СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Блокада Ленинграда. 5-7 класс. Сценарий. Методические рекомендации. (100ballnik)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Блокада Ленинграда. 5-7 класс. Сценарий. Методические рекомендации. (100ballnik)»


преемственность поколений


единство народов России





Сценарий занятия

НЕПОКОРЁННЫЕ

80 лет со дня полного освобождения Ленинграда
от фашистской блокады



5-7 классы




справедливость


историческая память







0

22 января 2024 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5–7 классов по теме

«НЕПОКОРЁННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ»


Цель занятия: формирование у обучающихся ценностного отношения к мужеству, силе воли ленинградцев во время блокады, их стремлению восстановить город и культурные объекты, сохраняя при этом память о подвиге народа во время Великой Отечественной войны.


Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти, преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.


Основные смыслы: блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Благодаря героизму, мужеству и непоколебимости жителей Ленинграда планам фашистов не суждено было реализоваться. Знание о жизни жителей блокадного Ленинграда, о судьбах людей, переживших трагические дни, позволяет сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны, влияет на выбор поведенческих моделей в наиболее сложных исторических ситуациях (на примере защитников Ленинграда).


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией.


Комплект материалов:

  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагменты,

  • интерактивное задание,

  • презентация.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами совершим историческое путешествие длиной в 80 лет.

Демонстрация видеоролика с видами современного Санкт-Петербурга, затем «возвращение» к историческим документальным кадрам блокадного Ленинграда.

Учитель, на фоне видеоряда современного Санкт-Петербурга. Мы с вами в одном из красивейших городов мира, в архитектурной жемчужине нашей страны – Санкт-Петербурге.

Учитель, на фоне документальных кадров блокадного Ленинграда. А теперь мы на тех же улицах Санкт-Петербурга, но 80 лет назад, перед нами кадры самого страшного отрезка жизни города. Мы в блокадном Ленинграде.

Учитель. Почти год назад мы с вами проводили занятие «Разговоры о важном» по теме «Прорыв блокады Ленинграда».

Вспомните, что вас больше всего поразило? О чём вы думали, узнавая о жизни людей в блокадном Ленинграде?

Ответы обучающихся.

Учитель. Да, мы с вами узнали о попытке уничтожить огромный город вместе со всем его населением, масштабном геноциде жителей Ленинграда.

Тогда мы узнали действительно не только очень страшные факты о жизни в блокадном городе, но и прочувствовали поразительную волю и стойкость жителей Ленинграда.

Непокорённые… Так начинается название темы нашего разговора. О подвиге непокорённых ленинградцев говорим сегодня с главным героем занятия, почетным гражданином г. Санкт-Петербурга, жительницей блокадного Ленинграда, блокадным учителем Строгоновой Надеждой Васильевной.

Демонстрация видеообращения федерального спикера.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему Ленинград не мог быть сдан ни при каких условиях? Почему жители города даже не допускали такой мысли? Почему от их силы духа зависела не только победа нашей страны в Великой Отечественной войне, но и наше с вами настоящее?

Ответы обучающихся.

Часть 2. Основная

Учитель. Для нас с вами события 80-летней давности – это история. Мы читаем о событиях Великой Отечественной войны в учебниках, видим переживания людей, которые передают актёры в художественных фильмах.

Но ничто не сравнится с живыми свидетельствами, которые дошли до нас сквозь годы, бесценными документами, в которых самые разные люди делились со своими друзьями и родными пережитым. Письма ленинградцев. И стихи, написанные поэтами внутри блокадного кольца.

Мы сможем их услышать и даже увидеть.

Методический комментарий: учитель перелистывает страницы интерактивного архива, последовательно демонстрируя обучающимся стихи и письма из Ленинграда с 1941 года по 1944 год.


Выполнение интерактивного задания «Стихи и письма о блокаде». СТРАНИЦА 1. 1941 ГОД

Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна…

Кронштадтский злой, неукротимый ветер в моё лицо закинутое бьёт.

В бомбоубежищах уснули дети, ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом смертная угроза… Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы, что называлось страхом и мольбой. Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады — мы не покинем наших баррикад.

