будущим поколениям?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги обсуждения. Верно, важно, чтобы мифы о России, возникшие в силу отсутствия информации или сформированные кем-то намеренно, развенчивались при посещении нашей страны, при общении с нашими людьми.

Мы наблюдали этот эффект и во время проведения всемирных фестивалей молодежи, проходящих в нашей стране, и во время Зимних Олимпийских игр - 2014 и во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году, и на международном мурал-арт фестивале «Омск, ты просто космос!», который прошел в сентябре этого года. 

Давайте посмотрим, какой образ нашей страны увезли в своем сердце иностранные художники-участники фестиваля в Омске.  

 

Демонстрация видеоинтервью с иностранными участниками фестиваля «Омск, ты просто космос!» 

 

Учитель. Богатыри, герои русских сказок, Олимпийский Мишка, мудрость предков, русская литература и искусство, литература и искусство народов России, историческая память – основа культурного кода нашей страны. Наша задача – сохранять и передавать его следующим поколениям, и тогда любой миф, любая легенда будут бессильны перед сильной, независимой, открытой и дружелюбной Россией.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном: 8–9 классов по теме «Легенды о России»»




Разговоры о важном: 8–9 классов по теме «Легенды о России»

Цели занятия:

  • Формирование у обучающихся понимания значения сказок, легенд и былин, как части культурного наследия России, передаваемого из поколения в поколение и отражающего собирательный образ героического прошлого российского народа.

  • Формирование у обучающихся понимания причин появления ошибочных представлений о стране.

  • Воспитание чувства гордости за свою страну и уважения к её истории и культуре.

Формирующиеся ценности: патриотизм.

Основные смыслы:

Прошлое нашей страны, истинные духовные ценности сохранились в сказках, легендах и былинах, объединяющих народы России.

Задача каждого из нас – сохранять и передавать культурное и историческое наследие страны следующим поколениям, и тогда мифы или легенды, любая недостоверная информация будут бессильны перед сильной, независимой, открытой и дружелюбной Россией.

Партнёр занятия: Российское военно-историческое общество.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов.

Комплект материалов:

  • сценарий;

  • презентация;

  • методические рекомендации;

  • видеоролики.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Полины Айнутдиновой.

Учитель. С мифами и легендами мы встречаемся не только на уроках истории и литературы, они сопровождают нас и в повседневной жизни. Посмотрим видео и ответим на вопрос, который в нём содержится. Внимание на экран.

Демонстрация видео «Легенды о России». Часть 1.

Это самая холодная страна в мире. Здесь настолько холодно, что круглый год все ходят в зимней одежде. Каждый человек в этой стране угрюм и никогда не улыбается. Ещё бы: когда всегда холодно, кому захочется улыбаться. По улицам здесь свободно гуляют медведи. И у каждого уважающего себя гражданина свой ручной мишка.

Что же это за страна?

Учитель. Какие у кого есть версии? О какой стране идёт речь?

Ответы обучающихся.

Учитель. Такой видят нашу страну иностранцы. Неожиданно? А так ли это?

Ответы обучающихся.

Учитель. Действительно, увиденное совсем не соответствует реальности.

Демонстрация видео «Легенды о России». Часть 2.

На самом деле, наша родина настолько огромна, что мы можем прочувствовать все четыре времени года: морозную зиму, цветущую весну, жаркое лето и золотую осень!

И наши люди приветливы и гостеприимны, всегда готовы встретить вкусной едой и искренней улыбкой.

И медведей вы можете увидеть разве что в зоопарках и цирках, где они милы и приветливы. И конечно, в их привычной среде обитания – в лесах средней полосы России, за Уралом. А в Сибири медведя вообще называют хозяином тайги!

Учитель. Ребята, какие эмоции вызвали у вас сложившиеся в ряде стран мифы о нашей стране? Поделитесь.

Ответы обучающихся.

Часть 2. Основная

Учитель. Самый распространённый и устойчивый миф о России – медведи, гуляющие по улицам российских городов, возник ещё в XVI веке.

По одной из версий в начале XVI века в России побывал дипломат Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн. Его сильно впечатлила наша страна. Особенно зима и рассказы про медведей-шатунов, которые в особо лютые морозы из-за голода врываются в дома к людям.

Это были единичные случаи, о которых он сам знал только по рассказам, однако подробно написал об этом своим друзьям, поэтому в Европе решили, что в далёкой, страшной и холодной России по улицам городов, действительно, ходят злые медведи.

В XIX веке образ «русского медведя» попал в политическую карикатуру. Изображая Россию в виде медведя, иностранцы приписывали нашей стране такие его черты, как агрессивность, суровость, кровожадность.

Учитель. Ребята, на самом деле, с древних времён на Руси почитали медведя. Мишка – один из любимых героев русских народных сказок.

Давайте вспомним, каким предстаёт медведь в народных сказках? Какими качествами он наделён? Отличается ли наш фольклорный образ медведя от «русского медведя», приписанного нам западом?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги обсуждения.