Ольга Берггольц

Письмо отца к дочери (3 октября 1941 года)

Милая Адочка, мы получили ваши письма, твоё и тёти Зои. Мама очень рада, что у тебя дела идут хорошо. Ваше питание, конечно, лучше нашего. Ада, ты одна получаешь хлеба столько же, сколько мы с мамой вместе. Овощей никаких нет, картошки не пробовали, мы забыли её вкус. Фашисты слишком близко стоят у нашего города, они рвутся к нам, чтобы залить наши улицы кровью мирных жителей, но этому не бывать, враг получит свою смерть у ворот Ленинграда. Адочка, слушайся тётю Зою! Без пальто не ходи в школу! Будь здорова и спокойна.

Немцам не удастся дойти до Вологды, Красная армия скоро получит помощь из Америки и Англии. Тогда мы покажем врагу, где зимуют раки. Поцелуй тётю Зою и передай ей наше сердечное спасибо за те заботы, которые она проявляет о тебе.

Твой папа.

Учитель. Идут первые месяцы блокады. Над Ленинградом нависла смертельная опасность. Люди действительно ещё не знают, когда она закончится и с какими потерями.

Какой эмоциональный настрой ленинградцев вы ощутили из услышанных стихотворных строк Ольги Берггольц и строк письма отца к дочери?

В каких строчках мы видим глубочайшую веру людей в победу и возврат к мирной жизни?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ольга Берггольц, чьи стихи мы услышали, писала и читала их по радио на протяжении всей блокады.

Ребята, сейчас даже сложно представить, как, несмотря на ежедневные обстрелы, бомбёжку, на улицах Ленинграда звучали стихи Ольги Берггольц. Её голос очень ждали измученные и голодные ленинградцы.

Как вы думаете, почему для них это было так важно? Как это помогало ленинградцам выстоять и не сломиться?

Ответы обучающихся.

СТРАНИЦА 2. 1942 ГОД

Учитель. Перевернём следующую страницу – 1942 год.

Как бы ударом страшного тарана Здесь половина дома снесена,

И в облаках морозного тумана Обугленная высится стена.

Ещё обои порванные помнят

О прежней жизни, мирной и простой, Но двери всех обрушившихся комнат, Раскрытые, висят над пустотой.

И пусть я всё забуду остальное — Мне не забыть, как, на ветру дрожа, Висит над бездной зеркало стенное На высоте шестого этажа.

Его теперь ночная душит сырость, Слепят пожары дымом и огнём,

Но всё пройдёт. И, что бы ни случилось, — Враг никогда не отразится в нём!

Письмо дочери к отцу (1942 год)

Дорогой, пупик! Пишу тебе очень редко, но ты не должен сердиться. Я бесконечно рада, что вы далеко от меня, что вы не видите и не переживаете всех этих «прелестей».

Была тут у Лики Пикуровской она лежит больная, диагноз дистрофия.

Много я вижу теперь исхудавших, но таких страшных ещё не видывала.

Вообще, папка, если блокаду не прорвут, и к нам не забросят продукты, так очень сомнительно, что через месяц я ещё буду в состоянии нацарапать тебе письмо. Никогда ещё не затягивалась так туго петля.

Нужно жить светлыми надеждами, если нет ничего более существенного.

Крепко целую тебя, мой родной! Деба.

Учитель. Зима 1941–1942 года, самая страшная зима для Ленинграда, в этот период город потерял самое большое число своих жителей.

Но слыша стихи и читая письма того времени, можем ли мы сказать, что ленинградцы перестали верить в победу и пали духом?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, можете себе представить, что несмотря на собственные разрушенные дома, на жуткий холод и голод, ленинградцы маскировали от вражеских обстрелов соборы, храмы, памятники архитектуры, укрывали или, если получалось, прятали под землёй городские скульптуры, всяческими способами пытались сохранить ценные музейные экспонаты. А ещё им удалось сохранить почти всех животных Ленинградского зоопарка!

Как вы думаете, почему это так важно было для жителей Ленинграда?

Ребята, о каких личностных качествах жителей Ленинграда говорят эти факты?

Ответы обучающихся.

Учитель. Письма шли из Ленинграда, письма шли в Ленинград, и это было сопряжено с огромной опасностью, ведь путь был один – через Дорогу жизни – единственную и постоянно обстреливаемую магистраль через Ладожское озеро (по желанию учитель может показать ролик про Дорогу жизни – см. дополнительные материалы).

Ребята, как вы думаете, какое значение имели письма, приходившие в блокадный город, для жителей Ленинграда? Почему ни в коем случае нельзя было прервать эту связь?

Ответы обучающихся.


Учитель. Ещё одно письмо, но уже в Ленинград, с фронта.

Письмо с фронта в Ленинград (1942 год).

Мой милый, родной Тасик! Больше месяца я не писал тебе писем. До 4 утра буквально не бывает свободной минуты, а в 4 утра я очень часто беру бумагу и карандаш и засыпаю…

Самое страшное – просыпаться и узнавать, кто убит, а кто ранен. Тает число тех, кто уцелел после года нашего пребывания на фронте.

Нам привезли фильм «Ленинград в борьбе», слёзы подступали к горлу – так больно за наш любимый город. Какую злобу и ненависть вызывает он к гадам! Хочется бить и бить их! Этот фильм мы показали каждому бойцу. Ярость вызвал у них этот фильм, они теперь говорят, что за такой город, за таких людей, как ленинградцы, в жизни жалеть нечего.


Учитель. Одной из важнейших причин, по которой город выстоял и победил, было то, что для помощи осаждённому Ленинграду руководство страны предпринимало огромные усилия.

В 1941—1942 гг. были предприняты четыре наступательные операции с целью прорыва блокады, закончившиеся, к сожалению, неудачно. Символом этих попыток стал «Невский пятачок» — небольшой плацдарм на левом берегу Невы шириной 500—800 м и длиной 2,5—3 км, с которого войска Ленинградского фронта несколько раз пытались организовать наступление на восток и прорваться навстречу тем, кто старался пробить коридор извне.

Связь с остальной частью страны, понимание, что их не оставят один на один с врагом – были важнейшей психологической поддержкой, помогавшей жителям Ленинграда не сдаваться ни при каких условиях.

СТРАНИЦА 3. 1943 ГОД

Учитель. Перелистнем следующую страницу – 1943 год.

Уже страданьям нашим не найти ни меры, ни названья, ни сравненья.

Но мы в конце тернистого пути

и знаем близок день освобожденья.

Наверно, будет грозный этот день давно забытой радостью отмечен: наверное, огонь дадут везде,

во все дома дадут, на целый вечер.

Двойною жизнью мы сейчас живём: в кольце, во мраке, в голоде, в печали

мы дышим завтрашним, свободным, щедрым днём, мы этот день уже завоевали.

Ольга Берггольц

Учитель. Ленинградцы верили, чувствовали, знали, что этот день настанет. Январь 1943 г. Блокада, наконец, прорвана: вдоль южного берега Ладожского озера был пробит коридор шириной 8—11 км, сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена. В битве за Ленинград наступил перелом. Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города окончательно рухнул.

Ещё одно письмо из города... смотрим!

Клавдия Орлова (18 лет, блокадница).

Сидим вечером, пьём чай, но… что такое? «Прорыв блокады Ленинграда» не верю своим ушам… Но радио не может врать! Значит, прочь голод, нам подвезут продукты… Ура!!! Ликованию не было конца, мы вышли на улицу, хотя было уже 12 часов ночи. Всю ночь не могли уснуть, люди целовались друг с другом, обнимались и плакали.

Учитель. Ребята, почему прорыв блокады Ленинграда стал праздником со слезами на глазах? Почему людей охватывали такие противоречивые эмоции?

Ответы обучающихся.


СТРАНИЦА 4. 1944 ГОД

Учитель. До полного снятия блокады Ленинграда понадобился ещё целый год.

После знаменитой Курской битвы на всех фронтах произошел перелом: наши войска везде громили фашистские армии и гнали их на запад, освобождая родную землю.

В январе 1944 г. под Ленинградом началось масштабное наступление Красной Армии, были окончательно освобождены Новгородская и почти вся Ленинградская области.

27 января, когда разбитые немецкие войска в беспорядке отступали, в честь полного освобождения от блокады в Ленинграде прогремел праздничный салют — единственный салют, данный не в Москве.