Итак, сказочный медведь может быть разным: он обладает большой силой, хоть и слегка простоват; он добродушный и справедливый, доверчивый и медлительный. Но трогать его не стоит!

Не зря народная мудрость русских сказок гласит: не надо лезть в берлогу к медведю. О чём речь, как думаете? Какая позиция внешней политики России отражена в русском фольклоре?

Ответы обучающихся.

Учитель. Конечно, речь идёт о том, что наша страна открыта и дружелюбна ко всем странам и народам мира. Однако она всей своей мощью и силой даст отпор тому, кто посягнёт на её территориальную целостность. На протяжении всей истории нашей страны мы видим, что военная доктрина России – оборонительная, русский солдат никогда не вступал в чужие столицы как завоеватель, только как защитник.

Ребята, а какие ещё герои сказок, былин, легенд, знакомые нам с детства, учат нас приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, любить родную землю и защищать её границы?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, любимые нами с детства русские богатыри. Какой он – русский богатырь? В чём его сила?

Учитель, обобщая ответы обучающихся.

Богатыри сильны не только физически, они сильны мудростью, добротой и справедливостью. Богатыри берут в руки меч только тогда, когда злые силы угрожают их родной земле. Они всегда стоят на защите слабых и предпочитают решать проблемы мирным путём.

Легенды и сказания о богатырях – сильных, храбрых - есть у всех народов нашей многонациональной страны.

Ребята, почему спустя столетия нам не перестают быть интересны истории про богатырей? Почему нам хочется быть на них похожими?

Ответы обучающихся.

Учитель. Всё верно, богатыри символизируют то, что близко и ценно для нас, россиян, то, что было близко и ценно для наших дедов и прадедов, то, что олицетворяет собой Россия – силу, независимость, справедливость, открытость, щедрость и трудолюбие.

Учитель. Вернемся к мифам о русском медведе, которые бытуют среди иностранцев. Ребята, как вы думаете, почему эти мифы прижились?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как ни странно, но самые нелепые и парадоксальные вещи часто распространяются просто молниеносно, особенно когда проверить информацию почти невозможно (раньше не было ни радио, ни телевидения, ни интернета, знания о других странах были фрагментарны и обрывочны).

Подробнее о том, как возникают современные мифы и легенды о России, кто и зачем их создает расскажет Заместитель председателя Государственной

Думы Федерального Собрания Российской Федерации, известный телеведущий, журналист и праправнук великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, Пётр Толстой.

Демонстрация видеовыступления федерального спикера.

Учитель. Ребята, что из выступления Петра Толстого вам запомнилось больше всего? Почему важно критически относиться к информации о своей стране? Что в этом помогает?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно! Знание истории и критическое мышление помогают распознавать лживую информацию и бороться с фейками, которые часто распространяют иностранные источники. Об этом мы с вами говорили на занятии «Век информации».

Учитель. Мифы, ставшие стереотипами, да ещё и в отношении целой страны, весьма устойчивы, их сложно разрушить.

Но в 1980 году нашей стране удалось продемонстрировать всему миру, что русский медведь, подобно русскому богатырю, применяет свою силу, только когда что-то угрожает его родной земле, а в иных ситуациях он добрый, открытый и ласковый, как Олимпийский Мишка, ставший символом Олимпиады-80, проходившей в нашей стране.

Посмотрите на кадры, как тысячи иностранцев плакали вместе с советскими людьми на закрытии Олимпиады под легендарную песню, написанную Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым «До свидания, наш ласковый Миша».

Демонстрация видеоролика с закрытия Олимпиады-80.

Учитель. Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал весь мир, увидев эти кадры?

Ответы обучающихся.

Учитель. Олимпиада-80 – это яркий пример того, как можно изменить негативное представление о стране через её культуру, спорт, литературу, кино, музыку, живопись, науку.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему не столь важно, что о нас думают иностранцы, а важнее то, что мы ценим в себе, как храним память о прошлом нашей страны и какие ценности передаём будущим поколениям?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги обсуждения. Верно, важно, чтобы мифы о России, возникшие в силу отсутствия информации или сформированные кем-то намеренно, развенчивались при посещении нашей страны, при общении с нашими людьми.

Мы наблюдали этот эффект и во время проведения всемирных фестивалей молодежи, проходящих в нашей стране, и во время Зимних Олимпийских игр - 2014 и во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году, и на международном мурал-арт фестивале «Омск, ты просто космос!», который прошел в сентябре этого года.

Давайте посмотрим, какой образ нашей страны увезли в своем сердце иностранные художники-участники фестиваля в Омске.

Демонстрация видеоинтервью с иностранными участниками фестиваля «Омск, ты просто космос!»

Учитель. Богатыри, герои русских сказок, Олимпийский Мишка, мудрость предков, русская литература и искусство, литература и искусство народов России, историческая память – основа культурного кода нашей страны. Наша задача – сохранять и передавать его следующим поколениям, и тогда любой миф, любая легенда будут бессильны перед сильной, независимой, открытой и дружелюбной Россией.