Демонстрация видеофрагмента – салют в честь снятия блокады Ленинграда

Учитель. Ребята, мы с вами попытались прожить и прочувствовать вместе с ленинградцами страшные 872 блокадных дня. Давайте, попробуем подвести итог. Что, на ваш взгляд, помогло Ленинграду выстоять и остаться непокорённым?

Ответы обучающихся.

Часть 3. Заключение

Учитель. После снятия блокады ленинградцам, измождённым голодом и страхом, предстояло совершить ещё один подвиг: восстановить свой любимый город, погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить, чтобы город на Неве стала таким, каким мы его знаем и любим сейчас.

Невероятное количество сил понадобилось, чтобы вернуть городу прежнюю красоту. Посмотрим, какое чудо совершили наши люди, восстанавливая разрушенное войной.

Демонстрация видеоролика «Ленинград: тогда и сейчас».

Учитель. Ребята, почему важно помнить и рассказывать следующим поколениям о блокаде Ленинграда? Почему нельзя забывать об этих почти 900 страшных днях?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, важно хранить эту память, передавать её следующим поколениям для того, чтобы ничего подобного больше не повторилось.

В январе на главной выставке страны «Россия» будет проведена специальная неделя, посвящённая блокаде Ленинграда. Тем самым мы ещё раз напомним всему миру, что нацисты и их союзники планировали стереть Ленинград с лица земли вместе со всеми шедеврами российской и мировой культуры, богатейшим наследием. Ещё раз повторим, что попытка уничтожить огромный город вместе со всем его населением – крупнейшее военное преступление в истории человечества, составная часть гитлеровской политики геноцида народов Советского Союза.

Важно знать, что судебным решением блокада Ленинграда признана геноцидом и военным преступлением.

Мы всегда будем помнить о подвиге нашего народа в дни Великой Отечественной войны и благодарны людям, чья стойкость, понимание ценности жизни, взаимопомощи, взаимоподдержки, чья любовь к Родине позволили сохранить нашу страну.

И эту память нельзя уничтожить, она всегда будет храниться в наших сердцах!


ПОСТРАЗГОВОР
  • Посещение Мемориального комплекса в память о ленинградцах, погибших в годы блокады, всех жителей Ленинградской области,

погибших от рук фашистов в годы оккупации в Гатчинском районе Ленинградской области.

  • Разработка эскиза памятной медали к 80-летию снятия блокады Ленинграда, организация в классе, школьном музее или холле выставки разработанных обучающимися эскизов памятных медалей к 80-летию снятия блокады Ленинграда.

  • Посещение сайта проекта «Письма из Ленинграда» http://письмаизленинграда.рф

  • Разговор с родителями, дедушками и бабушками – остались ли в семье письма времён войны от воевавших родственников, сделать о них сообщение в классе.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Обществознание:

  1. класс: тема «Деятельность человека. Учебная деятельность школьника»;

  2. класс: тема: «Социальные ценности», «Мораль и моральный выбор.

Право и мораль».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
    1. Начало блокады Ленинграда. Портал История. РФ. Электронный ресурс

// URL: https://histrf.ru/read/articles/nachalo-blokady-lieninghrada-event

    1. Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение. Электронный ресурс. // URL: https://militaryarms.ru/voennye- konflikty/blokada-leningrada/

    2. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Электронный ресурс // URL: https://blokadamus.ru/

    3. Музей Тани Савичевой. Блокадный Ленинград. Видео. // URL: https://www.youtube.com/watch?v=ERyTJ8So97Q


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ Благодарность людям, чья стойкость, понимание ценности жизни, взаимопомощи, взаимоподдержки, чья любовь к Родине позволили сохранить нашу страну.






Методические рекомендации


Цель занятия: формирование у обучающихся ценностного отношения к мужеству, силе воли ленинградцев во время блокады, их стремлению восстановить город и культурные объекты, сохраняя при этом память о подвиге народа во время Великой Отечественной войны.


Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти, преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.


Основные смыслы: блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Благодаря героизму, мужеству и непоколебимости жителей Ленинграда планам фашистов не суждено было реализоваться. Знание о жизни жителей блокадного Ленинграда, о судьбах людей, переживших трагические дни, позволяет сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны, влияет на выбор поведенческих моделей в наиболее сложных исторических ситуациях (на примере защитников Ленинграда).


Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией.


Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагменты,

  • интерактивное задание,

  • презентация.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с краткой беседы с обучающимися по теме, связанной с событиями Великой Отечественной войны, касающихся блокады Ленинграда.

Демонстрация короткого видеоролика, показывающего кадры современного Санкт-Петербурга и документальных кадров блокадного Ленинграда, стимулирует познавательный интерес школьников, мотивирует их на формирование собственной оценки и вызывает эмоциональный отклик, который подводит их к пониманию исторической значимости подвига жителей Ленинграда, чья стойкость и мужество позволили городу выжить, не сдаться врагам.

Беседа со школьниками о внеурочном занятии прошлого года, посвященного прорыву блокады Ленинграда, позволяет обучающимся вспомнить самые эмоциональные моменты, формирует общий эмоциональный настрой занятия.

Демонстрация видеообращения федерального спикера направлена на реализацию цели занятия.

Успешная мотивация обучающихся обеспечивает необходимые эмоции и настраивает школьников на активную деятельность во время занятия.

Часть 2. Основная.

Форма работы, использующаяся в основной части занятия, – выполнение интерактивного задания. учитель перелистывает страницы интерактивного архива, последовательно демонстрируя обучающимся стихи и письма из Ленинграда с 1941 года по 1944 год.

На «страницах» интерактива собраны стихи ленинградских поэтов, посвященных блокаде города, а также письма, иллюстрирующие жизнь горожан в тяжелые времена 1941 и 1942 года, переломный 1943 и год снятия блокады и освобождения города – 1944.

Беседа продолжается обсуждением стойкости и мужества. Которые помогли ленинградцам выжить и сохранить город в годы войны.

Часть 3. Заключительная.

Итоговая рефлексия.

Заключительная часть занятия посвящена трудовому подвигу ленинградцев – восстановлению родного города, реставрации музейных и архитектурных ценностей.

Демонстрация видеоролика «Тогда и сейчас» еще раз подтверждает ту мысль, что жителям города было необходимо совершить еще один героический подвиг: восстановить свой любимый город, погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить, чтобы город на Неве стала таким, каким мы его знаем и любим сейчас.

В завершение занятия учитель объясняет обучающимся, что важно хранить историческую память, передавать ее следующим поколениям для того, чтобы ничего подобного больше не повторилось.


ПОСТРАЗГОВОР
  • Посещение Мемориального комплекса в память о ленинградцах, погибших в годы блокады, всех жителей Ленинградской области, погибших от рук фашистов в годы оккупации в Гатчинском районе Ленинградской области.

  • Разработка эскиза памятной медали к 80-летию снятия блокады Ленинграда, организация в классе, школьном музее или холле выставки разработанных обучающимися эскизов памятных медалей к 80-летию снятия блокады Ленинграда.

  • Посещение сайта проекта «Письма из Ленинграда»

http://письмаизленинграда.рф

  • Разговор с родителями, дедушками и бабушками - остались ли в семье письма времен войны от воевавших родственников, сделать о них сообщение в классе.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Обществознание:

  1. класс: Тема «Деятельность человека. Учебная деятельность школьника»;

  2. класс: Тема: «Социальные ценности», «Мораль и моральный выбор.

Право и мораль».


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:


  1. Начало блокады Ленинграда. Портал История.РФ. Электронный ресурс

// URL: https://histrf.ru/read/articles/nachalo-blokady-lieninghrada-event

  1. Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение. Электронный ресурс. // URL: https://militaryarms.ru/voennye- konflikty/blokada-leningrada/

  2. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.

Электронный ресурс // URL: https://blokadamus.ru/

  1. Музей Тани Савичевой. Блокадный Ленинград. Видео. // URL: https://www.youtube.com/watch?v=ERyTJ8So97Q


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность людям, чья стойкость, понимание ценности жизни, взаимопомощи, взаимоподдержки, чья любовь к Родине позволили сохранить нашу страну.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение

обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и

друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!